Разработка урока по теме: "Освоение Сибири", 9 класс (краеведение)


Муниципальное образовательное учреждение среднего общего образования «Москаленский лицей» Москаленского муниципального района Омской области











Методическая разработка

урока истории в 9 классе по теме

«Освоение Сибири»










Автор: Курдюмова Елена Васильевна

учитель истории














Тема урока: «Освоение Сибири».


Цели 1.Познакомить ребят с историей освоения родного края, выявить причины появления русских в Западной Сибири, проследить ход событий.

2.Развивать у ребят интерес к предмету путём нестандартного проведения урока.

3.Воспитывать гордость за своё Отечество, свою малую Родину.


Оборудование:

1.Карты: Российское государство, Омская область.

2.Костюмы для инсценировок, скамья, стул (трон), вышитые полотенца, занавески, половики.


Оформление: часть класса оформлена в стилизованном русском стиле, на доске карта Российское государство в 16 веке, сбоку от доски карта Омская область.


План урока:

1. Мотивация

2. Введение новых знаний

- Слово учителя

- Во дворце Ивана IV приём послов. Сцена №1

- У братьев Строгановых. Сцена №2

- Беседа двух казаков. Сцена №3

- Основание Тары. Сцена №4

- Слово учителя

3. Обобщение знаний

4. Итог урока

Ход урока

Мотивация.

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомство с Россией семнадцатого столетия и поговорим об освоении Западной Сибири, нашей милой Родины. Попытаемся выявить ход событий, имена людей, участвовавших в этом. А помогут нам наши же одноклассники, которые выступят сегодня перед нами в роли участников событий.

Итак, приступаем. Если посмотрим на карту Омской области, то увидим голубую ленту, пересекающую всю территорию области. Что это?


Введение знаний

Слово учителя

Размашисто, щедро струит свои воды на север Иртыш. Стоишь на крутом Иртышском взгорье и глядишь, как накатывает река свои упругие струи, волна за волной, как привольно дышит она своей широкой грудью. И чего не послышится в живом дыхании реки. И гул былой битвы, и тусклый звон кандальной цепи, и стон скованного ею человека, и долгая, полная боли, скорби переселенческая песня и могучий раскат «На диком береге Иртыша» - далёкие голоса ушедшей жизни, прошлого. Перед мысленным твоим взором встаёт всё, что ты видел сегодня на этих берегах и сами собой приходят известные чеховские слова, обращённые к Сибири «Какая полная, умная, смелая жизнь осветит со временем эти берега…»

В конце 17 столетия первый сибирский учёный-историк, картограф Семён Ульянович Ремезов посвятил Сибири проникновенные слова. Иначе как гимном сибирской земле их не назовёшь: «Воздух над нами весел и человеческому житию потребен. Земля хлебородна, овощна, скотна, ни в чём не скудна. Паче всех частей света исполнена пространства «другими зверьми бесценными». И торги, привозы и отвозы привольны. Рек великих и средних и озёр неизчётно: рыб изобильно. Руд, злата и серебра, меди, олова и свинцу, булату, стали, красного железа и всяких красок на шелки, и камней цветных много…» («О грани и межах Сибири»)

Иртыш! Когда говорят о Сибири, всегда вспоминают эту реку, реку сибирской истории и свершений нашего времени.


…История русской Сибири. Первые её страницы были открыты в 16 веке. Но была и предыстория…


Сцена №1 (На троне Иван IV – ученик в костюме)

Входит служка: царю и великому князю Московскому и всея Руси Ивану Васильевичу сибирские ханы Едигер и Бекбулат челом бьют и послов своих шлют.

Входит посол, разворачивает свиток и читает: «Сибирские ханы Едигер и Бекбулат тебе царь Московский Иван челом бьют и посылают тебе меха соболиные, куниц. А ещё говорят тебе, что вот уже несколько лет тревожит их пределы и совершает набеги на улусы узбекский царевич Кучум, разоряет селения, угоняет в плен людей, сам хочет быть сибирским ханом и не совладаем мы с ним сами, а потому просим тебя царь Московский «взять всю землю сибирскую на своё имя, и от сторон ото всех заступить, и дань свою на нас положить », признаём мы себя вассалами русского царя и обязываемся платить дань.»

Посол кланяется и уходит.

Царь задумывается. А затем обращается к боярам (классу) :

«К вам обращаюсь я за советом, как поступить, взять сибирские земли под свою руку, оказать ханам военную помощь?» (ученики высказывают своё мнение)

Учитель:

- А сейчас перенесёмся из Москвы в Приуралье, в дом богатых купцов и солепромышленников Строгановых.


Сцена №2

На стуле сидит один из «братьев Строгановых». Стук в дверь. Строганов старший : «Входи брат, совет держать будем». Входит Строганов-младший «Здравствуй, брат». Строганов-старший: «Ты знаешь, что два года назад, в 1581 году во исполнение жалованной грамоты государя нашего Ивана Васильевича, многие лета ему, послал я за Камень Уральский большой отряд казаков во главе с Ермаком для того, чтобы обложить ясаком сибирских жителей. И вот уже два года нет от них вестей».

Строганов- младший: «Да, вынуждены были послать мы казаков, ведь в 1563 году Кучум сверг хана Едигера, но ещё восемь лет платил Москве дань, а в 1571 году разорвал вассальные отношения с Русью, а татарские князья стали совершать набеги на Урал, грабили селения, угоняли в плен мужей, жён, детей. Торговля наша с хантами почти же прекратилась, перестали возить они нам пушнину, потому и испросили мы у государя в 1574 году жалованную грамоту, закреплявшую за нами земли восточнее Урала. И отправили казаков».

Входит служка: «Гонец от Ермака Тимофеевича прибыл, дожидается».

Строганов- старший: «Зови».

Служка выходит. Входит гонец, кланяется и говорит: «Атаман Ермак Тимофеевич челом бьёт вам милостивые государи и шлёт такие слова (читает): «По приказу вашему, перевалив через Уральский хребет, пошёл с отрядом вниз по реке Тагил. Добрались мы до реки Туры и здесь вступили во владения Кучума. Возле устья реки Туры, на пути нашем стали отряды татарских князей. Вступили мы в бой, который продолжался несколько дней и закончился нашей победой. Двинулись мы дальше по реке Тоболу, непрерывно сражаясь с татарами. Возле урочища Караульный Яр, где река сужается между крутых берегов, по приказу Кучума Тобол был перегорожен железной цепью, а поблизости расположилась засада. Чтобы перехитрить врагов, приказал я, Ермак, посадить на струги чучела в казачьей одежде, а сам с казаками сошёл на берег и неожиданно обрушился на подстерегавших нас врагов. Хитрость удалась, татары были разбиты. Но главные силы Кучума находились впереди. Огромное войско во главе с племянником хана Маметкулом ожидало казаков. Кровопролитное сражение длилось 5 дней, но мы одержали победу. Отступившие отряды Маметкула соединились с войском самого Кучума и расположились на Чувашском мысу, прикрывающим дорогу к столице Сибирского ханства, городу Кашлыку.

В устье Тобола мой отряд захватил небольшой укреплённый городок и я превратил его в опорный пункт для завоевания Кашлыка. Мой отряд окружили полчища татар, в 10-20 раз



превосходящие его силы. 23-25 октября 1582 года здесь развернулась решающая битва, в которой мы победили, а 26 октября мы вошли в Кашлык. Сообщаю вам, что Кучум с родственниками бежал в Ишимские степи. Ханты, манси и некоторые татарские улусы приняли русское подданство и территория нижнего Приобья вошла в состав Русского государства. Посылаю вам ясак пушниной и посольство к государю нашему с просьбой о подкреплении, уж больно много славных казаков сложили головы».

Гонец кланяется. Уходит.

Строганов- старший: «Молодец, Ермак Тимофеевич, не подвёл!»

Уходят.


Сцена №3

Два казака, беседуют.

Первый казак: «Слышал, что ходил ты с Ермаком за Камень Уральский. Расскажи, как было всё, как погиб Ермак».

Второй казак: «Недолог мой рассказ. Слушай. В 1584 году прибыло к нам из Москвы, на подмогу, 300 служилых людей во главе с воеводами Семёном Болховским и Иваном Глуховым, ближе к зиме. Голодной была та зима. Отряд наш от голода и болезней уменьшился наполовину. Весной 1585 года в Иртышских степях появился Кучум, собравший новые силы для борьбы. Татары распространили ложные слухи о том, что задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Ермак с отрядом в 150 человек отправился вверх по Иртышу и дошёл до устья реки Ишим ( на территории нашей области). Каравана нигде не было. Возвращались обратно, Ермак забыл о мерах предосторожности. Выследивший нас Кучум, 6 августа 1585 года внезапно напал на отряд, расположившийся на ночлег у устья реки Вагай, почти все казаки и атаман погибли, немногие из нас добрались до Кашлыка, но и его мы покинули и вернулись на Русь ».

Первый казак: «Но эти события не могли остановить продвижения русских в Сибирь. В 1586 году был основан город Тюмень, а на следующий год недалеко от Кашлыка построен город Тобольск и говорят, ещё будут строить поселения. Охранять нужно новые рубежи от кочевников».

Уходят.

Сцена №4

Выходит глашатай и читает: «Наказ князю Андрею Елецкому со товарищами «… итти города ставить вверх Иртыша, на реку Тару, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести, и Кучума- царя истеснить , и соль устроить, чтоб на Таре реке город сделать, высмотря место ниже ли того, выше ли того, где пригоже, чтоб сделать и укрепить»».

Уходит.

Слово учителя

Этот указ царя Фёдора Ивановича положил начало освоению русскими территории нашей Омской области. В 1594 году для охраны новых русских владений с юга была построена крепость Тара. Постройка крепости была поручена воеводе Андрею Елецкому. С ним было отправлено 145 стрельцов из Казани, Тюмени, Тобольска и других городов и ещё около тысячи воинов, среди которых было много сибирских татар.

В Москве Елецкий получил наказ, который определил место для будущего города – у устья реки Тары, впадающей в Иртыш с востока. Однако, эта местность оказалась неудобной для крепости и выбрано было другое - в 20 верстах, на высоком мысу. Новую крепость опоясали два ряда укреплений. В городе находился постоянный гарнизон из 300 человек. Первым воеводой Тары стал Андрей Елецкий.

Тара стала важным опорным пунктом распространения русского влияния на всё Среднее Прииртышье. Отсюда началось освоение плодородных земель Барабинской степи в верхнем течении реки Оми. До 18 века Тара оставалась самым южным русским укреплением на Иртыше. Затем были другие, в том числе крепость Омск, редут Волчий, крепость Николаевская- но это уже совсем другая история.




Обобщение знаний

- Обобщающее слово учителя

- Закрепление по вопросам

1.Во время правления какого царя началось освоение Западной Сибири?

2. Какова роль в освоении Западной Сибири купцов Строгановых? Ермака?

3. В каком году отряд Ермака отправился в Сибирь?

4. Когда был захвачен Кашлык?

5.Как погиб Ермак? Как это произошло?

6. Когда были основаны Тюмень? Тара? Тобольск?

7. Чем стала Тара в 16 веке для русского государства?

8. Кто был первым Тарским воеводой?


Итог урока:

1 Подведение итогов.

2. Благодарность артистам.




Полный текст материала Разработка урока по теме: "Освоение Сибири", 9 класс (краеведение) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курдюмова Елена Васильевна  Elena201011
18.09.2011 1 6028 666

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК