Статья "Основные вехи истории образования в Западной Сибири (18-первая половина 20 века)"
Курдюмова Елена Васильевна,
учитель истории
МОУ «Москаленский лицей»
Москаленского района
Омской области
Основные вехи истории образования в Западной Сибири (XVIII-первая половина XX века)
Образование в Западной Сибири начало развиваться в 20 – годы 18 века. Успешно функционировали духовные школы в Тобольске. При Екатерине 2 Тобольская семинария бала одна из восьми в России с полным восьмиклассным курсом. В 1765 году в Тобольской семинарии обучалось 200, а в 1791 году – 285 человек. Одной из первых была открыта Тобольская гарнизонная школа. В 1713 году в ней имелось 43 ученика. Позже такие школы появились в Томске, Омске и других местах. Выросшая горная и металлургическая промышленность России остро нуждалась в инженерно – технических кадрах, поэтому в 1779 году было принято решение открыть горное училище в Барнауле.
Кадры отечественных медиков готовились в 18 веке преимущественно в госпитальных медицинских школах. Первая такая школа в Сибири появилась в середине 18 века в Барнауле. В течение 18 века школа выпустила около 60 врачей, успешно работавших во многих районах Сибири. В 80х годах 18 века правительство Екатерины 2 впервые предприняло попытку открыть народные училища. В 1788 в Западной Сибири открыто одно из 3х Главных народных училищ в Тобольске, в которое поступило 88 учеников, в 1792 году их было уже 149. В 19 веке народные училища были преобразованы в гимназии. Однако в целом регулярное образование делало только первые шаги. В основном детей обучали у частных мастеров грамоты. Передовыми педагогами пореформенной России пересматривается все содержание обучения. В высказываниях передовых педагогов звучит требование уважения к личности ребенка. Царское правительство вынуждено было встать на путь школьных реформ. В Томске, Омске, Тобольске и других городах открылись воскресные школы для взрослых. Незначительным было количество начальных школ. Так в 1860 году в Тобольске было 15 сельских училищ, в которых обучались 891 мальчик и только 6 девочек. Во второй половине 19 века количество школ возросло. С 1854 по 1888 год построено в Западной Сибири 409 начальных училищ. До 60-х годов 19 века в Западной Сибири было всего 2 средние образовательные школы: Тобольская и Томская. В 1870 году в Омске открылась мужская гимназия. В 60-е годы появились женские училища в Томске, Тюмени, Омске. До 70-х годов не было ни одного специального педагогического учебного заведения. Первая в Западной Сибири учительская семинария была открыта в Омске в 1872 году. Первая фельдшерская школа также появилась в Омске в эти же годы.
В целом, существующие в Сибири к середине 19 века школы и училища далеко не обеспечивали всеобщую грамотность. В Западной Сибири в это время во всех учебных заведениях (гимназиях, семинариях, уездных, приходских, духовных, горнозаводских и военных училищах) обучались всего 4 – 5 тыс. человек и это при населении региона в 1,5 млн. человек. Уровень грамотности даже в городах был весьма низкий, например, в Омске – 10% населения города, в Томске – 8%, Тюмени – 6%, Тобольске – 5%, Барнауле – 5%. Грамотность крестьянства была еще ниже. Первая женская гимназия открылась в Омске 1 августа 1882 года. В 1813 году по инициативе первого командира отдельного Сибирского корпуса Г.И. Глазенена в Омске был основан Сибирский кадетский корпус – старейшее военное учебное заведение Сибири. Для подготовки учителей повышенной школы открылись учительские институты: Томск (1902г), Омск (1912г), Тобольск (1916г). Но, не смотря на это, учительских кадров повсюду не хватало. Также остро ощущалась нужда в специалистах высшей квалификации.
В 1880 году в Томске состоялась закладка зданий первого сибирского университета, а в 1888 году начались учебные занятия. Первый факультет был медицинский, затем юридический. В 1904 году почетным членом университета был избран великий русский ученый, уроженец Сибири Д.И. Менделеев. В 1895 году встал вопрос об открытии второго высшего учебного заведения в Сибири. Было решено создание Технологического института в Томске с отделениями: механическим, химическим, горным, инженерно – строительным. В 1928 – 29 учебном году стало вводиться всеобщее начальное обучение в Омске, в 1929 – 30 учебном году – в Новосибирске. Пятилетний план РСФСР намечал закончить ликвидацию неграмотности. Увеличивается число вузов и улучшается их географическое размещение. На базе Сибирского технологического института созданы институты в Томске, Новосибирске, Омске, Новокузнецке. В 1929 году в Омске открылся Автодорожный институт, в Новосибирске – институт народного хозяйства. Открыта академия в Томске.
С середины 30-х годов принципиально новым стало содержание всего учебного процесса, начиная от учебных планов и программ и заканчивая методикой преподавания. Лекции, семинарские занятия, групповая работа в мастерских и лабораториях под руководством и при контроле со стороны преподавателя стали законом. Большое развитие получило среднее специальное образование. Только за годы первой пятилетки в Западной Сибири число техникумов увеличилось в 4 раза. Как и прежде университеты оставались важнейшими научными центрами. Центром подготовки специалистов сельского хозяйства по-прежнему оставался Омск. Здесь функционировали ветеринарный и сельскохозяйственный институты. Особое место в развитии науки принадлежало ученым Томска. Здесь сложились школы выдающихся русских и советских ученых: С.И.Коржинского, В.А. Обручева, М.А. Усова и других. Наличие таких школ выдвинуло Томск в число важнейших научных центров страны. Ученые ветеринарного и сельскохозяйственного институтов города Омска многое сделали для изучения сибирских почв. Их усилия по повышению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства неоднократно отмечались премиями и дипломами Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В первые месяцы Великой Отечественной войны большинство школ было закрыто. К концу второго военного года местные советы изыскали возможность для частичного восстановления школьной сети. Сеть семилетних и средних школ не была восстановлена даже к концу 1945 года, хотя значительно увеличилось число начальных школ. Десятки тысяч учителей ушли на фронт и поэтому почти четверть учителей не имела даже среднего образования. Сибирские школы оказывали постоянную помощь фронту, промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Только учащиеся Омской области за годы войны внесли в фонд обороны 2.8 млн. рублей, собрали и отправили бойцам Красной армии более 17.900 посылок, выработали на полях колхозов 9,1 млн. трудодней. В первые же месяцы войны сменили учебу и работу в вузе на винтовку более 400 студентов и научных работников Томского политехнического института, 60 научных работников и 397 студентов Томского университета, более половины студентов и преподавателей Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта и многих других. За годы ВОВ для нужд обороны Томские ученые выполнили 1607 научных исследований. При этом было защищено 34 докторские и 103 кандидатские диссертации. Окончание войны позволило советскому народу вновь приступить к реализации планов дальнейшего развития образования. Десятки тысяч сибирских учителей не вернулись с фронтов Отечественной войны. Все это требовало дополнительных усилий, чтобы организовать нормальный учебный процесс. Строительство школ в широких масштабах развернулось только в 50х годах. Колхозы приняли активное участие в строительстве школ. Инициатором этого дела стали трудящиеся колхоза «Новый строй» Новосибирской области.
В 1949 – 50 учебном году в школах Западной Сибири имелось более 800 оборудованных учебных кабинетов по физике, химии, биологии.
Таким образом, за послевоенные годы система народного образования успешно преодолела трудности войны. Высшие и средние специальные учебные заведения в военное время меньше пострадали, чем общеобразовательная школа и даже значительно расширился профиль подготовки кадров внутри вузов. Томский государственный университет в течение первого послевоенного десятилетия выпустил свыше 2,5 тысяч человек. Введено обязательное восьмилетнее образование всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Важную роль сыграли творческие усилия десятков тысяч педагогов – новаторов.
Таким образом, общеобразовательная школа Западной Сибири внесла значительный вклад в обучении и воспитании подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
Иртышский вертоград. Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М.: Академия поэзии, издательство «Московский писатель»; 1998г. – 560с.
История Сибири. Том второй. Сибирь в составе феодальной России. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Ленинград, 1968г.
История Сибири. Том третий. Сибирь в эпоху капитализма. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Ленинград, 1968г.
История Сибири. Том четвертый. Сибирь в период строительства социализма. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Ленинград, 1968г.
История Сибири. Том пятый. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. Издательство «Наука», Ленинградское отделение. Ленинград, 1969г.
История Омской области с древних времен до конца XIX века. Западно-сибирское книжное издание. Омское отделение, 1976г.
История Сибири часть II. Сибирь в составе Российской империи. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс», 2001г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курдюмова Елена Васильевна
→ Elena201011 07.02.2011 4 7687 562 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.