Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Урок по истории Средних веков 6 класс


ЛЕОНОВА ЖАННА АЛЕКСЕЕВНА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

I квалификационной категория

МОУ «Серебряно-Прудской средней общеобразовательной школы имени маршала В.И.Чуйкова»



Конспект урока по истории Средних веков на тему:

«Средневековый город в Западной и Центральной Европе»

для 6класса.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

  1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов.

  2. Показать, что город – это торгово-ремесленный центр.

  3. Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

  4. Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами.

  5. Создать представление о жизни и быте горожан.

Основные понятия и термины: гильдии, цехи.

Оборудование: атлас «История Средних веков», карта «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI-XIVвв.», Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Средних веков. М., 1959, таблица 29 «Средневековые ремесленники и торговцы», таблица 30 «Строители собора».





Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

Опиши замок, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в Средние века была основным занятием феодала?

Каково было понимание рыцарской чести?

Охарактеризуйте повинности зависимых крестьян в пользу феодалов.

  1. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

  1. Возникновение средневековых городов.

  2. Ремесло в средневековом городе.

  3. Борьба городов с сеньорами.

  1. Возникновение средневековых городов.

Учитель предлагает ученикам изучить еще одну сторону: средневековья - возникновение городов. Жизнь и деятельность средневековых городов заметно повлияла на облик Европ последующее развитие. В их недрах зародились многие традиции, направления, особенности жизни европейцев в новое и новейшее время.

Далее необходимо уделить внимание причинам появления средневековых городов. Учитель подчеркивает, что в раннее средневековье городов практически не было. Старые, римские почти полностью разрушены. В раннее Средневековье население Европы проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей. В Европе господствовало натуральное хозяйство. Но с X-XI вв. ситуация стала меняться. В XIV веке на территории Европы появилось много городов. Что же произошло? Об этом можно узнать из таблицы № 1.

Таблица №1. Успехи в сельском хозяйстве и ремесле к XIв.

Сельское хозяйство


1.Увеличились посевные площади (за счет вырубки лесов, осушения болот, обработки пусто­шей).


2.Появилось большое количество орудий труда из железа.

    1. Шире стал применяться тяжелый колесный плуг, который глубже вспахивал почву и перево­рачивал пласт.


4. Возросли урожаи (за счет увеличения посев­ных площадей, лучшей обработки земли).


5. Появились водяные и ветряные мельницы, обеспечившие более быстрый помол и лучшее качество муки.


6.Увеличилось количество скота (так как увели­чилось количество корма). 7


Лошадей стали использовать не только в воен­ном деле, но и в хозяйстве - для перевозки грузов и вспашки земли (это стало возможным после появления хомута и подков)



Ремесло.




1.Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металла, так как металла требовалось больше.


2.Стали использоваться разно­образные приспособления, и повысилась квалификация ре­месленников в связи

С необходимостью изготавливать слож­ные вещи.


3.Появились ремесленники- профессионалы.



Проанализировав данные таблицы (из рассказа учителя либо прочитав ее), учащиеся делают выводы и составляют схему № 1 в тетради:

Успехи в сельском хозяйстве и ремесле привели к…


|

        1. Постепенно ремесло превращалось в отдельное занятие групп людей – ремесленников.

        2. Происходило отделение ремесла от сельского хозяйства.

        3. Возникали новые и росли старые города.

        4. Происходило разделение труда между городом и деревней.



2.Ремесло в средневековом городе.

Этот вопрос изучается на основе работы с текстом учебника и дополнительными историческими документами.

1. Работа с историческими источниками.

Ж. Довэ «Статуты для эксплуатации рудников» В 1454 г. французский королевский чиновник Жан Довэ, исполнявший обязанности советника и генерального прокурора, написал инструкцию о порядках в государственных рудниках и шахтах.

5. ...Управляющий будет самым тщательным и добросовестным образом, как он только может, распоряжаться горными мастерамиj указанных рудников...

7. Также он должен направлять в кузницы указанных рудник самых лучших и старательных кузнецов, которые должны будут без задержки ковать железные клинья, молоты и прочие железные орудия для указанных рудников...

15. Также указанный управляющий будет посещать... плавильни названных серебряных рудников как в Коне и Вэне, так и в Брусье и наблюдать, как мастера литейщики и обжигальщики работают над рудой, литьем и обжиганием...

Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Сред веков (V-XV века). Часть I. М., 1980. С. 156-157.

«Товары нарбоннского рынка»

В XIII в. Тулузское графство вело торговлю ремесленными изделиями через город Нарбонну на Средиземном море. Прибывавшие в Нарбонну корабли из других стран и французские купцы платили пошлины за продаваемые товары. Ниже перечисляется часть этих товаров, упоминаемых в перечне пошлин. Многие из них ранее отсутствовали.

Цветное и белое французское сукно... Красное сукно, окрашенное кошенилью... Леридское сукно, коричневое и пурпуровое.. .Грубые полотна и холст... Белая и цветная ломбардская и барселонская бумазея.. .Корд овская кожа и бараньи шкуры, подбитые кордовской кожей. Оленьи шкуры... Дубленые бараньи шкуры. Кроличьи и беличьи шкурки... Шкуры выдры... Воск и головы сахару. Квасцы... римский тмин, миндаль..." Железо. Сталь. Белила и твердое мыло. Жидкое мыло... Свинец. Фиги, изюм, каштаны, мед, сера, красильный желтник, деготь, солонина. Подпруги. Тетивы. Веревки. Орехи. Жир, сало и сыр. Масло. Вино. Рожь. Наконечники копий и металлические пластинки. Стремена. Шпоры. Шерстяные одеяла Чашки. Обработанный букс. Зеркала. Ложки. Серебро. Золото. Панцыри.| Бумага. Корзины. Кочерги. Сошники и мотыги. Стаканы. Сосуды.

Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Среди веков (У-XV века). Часть I. М., 1980. С. 158.

2. Беседа по вопросам к документам.

' - Какие выводы можно сделать на основе документов? (Пер­вый вывод об успехах в развитии ремесла. Второй - о видах ремесленной продукции.)

-. Чем, по вашему мнению, можно объяснить такие успехи в развитии ремесла? Почему? (Отделением ремесла от сельского хозяйства. Теперь мастер мог больше времени уделять тому ? ремеслу, которое выбрал. Не надо было и на земле работать, и в мастерской. Качество и количество ремесленных изделий изменилось.)

3. Рассказ учителя о том, кто работал в мастерской и какие функции выполнял с привлечением учащихся к анализу иллюстраций ( с.108 учебник История Средних веков: для 6кл.общеобразоват. учреждений /Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.:Просвещение,2007г.)

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. | Прочитать п. 3

§ 13 учебника Агибалова Е.В., Донского Г.М.. Выяснить, что такое цехи? Беседа по этому вопросу.

5. Работа с историческим документом.

Учебник тот же с. 110 «Из устава цеха парижских ткачей».

Для чeгo в цехе существовали ограничения? (Ограничения существовали для того, чтобы ликвидировать конкуренцию между ремесленниками одного цеха.) Какое значение имели цехи? (Члены цеха помогали друг другу. Разделение труда между цехами способствовало улучшению качества изготавливаемой продукции. Но позже существовавшие ограничения стали тормозить развитие ремесла.)

Как был организован труд ремесленников? (Сам ремесленник был мастером в своей мастерской. Ему принадлежали орудия труда. Помогали ученики и подмастерья Позже ремесленники одной специальности объединяются в цехи, специальные союзы.)


3.Борьба городов с сеньорами.

3. Борьба городов с сеньорами.

Вопрос о борьбе городов с сеньорами может изучаться самостоя­тельно по учебнику: § 13, статья «Борьба городов с сеньорами».

В ходе ответов учащиеся констатируют:

Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.

Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.

Результат (что получили города): создавались органы само­управления в свободных городах. (Например, в Германии глава го­родского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)

Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сень­оров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)

Коммуна - независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету.

Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами вы­глядят так:

X-XI вв. - города под властью сеньоров;

XII-XIV вв. - борьба городов с сеньорами;

XIV-XV вв. - последствия борьбы: самоуправление в сво­бодных городах.

Затем учитель раскрывает структуру городского самоуправления (схема № 2) и состав городского населения (таблица №2).

Схема №2

Структура городского самоуправления

Мэр

Городской совет




Издает законы

Устанавливает налоги

Состав городского населения

Городские богачи: купцы, вла­дельцы городских земель и боль­ших домов

держали в своих руках управление городом

Средний слой: цеховые мастера, мелкие торговцы, владельцы ла­вок

владели мастерскими и лавками, принимали участие в самоуправ­лении

Городские бедняки: нищие, черно­рабочие, «вечные» подмастерья

ничего не имели и к управлению не допускались



4. Итог урока.

Беседа по вопросам в конце параграфа. ( на выбор учителя.)

Домашнее задание: § 13; ответить на вопросы (§ 13, во­просы 3,4;) Выполнить в рабочей тетради задание №2 к параграфу 13. (стр.43).

* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики»;

«Города и сеньоры».











Список используемой литературы:

История Средних веков: учеб. Для 6кл. общеобразовательных учреждений /Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.-М.:Просвещение,2007

Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского «История Средних веков», -М.: Просвещение,2007

История Средних веков. 6класс: поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского /авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко.- Волгоград: Учитель,2010.

Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6класс.-М.:ВАКО,2007

Несмелова М.Л. Конспекты по истории средних веков: 607кл.: Метод. Пособие: в 2ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.


Полный текст материала Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Урок по истории Средних веков 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леонова Жанна Алексеевна  liseno4ka
10.08.2011 4 16341 2040

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК