Разработка урока "Экономическое развитие СССР в послевоенный период" lдля 9 класса (pps)

Разработка урока "Экономическое развитие СССР в послевоенный период" lдля 9 класса (pps)

Аннотация к уроку

  1. Автор: Борисова Людмила Леонидовна, учитель МБОУ «Сосновская основная общеобразовательная школа».

  2. Предмет, класс: История, 9 класс.

  3. Тема учебного занятия: Экономическое развитие СССР в послевоенный период

  4. Место занятия в учебном процессе: Мир впервые послевоенные десятилетия

  5. Форма занятия: Урок-практикум.

  6. Ведущая технология: Технология проблемный диалог.

  7. Цель урока: создание общей картины о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период; определение причины быстрого восстановления экономики СССР; анализ противоречий в характере развития советской экономической модели.

  8. Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с ходом и результатами послевоенного восстановления экономики СССР;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с историческими документами и картой, анализировать и делать выводы. Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения творческих заданий.

Воспитательная: прививать любовь к малой Родине и сопричастности к родной истории. Формировать уважение к советскому народу, который героически восстанавливал послевоенную экономику.

  1. Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

понимать текст, извлекать информацию из текста и анализировать её, использовать разные приёмы работы с информацией, высказывать свои мысли в устной и письменной форме, работать в группе.

  1. Литература:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX- начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

История России. XX век. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной/ автор-составитель Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007.

http://www.planet-kob.ru/video/570

http://poetry.myriads.ru/

http://his95.narod.ru/doc8.htm

  1. Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.



Ход урока

Организационный момент.

Доброе утро, здравствуйте! Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия. И так, начинаем урок.

Создание проблемной ситуации

В начале урока мне хочется зачитать стихотворение Николая Заболоцкого, написанное в 1948 году, называется «Оттепель».

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

В клочьях разорванной тучи

Блещет осколок луны.

Сосен тяжелые сучья

Мокрого снега полны.

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.


Какие ассоциации вызывает у вас данное стихотворение (ответы учащихся). В этом стихотворении он обозначил соответствующий период сталинской истории и поворот, который был намечен еще в конце 40-х - начале 50-х годов.

После войны в СССР сложилась ситуация, близкая к катастрофической.

Что же произошло со страной? (варианты ответов учащихся, используя метод «Мозговой штурм»). Все последствия войны можно сгруппировать в 3 группы (потери: экономические, политические, социальные). Сгруппируйте все последствия, которые мы с вами определили (работа в парах, запись таблицы в тетрадь). В экономическом плане страна потеряла около 700 млрд. рублей в ходе войны - это почти треть национального богатства СССР на тот период времени. Фактически вдвое сократился сбор продукции сельского хозяйства. Потери людских трудовых ресурсов были колоссальны. К нулю была сведена обеспеченность техникой сельского хозяйства.

Но, тем не менее, страна вырвалась из этой ситуации и в кратчайший срок вышла на довоенный уровень развития, а затем превзошла его показатели.

Формулирование проблемы

Какие важнейшие проблемы стояли перед страной? Что являлось первоочередным решением в судьбе страны (восстановления экономики). Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока (слайд № 1). Определите цель урока (слайд № 2).

Формулирование проблемного вопроса: Благодаря чему Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть экономические последствия войны? (слайд № 3).

Актуализация знаний. Планирование деятельности.

А что же необходимо нам узнать, для того, чтобы ответить на главный вопрос? (варианты планирования формулируют дети).

1. Экономика страны (промышленность и сельское хозяйство)

2. Структуры власти.


Открытие нового знания.

Рассмотрение ключевых вопросов происходит при групповой работе.

Учащиеся работают в группе с различными источниками информации и выполняют задания. Затем каждая группа информирует о своей работе (учащиеся конспектируют выступления в тетрадь).

Применение нового знания.

Расположите в хронологической последовательности события.

Соотнесите события и факты.

Рефлексия.

И так, удалось ли нам ответить на проблемный вопрос? (ответы учащихся).

Подводя итог нашего урока, оцените свои достижения…

Метод незаконченного предложения.

Домашнее задание.

Для всех: конспект урока, § 37-38, ответить на вопросы.

На выбор:

  1. Найти в дополнительной литературе информацию о родном крае в послевоенные годы;

  2. Сочинение рассуждение: «Можно ли правление Сталина назвать «оттепелью»?







4


Из Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР НА 1946-1950 гг.


В августе 1945 г. Госплану была поручена разработка проекта плана восстановления и развития народного хозяйства СССР. Четвертый пятилетний план на 1946-1950 гг. был принят сессией Верховного Совета Союза ССР в марте 1946 г.


18 марта 1946 г.


... 4. СССР снова вступил в период мирного социалистического строительства, прерванного вероломным нападением гитлеровской Германии... Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах.


В этих целях необходимо:


1. Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР.


2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления.


3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие мощного подъема производства и повышения производительности труда, для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР.


4. Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства,

использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза.


5. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных Сил Советского Союза новейшей военной техникой.


6. Обеспечить высокие темпы накопления, предусмотрев объем централизованных капитальных вложений для восстановления и развития народного хозяйства СССР на пятилетие в размере 250,3 млрд. руб. и ввод в действие восстанавливаемых и новых предприятий стоимостью 234 млрд. руб. (в сметных ценах 1945 г.);


всемерно развивать строительную индустрию, уделять особое внимание внедрению передовой строительной техники и механизации строительных работ, а также созданию производственной базы по выпуску строительных механизмов.


7. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел и увеличения жилищного фонда страны; создать массовое фабрично-заводское изготовление жилых домов; оказать государственную помощь рабочим, крестьянам и интеллигенции в индивидуальном жилищном строительстве.


8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей.


9. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных и материальных условий; обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров.


10. Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоемких отраслей промышленности, дальнейшей электрификации народного хозяйства и интенсификации производственных процессов...


Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.. 1968. Т. 3. С.

250-252


Источник: . 1917 - 1940. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней./ Сост. .А.С. Орлов и др. М., 2000


Вопрос: Каковы основные задачи пятилетнего плана?






Докладная записка министра госбезопасности Молдавской ССР в Москву о последствиях голода в Молдавии


Сопроводительная записка заместителя председателя СовМина Л.П. Берия к подборке документов, направленных на рассмотрение И.В. Сталину. 31 декабря 1946 г.


Представляю Вам полученные от т. Абакумова сообщения о продовольственных затруднениях в некоторых районах Молдавской ССР, Измаильской области УССР и выдержки из писем, исходящих от населения Воронежской и Сталинградской областей, с жалобами на тяжелое продовольственное положение и сообщениями о случаях опухания на почве голода.

В ноябре и декабре с.г. в результате негласного контроля корреспонденции Министерством государственной безопасности СССР зарегистрировано по Воронежской области 4616 таких писем и по Сталинградской - 3275.

АПРФ. Ф.З. Оп.ЗО. Д.349, Л. 112. 2 декабря 1946 г. Совершенно секретно

В связи с неурожаем в 1946 г., в районах сельской местности, особенно в южной части .Молдавской ССР, ощущается острый недостаток хлеба у населения.

В результате тяжелого продовольственного затруднения в селах Кагульского, Бендерского и Кишиневского уездов, на почве недоедания отмечено 10 834 случая заболеваний дистрофией, атрофией и безбелковыми отеками. По отдельным районам этих уездов число больных определяется в еле дующих цифрах:

в Комратском районе - 3445 чел., в Чимишлийском - 2401, в Каушанском - 1360, в Кайнарском - 748, в Рыбницком - 310, в Сусленском - 250, в Леовском - 220 и в других пограничных районах республики - 2100.

В числе больных значительный процент составляют дети дошкольного и школьного возраста, например: в Комратском районе из 3445 чел. больных, детей - 2018, в Кайнарском районе из 748 чел., детей - 423 чел.

Следует отметить, что число больных дистрофией с каждым месяцем возрастает. В силу такого заболевания значительно возросла смертность населения в этих районах. Так: в Комратском районе в октябре мес. с. г. умерло 260 чел., в том числе 115 детей; в Чимшшшйском районе умерло 70 человек в месяц; в Волонтировском районе умерло в октябре мес. 16 чел. и в других пограничных пунктах зафиксировано умерших от истощения 65 чел.

Имеют место случаи обнаружения трупов на улицах, дорогах и в поле. Например: с 25 октября по 5 ноября с.г. на улицах и дорогах Комратского района было обнаружено и подобрано 6 трупов; 2 ноября с.г. на улице в г.Комрате обнаружен и подобран труп Маврий Ивана 52 лет, умершего от истощения. 30 ноября с.г. подобран труп на дороге между селами Волонтировка и Степановка Паран Прасковьи 32 лет. Вскрытием трупа установлено, что Паран умерла от истощения. 9 ноября с. г. на окраине с. Слободзея подобран труп Манкуш Терентия 1910 г. рождения, жителя с.Степановка и т.д.

В октябре мес. с.г. в Леонскую больницу был доставлен подобранный двухлетний ребенок с запиской, в которой было написано: "...мой муж погиб на фронте, хлеба мне не дают. Прошу вас, делайте что знаете с ребенком, я ухожу, чтобы прокормить себя и не знаю, что будет со мной, может умру, но я не хочу видеть его, как он будет умирать".

На почве создавшегося продовольственного затруднения, среди населения наблюдаются факты антисоветских пораженческих и эмиграционно - изменнических настроений. Так, жители села Шереуды Липканскогорайона ТютюникЕ.Н. и ТютюникБ.И. заявили: "...Если так будет дальше, уйдем в Румынию, там условия жизни лучше, чем в Советском Союзе...".

Житель села Кухнешты, Болотинского района Руссу П.М. высказал : " При румынской власти жить было лучше, я бы ушел в Румынию, так как здесь жить плохо и кушать нечего, но на реке Прут много пограничников, когда будет темно, я все равно уйду за границу".

Жительница села Вале - Маре, Унгенского района Толнолару М. Н. среди жителей говорила: "...Имела полгектара кукурузы и та не уродилась. Не знаю, как прожить до нового урожая и, наверное, придется умирать с голоду. Если бы нашелся человек, который бы меня провел в Румынию, я бы ему отдала все". Жительница села Старые - Ботраж, Бельцского уезда Вербова Мария заявила: "... Советы забирают весь хлеб, но скоро их здесь не будет".

Житель села Распопены, Скулянского района Брашвану Д.И. высказал: ".. .Бессарабия должна отойти к Америке. Советская власть долго не продержится".

Антисоветский элемент заметно активизирует враждебную работу в направлении повстанческо - террористического характера.

С целью своевременного предупреждения деятельности враждебного антисоветского элемента, предотвращения случаев ухода за кордон и выявления организаторов антисоветской работы, мною даны соответствующие указания всем органам МГБ Молдавской ССР.


Министр государственной безопасности МССР, генерал-майор Мордовец


АПРФ. Ф.З. Оп.ЗО. Д.349. Л.113-116


Источник: Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995 гг.) ./ Под ред. .А. Ф Киселева, Э.М. Шагина. М., 1996



Вопрос: Чем были вызваны большие перебои со снабжением населения продовольствие? Каковы были варианты решения проблемы?






Выдержки из перлюстрированных писем

жителей Воронежской и Сталинградской областей о тяжелом продовольственном положении

Информационная сводка отдела "В" МГБ СССР Декабрь 1946 г.


По Воронежской области

15. XI. 46 г. "... Надвигающийся голод страшит, моральное состояние подавленное. Дети наши живут зверской жизнью - вечно злы и голодны. От плохого питания Женя стал отекать, больше всего отекает лицо, очень слабый. Голод ребята переносят терпеливо, если нечего поесть, что бывает очень часто, молчат, не терзают мою душу напрасными просьбами." (Ефремова М.С., Воронежская обл., ст. Бутурлиновка, Главмука, - Ефремовой Н.А., пп 39273).


24.XI.46 г. "...Жить нам нечем: нет ни хлеба, ни картошки, мы начинаем отекать от голода и погибаем." ( Ендовицкая А. И., Воронежская обл., Подгоренский р-н, х.Вязовый, - Ендовицкому С.П., пп 90244).


24.XI.46 г. ".. .Мы погибаем от голода. Хлеба нет, ничего нет, есть нечего. Жить осталось считанные дни, ведь питаясь водой, можно прожить только неделю." (Бобровский А.С., Воронежская обл., с. Бегрибановка, ул.Трудовая, д.40, Бобровскому И.В., пп 89485-В).


12.XI.46 г. "...Жизнь становится тяжелой, хлеба людям не дают, а кто получает, то не больше 250 г. Люди умирают, не болея. Смертность очень велика. Страшит весна: уже сейчас цены на продукты ужасно поднялись, что же будет весной." (Велоржева, Воронежская обл., г. Павловск, проспект Революции, д. 13, - Пискареву А.Ф., пп 30163).


21. XI.46 г. "...Несколько слов о своей жизни: не работаю, сил нет, совсем ослаб, уже начинаю опухать от недоедания. У кого есть хоть маленькая поддержка, те еще дышат, а у кого нет, те уже пухнут. Наверное, пропаду ни за что. Если есть какая-нибудь крупа или фасоль, кукуруза, картошка, то привезите, а то совсем погибаю. Еще чесноку, луку, а то дают один суп и тот не соленый, уж зубы начинают качаться. Как трудно пережить это время." (Жуков Н.С., г. Воронеж, д.26, п/я 90, 2 филиал, - Титаревой Д.А., Воронежская обл., ст. Лиски, ул. Советская, 6).


26.XI.46 г. "...Жизнь наша плохая, продукты все дороже и дороже. Когда придешь на базар, так становится жутко. К продуктам, особенно с нашими деньгами, не подойдешь. Не знаю, как дальше будем жить. Очереди за хлебом стоят с вечера, но мы почти не ходим, потому что бесполезно. Голова ходит кругом от дум и от питания. Продавать нечего, не знаю или с ума сойду, или умру, белый свет не мил, рад бы смерти, но нет ее. Вот какая настала жизнь." (Попова Н., г. Воронеж, ул. Героев Революции, 25, Попову А.Н., г. Курск, ст. Рыжкове, з-д III, УВСР №7).


По Сталинградской области.

4.XI.46 г. ".. .Бабушка у нас сильно болеет. Она и все мы опухли, уже три дня сидим голодные. Когда кончатся эти мучения? Хоть бы поесть горячего, тогда можно умирать, а голодным умирать не хочется. Хлеба по карточкам стали давать меньше: дети получают по 150 грамм, а мама с бабушкой по 100 грамм. Мы варим себе что-либо, когда получаем зарплату, а потом ждем до следующей." (Бурова Г.В., г. Сталинград, Дар-Гора, ул. Цыганская, д.42, - Рюлину П.В., пп 49240).


6.XI.46 г. "...Хлеба нет и не знаем, как пережить голод. Хлеба никому не дают. Народ начинает опухать. В нашем колхозе и в соседнем хлеба совсем не дали - дело плохо." (Илясов П.П., Сталинградская обл., Иловлинский р-н, ст. Качалино, х. Паньшино, ф/м. № 2, - Илясову И.П., пп 37271-В). 16.XI.46 г.


14.XI.46г. "...Питаемся свиным кормом, едим жолуди. На днях от них чуть-чуть не умерли - очень болит желудок, а кроме есть нечего. Теперь бы хоть крошечку чистого хлеба. Придется умирать от этих жолудей." (Числова А.В., Сталинградская обл., Горно-Балыклейский р-н, с.Горная Пролейка, - Числову М/Д., пп 33552).


29. XI.46 г. ".. .Я продал все, чтобы спасти жизнь. Больше продавать нечего, остается одно: или умереть, или решиться на что-то другое, иначе гибель. Я уже начинаю пухнуть. Мне не страшна тюрьма, ибо там я могу получить кусок хлеба." (Мурнило, г.Сталинград, трамвайный парк, - Александровой Л., Псковская обл., Островский р-н, д. Мерзляки).


23.XI.46 г. ".. .Живем плохо. Хлеб по карточкам не дают по 3 дня, коммерческого нет. Рабочие ходят голодные, многие пухнут от голода. Не жизнь,а мучение."(Ильковский В.Я., г.Сталинград, СТЗ, цех 10, - Лукибановой, Ленинградская обл., Гатчина).


По письмам, исходящим из Сталинградской области, информирован Сталинградский обком ВКП(6).


Начальник отдела "В" Министерства государственной безопасности СССР М. Грибов АПРФ. Ф.З. Ол.,30. Д.349. Л.120-125.


Источник: Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995 гг.) ./ Под ред. .А. Ф Киселева, Э.М. Шагина. М., 1996


Вопрос: Назовите основные причины отсутствия продовольствия в стране?

Из докладной записки "О проведении денежной реформы" министра финансов СССР А.Г. Зверева на имя председателя СовМина СССР И.В. Сталина



3 апреля 1947 г. Сов. секретно


К обмену будут предъявлены банковские и казначейские билеты на сумму около 60 млрд. рублей. При обмене денег по соотношению пять к одному денежная масса уменьшится на 48 млрд. рублей и на руки населению будет выдано 12 млрд. рублей денежными знаками нового образца... Представляется целесообразным одновременно с обменом произвести переоценку по указанному соотношению денежных накоплений населения, образовавшихся, в основном, в годы войны в виде вкладов населения в сберегательных кассах и Госбанке, свидетельств на получение компенсации за неиспользованные во время войны отпуска, облигации займа 1938 г.


В результате денежной реформы общая сумма государственных обязательств сократится примерно на 70 млрд. рублей, в том числе за счет эмиссии на 52 млрд. рублей (включая пропавшие и потерянные деньги в сумме около 4 млрд. рублей), за счет вкладов населения и свидетельств сберегательных касс - на 16 млрд. рублей. Выпуск новых денежных знаков следует вплотную приблизить к моменту отмены карточек, с тем, чтобы путем открытой торговли по единым ценам в известной мере компенсировать широким слоям трудящихся потери, связанные с обменом, ослабить возможные временные затруднения в товарообороте, предотвратить образование спекулятивных доходов и укрепить престиж новых денег.


ГАРФ. Ф.5446. Оп.50. Д.3622. Л.78-83


Источник: Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995 гг.) ./ Под ред. .А. Ф Киселева, Э.М. Шагина. М., 1996



Вопрос: Что могла дать данная реформа людям в такое тяжелое время?



Полный текст материала Разработка урока "Экономическое развитие СССР в послевоенный период" lдля 9 класса (pps) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Людмила Леонидовна  lyudusia
09.02.2012 0 6548 1338

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК