Слайд 1
Вставка рисунка
Урок
обществознания в
10 классе по теме
«Политическая
деятельность»
по учебнику
Л.Н.Боголюбова
Автор: Березикова Татьяна Сергеевна
учитель истории и обществознания
МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»
Урок обществознания в 10 классе по теме «Политическая деятельность»
по учебнику Л.Н.Боголюбова
Автор: Березикова Татьяна Сергеевна
учитель истории и обществознания
МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»
Цели и задачи:
Объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»;
Познакомить с типологией властных отношений;
Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
Организационный момент.
Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш.Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С.Маршак, советский поэт).
Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?
Давай те исследуем эти вопросы. Тема урока «Политическая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:
Политика как деятельность
Власть и властная деятельность
Легитимность власти.
Новый материал.
Прочитайте вступление к параграфу.
Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политика.
В чём сущность третьего подхода?
На с.204 учебника приведены два определения политики как деятельности. Сравните их.
Что общего вы обнаружили?
(на доске формируется схема).
Включает в себя
государственное управление
Охватывает
воздействие политических партий на
ход общественных процессов и принятие
государственных решений.
Проявляется в
различных формах участия широких
народных масс в политической жизни
общества.
Связаны с различными
социальными группами, опираясь на их
поддержку.
Выражают интересы
и стремления других групп, осуществляют
давление на правительство или участвуют
в выработке государственных решений.
Большие социальные
общности (социальные группы, классы,
нации)
Политические
организации и объединения (государства,
партии, массовые движения).
Политические
элиты. Правящая элита – немногочисленная
группа лиц, концентрирующая в своих
руках власть и экономику.
Личности (выдающиеся
личности, политические лидеры).
М.Вебер – три степени вовлеченности в политическую деятельность:
1.«По случаю» являемся мы во время выборов, во время проведения акций протеста, во время приветствия лидеров.
2.«По совместительству» доверенные лица во время избирательной кампании, правления партийно-политических союзов, часть членов парламента, работающих во время парламентских сессий.
3.«Профессиональные политики», живущие «для политики», «за счёт политики», «политикой», т.е. те, для которых это главное дело жизни и главное условие материального благосостояния.
Объекты политики
Внутренняя политика Внешняя политика
Имеет своим
объектом общество в собственной стране.
Различают: экономическую, политическую,
социальную, национальную, демографическую,
молодежную, культурную, экологическую,
кадровую. В то же время все объекты
политик имеют также субъекты политики.
Имеет объектом
мировое сообщество, международные
отношения.
Политика как деятельность
Всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Приведите примеры политических действий.
На что они могут быть направлены?
Всегда ли действия политиков приводят к тем результатам, которые планировались?
Какие методы воздействия на массы применяют современные политики?
По ходу беседы формируется схема.
Осознанные,
спланированные, с ясным понимание цели
и необходимых средств
Мотивированные,
главным образом, эмоциональным
состоянием, впечатлениями от чего-либо.
Рассмотрение
Недопущение
Бездействие
Осуществление чего-либо
Власть и властная деятельность.
Власть – это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчиняться своей воле с помощью насилия.
Какие вы знаете виды власти? Охарактеризуйте их.
Что такое «властная деятельность»?
Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы, власть авторитета, власть принуждения. Какой рычаг и почему выбираете?
Легитимность власти.
Самостоятельно прочитайте последний пункт параграфа.
Что такое «легитимность власти»?
Охарактеризуйте три типа легитимности по М.Веберу.
Какой подход предложил Д.Истон?
Сравните их типологию. Какая вам кажется более справедливой? Почему?
Домашнее задание.
& 20. Выполните задания к параграфу.
Автор: Березикова Татьяна Сергеевна
→ историк 02.07.2011 0 13656 2427 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.