Лабораторная работа по теме "Первая мировая война" для 9, 11 класса


Полякова Екатерина Николаевна

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 5

г. Фролово Волгоградской области



Лабораторная работа по теме

«Первая мировая война и участие в ней России»

Задание 1 (выполняется в парах ) – 3 балла

К началу первой мировой войны русская военная мысль во многих отношениях превосходила западную. Большой вклад в военную науку внесла «стратегия» профессора, генерала Н.П. Михнечева, который указал, что грядущая война неизбежно приобретет затяжной ха­рактер. Он полагал, что потенциальные противники России не способны выдержать продолжительную вой­ну и, следовательно, будут стремиться к решающему ус­пеху сразу после открытия военных действий. Поэтому Н.П. Михнечев рекомендовал вести войну на изнурение противника.

К 1914 г. кадровая русская армия была обучена в не­котором отношении лучше, чем войска Германии и Ав­стро-Венгрии. Русский устав полевой службы 1912 г., по которому готовился личный состав, считался самым со­вершенным в мире. Правда, он отражал наступательную доктрину; его авторы недооценивали возможности артил­лерийского огня. Но этим грешили в армиях всех дер­жав Антанты.

Россия уступала Германии в обеспечении артиллери­ей, прежде всего тяжелой. Между тем во время первой мировой войны именно использование артиллерии стало решающим фактором. В канун войны Россия располага­ла полевой артиллерией, предназначенной для маневрен­ной войны, ибо о возможности войны позиционной тео­ретики задумывались мало.

Лучшими в мире по большинству показателей счита­лись русские орудия: 76-миллиметровая полевая пушка, 120-миллиметровая легкая полевая гаубица, 107-милли­метровая полевая пушка. Выполнение планов производ­ства вооружения было намечено на 1920-1930 гг. Война же началась в 1914 г.

Изобретенная русским офицером С.И. Мосиным и принятая на вооружение русской армией винтовка калиб­ра 7,62 мм по своим качествам намного превосходила подобное оружие других армий.

Но вооруженная мощь России оказалась в руках сла­бо подготовленного высшего командования. По расчетам Генштаба, на всю войну отводилось не более 6 месяцев. На этот срок и были заготовлены боеприпасы.

Подумайте, почему разработки российских военных теоретиков не оказывали должного воздействия на созда­ние отечественных вооруженных сил. Попытайтесь связать свои рассуждения и выводы не с конкретными личностя­ми, а с социальными обстоятельствами.

Перечислите силь­ные и слабые стороны русской армии, проявившиеся в начальный период войны (не менее трех аргументов) .

1.

2.

3.





Задание 2 ( задание для работы в парах ) – 4 балла

На основе материала учебника (§ 9)и карты атласа (можно воспользоваться картой на доске) заполнить пробелы в таблице

Год

Восточный фронт

Западный фронт

1914

1.?

2. ?

Битва на Марне

«Бег к морю»

1915

1. ?

(Ипр Франция) -?

1916

Брусиловский прорыв

1.



Задание 3 (индивидуальная работа) – 5 баллов

Сравните методы ведения войны, применявшиеся рус­ской и немецкой армиями. Для работы используйте материал § 9 и сведения из документов, представленных ниже

А.А. Брусилов, вступая в Галицию, в приказе по ар­мии от 7 августа 1914 г. потребовал: «Объяснить ниж­ним чинам, что русская армия не ведет войны с мирны­ми жителями. Русский солдат для мирного жителя, к какой бы он народности ни принадлежал, не враг, а защит­ник. Я выражаю уверенность, что никто из чинов, имею­щих честь принадлежать к армии, не позволит себе како­го-нибудь насилия над мирным жителем и не осрамит имя русского солдата. С мирным населением каждый из нас должен обращаться так же, как это было в родной России».

К кому, на ваш взгляд, прежде всего был обращен этот приказ? Считаете ли вы, что Брусилов выражал только свою точку зрения? Какие традиции ведения войны и вос­питания офицерского корпуса получили отражение в этом приказе?

Факт

В 1914 г. германцы систематически применяли пыт­ки и убийства пленных. В первые недели войны немцы стали использовать запрещенные разрывные пули. Мир­ные города обстреливались из тяжелых орудий.

Задание 4 (выполняется индивидуально)

На основе материал §9 определите отношение к войне политических партий:

  • Октябристы

  • Кадеты

  • Монархические партии

  • Эсеры

  • Социал-демократы

Задание 5* (мини- сочинение) - 5 баллов

На основе известных фактов и приведенных отрывков из документов составьте портрет человека на войне (это может быть и солдат, и военачальник).

1. Полководец Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Маршал Советского Союза А.М. Василевский был участником первой мировой войны и к лету 1915 г. полу­чил погоны прапорщика. Он вспоминает такой эпизод, от­носящийся к этому времени: «Собрали всех офицеров и предложили всем желающим отправиться на фронт, для этого нужно было назвать свою фамилию. К великому мо­ему удивлению, несмотря на неоднократные обращения командира батальона к «господам офицерам», ничего подоб­ного не произошло. В зале воцарилась мертвая тишина».

2. Из писем прапорщика-артиллериста Ф. Степуна, 1915-1916 гг.: «У нас в бригаде недавно получен приказ стре­лять по своим, если стрелки будут отступать без приказа­ния. В Н-ской дивизии опять беспорядки и опять расстре­лы. Все свидетельствует о такой степени падения духа русской армии, при которой продолжение войны становит­ся почти невозможным...

В госпиталях я не раз удивлялся тому, с какой боль­шой любовью и благодарной памятью люди заново пере­живают то, что всем им причинило боль и страдание, мно­гих лишило ноги или руки...

Бесконечно ценными кажутся мне сейчас месяцы, про­веденные на фронте; как первая любовь, вспоминаются первые осенние бои. Уютными кажутся отсюда стоянки и окопы».

3. Из материалов военных архивов: «Подпрапорщик Мизенов в штыковой схватке показал выдающееся мужество и храбрость»; «Прапорщик К.И. Недодаев, командуя взво­дом, отбил атаки превосходящих сил противника».




Полный текст материала Лабораторная работа по теме "Первая мировая война" для 9, 11 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полякова Екатерина Николаевна  катюня71
27.02.2012 5 25591 2838

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК