Разработка урока истории 6 класс "Зачем нужно знать историю нашей страны?"(pps)

Разработка урока истории 6 класс "Зачем нужно знать историю нашей страны?"(pps)



Анонс урока

Учитель: Борисова Людмила Леонидовна

Предмет: История

Класс: 6

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: С древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Тема урока: Вводный урок. Зачем нужно знать историю нашей страны?

Что нам поможет в изучении истории Отечества?

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели: определение значимости изучения Отечественной истории

Задачи:

- определить необходимые источники для изучения истории Отечества?

- актуализировать знания о видах исторических источников и науках, помогающих изучать историю;

- cформировать у учащихся представление об истории как науке.


Основные понятия: исторические источники, археология, антропология, лингвистика.

Ожидаемый результат:

Учащиеся умеют:

- определять виды исторических источников;

- называть вспомогательные исторические дисциплины;

- объясняют значимость изучения истории родной страны.

Оборудование, наглядность:

Проектор, презентация, раздаточный материал.






КОНСПЕКТ УРОКА


Организационный момент:

Приветственное слово учителя. Доброе утро! Скорее присаживайтесь и начнем урок!

Создание проблемной ситуации:

В начале урока я предлагаю вам обратить внимание на предметы, которые лежат у меня на столе. Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти предметы? (на столе расположены экспонаты из школьного музея: предметы быта, книги, старинные деньги, перьевые ручки, чернильницы).

Правильно это исторические источники.

Подумайте и ответьте, для чего нужны исторические источники и что по ним мы можем определить? А какая наука, изучая исторические источники, может рассказать о прошлом человека? (ответы учащихся). Конечно – это история.

Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Откуда я? Для этого ему и нужно знать историю.

Я предлагаю вашему вниманию несколько высказываний знаменитых людей. В чем заключается суть этих высказываний? (Значимость изучения истории). Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте попробуем определить тему урока и поставить цель урока.

Формулирование проблемы: Что нам сегодня предстоит выяснить? (определяют дети)

Проблема: Как узнать о прошлом нашей Родины?

Что нам поможет в изучении истории Отечества?

Для чего нужно знать историю?


Версии: Какие у вас есть версии, как решить нашу проблему?

Актуализация знаний. Планирование деятельности:

  1. Вспомнить виды исторических источников

  2. Вспомогательные исторические дисциплины

Открытие нового знания:

- Работа со справочной литературой, раздаточным материалом.

Физминутка:

- Групповая работа (ребята работают в группах, используя дополнительный материал, находят новые факты и знакомят остальных)

Применение нового материала – вывод по проблеме:

Как мы можем ответить на наши проблемные вопросы, которые возникли в начале урока?

Корзина вопросов

1. Что значит знать историю?


2. На какие вопросы необходимо уметь ответить, изучая историю?


3. Что помогает усвоить исторические знания?


4. Зачем люди изучают историю?


5. Как мы узнаем о прошлом?


6. Какие науки занимаются изучением прошлого?


Дела давно минувших дней…

Чем поможет нам знание о них в такой сложной сегодняшней жизни? Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий. Для любого россиянина история России значит особенно много. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего – самих себя. А история родной страны – это наша с вами история. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого.

Оценивание: Как вы оцените свою работу на уроке, чтобы вы взяли с собой с урока? А зачем? (ответы детей)

Труд историка, по крупицам восстанавливающего картину былого, сложен и необычайно увлекателен. Знаменитый французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а источники – со следами.

Итак – в путь, вперед по следам истории!

Домашнее задание:

Для всех: прочитать введение в учебнике стр.4-6.

На выбор:

  1. Пополните список вспомогательных исторических дисциплин, используя научную литературу и справочники.

  2. Поразмышляйте, какой будет тема нашего следующего урока (не используя учебник).

  3. Согласитесь или опровергните суждение «Я – частица истории родной страны». Оформите свою работу творчески (рисунок, сочинение-рассуждение).

Рефлексивный момент: Закончите предложение

  1. Сегодня я узнал…

  2. Мне захотелось…

  3. Жаль, что…

  4. Главным на уроке было…

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Н.Ю. Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной – Волгоград: Учитель, 2008..

  2. http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?act=thanks&type=history&mid=1277

  3. http://lenta.ru/news/2006/07/26/gramota/

  4. http://festival.1september.ru

  5. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12769&cat_ob_no=

  6. http://www.krutomer.ru/forum/topic/11911/10

  7. http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=970675

  8. www.balto-slavica.com

  9. www.okolco.narod.ru

10. http://fotki.yandex.ru/users/aky-la/favorites/


Приложение 1. Археологи


Археология — наука эрудитов, тружеников и романтиков, наука тайн и загадок, наука, часто связанная с нахождением громадных ценностей, — всегда вызывала большой интерес в обществе. Для нашей страны золотым временем археологии стали, пожалуй, 50—70-е гг. XX в. Именно тогда о раскопках много писали в газетах и журналах, говорили по радио и телевидению, в школах возникали археологические кружки и общества, пользовались популярностью научные и научно-популярные книги по археологии. И находок в те годы было сделано немало, в том числе и сенсационных. Достаточно упомянуть о берестяных грамотах в Новгороде, а затем и в некоторых других древнерусских городах, рисунках в Каповой пещере на Южном Урале, погребениях палеолитических людей в Сунгире под Владимиром, скифском золоте кургана Толстая могила под Днепропетровском и многом другом, вошедшем ныне во все энциклопедии мира.

Но ведь были времена, когда не было никакой письменности, да и свидетелей событий не осталось. Вот тут широко использует историческая наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия, украшения, оружие, предметы домашнего обихода и т. д. Их изучением занимается археология. Для того периода, когда человечество еще не знало письменности, археологические данные были основными источниками сведений. По способам строительства жилищ, особенностям керамики и характерным чертам погребений исследователи выделяют так называемые, археологические культуры, т.е. большие группы памятников, обладающих сходством между собой и отличиями от других подобных групп. Археология оформилась как наука к началу 20 века, до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность.

Археология – это органическая часть истории, это наука эрудитов, тружеников и романтиков, наука тайн, легенд и загадок. Одна из таких загадок – это легенда «о духе Тамерлана», вызвавшем великую войну. В Самарканде археологам пришлось однажды срочно вскрыть захоронение выдающегося полководца средневековья Тамерлана, прославившегося своей свирепостью даже в жестокое время. Дело в том, что гробница оказалась под угрозой затопления. При вскрытии гроба присутствующие почувствовали странный запах. Это был запах ароматических веществ, положенных в гроб правителя. Кто-то пошутил: мы выпустили дух Тамерлана – быть войне. Было это 19 июня 1941 года.




Приложение 2. Лингвисты

Около 5 тысяч лет назад у некоторых народов появилась письменность. Специальными знаками стали изображать звуки речи на камнях, глине, металле, коре деревьев. Люди хотели сохранить, таким образом, свою историю. Благодаря письменности мы знаем историю даже исчезнувших народов. Трудно бывает найти эти записи, еще труднее их прочитать! Ведь многие древние языки, ныне забыты. Раньше всех научились писать народы в Месопотамии – это территория между реками Тигр и Евфрат.

Немалые знания и умения требуются от историка, приступающего к работе. Прежде всего, он обязан уметь читать документ. Ведь наше современное правописание значительно отличается от принятого во времена, скажем, Древней Руси. Тогда писали медленно, торжественно, выводя каждую букву. Сами буквы имели начертания, иногда совсем не похожие на современные. Буквы фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила (устав). Поэтому и сам почерк древнерусского письма именуют «уставом». В средневековой Руси писать стали быстрее, буквы потеряли стройность и торжественность. Этот тип письма называется скорописью. Читать ее еще сложнее, чем устав. Лишь в XIX веке правописание и формы букв приблизились к современным.

Прочитав документ, историк не забудет рассмотреть материал, на котором он зафиксирован. Если это бумага (появилась в XIV веке), то на ней, как правило, можно обнаружить водяные знаки. По ним с помощью специальных справочников можно уточнить время производства бумаги, а следовательно – более точно датировать и сам документ.

Всем этим занимается палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, прослеживает изменения графических форм письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.














Приложение 3. Все обо всем


Кто знает перевод или значение, а может историю происхождения своего имени?

Аяна, например, значит внешний облик или гармония.

Итак, исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Отсюда – огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим.

Ономастика – это раздел лексикологии, изучающий собственные имена. В соответствии с обозначаемыми объектами ономастика делиться на следующие разделы:

· Антропонимика – изучает историю личных имен людей (Иван Калита, Рюрик, Игорь Кио);

Топонимика – изучает собственные имена географических объектов (Украина, Черное море, Невский проспект, озеро Байкал, Куликово поле). Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

Большую помощь оказывают историку геральдика - наука о гербах. Геральдика появилась в средневековье и по началу имела практическую направленность. С 13 века до первой половины 19 века под геральдикой понимали искусство составления дворянских, цеховых и земельных гербов. Но со второй половины 19 века геральдика становится вспомогательной исторической дисциплиной, которая изучает гербы. Геральдика связана с рыцарством и восходит к временам крестовых походов. Она возникла приблизительно в середине 12 века как средство идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. Первое упоминание о гербе в Европе относится к 1127 году. Это был герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского. Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры. Русская геральдика ведет свое начало от Алексея Михайловича Романова. В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание.


Полный текст материала Разработка урока истории 6 класс "Зачем нужно знать историю нашей страны?"(pps) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Людмила Леонидовна  lyudusia
09.02.2012 1 9706 1182

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК