Разработка урока по истории Россиии "Испытание Руси" для 6 класса

Разработка урока по истории Россиии "Испытание Руси" для 6 класса



Приложение № 1


«Явились народы, которых как следует никто хорошо не знает, кто они, откуда пришли, каков их язык, какого они племени, какой веры и зовут их ______________________, а иные говорят ______________________, а другие называют их ______________________________. Главным у них был хан, помогали ему _________________ и _________________ с дружинниками – ___________________. Пришли они с Востока и привел их ______________, объединивший их в _______ году и получивший власть на съезде всех племен – _________________. И создал он войско, которое не видал ещё никто. Было оно больше конное, чем пешее. И поделил он воинов своих на _______________, а те на ___________, а потом на ____________, и в конец на _______________. И были там конники легкие и ___________. А нападали они особенно: заманивали противника под удар главных сил и уничтожали. И брали они города обманными слова, хитростью, и были у них орудия диковинные ______________________, ______________________, _______________________.



Приложение № 2

Монголами называли племена, жившие в степях Центральной Азии. Границы расселения монголов простирались от Байкала до Северного Китая, среднего течения реки Амур. Татары – одно из монгольских племен, были истреблены едва ли не поголовно. Тем не менее, в Китае татары были известны лучше других монгольских племен, и китайцы передали привычное название другим народам. Половцы, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока, называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так называть монголов. А словосочетание «монголо-татары» придумал Петр Николаевич Наумов в 1823 году, дословно «монголы, называемые татарами».

Монгольские племена были кочевыми. Их главное занятие – скотоводство, дополнявшееся охотой. Главным богатством считались табуны коней, стада рогатого скота, что неизменно требовало новых обширных и богатых пастбищ.

Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции. Не были исключением и монголы. В XII веке они переживали разложение родового строя. Выделялась родоплеменная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники – нукеры. Во главе стоял вождь – хан. Простые соплеменники – араты, работали на знатных сородичей. В конце XII века в ходе междоусобиц (неотъемлемой части борьбы за пастбища) победил выходец из знатного нойонского рода Темучин. Темучин, будущий Чингисхан, родился в феврале 1155 года на берегу реки Онона, в урочище Делюн-Болдох носящем и до сих пор это имя. Отцом его был - степным аристократом, пользовавшимся в своем народе известным значением и репутацией храбреца (как показывает само прозвище его "богатур" - богатырь). Темучина, съезд кочевой знати – курултай - в 1206 году провозгласил великим каганом всех монголов и присвоил ему титул Чингисхан, что значит Великий хан. На этом съезде он провозгласил свою идею завоевания мира.


Приложение № 3

Победы монголов были во многом предопределены их блестящей военной организацией. Армия завоевателей имела четкую десятичную структуру. Высшим соединением являлся "тумэн" - 10 тыс. всадников. Затем шла тысяча, затем сотня, затем десяток. Десяток – это семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аула. Сотня – люди одного рода, тысяча могла объединять два или три аула. Созданный новый свод законов – Великая Яса - вводил обязанность взаимопомощи, единой для всех дисциплины и осуждение предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Так же смертная казнь полагалась за неоказание помощи товарищу, за убийство, блуд мужчины, неверность женщины, кражу грабеж, сокрытие беглого раба. Также Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если трусил один – казнили десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и 2 лука для легких и тяжелых стрел, которые находились в 2 колчанах по 30 стрел. Воины тяжелой конницы также имели длинное копье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Их кони были защищены кожаными доспехами. Легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. По закону у каждого воина было не менее 3-х лошадей для стремительного передвижения.








Приложение № 4


Баллада о монголо-татарском нашествии


Как прознал рязанский князь

О монгольской рати,

Помощь попросил себе

У соседей-братьев.


Но князья между собой

Власть деля и славу,

Басурманам обрекли

Братьев на расправу.


Полчища татар вдали

Растекались тучей,

Сея гибель на пути

Конницей летучей.


Князь с дружиною решил

Выступить навстречу,

Но жестоко был разбит

В поле, в лютой сече.


Подступил к Рязани враг,

Началась осада.

На защиту встало всё

Населенье града.


Приступ шёл со всех сторон

Страшною волною:

Тьмы бесчисленных татар

Выли под стеною.


В храмах слышалась мольба:

«Господи, помилуй,

Супостата сокруши

Праведною силой».


Дрались все, кто мог держать

Лук иль меч булатный,

Презирая смерть свою

Шли на подвиг ратный.


Женщины и старики

Стены укрепляли,

И о помощи, в слезах,

Бога умоляли.

…………………………

Ах, раздробленная Русь,

По своей гордыни

Ты дозволила Орде

Поругать святыни…

Учитель: Борисова Людмила Леонидовна

Предмет: История

Класс: 6

Учебник: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2002.

Тема урока: Испытание Руси

Изучаемый раздел: Нашествие с Востока

Тип урока: Урок изучения нового материала

Ведущая технология: Проблемный диалог

Цели: знакомство учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами.

Задачи:

  • определить причины покорения Руси монголо-татарами;

  • совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;

  • развивать навыки решения проблем, сравнительного анализа, самостоятельной работы;

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.


Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

- сопоставлять и обобщать сведения в исторических источниках;

- объяснять причины успеха монголов;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование, наглядность: проектор, презентация,

Перечень новых фактов и понятий: курултай, тумен, нойон

Литература:

  1. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2002.

  2. Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. Издательство Экзамен. М., 2011.




Ход урока


Организационный момент:

Приветственное слово учителя.

С чем вы пришли сегодня на урок?


Проверка домашнего задания.

Какую тему мы изучали на прошлых уроках?

Разбирая главные политические центры Руси в период феодальной раздробленности, мы с вами рассмотрели подробно 3 основные княжества. Вспомните какие?


Ребята, у меня были приготовлены краткие характеристики каждого княжества, но готовясь к уроку, я их случайно перепутала, и думаю, что вы поможете мне разобрать их и привести в соответствие (приглашаются 3 человека), работа у доски.

А с остальными разбираем «корзину вопросов»:

1. Почему Юрий Владимирович получил прозвище «Долгорукий»?

2. В каком году впервые в летописи упоминается Москва? 1147г.

3. Объясните смысл прозвища Всеволода Большое Гнездо?

4. Покажите на карте политические центры Руси в период раздробленности.

5. Какой политический центр имел отличную от других княжеств систему правления?

6. Назовите основные причины феодальной раздробленности Руси?

7. Чего не смог предусмотреть Ярослав Мудрый, когда поделил свои земли между сыновьями?

8. К какому результату привела раздробленность Руси?


Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы будем изучать тему, которая связана с историей Руси XIII века.

И так, внимание на экран.

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами представлена ты, озёрами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, вера православная!»

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

Вот так – с гимна в честь родины неизвестный автор XIII века начинает разговор о великом несчастии, обрушившимся на Русь.

Что случилось на Руси?

Формулирование проблемы

Следовательно, какова тема нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (метод «Кластер»)

Тема урока: Испытание Руси

Ребята, давайте проведем историческую параллель: какие события в это время происходили в Европе?

- Что мы уже знаем по этой проблеме? (каковы причины завоевательных войн)

Давайте сформулируем проблему, которую нам предстоит решить на уроке.

Проблема: «Почему Русь покорилась неприятелю?»

Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

План действий:

1. Выяснить, какой новый враг пришел на Русь.

2. Рассмотреть процесс образования державы Чингисхана.

3. Определить причины покорения Руси.

Открытие нового знания.

Обратимся к карте «Русь в 13 веке»

Вопрос: рассмотрите карту и скажите, какой враг угрожал Руси с Востока (монголо-татары)

Очень много летописей донесли до нас описание тех событий. Но однажды работники архива нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Нам предстоит помочь им восстановить текст.

Начинался древний документ следующими словами: «Навел он (бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей …Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни …кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Сёла поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша».

Ключевой фигурой у монголов являлся Чингисхан или Темучин. Девизом его жизни были слова: «Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких».

Открытие нового знания.

Работа в группах.

Задание № 1. Заполнить пропуски в данном тексте, используя исторический источник о монгольском народе (заполняют пропуски).

Задание № 2. Что бы определить причины, которые позволили монголам захватить Русь, нам необходимо заполнить пирамиду причин нашествия на Русь. Наша пирамида состоит из трех ступеней, то есть каждая группа определяет одну причину.

А) Баллада о монголо-татарском нашествии. Вопрос:

Выделите основную мысль стихотворения, что позволило Руси покориться врагу.

Эксперимент «Веник». Приглашаю по одному человеку от каждой группы. Древняя притча

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок. (запись первой причины Раздробленность Руси)

Б) Вспомните слова Чингисхана о счастье (тезис записать в тетрадь).

Вопрос: вспомните основные признаки государства и определите, какой из них становиться самым важным для Великого хана? Армия (вторая причина Образование государства у монголо-татар)

В) Третья группа знакомится с армией монголо-татар, которая имела ряд преимуществ. Поможет выделить эти преимущества работа с документом №2. (вторая причина Совершенная воинская организация монголо-татар)

Применение нового знания – вывод по проблеме

Ступени заполнены, и мы шагнули на последнюю ступень в пути решения проблемы нашего урока. Она же является последней ступенью на пути к той трагедии, которую пришлось пережить нашей Родине.


Задание: Но давайте все-таки сделаем предположение, что было в силах русских княжеств. Возможно, разрушение какой ступени не привело бы Русь к многолетнему порабощению.

Задание: Давайте проверим наш текст, что нам удалось выяснить по проблеме урока, удалось ли нам ее решить. История не терпит сослагательного наклонения. Можем ли мы говорить, что у границ Руси появился опасный и грозный враг?

Русские княжество могли объединиться перед лицом опасности. Но этого не произошло. И тем самым определилась тема вашего будущего урока: установление монголо-татарского ига.

Домашнее задание

Для всех: § 12, прочитать ответить на вопросы.

На выбор:

  1. Проработать документ стр.105-106, ответить на вопросы к нему.

  2. Создать иллюстрацию к теме урока.

  3. Написать сочинение-рассуждение «Актуальна ли данная тема в наши дни»

Рефлексивный момент: Закончите предложение

  1. Сегодня я узнал…

  2. Мне захотелось…

  3. Жаль, что…

  4. Главным на уроке было…

Спасибо за урок!

9.00-9.02






9.02-


6



Полный текст материала Разработка урока по истории Россиии "Испытание Руси" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Людмила Леонидовна  lyudusia
27.02.2012 3 5669 1590

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК