Лабораторная работа по теме "Первая мировая война" для 9, 11 класса
Полякова Екатерина Николаевна
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 5
г. Фролово Волгоградской области
Лабораторная работа по теме
«Первая мировая война и участие в ней России»
Задание 1 (выполняется в парах ) – 3 балла
К началу первой мировой войны русская военная мысль во многих отношениях превосходила западную. Большой вклад в военную науку внесла «стратегия» профессора, генерала Н.П. Михнечева, который указал, что грядущая война неизбежно приобретет затяжной характер. Он полагал, что потенциальные противники России не способны выдержать продолжительную войну и, следовательно, будут стремиться к решающему успеху сразу после открытия военных действий. Поэтому Н.П. Михнечев рекомендовал вести войну на изнурение противника.
К 1914 г. кадровая русская армия была обучена в некотором отношении лучше, чем войска Германии и Австро-Венгрии. Русский устав полевой службы 1912 г., по которому готовился личный состав, считался самым совершенным в мире. Правда, он отражал наступательную доктрину; его авторы недооценивали возможности артиллерийского огня. Но этим грешили в армиях всех держав Антанты.
Россия уступала Германии в обеспечении артиллерией, прежде всего тяжелой. Между тем во время первой мировой войны именно использование артиллерии стало решающим фактором. В канун войны Россия располагала полевой артиллерией, предназначенной для маневренной войны, ибо о возможности войны позиционной теоретики задумывались мало.
Лучшими в мире по большинству показателей считались русские орудия: 76-миллиметровая полевая пушка, 120-миллиметровая легкая полевая гаубица, 107-миллиметровая полевая пушка. Выполнение планов производства вооружения было намечено на 1920-1930 гг. Война же началась в 1914 г.
Изобретенная русским офицером С.И. Мосиным и принятая на вооружение русской армией винтовка калибра 7,62 мм по своим качествам намного превосходила подобное оружие других армий.
Но вооруженная мощь России оказалась в руках слабо подготовленного высшего командования. По расчетам Генштаба, на всю войну отводилось не более 6 месяцев. На этот срок и были заготовлены боеприпасы.
Подумайте, почему разработки российских военных теоретиков не оказывали должного воздействия на создание отечественных вооруженных сил. Попытайтесь связать свои рассуждения и выводы не с конкретными личностями, а с социальными обстоятельствами.
Перечислите сильные и слабые стороны русской армии, проявившиеся в начальный период войны (не менее трех аргументов) .
1.
2.
3.
Задание 2 ( задание для работы в парах ) – 4 балла
На основе материала учебника (§ 9)и карты атласа (можно воспользоваться картой на доске) заполнить пробелы в таблице
Год |
Восточный фронт |
Западный фронт |
1914 |
1.? 2. ? |
Битва на Марне «Бег к морю» |
1915 |
1. ? |
(Ипр Франция) -? |
1916 |
Брусиловский прорыв |
1. |
Задание 3 (индивидуальная работа) – 5 баллов
Сравните методы ведения войны, применявшиеся русской и немецкой армиями. Для работы используйте материал § 9 и сведения из документов, представленных ниже
А.А. Брусилов, вступая в Галицию, в приказе по армии от 7 августа 1914 г. потребовал: «Объяснить нижним чинам, что русская армия не ведет войны с мирными жителями. Русский солдат для мирного жителя, к какой бы он народности ни принадлежал, не враг, а защитник. Я выражаю уверенность, что никто из чинов, имеющих честь принадлежать к армии, не позволит себе какого-нибудь насилия над мирным жителем и не осрамит имя русского солдата. С мирным населением каждый из нас должен обращаться так же, как это было в родной России».
К кому, на ваш взгляд, прежде всего был обращен этот приказ? Считаете ли вы, что Брусилов выражал только свою точку зрения? Какие традиции ведения войны и воспитания офицерского корпуса получили отражение в этом приказе?
Факт
В 1914 г. германцы систематически применяли пытки и убийства пленных. В первые недели войны немцы стали использовать запрещенные разрывные пули. Мирные города обстреливались из тяжелых орудий.
Задание 4 (выполняется индивидуально)
На основе материал §9 определите отношение к войне политических партий:
Октябристы
Кадеты
Монархические партии
Эсеры
Социал-демократы
Задание 5* (мини- сочинение) - 5 баллов
На основе известных фактов и приведенных отрывков из документов составьте портрет человека на войне (это может быть и солдат, и военачальник).
1. Полководец Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Маршал Советского Союза А.М. Василевский был участником первой мировой войны и к лету 1915 г. получил погоны прапорщика. Он вспоминает такой эпизод, относящийся к этому времени: «Собрали всех офицеров и предложили всем желающим отправиться на фронт, для этого нужно было назвать свою фамилию. К великому моему удивлению, несмотря на неоднократные обращения командира батальона к «господам офицерам», ничего подобного не произошло. В зале воцарилась мертвая тишина».
2. Из писем прапорщика-артиллериста Ф. Степуна, 1915-1916 гг.: «У нас в бригаде недавно получен приказ стрелять по своим, если стрелки будут отступать без приказания. В Н-ской дивизии опять беспорядки и опять расстрелы. Все свидетельствует о такой степени падения духа русской армии, при которой продолжение войны становится почти невозможным...
В госпиталях я не раз удивлялся тому, с какой большой любовью и благодарной памятью люди заново переживают то, что всем им причинило боль и страдание, многих лишило ноги или руки...
Бесконечно ценными кажутся мне сейчас месяцы, проведенные на фронте; как первая любовь, вспоминаются первые осенние бои. Уютными кажутся отсюда стоянки и окопы».
3. Из материалов военных архивов: «Подпрапорщик Мизенов в штыковой схватке показал выдающееся мужество и храбрость»; «Прапорщик К.И. Недодаев, командуя взводом, отбил атаки превосходящих сил противника».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полякова Екатерина Николаевна
→ катюня71 27.02.2012 5 25429 2838 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.