Разработка урока по избирательному праву "Выборы в демократическом обществе", 9 класс



Учитель истории и обществознания

МОУ Родионово-Несветайской средней

Общеобразовательной школы №7

Кулешова Т.С.







Организация работы по изучению избирательного права в школе


Правовой культуре, как важнейшей составной части культуры человека в целом, учатся всю жизнь. И только глубокое, вдумчивое изучение и исполнение правовых норм может помочь действовать по принципу “жить по совести, работать по чести, соблюдать закон”. Именно поэтому мы начинаем обучение праву, в том числе и избирательному со школьной скамьи.

Много лет наши учителя активно работают над программами, позволяющими выработать у учащихся активную жизненную позицию, помогающими детям сначала в игровой форме представить ту трудную жизнь, которая их ждет.

Большую помощь в этом направлении оказывает участие наших учащихся и учителей в игре “Выборы школьного парламента”. Мы убедились: избирателями не рождаются, а становятся. Поэтому мы учили детей в своей школе быть избирателями, показывая: то, как мы живем, зависит во многом от тех, кого мы выберем в парламент.

Особенно активно прошли выборы в парламент в этом году накануне выборов депутатов Государственную Думы.

В нашей школе уже стало традицией проводить выборы в школьный парламент. Перед выборами мы знакомим учащихся с избирательным правом, проводим уроки по теме “Выборы” (разработка урока прилагается).

В нашу игру включились не только работки школы, но и администрация района, районная библиотека, общественность, родители.

Выборы в школе проводились по всем правилам: старшеклассники совместно с учителями разрабатывали Закон о выборах депутатов школьного парламента, выдвигались кандидаты в депутаты, шла бурная агитация, активная “политическая борьба”. Кандидаты в депутаты приготовили интересные предвыборные программы, где они предлагали решение не абстрактных проблем, а проблем родной Родионовки, нашей школы, - все это шло от чистого сердца и было очень искренне. Учителя истории нашей школы Кулешова Т.С., Вовчинская С.В., в период предвыборной агитации провели предметную неделю на тему“Избирательное право. Избирательный процесс”. Школа была соответственно оформлена. Газеты по избирательному праву, выпущенные учащимися 5-11 классов, были вывешены по всей школе. Распространялись листовки. Наши старшеклассники взрослели на глазах, участвуя в таких выборах, готовясь к будущей жизни. Многие попробовали себя в роли доверенных лиц, социологов, аккредитованных журналистов, наблюдателей.

Выборы в школе – это не только деловая игра, но и обучение детей будущей взрослой жизни, несущее большой воспитальный потенциал.
















Методическая разработка урока по обществознанию по теме: «Выборы в демократическом обществе»


Цель урока: помочь приобрести относительно целостное знание о

политической сфере общества;

пробудить стремление самостоятельно выполнять их;

формировать умение ориентироваться в реальной политической деятельности;

способствовать развитию таких качеств, как самостоятельность и критичность принятия решения;

воспитание активной гражданской позиции;

формирование социально-коммуникативной компетенции и навыков критического мышления.

Задачи урока: через выполнение творческих и практических заданий расширить и углубить познания о демократических принципах;

привести к осмыслению возможностей, прав и ответственности

гражданина.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: дискуссия.

Использование компонентов личностно-ориентированного образования:

  • аксиологический (оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностей),

  • когнитивный (знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе),

  • личностно-деятельностный (практический опыт осуществления коммуникативной деятельности),

  • опыт творческой деятельности (поиск к решению проблем),

  • индивидуальный личностный опыт (познание себя, формирования личностной позиции).


Принципы отбора и конструирования содержания урока:

  • соответствие требованиям общества и личности;

  • гуманитаризация - наполнения предметного содержания «человеческими смыслами»;

  • дифференциация - создание условий ля эффективного обучения различных групп;

  • информатизация – наполнение содержания способами работы с информацией на основе использования компьютерных технологий;

  • регионализация - включение в содержание знаний о среде обитания;

  • вариативность – обеспечение выбора содержания

Технологии, используемые на уроке:


  1. Технология проблемного обучения.

Целевое назначение:

  1. активизация и развитие качеств продуктивного мышления;

  2. развитие творческих способностей;

  3. стимулирование познавательных мотивов;

  4. развитие способностей к рефлексии.

  1. Коммуникативно-диалоговая технология.

Целевое назначение:

  1. вовлечение учащихся в поиск истины;

  2. стимулирование собственных суждений;

  3. обучение дискуссионным процедурам.

  1. Интерактивная технология.

Целевое назначение:

  1. использование компьютера;

  2. активизация мышления;

  3. формирование выводов.

Методика оценки результатов.

  1. Метод эмоционального воздействия.

  2. Метод стимулирования.

План.

  1. Принципы демократии и её механизмы.

  2. Представительная и непосредственная демократия.

  3. Роль и функции выборов.

На доске эпиграф: «В свободном обществе каждый человек

выполняет общественную роль

гражданина».

Класс рассаживается по группам. Учитель вызывает 4 человека и предлагает им выбрать напарника. Напарник выбирает себе ещё и так далее.

Мотивация: Проблемное задание.

Вы являетесь свидетелем спора. Один из его участников считает, что демократия существует там, где её основополагающие принципы – народовластие свобода и равенство личности – признаются обществом и государством и закреплены конституционно. Другой утверждает, что между формальным закреплением демократических принципов в основном законе и их реальным воплощением существует огромная дистанция. Он полагает, что подлинная демократия характеризуется совокупностью условий созданных для успешной реализации демократических принципов.

А как бы вы разделили этот спор?

Вопрос: Считаете ли вы, что в России существует

демократический режим?

- Назовите признаки демократического режима. (По ходу ответа составляем флишбоун)



Представительная и непосредственная демократия (объединение)

Опираясь на эти признаки, сформулируйте условия необходимые ля реализации демократии:


А какое из этих условий вы считаете главным? Почему?

(Проводим синквейн по понятию выборы)

Выборы:2 прилагательных; 3 глагола; 1 предложение; 1 синоним.

I

II

III

IV

народные,

равные.

выбирать,

управлять,

руководить.

возможность

выбирать одну

кандидатуру из

многих


альтернатива



Как вы считаете, мы должны нести ответственность за свой выбор?

I группа

II группа

III группа

IV группа

Самый сильный

аргумент в пользу.

Отрицательный аргумент.

Определяет, чьи аргументы сильнее.


Делает вывод.



А какие ещё, кроме выборов, есть формы участия граждан в политической жизни страны?



Голосование – это оно из условий участия граждан в формировании выборных органов, одно из принципов избирательного права.


А вы можете принимать участие в выборах? Почему? Кто ещё не может голосовать?

Х молодежь до 18 лет; (возрастной ценз)

не граждане России; (ценз оседлости)

недееспособные лица;

лица содержащиеся в местах лишения свободы.

А каким правом пользуются ваши родители? Как проходят выборы?

1. страна делится на избирательные округа;

2. регистрация избирателей;

3. тайное голосование;

4. использование одинакового списка кандидатов;

5. присутствие на выборах наблюдателей;

6. подсчёт бюллютеней;

7. опубликование результатов.

Выбирать можно по-разному. Существует 2 основные системы выборов – мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе побеждает кандидат (I) набравший большинство голосов. При пропорциональной системе избиратели голосуют за партию ( II ) и в зависимости от того, сколько голосов наберёт та или иная партия, они получают определённое количество мест в Думе. Выборы в Государственную Думу проходят по пропорциональной системе.

Вы считаете справедливым такие выборы в Государственную думу?

При каких условиях выборы смогут обеспечить приток во власть истинно честных, порядочных, достойных людей?


Все эти закреплены Федеральным законом: « Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».

Может выборы не так уж и важны?

Можно ли обойтись без них?


Давайте поработаем творчески. (Каждой группе даётся альбомный лист и фломастеры, а так же слова: 1 группе – Закон; 2 группе – ответственность; 3 группе – выбор; 4 группе – свобода. На листе группа составляет определение своего понятия. Затем группы меняются листами, и даётся задание нарисовать символ к слову. Затем листы вновь передают по кругу и просят подобрать к понятию 4 слова, отражающие его суть. Меняют 4 раза и просят к понятию написать лозунг. Затем каждой группе возвращается её лист и один из группы защищает его. (Смысл работы в том, что все группы проработали по-своему каждое из понятий).

Вывод: Все понятия взаимосвязаны, руг без друга не могут. Так и люди. Возвращаемся к эпиграфу «В свободном обществе каждый человек выполняет общественную роль гражданина».

С помощью выборов мы можем сформировать свои требования, обеспечить поддержку тех политических лидеров, которые соответствуют интересам большинства.




Полный текст материала Разработка урока по избирательному праву "Выборы в демократическом обществе", 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулешова Татьяна Сергеевна  Kyleshova
19.11.2011 0 5757 1014

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК