Урок истории по теме "Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны" для студентов I курса колледжей или для 9-11 кл.


КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2








Ермошко Александр Григорьевич

преподаватель истории


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Учебная дисциплина: История

Тема:

Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны


Специальность: Сестринское дело 060101








Санкт-Петербург

2010

«УТВЕРЖДАЮ» Рассмотрено на заседании

Заместитель директора по предметной (цикловой) комиссии

Учебной работе

______________ Максимова И. Г. __________________2010 г.

Протокол №___________






«СОГЛАСОВАНО»

Методист Председатель цикловой комиссии

_____________ Дятковская О. А. _______________Болдырева Л. А.



Рецензент:















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Тема: Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: учебная аудитория МК №2

Вид занятия: комбинированный урок

Группы: 101-104

Оптимизация занятия: компьютерная презентация

Обоснование темы:

На протяжении последних пяти тысяч лет истории человечества только 292 года прошли на Земле без войн. Остальные 47 веков сохранили память о 16 тысячах больших и малых войн, которые унесли более 4 млрд. жизней. Среди них самой кровопролитной и жестокой была Вторая мировая война (1939 – 1945 гг.). Для Советского Союза это была Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Защищая свою землю от фашистских захватчиков, советский народ потерял на полях сражений в ходе военных действий около 27 млн. жизней. Миллионы людей остались инвалидами. Но среди тех, кто с победой вернулся домой, многие остались живы, благодаря самоотверженной работе военных и гражданских медиков. Медицинские работники внесли бесценный вклад в победу. В строй возвратились 72% раненых и 90% больных. По словам маршала К. К. Рокоссовского: «поистине наши медики были тружениками-героями. Они делали все, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность снова вернуться в строй».

«От меня часто требуют назвать имена героев, − писал в начале сентября 1941 г., возвратившись с поездки на фронт, главный хирург Красной Армии академик Н. Н. Бурденко. – Их очень много… Мое слово будет о массовом мужестве. Им пронизано все».

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью способствовать специализации студентов, осознанию важности выбранной ими профессии, содействовать развитию патриотизма, любви к Родине и сознанию ответственности за ее будущее.

Цель занятия: расширить представление студентов о развитии советского здравоохранения в годы Великой Отечественной войны; узнать о подвигах, совершенных медицинскими сестрами, и качествах, проявленных ими в минуты особых трудностей и испытаний.


Задачи:

Образовательные:

1. Расширить представление студентов об истории Великой Отечественной войны.

2. Сформировать знания о развитии советского здравоохранения и деятельности медицинских сестер в годы войны.

Развивающие:

1. Развивать память, внимание, умение анализировать полученную информацию и высказывать свою точку зрению по заданному вопросу.

2. Стимулирование познавательной активности студентов.

Воспитательные:

Воспитание у студентов патриотизма и чувства ответственности за свое Отечество.


Студент должен знать:

состояние советского здравоохранения в начале войны;

численность медицинского персонала в годы войны;

основные задачи советского здравоохранения в годы войны;

основные мероприятия советского правительства в оказании помощи врачам и медицинским сестрам.


Студент должен уметь:

рассказать о подвигах, совершенных медицинскими сестрами, и качествах, проявленных ими в годы войны.

Оснащение занятия: Компьютерная презентация.

Межпредметные связи:

ИСТОКИ ВЫХОД

Литература История История сестринского дела

Русский язык Русский язык и культура речи

ОБЖ Основы философии

Обществознание Основы сестринского дела

История культуры


Внутрипредметные связи:

ИСТОКИ: ВЫХОД:


Начало Победа Антигитлеровской

Великой Отечественной войны коалиции

Медицинские сестры в годы

Великой Отечественной войны

Коренной перелом в ходе Советский Союз после войны.

Великой Отечественной войны 1945 – 1953 гг.













Этапы планирования занятия:

Этапы занятия

Методика

Цель

Время

Обеспече

ние

1

2

3

4

5

6

1

Организационная часть

Приветствие, проверка присутствующих

Мобилизация внимания

2 мин.

Групповой журнал

2

Формулировка темы и ее обоснование

Преподаватель объявляет название темы и дает ее обоснование

Создание положительной мотивации познавательной деятельности

2 мин.

Презентация. Методическая разработка преподавателя

3

Объявление целей занятия

Цели объявляются устно

Сформулировать конечные результаты работы

1 мин.

Методическая разработка преподавателя

4

Проверка домашнего задания

Фронтальный (устный) опрос студентов

Проверка усвоения материала прошлого урока. Коррекция

знаний

5 мин.

Приложение 1

5

Изложение нового материала

Лекция. Составление опорного конспекта

Реализация целей и задач занятия

30 мин

Приложение 2

Презентация. Методическая разработка преподавателя

6

Представление фотографий

Преподаватель демонстрирует слайды с фотографиями военных лет

Реализация целей и задач занятия

5 мин.

Приложение 3

Презентация. Методическая разработка преподавателя

7

Выступления студентов (прочтение стихотворений)

Студенты читают стихотворения о войне

Реализация целей и задач занятия

15 мин

Приложение 4

Методическая разработка преподавателя

8

Самостоятельная работа студентов с текстами (очерками)

Работа малыми группами, беседа-дискуссия

Достижение целей занятия

25 мин

Приложение 5

Методическая разработка преподавателя

9

Подведение итогов

Оценка работы студентов

Оценка достижения целей занятия

3 мин.

Групповой журнал

10

Домашнее задание

Формулировка задания

Закрепление полученных знаний

2 мин

Методическая разработка преподавателя


Приложение 1

Вопросы для закрепления материала прошлого урока:

  1. Когда был подписан Пакт о ненападении между СССР и Германией?

(23 августа 1939 г.).

  1. Какая была цель подписания этого договора для Германии и для СССР ? (для Германии – обезопасить свои границы и начать наступление на Европу; для СССР – защитить свои границы от Германии и избежать на какое-то время ее нападения).

  2. Когда началась Вторая мировая война ? (1 сентября 1939 г.).

  3. С какого события началась Вторая мировая война ? (нападение Германии на Польшу).

  4. Сколько стран принимало участие в войне ? (61 государство).

  5. Какие нации нацисты планировали уничтожить в первую очередь ? (евреи, цыгане и славяне).

  6. Как назывался план нападения на СССР, подписанный Гитлером в декабре 1940 г. ? (план «Барбаросса»).

  7. План «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трех основных направлениях, каких ? (Киев, Ленинград, Москва).

  8. Когда началась Великая Отечественная война ? (22 июня 1941 г.).

10) Сколько дней и ночей длилась война ? (1418 дней и ночей).

11) Когда началась блокада Ленинграда ? (8 сентября 1941 г.).

12) Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда ? (900 дней и ночей).

13) Назовите причины поражения Красной армии в первые месяцы войны ? (незаконченное перевооружение, репрессии против офицеров Красной армии, ведущих инженеров и конструкторов военной техники)

14) Когда состоялась битва за Москву, и чем она закончилась ? (октябрь-ноябрь 1941 г., первое крупное поражение немецких войск в ходе всей Второй мировой войны).

Приложение 2

Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны

Таблица 1


Дата

Численность врачей всех специальностей

Численность женщин-врачей

Численность медицинских сестер

1913 г.

28 тыс.

3 тыс.

46 тыс.(сестры милосердия)

1940 г.

155 тыс.

96 тыс.

227 тыс.


В 1913 г. – в 10 университетах России были медицинские факультеты.

В 1940 г. – в СССР было 72 высших медицинских учебных заведения.

990 средних медицинских учебных заведений.


Советское здравоохранение к началу Великой Отечественной войны достигло значительного развития. Его возможности к этому времени в сравнении с потенциалом здравоохранения царской России накануне Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. возросли в несколько раз. За первые десятилетия советской власти удалось снизить уровень смертности населения России, улучшить санитарные условия, повысить профессионализм медицинских работников, достичь организационного единства системы здравоохранения.

Принципы советской медицины:

1) создание единой государственной системы управления здравоохранением (министерства);

2) бесплатная и общедоступная медицинская помощь всему населению страны;

3)  государственное финансирование;

4) профилактика и борьба с эпидемиями (в 1923 г. была ликвидирована холера; в 1936 г. – оспа и чума. В годы Великой Отечественной войны в стране не было массовых эпидемий);

5) развитие высшего и среднего медицинского образования.

Однако, по мнению современных исследователей, между здравоохранением Российской империи и советским здравоохранением не было глубокой пропасти. Почти 30 лет (1886 – 1916 гг.) правительственные комиссии занимались разработкой реформы здравоохранения России. К 1912 г. были разработаны нормы обеспечения населения медицинской помощью, определены необходимые размеры финансирования и число врачей, подготовлен пакет законопроектов по организации общедоступной медицинской помощи, борьбе с эпидемиями, медицинскому образованию. При поддержке императора Николая II в 1916 г. было создано Главное управление государственного здравоохранения – фактически первое в истории России министерство здравоохранения.

Таким образом, достижения советского здравоохранения, в котором воплотились плодотворные идеи, разработанные врачами и учеными Российской империи, были бы невозможны без ценного опыта, гуманных традиций и наследия российской системы здравоохранения, сложившейся до революции 1917 г.

Исторические перемены, происшедшие в нашей стране в 1917 г. привели к ее коренному переустройству. Необходимо отметить, что были не только достижения, но и большие потери. Значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Медицинская интеллигенция негативно отнеслась к советской власти. Многие врачи уехали за границу, многие погибли во время военных действий в годы Гражданской войны и в тылу от голода и болезней. Нельзя не отметить, что при создании советской системы здравоохранения четко прослеживался классовый принцип: оказание медицинской помощи прежде всего рабочим и крестьянам.

До революции 1917 г. больницы находились при церквях, храмах, монастырях. Помощь больным и раненым оказывали служители церкви, монахини. По всей стране действовали Общины милосердия – Свято-Троицкая община, Свято – Георгиевская община, Община св. Евгении. Они начали свою деятельность во второй половине XIX в., находились под покровом царской семьи и существовали на благотворительные средства. После революционных потрясений многие общины прекратили свое существование, были закрыты, как «приспешники царизма», либо переименованы.

В общины принимались вдовы и девушки в возрасте от 20 до 40 лет, отличавшиеся милосердием, целомудрием, опрятностью, скромностью, добротой, терпением. Их называли сестрами. Общины объединяли российских женщин из самых разных слоев общества, от весьма образованных (среди них были жены, вдовы и дочери титулярных и коллежских советников, помещиков, купцов, офицеров армии и флота) до простых малограмотных женщин.

«"Сестра"… Какое трогательное название дано этой медицинской профессии!, – размышлял бывший нарком здравоохранения Н. А. Семашко в 1942 г. на страницах журнала «Медицинская сестра». – "Сестра" – это не просто медицинский работник, "сестра" – близкий, свой, родной человек». К слову "сестра" прибавлялось "милосердная", проявляющая особенную заботу о больном или раненом.

Первая мировая война привела к тому, что насилие стало законным инструментом разрешения споров и орудием социальных преобразований. В годы Гражданской войны в России ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки, были потрясены основы православной духовности и национального самосознания. В этих условиях само понятие «милосердие» было поставлено под сомнение. Вместо сестер милосердия появилось новое название. Девушек, оказывающих помощь раненым и больным, стали называть «красными сестрами», а затем – медицинскими сестрами. По словам одного из исследователей, «они должны были быть близки по убеждению и по духу Красной Армии, должны были заменить больному и раненому красногвардейцу прежних сестер милосердия, облегчая его страдания, и в то же время политически просвещать его в духе коммунистической партии». «Не из полурелигиозного "милосердия" она идет на свой тяжелый подвиг. Идет она потому, что рядом с бойцом и в помощь ему хочет делать общее дело – содействовать разгрому ненавистного врага… Не слащавое "милосердие", а лютая ненависть к врагу и горячая любовь к нашему защитнику-бойцу ведут ее на подвиг».

Однако, история вернула все на свои места. Одно из главных качеств, проявленное медицинскими работниками, и прежде всего, медицинскими сестрами в годы Великой Отечественной войны – милосердие. Судьбу раненого нередко решала не только своевременно наложенная повязка: не меньше значили одобряющее слово, сочувствие. С терпением и любовью, долгие ночи и трудные дни дежурили медицинские сестры у постели раненых, облегчая страдания и отвоевывая у смерти драгоценные жизни. Именно поэтому, несмотря на политические установки, возникшие в результате революционных событий 1917 г., между «старыми» сестрами милосердия и «новыми» медицинскими сестрами можно смело поставить знак равенства.
















Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на достигнутые успехи, с первых дней Великой Отечественной войны медицинская служба испытывала серьезные трудности. Ощущался резкий дефицит в средствах, не хватало специалистов, в том числе медсестер, госпиталей, перевязочных средств, медикаментов. Так, в 1940 г. в стране насчитывалось 99 тыс. 400 хирургических коек, или всего от 12,5% всей развернутой коечной сети. Опыт же Первой мировой войны говорил о том, что в тылу страны необходимо иметь 80% коек. Заниженными оказались и предвоенные расчеты потребности в переливании крови. Предполагалось, что в этой процедуре будет нуждаться 10% раненых, однако уже в 1943 г. переливание крови было проведено 13,4% раненых, в 1944 г. – 26,1% раненых, а в 1945 г. – 28,4% раненых.

Уже в первые дни войны погибло медицинское имущество, сосредоточенное в непосредственной близости от границы: здесь хранились большие запасы лекарств и различное оборудование для действовавших и вновь формируемых госпиталей. В один госпиталь, рассчитанный на лечение 200 человек, поступало до 5 тыс. раненых. Такова была трагическая реальность первых недель войны: госпитали переполнены, врачи и сестры мечутся в потоке раненых.

В годы войны главные задачи здравоохранения заключались в оказании помощи раненым и больным воинам, медицинском обслуживании тружеников тыла, увеличении количества госпиталей, укомплектовании армии врачами и медсестрами.

В связи с этим были проведены досрочные выпуски двух последних курсов военно-медицинских академий и медицинских факультетов, организована ускоренная подготовка медсестер и фельдшеров. В январе 1942 г. было решено произвести дополнительный набор 22 тыс. студентов в медицинские институты страны. 13 декабря 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли специальное постановление «О повышении заработной платы медицинским работникам». На территории России 751 санаторий и 547 домов отдыха были использованы для обслуживания раненых и больных. Под госпитали выделялись общественные здания, школы, гостиницы, клубы, общежития. В результате, ко второму году войны армия была укомплектована врачами на 91%, медсестрами – на 97%.

Таблица 2

Дата

Численность врачей

Численность медсестер

1943 г.

200 тыс.

300 тыс.


Благодаря их мужеству, отваге и героизму была оказана медицинская помощь небывалому числу раненых и больных.

«Когда говорят о подвигах, то подразумевают обычно недолгое, а то и вовсе молниеносное героическое свершение, требующее единовременного взлета всех духовных и физических сил, созревших, разумеется, на всем предыдущем пути развития человека. Работа наших медсестер изо дня в день на поле боя во имя спасения раненых была постоянным подвигом, а презрение к смертельным опасностям, угрожавшим им лично, − обыденным профессиональным качеством. Эти рядовые советские девушки, вчерашние школьницы и работницы, студентки и колхозницы проявили в самой жестокой из войн, разожженной фашизмом, такое величие духа, благородство и силу, такую человеческую красоту, которые еще не смогли воспеть и самые лучшие из произведений искусства».

Е. И. Смирнов. «Война и военная медицина: 1939 – 1945 гг.».

Как только началась война, в военкоматы хлынул поток заявлений от девушек, требовавших принять их в санитарные дружины и отправить на фронт. В небольшом городке Колпино под Ленинградом в первые дни войны поступило 460 таких заявлений. В больших городах заявления подавались тысячами.

Беспрецедентный подвиг совершили медики блокадного Ленинграда. Еще осенью 1941 г., когда гитлеровцы громили город с воздуха, 3000 санитарных дружинниц перешли на казарменное положение, день и ночь оказывали неотложную помощь пострадавшим. Для экстренной госпитализации пострадавших от вражеских налетов в ряде районов в подвалах организовали специальные санитарные комнаты с койками и необходимым оборудованием.

«В наиболее тяжелый период нашей жизни, − вспоминала санинструктор Левитская, − зимой 1941/42 года на базе санитарных постов были организованы обогревательные и временные стационары. Последние должны были давать приют ослабевшим пешеходам, ведь людям приходилось ходить на работу пешком в мороз 30 - 40°. Обессиленные от голода, они часто падали. Сандружинницы и медсестры патрулировали по улицам города с саночками, на которые клали истощенных людей, доставляя их на обогревательные пункты, где было тепло и где можно было получить стакан чая».

Исключительное внимание оказывалось детям: тысячи детей разыскали медицинские работники в холодных заброшенных квартирах, отогревали и устраивали в детские дома. Почин в этом замечательном патриотическом движении проявила сандружинница Вера Щекина. На личном счету ее числится 29 спасенных от смерти ребят. Многие из спасенных ею детей носят ее фамилию.

Город почти весь находился в зоне артиллерийского обстрела, и удары войны чувствовал каждый. Не было топлива – холод проникал повсюду. Выдача хлеба сократилась до 150 граммов в сутки. Перестали работать электростанции – погас свет. Не действовало отопление. Замерз водопровод. Вышла из строя канализация. И в эту страшную первую блокадную зиму удалось поставить на ноги тысячи раненых. Весной 1942 г.изможденные ленинградцы вышли на улицы многострадального города для очистки их от грязи и нечистот. Ежедневно работало свыше 300 тыс. человек. Одновременно медицинские работники обходили квартиры, помогали населению проводить их в порядок, а выявленных больных немедленно отправляли в больницу.

«В героической обороне Москвы от фашистских бомбардировщиков дружинницы Красного Креста, - писал председатель Московского городского комитета Красного Креста С. Ю. Беленький, − проявили исключительную отвагу, энергию, самопожертвование. Они бесстрашно обезвреживали и уничтожали сотни зажигательных бомб. На детскую больницу им. Тимирязева фашистские изверги бросили зажигательные бомбы. Дружинницы стали их уничтожать, затем с материнской нежностью и заботливостью под гул разрывающихся снарядов перенесли более 150 больных детей в убежище, прикрывая их своим телом…»

Спасение раненых приравнивалось к воинской доблести. За вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками или ручными пулеметами медицинские работники представлялись к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу». За вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлялись к правительственной награде орденом Красной Звезды.

Лидия Филипповна Савченко в 1941 г. окончила курсы медсестер в Ленинграде и была отправлена на Ленинградский фронт в составе дивизии народного ополчения Московского района. Она вынесла с поля боя 35 раненых, 32 раза становилась донором. За храбрость и милосердие, проявленные в годы Великой Отечественной войны при спасении раненых и оказании им помощи, Л. Ф. Савченко награждена орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

О геройстве медицинских сестер много писали газеты. О подвиге 17-летней Тамары Калниной, спасшей из горящего грузовика эвакуируемых раненых, о Лене Жаворонковой, в течение 5 дней ухаживавшей за 130 ранеными в попавшем в окружение эшелоне. Она сумела пробраться к советским частям и с их помощью вывезла всех раненых. В критической ситуации сестрам порой приходилось браться за оружие. Так поступила Катя Абрамова, заменившая собой убитого пулеметчика во время боев у села Н. За отвагу и геройство она была награждена орденом Красного Знамени.

На одной из встреч фронтовиков тепло и почтительно рассказывали о медицинской сестре М. С. Ничипорчуковой, или попросту Моте, как звали ее на войне. В представлении многих солдат она стала собирательным образом медсестер минувшей войны.

«Артиллерийская подготовка кончилась. Солдаты поднялись и побежали вперед. Побежала за ними и Мотя с двумя санитарами. Теперь их только трое осталось от санвзвода. Одному санитару раздробило руку. Мотя быстро перевязала ее и снова вперед. Бежали, на ходу поднимали упавших, оказывали им первую помощь. Тех, кто не мог идти, переносили в укрытие и снова торопились туда, в гущу боя. Подошла подвода. Мотя уложила на нее неспособных передвигаться. Остальных оставила, собрала в одно место. Кто ранен в ногу, кто в спину, кто в руку, кто в грудь. Двое тяжелораненых опираются на нее, Мотю. За плечи этих двух держатся другие, за других цепляются третьи.

Идет, тихо движется по полю эта необычная процессия, не в ногу, с трудом, медленно, прямо во весь свой солдатский рост. Во главе ее – впереди – девушка-невеличка, в сбившемся набок берете, в гимнастерке, залитой кровью, в порванных сапожках. Худенькая, а у самой еще и амуниция за спиной, да еще ремень с флягой тянет. С земли смотрят на нее знакомые незрячие лица, лица людей, которые еще несколько часов назад видели, говорили, слушали.

Всех пятнадцать человек дотянула, дотащила Мотя в санроту полка. Кто-то из девушек ей тогда посоветовал:

А ты, Мотенька, считай, считай всех, скольким поможешь. Награду получишь.

Попробовала Мотя вспомнить, прикинуть в уме, многим ли она спасла жизнь под этим страшным изюмом. И вдруг жаром обдало ее с головы до ног, испарина выступила на лице. «Господи, что ж это я делаю?» − устыдилась она самой себя. И потом никогда больше она не пыталась считать, а делала и делала все, что могла для всех, кто был ранен, как бы много раненых ни попадалось ей на пути.

Так начинала сержант Ничипорчукова…»

Впоследствии М. С. Ничипорчукова была награждена тремя орденами Славы. Среди женщин – военных медиков она единственный полный кавалер ордена Славы.

Судьбы и подвиги многих сестер сходны. Все они, не щадя себя, стремились облегчить страдания людей. Спасая раненых с полей сражений, не думали об опасности, грозившей их жизни. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза – было больше медицинских сестер, чем врачей. Многие санитары и санитарные инструкторы стали кавалерами Ордена Славы – высшей солдатской награды. История сохранила фамилии героических женщин – медицинских сестер, санитарок, сандружинниц – Е. Бойко, И. Н. Левченко, З. М. Тусналобова-Марченко, В. Гнаровская.



Работа малыми группами:

Студенты делятся на малые группы. Каждой группе выдается очерк, в котором рассказывается о подвиге и мужестве медсестер в годы Великой Отечественной войны.

Задание: внимательно прочитать очерк, отметить качества, проявленные медсестрами при оказании помощи раненым и больным, рассказать присутствующим о прочитанном, поделиться своими впечатлениями.




После выступления представителя каждой группы, подводим итог и вместе отмечаем основные качества, проявленные медсестрами в годы войны:

человеколюбие героизм внимательность

милосердие благородство взаимопонимание взаимоуважение самоотверженность терпение

мужество собранность патриотизм сочувствие спокойствие.


За самоотверженность и героизм в оказании помощи больным и раненым 26 медсестер нашей страны награждены высшей наградой Международного комитета Красного Креста – медалью им. Флоренс Найтингейл. Благодаря их мужеству отваге и героизму в строй возвратились 72% раненых и 90% больных.


Устная работа на уроке:

«5» - активная работа на протяжении всего урока, правильные ответы на вопросы, заинтересованность темой.

«4» - не достаточно активная работа на уроке, не всегда правильные ответы на вопросы, заинтересованность темой.

«0» - не работал на уроке.


Домашнее задание:

1) работа с конспектом, подготовка пересказа, в целях закрепления изученного материала;

2) составить кроссворд по теме: «Великая Отечественная война», используя материал данного занятия.

Использовать 10-15 слов.

Выполнить на листе А4.

Кроссворд не заполнять. Ответы написать на отдельном листочке.

Список использованной литературы:

1) Алексанян И. В., Кнопов М. Ш. Руководители медицинской службы фронтов и флотов в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. М., 1992.

2) Иванов Н. Г., Георгиевский А. С., Лобастов О. С. Советское здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Л., 1985.

3) Кузьмин М. К. Советская медицина в годы Великой Отечественной войны. М., 1979.

4) Медсестры Красного Креста. Сборник рассказов, очерков и стихов о мужестве медсестер в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). М., 1948.

5) Романюк В. П., Лапотников В. А., Накатис Я. А. История сестринского дела в России. СПб., 1998.

6) Самойлов В. О. История российской медицины. М., 1997;

7) Сестры милосердия России. СПб., 2005.

8) Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М., 2004.

9) Флинт А. В. Медсестра милосердия // Нескучный сад. 2003. №5.


Источники:

  1. http://rdop.ru/wp-content/uploads/2011/05/Женщины-на-войне.jpg

  2. http://rdop.ru/wp-content/uploads/2011/05/Женщины-на-войне-2.jpg

  3. http://www.mysteriouscountry.ru/images/photoalbum/album_4/122.jpg


Также фотографии, использованные в презентации, были сканированы из книги «Сестры милосердия России».



Слайд 1
МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Слайд 2
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ: На протяжении последних пяти тысяч лет истории человечества только 292 года прошли на Земле без войн. История сохранила память о 16 тысячах больших и малых войн, которые унесли более 4 млрд. жизней. Среди них самой кровопролитной и жестокой была Вторая мировая война (1939 – 1945 гг.). Для Советского Союза это была Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Защищая свою землю от фашистских захватчиков, советский народ потерял на полях сражений в ходе военных действий около 27 млн. жизней. Миллионы людей остались инвалидами. Но среди тех, кто с победой вернулся домой, многие остались живы, благодаря самоотверженной работе военных и гражданских медиков. Медицинские работники внесли бесценный вклад в победу. В строй возвратились 72% раненых и 90% больных.
Слайд 3
Дата Численность врачей всех специальносте й Численность женщинврачей Численность медицинских сестер 1913 г. 28 тыс. 3 тыс. 46 тыс.(сестры милосердия) 1940 г. 155 тыс. 96 тыс. 227 тыс. В 1913 Г. – В 10 УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ БЫЛИ МЕДИЦИНСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ. В 1940 Г. – В СССР БЫЛО 72 ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯ. 990 СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. −СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ; −УЛУЧШЕНИЕ САНИТАРНЫХ УСЛОВИЙ; −ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ.
Слайд 4
ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ:  1) создание государственной системы управления здравоохранением (министерства);  2) бесплатная и общедоступная медицинская помощь всему населению страны;  3) профилактика и борьба с эпидемиями (в годы Великой Отечественной войны в стране не было массовых эпидемий);  4) развитие высшего и среднего медицинского образования.
Слайд 5
В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ: проведены досрочные выпуски двух последних курсов медицинских факультетов;  организована ускоренная подготовка медсестер;  принято специальное постановление «О повышении заработной платы медицинским работникам»;  выделены под госпитали общественные здания, школы, гостиницы, клубы, общежития;  использованы 751 санаторий и 547 домов отдыха на территории России для обслуживания раненых и больных. 
Слайд 6
К СЕРЕДИНЕ 1942 Г. АРМИЯ БЫЛА УКОМПЛЕКТОВАНА ВРАЧАМИ НА 91%, МЕДСЕСТРАМИ – НА 97%. Дата 1943 г. Численность врачей Численность 200 тыс. 300 тыс. медсестер
Слайд 7
ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА, ПРОЯВЛЕННЫЕ МЕДСЕСТРАМИ В ГОДЫ ВОЙНЫ: человеколюбие благородство милосердие героизм самоотверженность терпение взаимоуважение. взаимопонимание внимательность патриотизм спокойствие сочувствие собранность мужество
Слайд 8
ВЫВОД:  За самоотверженность и героизм в оказании помощи больным и раненым 26 медсестер нашей страны награждены высшей наградой Международного комитета Красного Креста – медалью им. Флоренс Найтингейл. Благодаря их мужеству, отваге и героизму в строй возвратились 72% раненых и 90% больных.

Полный текст материала Урок истории по теме "Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны" для студентов I курса колледжей или для 9-11 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермошко Александр Григорьевич  Алексаndr
26.03.2012 0 6434 757

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК