«Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников»


Учитель истории МОУ «Солонцинская средняя общеобразовательная школа»

Шелудченко Валентин Григорьевич










«Использование краеведческого материала на уроках истории

с целью патриотического

воспитания школьников»






Автор опыта: Шелудченко Валентин Григорьевич, учитель истории

МОУ «Солонцинская средняя общеобразовательная школа»








Содержание:



  1. Информация об опыте……………………………..3

  2. Технология опыта …………………………………..5

  3. Результативность опыта ………………………......12

  4. Библиографический список ……………………… 14
































  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Белгородская область в современной России занимает одно из лидирующих мест. И, где бы я ни появлялся в других регионах России, всюду спрашивали: «Откуда вы?» - а услышав ответ, что из Белгородской области, собеседник тут же вскликивает: «Как же, знаю! Курская битва. Белгород-город первого салюта!» И не даром Белгородскую область знает вся Россия, ведь возвышение Белгорода и области произошло не в одно мгновение. Исторические корни области уходят в тысячелетнюю толщу, когда нашим предкам приходилось в изнурительной, кровавой борьбе защищать от опустошительных набегов кочевников эту землю.

Вольные, свободолюбивые и умелые воины превратили Белгородскую засечную черту в форпост на южных рубежах Русского государства. Белгородцам в эпоху правления Петра I пришлось под Воронежем строить флот, сражаться со шведами на берегах Балтики, участвовать в Полтавской битве, походах великих полководцев Суворова и Кутузова.

Век нынешний принес краю немало бед и испытаний. Опустошительным ураганом прокатилась братоубийственная гражданская война. На территории Белгородской области родилась Первая Конная армия. Во время Великой Отечественной войны – через наши земли пролегла знаменитая Огненная дуга. Именно здесь произошло крупнейшее танковое сражение, навсегда увековечив в истории небольшое Прохоровское поле, ставшее третьим ратным полем России после Куликова поля и Бородина. Наша земля дала более двухсот Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. И сейчас многие белгородцы служат в элитных частях и подразделениях. На лучшей подводной лодке северного флота «Курск» служили два наших земляка Таволжанский Павел – гидроакустик из села Клименки и Дмитрий Мурачёв из города Белгорода – командир дивизиона движения, ответственный за работой реактора. Именно он должен заглушить атомный реактор в случае ЧП. Сегодня мы знаем, что атомный реактор на лодке был заглушен, поэтому не произошла более крупная катастрофа. Свой долг перед Родиной они выполнили полностью. Все это не может быть простым совпадением. Ратный дух земляков, их смелость и воинское мастерство ковались столетиями в жестокой борьбе с внешним врагом, сформировав цельный, сильный, способный к самопожертвованию характер.


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Противоречивость социально-экономической политики современной России влияет на все области жизнедеятельности человека. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создаю духовный вакуум. Эрозии подвергаются традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. Сегодня тысячи детей стали беспризорниками, другие - содержатся в детских домах, многие из подростков попадают в зону криминогенного влияния. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентации - показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

В системе учебных заведений, в связи с осложнением проблем морально-психологической подготовки молодежи к жизни, неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплинированности. Эта проблема становится объективно тем актуальнее, чем острее проявляется крайне отрицательное отношение молодежи к таким понятиям, как любовь к Родине, включающее сегодня такой синкрет, как «великодержавная позиция», «СССР», и официальный отказ от идеологии государства. Как следствие этого – пропал интерес к изучению истории России. Однако сохранение российского государства невозможно пока не будет любви к Родине и патриотических ориентаций каждого гражданина.

На своем опыте я убедился, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметил, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решил через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.

Мне, коренному белгородцу, горячо любящему этот уголок России, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба белгородчины перешла в надежные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий материал.

Школьными программами по истории России в VII классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории.

Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью.

Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края.

Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе. Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории.1 Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее.2

Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.

Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.


  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметил, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Моя практика в школе, убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий (например, последняя экскурсия совершена на родину генерала армии, Героя Советского Союза Ватутина Н.Ф), встречи с участниками боевых действий в различных точках планеты (встреча с полковником в отставке, участником боевых действий в Афганистане, арабо-израильском конфликте, войны в Анголе Дулеповым Сергеем Александровичем). Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории, а также для установления межпредметных связей.

Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика.

Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. В своей практике я применяю и компьютерные технологии преподавания истории, например урок по теме: «Аграрная реформа Столыпина».

Несмотря на столь большое педагогическое значение краеведческого материала, некоторые учителя и методисты считают местный материал подсобным, вспомогательным, иллюстративным, не имеющим самостоятельного образовательного или воспитательного значения.

Безусловно, эпизодическое использование краеведческого материала не дает положительного результата в учебно-воспитательной работе. История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программе по истории России. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение.

Методологические основы школьного исторического краеведения. При изучении истории России и использовании местного материала на уроке истории необходимо исходить из философского принципа о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Этот принцип должен быть взят за основу в работе учителя истории, исходя из того, что любой край – это неотъемлемая часть нашей страны и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей России.

Следовательно, изучая историю края (Курская битва), любой краеведческий объект (Прохоровское поле), всегда надо находить пути для установления связей между местными и общеисторическими фактами и событиями (Великая Отечественная война). Из взаимосвязи местного и общего следует исходить еще и для того, чтобы не ослеплять любовью к местной истории, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Краеведение нельзя сводить к какой-то одной, хотя и очень важной задаче, например изучению естественных производительных сил Белгородской области, для практического их использования в народно-хозяйственном строительстве. Краеведение – это не только всестороннее, комплексное изучение края, но и активное участие в улучшении благосостояния родного сердцу уголка. Изучать и созидать – это две неотделимые стороны современного краеведения.

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.

Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией и экспонированием в школьном музее я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заблаговременно раздаю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его подготовкой к уроку, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей: работа с картой, историческим документом, схемой, плакатом, фотографией и т. д.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.

В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока я рассчитываю время его изучения: либо до прохождения темы, либо в начале изучения темы, в ходе темы и в конце. Например, лучше познакомить учащихся 7 класса с историей строительства Белгородской засечной черты в XVII веке до изучения темы «Экономическое развитие России в XVII веке», где упоминается строительство Белгородской засечной черты. Во время прохождения этой темы, когда ученики во всероссийском учебнике видят название Белгородской засечной черты, они с гордостью говорят, что знают этот исторический факт. Я ни на йоту не сомневаюсь, что этот материал прочным фундаментом отложится в памяти детей. В 9 и 11 классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне, Курской битве, целесообразно применить краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Практика показала, что только этот прием в старших классах дает неизгладимые впечатления от грандиозного события Курская битва и надолго запомнится детям. Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д.

Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению, являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль учащихся.

Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории я придерживаюсь следующих условий:

  • соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

  • научной достоверности;

  • взаимосвязи местного и общеисторического материала;

  • учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;

  • систематичности и планомерности в использовании;

  • наглядности;

  • непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;

  • связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;

  • применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории.

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он: а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся; б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного Белогорья – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

Мой педагогический опыт складывался из практики ведения истории и обществознания, где помимо теоретических знаний, общих терминов, фактов и цифр необходимы были аналитические выводы, обобщения, расширение общего кругозора по изучаемому материалу, анализ сложившейся обстановки, факторы человеческой жизни, быт, образ жизни, обычаи, традиции человека и общества в целом.

Для выполнения поставленной цели: улучшения качества образования, когда ученикам необходимо в новых условиях изучать и знать огромное количество материала, мною был создан школьный музей. По окрестным селам был собран и систематизирован материал, практически по всем разделам родного края. Работая над сбором экспонатов, ученики проявляли элементы творческого поиска, что дало импульс в изучении родного края – краеведении.

Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории. Для расширения базовых знаний учащихся организовываются экскурсии по музеям нашей области. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, ученики видят другой мир – это дает весомый вклад в подготовке и ведении образовательного процесса.

Нами посещены музеи:

  • Белоколодезьский краеведческий музей;

  • Вейделевский краеведческий музей;

  • Валуйский художественный музей;

  • Белгородский краеведческий музей;

  • музейный комплекс Героя Советского Союза, генерала Армии Н.Ф.Ватутина;

  • музейный комплекс «Прохоровское поле».

Постоянно применяя в своей работе познавательные экскурсии по родному краю, основываясь на их научной базе, мне удалось овладеть этой формой работы. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать, и позже применять на практике полученные знания.

Встречи с ветеранами Вооруженных сил, ветеранами локальных конфликтов, ветеранами труда, работниками общественных организаций дает наилучший педагогический результат в изучении истории российского государства, родной Белгородчины.

Огромное значение в воспитание школьников имеют летние краеведческие экспедиции и рейды. В них сплачивается школьный коллектив, дети учатся вести поисковую работу, общаться с местными жителями. В экспедициях происходит знакомство с историей родного края, его природой и культурой. Здесь воспитывается бережное отношение к родной земле. Ребята на практике учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу.

Экспедиция обычно планируется на 2-3 дня, заранее разрабатывается маршрут. Кроме экспедиций, организуются однодневные краеведческие рейды по ближайшим деревням с целью сбора краеведческого материала, пополнения фондов школьного музея. Такой рейд был проведен осенью 2005 года с учащимися 9 класса на место бывшего хутора Волчий, где во время Гражданской войны находился штаб батьки Махно. Неподалеку от этого хутора в январе 1943 года Истребительный батальон вел бой с отступающей фашисткой группировкой из-под Сталинграда. Этот рейд полностью соответствует с программой истории России. Большинство жителей хутора Волчий, проживает сейчас в Солонцах. Во время поисковой работы были найдены крепежные детали мельниц, и жернова. Таким образом, мы на практике подтвердили слова известного краеведа Щербаченко В.И. из книги «Вейделевская старина» о том, что на хуторе Волчий было 13 частных мельниц.

Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников.

Одной из главных задач своей работы я считаю воспитание патриотизма на уроках истории методом использования краеведческого материала.

В ходе работы решаются следующие задачи:

1. Специальные:

    • познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае;

    • практические: формирование навыков исследовательской работы.

  1. Общепредметные:

    • развитие логического мышления;

    • обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;

    • формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;

    • развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.

Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.

Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный краеведческий музей.

Биография Солонцинского школьного музея началась с сентября 1994 года. В год открытия нового здания школы главой администрации Белгородской области Савченко Е.С. Инициатором создания краеведческого музея был директор школы Шелудченко Григорий Мифодьевич. Первые экспонаты были подарены школе жителем села Тарасовым Николаем Филипповичем. Занималась сбором и учетом экспонатов учитель школы Иванова Алла Николаевна.

Экспонаты для школьного музея собирали всем миром. Музей создавался долго и мучительно. Собиралось все, что можно поместить в экспозиции. А сделать всю эту сложную работу пришлось мне выпускнику исторического факультета Бел ГУ Шелудченко Валентину Григорьевичу. Я начал свою трудовую деятельность в школе с 15 августа 1997 г. Основной фонд собирался в течение трех лет. Сам музей был открыт приказом директора школы Ивановой Аллой Николаевной от 2 февраля 2000 года.

Вся работа была сосредоточена на изучении истории нашего края. В процессе изучения края формировались экспозиции, характеризующие местные культуру историю и быт.

Экспозиция музея, а это предметы крестьянского, домашнего обихода, духовной культуры и почти все группы экспонатов были безвозмездно переданы музею местными жителями и жителями близлежащих деревень и сел.

В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, газетами и журналами, грамотами. Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами ремонтируют экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии.

Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.

В настоящее время музей располагается в одной комнате площадью 36 кв. м.; и насчитывает 3 экспозиции: «Довоенный период», «Великая Отечественная война на территории нашего края», «Послевоенное развитие и мирное строительство народного хозяйства».

Музей располагает небольшим фондом, но есть редкие экспонаты.

Главная цель музея – это его участие в учебно-образовательном процессе школы.


3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного села и результаты говорят сами за себя:

  • 8.02.2002 г.- 3-е место в районной краеведческой олимпиаде;

  • 15.04.2002 г. - отправил краеведческую документацию по школьному краеведческому музею на Областной смотр музеев, получил высокую оценку краеведческого материала;

  • 16.04.2003 г. - повторное участие в Областном смотре школьных краеведческих музеев – 5-е место, за работу музей получил ценные подарки: «Детскую школьную энциклопедию: История России ХХ век», «Прохоровское поле»;

  • 12 марта 2004 г. – 2-е место в районном творческом конкурсе «Страницы истории Древней Руси. Князь Владимир» с работой «Владимир Красное Солнышко» - ученик 8 класса Гафаров Олег;

  • 2005 г. – 2-е место в районном конкурсе исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне – ученик 10 класса Харьковский Иван;

  • 2005 г. – 1-е место в районном заочном конкурсе исследовательских работ по краеведению по теме «Исчезнувшие памятники Белгородчины» - ученик 8 класса Пискарев Сергей;

  • 2005 г. – 3-е место в районной предметной олимпиаде по школьному краеведению, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне – ученик 10 класса Харьковский Иван;

  • 6.05.2005 г. – Поощрительной грамотой награжден участник VI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век» - ученик 8 класса Пискарев Сергей, а я награжден Благодарственным письмом.

  • Март 2006г. Солонцинская средняя школа, заняла 2 место в районной неделе» «Музей и дети»

  • Март 2006 г. «Школьный краеведческий музей» которым я руковожу, занял 2 место в районном смотре конкурсе музеев образовательных учреждений «Летопись родного края»

  • Март 2006 г. Шелудченко Валентин Григорьевич руководитель «Солонцинского школьного краеведческого музея» награжден грамотой Управления образования за 2 место в районном смотре конкурсе школьных музеев.

  • Апрель 2006 г. Почетной грамотой награжден Клёсов Дмитрий, учащийся Солонцинской средней школы Вейделевского района, занявший 3 место в областном литературно-художественном конкурсе «Гренадеры вперед! Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков», за творческую работу «АПК Курск». Начальник управления образования и науки Белгородской области С.П.Тимофеев

  • Ноябрь 2006 г. Почетной грамотой награжден ученик 10 класса Солонцинской средней школы занявший 3 место в районной олимпиаде по школьному краеведению

  • Ноябрь 2006г. Почетной грамотой награждена ученица 9 класса Солонцинской средней школы занявшая 2 место в районном конкурсе исследовательских работ учащихся посвященном 105–летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина в секции «Историческое наследие»

  • В 2006 году педагог дополнительного образования Дома детского творчества Вейделевского района Шелудченко Валентин Григорьевич отмечен благодарностью за активное участие в конкурсе работ на соискание премии им. Героя Советского Союза Н.Ф.Ватутина за подписью Председателя комиссии по присуждению премии им. Н.Ф.Ватутина – начальник департамента социальной аполитики Белгородской области Д.Худаев

  • 7 мая 2007 года учащийся Солонцинской средней школы Вейделевского района Клесов Дмитрий получил свидетельство участника Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век».

  • 23 мая 2007 г. Тарасова Оксана получила Благодарственное письмо за участие в областном конкурсе творческих работ «Семейный архив – память поколений», за творческий подход, глубину изложения, стремление к изучению и сохранению исторических корней семьи и прошлое родного края.

  • Ноябрь 2007 года Тарасова Оксана заняла 2 место в районной олимпиаде по школьному краеведению.

  • С 14 по 16 марта 2008 г. Тарасова Оксана участвовала в областной Олимпиаде по школьному краеведению.

  • Декабрь 2008 г. Солонцинский школьный краеведческий музей занял I место в районном смотре конкурсе школьных музеев

  • Февраль 2009 Тарасова Оксана II место в районной олимпиаде по школьному краеведению


В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность;

2) ребята стали более активно работать на уроках;

3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;

4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность. За последние три года процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний 53 % (2002-2003 уч. год), 54% (2003-2004 уч. год), 57 % (2004-2005 уч. год).

Задачи, которые можно поставить после трех лет исследования:

- способствовать развитию и формированию познавательной активности, максимально используя их возрастные особенности;

- комплексно развивать познавательные способности учащихся (образное и логическое мышление, навыки поиска, обработки и изложения учебной информации, анализу источников и др.);

- развивать эмоционально-волевые сферы учащихся (волевое стремление преодолевать трудности в учебной работе, веры в собственные силы).

Главным условием успеха своей работы считаю оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.



Библиографический список:



  1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/Под ред. В.А.Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

  2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., «просвещение», 1969.

  4. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. – М., 1966.

  5. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Н.С.Борисов, В.В.Дришников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. – М.: Просвещение, - 1982.

  6. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964.

1 Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964. – С. 274.

2 Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. – М., 1966. – С. 379.

15



Полный текст материала «Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шелудченко Валентин Григорьевич  ScheL
17.03.2009 4 36918 1821

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК