Музейный урок "Знать, чтобы никогда не повторить" 9-11 класс
Музейный урок
Знать, чтобы никогда не повторить…
Учитель истории Муниципального
общеобразовательного учреждения
«Гимназия №3» г. Белгород.
Балакина Ирина Геннадьевна.
Пояснительная записка
В условиях современного общества все более актуальными становятся задачи воспитания гражданского патриотизма, уважения к национальным ценностям, к личности человека, чувства ответственности за судьбу Отечества, родного края.
Именно на выполнение этих задач и направлено содержание музейного урока.
Урок построен на основе анализа учащимися 10-11 классов - членов Научного общества «Поиск», членов совета музея Боевой Славы гимназии №3, архивных документов, воспоминаний родственников репрессированных о судьбах их близких, а также самих репрессированных.
Проведение урока стало возможным благодаря интересу учащихся – членов НОУ «Поиск» к данной теме и активной их исследовательской работы.
Музейный урок является I этапом исследовательской работы членов НОУ «Поиск» по теме «Репрессии на Белгородчине в годы Советской власти».
I этап работы включил в себя:
- знакомство учащихся с членами Совета ассоциации репрессированных по Белгородской области;
- «круглый стол» - встреча и откровенный разговор–воспоминание с людьми, через судьбы которых и их близких родственников прошли в годы Советской власти репрессии;
- выбор членами Научного общества учащихся «Поиск» тем исследовательских работ;
- работа с материалами архива города, области, федеральной службы безопасности, краеведческого музея, библиотек по темам исследования.
Подведению итогов I этапа исследовательских работ учащихся служит музейный урок «Знать, чтобы никогда не повторить…»
На урок приглашены учащиеся 10 класса.
Цель:
Воспитание активной гражданской позиции учащихся, патриотических чувств, уважения к истории Родины и родного края.
Задачи:
Расширить знания учащихся 10 класса по истории репрессий в СССР на основе краеведческого материала.
Повысить интерес учащихся к изучению истории края.
Развивать умения анализировать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения по данной проблеме.
Заинтересовать учащихся формами исследовательской работы по краеведению.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы говорим о судьбах человеческих.
Во все времена героизм, мужество народов России, беззаветная преданность своей родине были неотъемлемой частью величия Российского государства.
На протяжении тысячелетия россияне создавали великую державу. С первого класса в нашей гимназии приучают к мысли, что у нас есть Родина, которую надо любить и защищать, делать добрые дела во имя Родины. И немаловажную роль играет музей Боевой Славы.
Направления работы музея различны:
«Герои живут рядом» (ветераны микрорайона гимназии), история боевого пути 116 танковой бригады, Виктор Лосев – выпускник школы №3, погибший в Афганской войне, летопись школы - гимназии №3, научно-исследовательская работа по истории родного края.
Эта работа помогает нам почувствовать величие Человека и его подвига во имя Родины.
С этого учебного года мы открыли новую страницу в работе музея: история репрессий на Белгородчине.
Ведущий 1: Судьбы. Людские судьбы. Их тысячи, миллионы. Сыны Отечества, вырванные из общества, из жизни, сгноенные в застенках, на этапах: партийцы, ученые, земледельцы, военные, рабочие.
Ведущий 2: Они проходят перед группой гимназистов из Научного общества учащихся «Поиск», работающих с архивными документами периода сталинских репрессий.
Ведущий 1: Каждое имя – это судьба, судьба трудная, горькая.
Ведущий 2: Жертвы жестоких яростных сил, обреченные на тяжкие страдания.
Учитель: Получив доступ к материалам городского, областного архивов, архива федеральной службы безопасности, краеведческого музея, библиотек города, члены совета музея сумели за столь короткий срок найти те имена и фамилии, чьи судьбы заставляют содрогаться и восхищаться одновременно.
Это судьбы людей – без вины виноватых. Будем знать, чтобы не повторить.
(Слайды: проецируются фамилии репрессированных и краткие сведения о них).
Выступления учащихся – членов совета музея и НОУ «Поиск» по темам исследовательских работ.
Борщев Трофим Сергеевич, уроженец села Шахово Курской области. Крестьянин по происхождению. Всю свою жизнь он посвятил работе в колхозе имени «Крупской». Работал кузнецом, и, как показывают материалы его личного дела, был трудолюбивым человеком, ненавидел несправедливость по отношению к крестьянам, поэтому открыто говорил: «Чего тут в колхозе делать: работаешь, работаешь, а давать - ничего не дают». Считал, что помимо работы в колхозе крестьянин должен иметь возможность трудиться на своей собственной земле, в своем собственном хозяйстве, и в этом крестьянина нужно заинтересовать.
Вы знаете, когда я работала в архиве с материалами дела, предоставленными мне работниками ФСБ, меня поразило то, как сумела советская власть использовать эти открытые выступления Трофима Сергеевича против него самого. Его слова были расценены как антисоветская агитация, как клевета на советскую действительность и условия жизни советского человека. Затем последовало осуждение по статье 58-10 и 10 лет в ИТЛ. Долгожданная реабилитация наступила только лишь в 1989 году. К сожалению, Трофима Сергеевича уже не было в живых. Но честное имя крестьянина-труженика было восстановлено.
Иванов Николай Алексеевич, 21 ноября 1877г. рождения, уроженец и житель с.Чернянка, был священнослужителем в Успенской церкви.
В престольный праздник, во время проповеди, батюшка говорил о том, что, наложив большую страховку, Советская власть тем самым хочет добиться закрытия церкви. Говорил, что рушат и грабят храмы, снимают и переплавляют кресты, церкви становятся складскими помещениями и многие священнослужители пропадают бесследно.
Николай Алексеевич выступал в защиту церкви, говорил, что правительство пытается искоренить православную веру, а ведь духовность человека идет именно от веры. Николая Алексеевича до глубины души трогали эти события. Он призывал народ на защиту церкви. И что в итоге - статья!
Николай Алексеевич был арестован 24 ноября 1929 г. по ст.58-10 и подвергнут заключению в концлагерь сроком на 3 года.
Реабилитирован только 9 сентября 1989 г.
Я расскажу о тяжелой судьбе Николая Васильевича Кравцова. Он родился в 1922 году в селе Погромец Курской области. Учился в Юрьевской школе механизаторов. Воевал на Западном фронте, а затем попал в плен. Терпел пытки и издевательства в немецком концлагере. Каждый день мог стать для него последним. Но он не выдал секретной информации, не перешел на сторону врага. Вынеся все тяготы плена, он вернулся на освобожденную Родину, а вскоре был арестован по ст. .58-10.
Мне хотелось бы зачитать вам строки из обвинительного заключения:
«Был завербован иностранной разведкой в качестве агента по сбору информации о состоянии промышленности для антисоветской агитации. Восхвалял культуру, экономику, вооруженные силы США, капиталистический строй. Клеветал на советскую действительность и условия жизни советского населения».
На самом же деле в это время Николай Васильевич находился в концлагере.
Его осудили на 25 лет с поражением в правах на 5 лет, с конфискацией всего имущества. Он был лишен звания «старший лейтенант» и медали «За победу над Германией» И только 20 августа 1957 года постановлением пленума Верховного суда СССР приговор был отменен и дело закрыто за отсутствием состава преступления. Это еще раз доказывает необоснованность ареста и сфабрикованность дела.
Я хочу познакомить вас с историей жизни человека, который был репрессирован дважды.
Когда мы изучали тему «Репрессии в истории России», гостьей нашего вечера была женщина, судьба которой тронула меня до глубины души. И выбор темы моей исследовательской работы был не случаен.
Это была Федорова Зинаида Алексеевна. Сейчас она является председателем городской ассоциации жертв политических репрессий в городе Белгороде. Судьба ее восхищает силой духа, ведь на ее долю выпали испытания, которые не только вынести, но и представить страшно.
Отец Зинаиды Алексеевны был грек, и, конечно же, реальным мотивом гонения и ареста всей семьи в 1944 году был национальный признак. И маленькая семилетняя девочка погрузилась в страшную атмосферу. День за днем! Голод, страх, перегоны по этапам, тюрьма, побег и снова тюрьма… И восхищает тот факт, насколько сильным в таких условиях у этой маленькой девочки было стремление получить образование. Оно помогло ей выжить и построить жизнь, достойную человека.
Благодаря чему выстояла Зинаида Алексеевна? Благодаря вере и помощи добрых людей, которые оказывали большую поддержку в те страшные времена. И только лишь в 1953 году семья Зинаиды Алексеевны обрела долгожданную свободу.
И мы рады сегодня, Зинаида Алексеевна, видеть Вас в качестве нашей гостьи.
Выступление Федоровой З.А. – председателя городской ассоциации жертв политических репрессий в городе Белгороде.
Дегтярь Григорий Акимович родился в 1893 году, уроженец м. Новые Сенжары Полтавской области. В 1905 году он начал свою трудовую деятельность. В августе 1917 года стал членом ВКП (б). В 1937 году был назначен директором ТЭЦ г. Иваново, где требовал очень жёсткой дисциплины и открыто говорил об ошибках и просчётах власти на производстве, вследствие чего и был осуждён по статье 58-7 (подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системой) и 58-10 (пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений). Второй раз Григорий Акимович был осужден 15 января 1949 года. И лишь 31 марта 1954 года он был реабилитирован.
Попрошу вас обратить внимание на эти фотографии. Перед вами изображён один и тот же человек. Так Григорий Акимович выглядел на удостоверении, будучи директором ТЭЦ, и таким он стал всего лишь через 2 года лагерной жизни, похудев на 40 килограмм.
Томясь в тюрьмах, превозмогая боль пыток, он свято верил в свою правоту, в свои силы и в силу справедливости. До глубины души нас тронули многие моменты жизни этого замечательного человека, но самым сильным оказался тот момент, когда, узнав из писем родных в тюрьму, что из-за положения «врага народа» от его семьи отвернулись многие люди, Григорий Акимович написал, что готов принять и стерпеть отказ близких от него, но всё же он призывал семью верить в его невиновность, о чём и говорит заключительная фраза его письма: «Я ни в чём не виноват!»
Сегодня мы очень рады видеть среди нас дочь этого сильного духом человека Инну Григорьевну Дегтярь.
Выступление Дегтярь И.Г. – дочери Дегтярь Ф.Г.
Учитель: Страшное, чудовищное время в истории нашей страны. И нельзя не сказать о том, что вся полнота тревог, страха, боли от смерти близких легли в первую очередь на плечи женщины-жены, женщины-матери.
Песня. (Исполняется музыкальным ансамблем учащихся 10 класса).
Кто отзовется?
И.Козлов
1 куплет: Песни, все, что пели мы – слетаются к маме.
И березка белая в морозном тумане.
Что тебе не спится, милая мама?
Что дрожат ресницы, милая мама?
2 куплет: За холмами дальними горюют закаты.
Под холмами давними сыночки-солдаты.
Кружится над ними снежная завязь.
Хрупкая, как иней, вечная память.
3 куплет: Но уже не будет, и не жди возвращенья!
А судьба не любит – не попросит прощенья!
Серою волчицей старость подкралась!
Только и осталось - снег, да усталость!
4 куплет: Это не березка там, в заснеженном поле.
Это доля матери – плакучая доля.
Всё своих родимых ждет, не дождется.
Кто же ей ответит, кто отзовется?
Ведущий 1: Сжимается сердце от того страшного беспредела, который нес сталинский режим. Когда читаешь строки о лагерной жизни, содрогаешься от мысли, что такое может быть.
Чтец:
Отстали гор отроги,
Пошел Урал, Арал...
Родившийся в дороге
В дороге умирал.
Вагоны все в заплатках...
В пути умерших всех
На остановках кратких
Закапывали в снег.
И звали самых ловких
На этот скорбный труд -
Состав на остановках
Держали пять минут,
А если кто обряда
Свершить не успевал -
На снег широкий падал,
Сраженный наповал.
Усопшие в дороге
Лежали вне земли,
Их стерегли не боги -
Их волки стерегли
И пастью всей глодали
Тех, кто лежал, отстав.
А волки снова ждали
Очередной состав
И выли...
Ведущий 2: Из них старались вытравить все человеческое, а они оставались людьми.
Ведущий 1: Так вспомним их, замученных и истребленных, попавших в ужас сталинских облав, на станциях сибирских погубленных под снегом, щебнем, брошенных в подвал, вспомним всех безвинно осужденных, замученных, завшивевших в пути, развеянных, расстрелянных, сожженных… и помолчим.
минута молчания
музыка Альбинони
Ведущий 2: Приходится только удивляться, как люди, побывав в таком аду, выстояли, не сломались. Они не от мира сего, нынешнего: немилосердного, пошлого и безрадостного. Они нам помогают взглянуть на современного человека через призму вечных, как мир, категорий добра и зла, правды и лжи, совести и чести, величия духа и низости, любви, призвания, героизма и трусости. И пройдя через все муки ада, они все равно убеждены, что цель и смысл жизни в служении людям. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора.
Ведущий 1: И возвращая из беспамятства новые личности, каждого со своей судьбой репрессированного, мы становимся другими. Это помогает нам более пристально посмотреть друг на друга, бережнее относиться к своей истории.
(Вопрос к учащимся)
Учитель: Что же сделать каждому из нас, чтобы не повторилось такое?
Предполагаемые ответы: знать, читать, честно исполнять свое дело в жизни, быть нетерпимым к проявлению беззакония, быть праведным (нравственным), чтобы в последний свой час тебе не посылали проклятья так или иначе зависимые от тебя люди. Помнить об ответственности каждому, беречь, хранить, иметь тепло домашнего очага.
Учитель:
Я хочу, чтоб среди метели в черной буре снеговой,
Точно угли, окна тлели, окна дальние горели
Ясной вехой путевой; в очаге бы том всегдашнем
Жили пламени цветы, и чтоб теплый и нестрашный
Тихо зверь дышал домашний средь домашней теплоты.
Учитель:
Я верю в то, что, прикоснувшись к судьбам этих людей, вы не посмеете торговать своей совестью, честью, достоинством.
Торгуют на толкучке орденами,
И вся моя душа - из желваков.
Не нашими ль торгуют именами?
Не кровью ль безымянных штрафников
Медалями торгует барахолка.
Не верь глазам своим; она, гляди,
Торгует нержавеющим осколком,
Сидящим у тебя, солдат, в груди.
Торгуют здесь отвагой, честью, славой, Рассветом, закопавшимся в снега, Пылающей днепровской переправой
И высотой, отбитой у врага.
Последним вздохом, и предсмертным хрипом,
И тишиной раздавленных полей,
Слезами материнскими и скрипом
Давно осиротевших костылей.
Окончена удачная торговля,
Торговец обходителен и мил...
И небеса не рухнули, как кровля,
И мертвые не встали из могил.
Охваченный закатной позолотой
Пустой базар заполнит тишина,
Лишь в «бардачке» рванувшейся «тойоты»,
Как чьи-то кости, стукнут ордена.
(Юрий Каминский)
Это кощунство, но, к сожалению, это есть. Так будем же всегда жить по одному из прекрасных законов наших гимназистов - Закону Памяти: (слайд).
Народ, забывший свою историю, умрет.
Помни о своем народе и о своей истории.
Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.
И птицы - память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья - память целый день лепечут…
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
(Д. Самойлов)
Учитель
И в завершении нашего урока я бы хотела обратить ваше внимание на замечательные слова Юлиуса Фучика, который сказал: (обращение к слайду)
«Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошлым, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю
…пали целые поколения героев.
Полюбите хотя бы одного из них, как сыновья и дочери, гордитесь им, как великим человеком, который жил будущим.
Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасным, подобен изваянию, высеченному из камня».
Пусть эти слова станут девизом нашей кропотливой, но очень значимой исследовательской работы по страницам истории Великого Отечества.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Балакина Ирина Геннадьевна
→ ops-123 30.11.2011 0 3636 523 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.