Разработка урока по теме "Групповая дифференциация и лидерство", обществознание, 10 класс


Взаимоотношения в ученических коллективах.

У каждой ученической группы существуют свои ступени развития, на основании которых складывается определенная система межличностных отношений. Прокомментируйте следующие тексты.
Песчаная россыпь.
Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее – и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нёт общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
Мягкая глина.
Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть актив, командир, организатор дела) этот материал превращается в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не все получается у организаторов, у которых нет достаточного опыта. Скрепляющим звеном в такой группе являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера, хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-хорошему его некому поддержать.
Мерцающий маяк.
В штормовом море маяк мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно. Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны смотрители маяка, те, кто не дает погаснуть огню – организаторы, актив. Группа заметно отличается от других групп. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, у некоторых членов группы не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не часто вносятся предложения по улучшению дел.
Алый парус.
Алый парус – это символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один – за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность в делах друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требова-тельностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется делами в других коллекти-вах, быстро приходит на помощь, когда его об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

Горящий факел.
Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя кол-лективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, светом своего сердца дорогу другим.


(В информации использованы материалы из методического пособия Е.Н.Сорокиной Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс – М., ВАКО, 2008 – 512 с.)

Слайд 1
Сединкина Наталья Валентиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №3» г.Рубцовска
Слайд 2
Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача. Ф. Ницше
Слайд 3
Положение членов группы Нейтральные Изгои Лидер Приближённые «Белые вороны» Нонконформисты
Слайд 4
Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений Звёзды Лидеры Приятные Предпочитаемые Пренебрегаемые Изолированные Отверженные
Слайд 5
Факторы, влияющие на дифференциацию группы • • • • • Вид группы (формальная, неформальная) Степень сплочённости Личностный состав Система ценностей и установок Полезные дела
Слайд 6
Лидерство и руководство Вопросы для сравнения Происхождение Специфика деятельности Сфера деятельности Ресурсы руководства Лидерство Руководство
Слайд 7
Модель 1 Лидерские роли Инструментальный лидер: роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения задач. Главные качества: знания и компетентность Экспрессивный лидер: предполагает действия, относящиеся к межличностным отношениям. Главные качества: способность сопереживать, сочувствовать
Слайд 8
Лидерские роли (по многообразию Модель 2 функций) Инициатор Умелец Эрудит Организатор Генератор настроя Дезорганизатор
Слайд 9
Модель 3 Лидерские роли (по специфике процесса) Формальное лидерство: процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности. Формальный лидер несёт ответственность за положение дел в группе и обладает официальным правом поощрения и наказания Неформальное лидерство: процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений и других ресурсов. Неформальный лидер не обладает властными Полномочиями и официальными обязанностями
Слайд 10
Стиль лидерства – совокупность приёмов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы Авторитарный лидер • Устанавливает жёсткую дисциплину • Чётко распределяет обязанности • Не прислушивается к мнению членов группы • Не устраивает дискуссий • Навязывает своё мнение Демократический лидер • Советуется с коллегами • Поощряет их инициативу • Прислушивается к их аргументам • Ориентируется на мнение группы • Проводит обсуждение задач • Часть полномочий делегирует другим членам группы Анархический лидер • Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите» • Не предъявляет требований • не настаивает • принимает все предложения членов группы • избегает столкновений, конфликтов
Слайд 11
Вопросы для обсуждения • • • • Какой стиль лидерства представляется вам наиболее эффективным? Почему? Какой из них, на ваш взгляд, наиболее простой? При каком стиле руководства чаще всего возникают конфликты? При каком стиле руководства больше всего порядка? Ответ обоснуйте.
Слайд 12
Использованная литература: Е.Н.Сорокина Поурочные разработки по общест-вознанию. Профильный уровень: 10 класс – М., ВАКО, 2008 – 512 с.)

Полный текст материала Разработка урока по теме "Групповая дифференциация и лидерство", обществознание, 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сединкина Наталья Валентиновна  СеНат
05.01.2012 0 8975 1496

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК