Организация текущего повторения как условие подготовки к ЕГЭ по истории
Методика подготовки к ЕГЭ:
Организация текущего повторения как условие подготовки к ЕГЭ по истории.
Трегубова Анастасия Витальевна
учитель истории
МБОУ Верхнегрязнухинской СОШ
Камышинского района
Волгоградской области
При подготовке к единому экзамену по истории от выпускника требуется привести исторические факты, термины, даты в систему. т.е выпускнику необходимы умения и навыки по работе с исторической информацией. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений и навыков, а не просто знание дат, имен, памятников культуры и т.п. В связи с этим необходима новая система проведения уроков истории, способная подготовить выпускника к ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ для учителя представляет большую трудность, если школа является не профильной, в которой нельзя выделить дополнительные часы для подготовки к экзамену.
Требуется особенная система подготовки учащихся по истории, способствующая как формированию высоких знаний по предмету, так и успешной сдачи единого государственного экзамена. В настоящее время обозначенная проблема является актуальной.
Рабочие программы по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования не предусматривают специальных часов на подготовку к ЕГЭ, даже в условиях профильного обучения. Нет специальных разработок у авторов учебников. Идеологи ЕГЭ отмечают, что ЕГЭ не требует специальной подготовки и т. д. Но практика показывает, что подготовка нужна. Типы заданий ЕГЭ специфичны, они требуют определенной натренированности. Поэтому учитель вынужден осуществлять подготовку в условиях традиционного программного урока. Возможность такой подготовки осуществляется в рамках текущего повторения. Но такое повторение должно быть соответствующе организовано. При этом не должно противоречить требованиям стандарта, и общую подготовку сочетать с требованиями к ЕГЭ.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории имеет ряд особенностей. Во-первых, он сочетает в себе две наиболее распространенные формы испытаний – тестирование и письменная работа. Во-вторых, экзамен одновременно является выпускным для учащихся 11 классов и вступительным для всех абитуриентов. В-третьих, задания ЕГЭ четко разделяются на три уровня: начальный (часть А), средний (часть В) и продвинутый (часть С).
Задания третьего уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением истории. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой, для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.
Одним из направлений в решении этой проблемы является организация текущего повторения.
Основная цель этапа урока текущего повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.
Для текущего повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения.
Работу по подготовке к ЕГЭ лучше начинать с 10 класса.
Для успешной подготовки к ЕГЭ по истории необходимо применять задания КИМ на уроках. Продуктивнее всего использовать задания ЕГЭ в различных формах текущего повторения [56].
На этапе опроса, возможно предложить учащимся выполнить тестирование. Это типы заданий, адаптированных в соответствии части А. Учащиеся выполняют тест, содержащий 10 вопросов КИМ ЕГЭ. Тест обязательно должен быть ориентирован на тему предыдущего урока. Далее приведен тематический тест из части А ЕГЭ.
Пример тематического теста для 10 класса по предыдущей теме «Внутренняя и внешняя политика Павла I» [45 с. 175]:
В царствование Екатерины II наиболее продолжительные войны Россия вела с:
1.Францией;
2. Швецией
3. Османской империей
4.Речью Посполитой
Разгром турецкого флота русскими произошел в:
1.Сражение при Ларге;
2. Сражение при Кагуле;
3.Туртукайском сражении;
4. Чесменском сражении
3. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. Ярко проявился полководческий талант:
1. П.И. Багратиона
2. А.В. Суворова
3. П.С. Нахимова
4.М.И. Кутузова
4. Итоги русско-турецкой войны 1768-1774 г подвел:
1.Кючук-Кайнарджийский договор
2. Сан-Стефанский договор
3. Ясский договор
4. Георгиевский трактат
5. По итогам русско-турецкой войны 1768-1774 г.г. Крым:
1.Оставался в зависимости от Османской империи
2.Был присоединен к России
3. Стал формально независимым
4. Был разделен между Россией и Турцией
6. Дата, не относящаяся к разделу Речи Посполитой:
1. 1772
2.1783
3. 1793
4.1795
7. Практически не преступная турецкая крепость, взятая штурмовыми войсками Суворова в 1790 году называлась:
1. Очаков
2. Рущук
3. Измаил
4. Туртукай
8. Итальянский и Швейцарский походы Суворов совершил в войне с :
1. Турцией
2. Великобританией
3. Францией
4. Австрией
9. В ходе Павловских преобразований русская армия реорганизовывалась по образцу:
1.прусской
2.австрийской
3. французской
4. английской
10. В конце царствования Павла I значительные силы казаков были отправлены в поход против:
1. Турции
2. Франции
3. Индии
4. Пруссии
Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся, т.е. умения решать тесты ЕГЭ. Так в ходе опроса осуществляется не только проверка знаний и умений, но их дальнейшее углубление, обогащение, развитие.
На этапе закрепления, учащимся можно предложить выполнить задания в упрощённом виде – части В (1-2 задания). Закрепление неразрывно связано с изучением нового материала и организационно проводится как в процессе изучения нового материала, так и в конце урока. Важным условием и средством более углубленного усвоения нового учебного материала на уроке является систематическое закрепление изучаемых фактов и обобщений.
Задания части 2 (часть В) предусматривают следующие виды деятельности[87]:
установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов;
соотнесение двух рядов информации - дат и событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества, их произведений и т. д.;
определение исторического деятеля, события или явления, о котором идет речь в представленном отрывке из исторического источника;
умение группировать, систематизировать факты, понятия, устанавливать соответствие двух рядов информации.
Далее приведены примеры таких заданий.
Прочтите отрывок "из манифеста" 1773 г. и напишите фамилию его автора.
" Кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе малейшего христианства, чинили с вами крестьянами. По истреблении которых противников злодеев -дворян всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет".
Ответ: Е. Пугачев.
Главные идеи документа - призыв казнить дворян, обещание сделать всех участников движения свободными - позволяют сделать вывод о том, что речь идет о крестьянском движении. Приведенная в задании дата - 1773 г. помогает установить имя автора документа - Емельян Пугачев.
Таким образом, при закреплении материала важно сочетать вопросы, требующие ответов репродуктивного и продуктивного характера с известным перевесом в сторону последних. |
На этапе домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задания из части С. Нужно обязательно учитывать требования САНПИНа, учитывая, что на подготовку ко всему домашнему заданию уйдет не более 45 минут. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Переходя к выполнению заданий части С, учителю необходимо сначала научить учеников работать с заданиями части С. Нужно рассмотреть как построены задания, т.е. какими умениями должен владеть ученик, приступая к выполнению задания. Рассказать подробно как выполняется все задания и показать особенности решения более сложных заданий части С.
Задания части 3 (части С) позволяют проверить практически все элементы подготовки, в том числе умение работать с историческими источниками, умение анализировать и обобщать исторический материал, применять оценочные знания и умения. Самое главное, что она дает возможность выявить уровень индивидуальной подготовки, дифференцировать выпускников, выявить тех, кто с полным основанием может конкурировать с другими абитуриентами при поступлении в вузы.
Пример ответа учащихся с комментариями.
Назовите позиции, которые выявились в руководстве Российской коммунистической партии в отношении подписания сепаратного мира с Германией в 1918 г. Какая (чья) возобладала в конечном счете? Назовите территории, которые Россия теряла по условиям Брестского мира.
ОтветА.
В руководстве РСФСР существовали
разные точки на ведение войны с Германией:
левые эсеры настаивали на продолжении
войны до победы; Л.Д. Троцкий выдвинул
предложение "Ни мира, ни войны" -
подождать, чем закончится ситуация на
Западном фронте; В.И. Ленин настаивал
на подписании мира с Германией любой
ценой. Л.Д. Троцкий, отправленный на
переговоры, затягивал подписание мирного
договора. В этих условиях немецкое
правительство начало широкомасштабное
наступление на Восточном фронте. В этой
ситуации РСФСР пришлось подписать мир
на немецких условиях. По нему РСФСР
обязалась выплатить Германии контрибуцию,
а также теряла: территории современных
Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Западной
Белоруссии, территории в Закавказье;
признавала независимость Украины (всего
территориальные потери составили около
2,5 млн. кв. км.). в ноябре 1918 г. РСФСР
аннулировала Брестский мир.
Ответ Б.
Мир с Германией был необходим, так как страна устала воевать. Люди голодают. Мир должен быть подписан любой ценой.
Прекращение войны может быть только после победы. Подписания мира быть не должно.
В конечном счете возобладала 1 позиция. По условиям Брестского мира Россия теряла Украину, Белоруссию, Литву.
Комментарий. В ответе А названы три основные точки зрения (две из них - персонифицированы). При этом расширен круг рассмотрения по сравнению с тем, как сформулирована первая часть задания: упомянуты левые эсеры (но не сказано о позиции Н.И. Бухарина: отказ о подписании мира, начало мировой революции в случае поражения России). Исход переговоров и условия мира представлены в основном верно (более полно, чем в некоторых действующих школьных учебниках) за исключением цифры, определяющей площадь отторгнутой территории. Обращает на себя внимание контекстная (дополнительная по отношению к содержащимся в задании вопросам, но логически важная) информация - о ходе переговоров, ситуации, в которой был подписан мир, о его скором аннулировании. В ответе Б есть лишь общие представления о двух позициях в рамках логической альтернативы ("подписывать - не подписывать"), исходе переговоров и некоторых условиях мира. Это минимум, ниже которого может быть только полное незнание вопроса [90].
Все виды заданий, включаемых в ЕГЭ по истории, желательно использовать в учебном процессе в качестве материалов текущего повторения и самоконтроля.
Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень [87].
Эффективным
является следующая организация
работы.
На
этапе опроса 10-12 минут ученик решает
задания (с А1 по А10- первый блок;), на
этапе закрепления ученик выполняет
задания части В ( 1-2), на этапе домашнего
задания ученик решает одно задание из
части С, а учитель, проверяя работы,
отслеживает правильность выполнения
заданий фиксируя результаты на каждого
ученика в виде таблицы. Пример таблицы
результатов учащегося.
Ф.И.О. ученика____________________________________________
Дата выполнения теста |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
В1 |
В2 |
С1 |
13.01 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
15.01 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
17.01 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
+ |
20.01 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность составления индивидуальных тестовых заданий на конкретного ребенка.
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Работа над ошибками включает в себя следующее:
предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;
обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;
исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.
Представленная методика безусловно должна помочь учителю правильно организовать подготовку к ЕГЭ по истории, но необходимо помнить, что проговаривание материала учителем и учениками является основой знаний исторических фактов, событий, действий. Ведь живое слово учителя в процессе обучения истории играет ведущую роль: устное изложение не только является источником познания, но и сопутствует использованию других источников; с помощью устного слова осуществляется руководство познавательной деятельностью учащихся.
Список литературы
Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 1984.
Андреевская Н.В. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Владос,1990.
Баженова И.Н. Педагогический поиск.-М.:Педагогика,1989.
Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. / / Преподавание истории в школе. - 2003, № 5.
Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001.
Вагин А.А. Методика обучения истории.— М., 1972.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 1999.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. - М.: Просвещение, 1997.
Гречко П.К. Дело не в ЕГЭ, а в нас с вами // Оценка качества образования. – 2007. – №1.
ЕГЭ. История. Тематические тестовые задания ФИПИ/ авт-сост. Я.В. Соловьев, Л.И. Ларина,Д.А. Фадеева – М. «Экзамен», 2011г.
Елфимова С.А. Методы закрепления знаний на уроках истории/ http://www.uchportal.ru.
Изменение в закон об «Об образовании» от 06.02.2011 / http://beta-ege.ru/new/izmenenie-v-zakon-ob-ob-obrazovanii/.
Особенности подготовки к ЕГЭ 2010/www.seklib.ru.
П.С. Лейбенгруб О повторении на уроках истории. - М-1974 г.
С. А. Алакина. Тестирование на уроках истории как способ закрепления и углубления знаний/ www.openclass.ru.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трегубова Анастасия Витальевна
→ tregubova29 28.03.2012 0 5217 773 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.