Урок обществознания в 10 классе по теме «Политическая деятельность» по учебнику Л.Н.Боголюбова


Урок обществознания в 10 классе по теме «Политическая деятельность»

по учебнику Л.Н.Боголюбова

Автор: Березикова Татьяна Сергеевна

учитель истории и обществознания

МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»



Цели и задачи:

  • Объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»;

  • Познакомить с типологией властных отношений;

  • Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

  • Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш.Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С.Маршак, советский поэт).

  • Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?

Давай те исследуем эти вопросы. Тема урока «Политическая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Политика как деятельность

  • Власть и властная деятельность

  • Легитимность власти.

  1. Новый материал.

  • Прочитайте вступление к параграфу.

  • Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политика.

  • В чём сущность третьего подхода?

  • На с.204 учебника приведены два определения политики как деятельности. Сравните их.

  • Что общего вы обнаружили?

(на доске формируется схема).



































Включает в себя государственное управление





Охватывает воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.









Проявляется в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества.

Связаны с различными социальными группами, опираясь на их поддержку.

Выражают интересы и стремления других групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.























Большие социальные общности (социальные группы, классы, нации)







Политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения).



Политические элиты. Правящая элита – немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть и экономику.



Личности (выдающиеся личности, политические лидеры).







М.Вебер – три степени вовлеченности в политическую деятельность:

1.«По случаю» являемся мы во время выборов, во время проведения акций протеста, во время приветствия лидеров.

2.«По совместительству» доверенные лица во время избирательной кампании, правления партийно-политических союзов, часть членов парламента, работающих во время парламентских сессий.

3.«Профессиональные политики», живущие «для политики», «за счёт политики», «политикой», т.е. те, для которых это главное дело жизни и главное условие материального благосостояния.

Объекты политики

Внутренняя политика Внешняя политика

Имеет своим объектом общество в собственной стране. Различают: экономическую, политическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, культурную, экологическую, кадровую. В то же время все объекты политик имеют также субъекты политики.



Имеет объектом мировое сообщество, международные отношения.













  1. Политика как деятельность

        • Всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Приведите примеры политических действий.

        • На что они могут быть направлены?

        • Всегда ли действия политиков приводят к тем результатам, которые планировались?

        • Какие методы воздействия на массы применяют современные политики?

По ходу беседы формируется схема.











Осознанные, спланированные, с ясным понимание цели и необходимых средств

Мотивированные, главным образом, эмоциональным состоянием, впечатлениями от чего-либо.





Рассмотрение

Недопущение

Бездействие

Осуществление чего-либо





  1. Власть и властная деятельность.

Власть – это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчиняться своей воле с помощью насилия.

  • Какие вы знаете виды власти? Охарактеризуйте их.

  • Что такое «властная деятельность»?

  • Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы, власть авторитета, власть принуждения. Какой рычаг и почему выбираете?

  1. Легитимность власти.

  • Самостоятельно прочитайте последний пункт параграфа.

  • Что такое «легитимность власти»?

  • Охарактеризуйте три типа легитимности по М.Веберу.

  • Какой подход предложил Д.Истон?

  • Сравните их типологию. Какая вам кажется более справедливой? Почему?



Домашнее задание.

& 20. Выполните задания к параграфу.

Слайд 1
Вставка рисунка Урок обществознания в 10 классе по теме «Политическая деятельность» по учебнику Л.Н.Боголюбова Автор: Березикова Татьяна Сергеевна учитель истории и обществознания МОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина»
Слайд 2
Политика как деятельность Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или её завоевания специфическими методами. Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.
Слайд 3
Характерные черты политики Деятельностный характер Особая роль больших социальных групп Связь с завоевание, удержание и использованием государственной власти
Слайд 4
Политическая деятельность Проявляется в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. Включает в себя государственное управление Связаны с различными социальными группами, опираясь на их поддержку. Охватывает воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений. Выражают интересы и стремления других групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Слайд 5
Субъекты политики Большие социальные общности (социальные группы, классы, нации) Политические элиты. Правящая элита – немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть и экономику. Политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Личности (выдающиеся личности, политические лидеры).
Слайд 6
Объекты политики Внутренняя политика Имеет своим объектом общество в собственной стране. Различают: экономическую, политическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, культурную, экологическую, кадровую. В то же время все объекты политик имеют также субъекты политики. Внешняя политика Имеет объектом мировое сообщество, международные отношения.
Слайд 7
М.Вебер – три степени вовлеченности в политическую деятельность: 1. «По случаю» являемся мы во время выборов, во время проведения акций протеста, во время приветствия лидеров. 2. «По совместительству» доверенные лица во время избирательной кампании, правления партийно-политических союзов, часть членов парламента, работающих во время парламентских сессий. 3. «Профессиональные политики», живущие «для политики», «за счёт политики», «политикой», т.е. те, для которых это главное дело жизни и главное условие материального благосостояния.
Слайд 8
Политические действия Рациональные Осознанные, спланированные, с ясным понимание цели и необходимых средств Рассмотрение Недопущение Иррациональные Мотивированные, главным образом, эмоциональным состоянием, впечатлениями от чеголибо. Бездействие Осуществле ние чеголибо
Слайд 9
Власть - это определённые полномочия, права распоряжаться теми или иными вещами, возможность оказывать влияние на окружающих людей, воздействовать на положение вещей в обществе различными методами, будь то посредством авторитета или даже принуждения.

Полный текст материала Урок обществознания в 10 классе по теме «Политическая деятельность» по учебнику Л.Н.Боголюбова смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Березикова Татьяна Сергеевна  историк
02.07.2011 0 13656 2427

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК