Слайд 1
Интегрированный урок в 7 классе
(история и литература)
«Смутное время в России и
драме Пушкина «Борис
Годунов»
Антонова Галина Ивановна
учитель истории и
обществознания
МБОУ СОШ № 31 города
Тамбова
Учитель: Антонова Галина Ивановна
Предмет: история и обществознание
МБОУ СОШ № 31 города Тамбова
Интегрированный урок по истории и литературе в 7 классе.
Тема урока: «Смутное время в России и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: литературная игра.
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний об эпохе Смутного времени на основе анализа художественного произведения.
Задачи:
Общеобразовательные:
- углубление изученного материала по истории и литературе;
- изучение в полном объеме драмы А.С. Пушкина;
- сопоставление взглядов А.С. Пушкина с существующими историческими концепциями;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению родной истории и произведений на историческую тему;
- развитие чувства патриотизма, уважение к культуре и историческому прошлому своего народа.
Развивающие:
- формирование знаний, умений, навыков;
- закрепление умения работать в творческой группе;
- развитие интереса к образному слову, развитие речи, памяти, логического мышления, умения самостоятельно добывать знания.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, презентация.
Литература: Учебник. История России: Конец XVI – XVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство Просвещение. Год издания: 2007г.
Пушкин А.С. Борис Годунов. Драма.
Iэтап. Предварительная подготовка.
Действия учителя:
- составить разработку (сценарий урока);
-дать задания учащимся;
- разделить учащихся на 2-3 команды, приблизительно равные по силам;
- подготовить раздаточный материал;
- проверить готовность учащихся к уроку (наличие конспектов и записей, самостоятельной работы).
II этап. Задания для учащихся:
- подготовить монологический ответ на вопросы темы;
- выучить наизусть отрывок из текста драмы;
- составить исторический словарь эпохи. Найти в драме устаревшие слова;
- прочитать в полном объеме драму А.С. Пушкина «Борис Годунов»;
- составить вопросы по истории и по литературе соперникам;
- повторить материал по истории «Смута в России», обратить особое внимание на тему «Дмитрий – самозванец».
Алгоритм проведения урока.
План урока:
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…»
«Не много лиц мне память сохранила…»
«О, боже мой, кто будет нами править?»
«Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь».
«Минувшее проходит предо мною…. Не много слов доходит до меня,
А прочее погибло безвозвратно…»
«Душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет, и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?»
«Но знаешь ли, чем сильны мы? Басманов?
…А мнением, да, мнением народным…»
III этап. Ход урока.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие текста, тетрадей с записями, ручек).
Объяснение целей урока, форм проведения, критерии оценки.
Работа по плану урока.
Сообщения учащихся об эпохе, об убийстве царевича Дмитрия, вопросы соперникам:
- монологический ответ ученика у доски « Характеристика эпохи начала XVII века»;
- дополнение сообщения групповой поддержки и постановка вопроса по этой же проблеме команде «противника»;
- монологический ответ ученика « Версии и факты о смерти царевича Дмитрия»;
- дополнения учеников по теме и вопросы для соперников.
Материалы для викторины «Узнай литературного героя»:
о ком А.С. Пушкин сказал:
«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач»? (Борис Годунов)
«Уклончивый, но милый и лукавый»? (Василий Шуйский)
« Она красавица.
-Да, мраморная нимфа:
глаза, уста без жизни, без улыбки»? (Марина Мнишек)
«Он царские чертоги претворил
в молитвенную келью,
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали»? ( Федор Иванович)
«Он не красив, но вид его приятен
И царская порода в нем видна»? (Григорий Отрепьев)
«Он летопись свою ведет, и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?» (старец Пимен)
Сообщения учащихся о Борисе Годунове, Марине Мнишек, вопросы соперникам. Викторина о Лжедмитрии. Восстановительный диктант.
- Монологический ответ ученика: сообщение о Борисе Годунове.
- Чтение наизусть отрывка из драмы А.С. Пушкина (демонстрация портрета Бориса Годунова).
- Вопрос о Борисе Годунове соперникам.
- Чтение наизусть отрывка о Марине Мнишек.
- Вопрос о Марине Мнишек соперникам.
- Викторина о Лжедмитрии (учитель истории).
Материалы для викторины:
- кто был по происхождению Григорий Отрепьев? (из галицких дворян);
- как Лжедмитрий был связан с семьей Романовых? (в прошлом Отрепьев был служилым человеком, холопом Романовых и постригся в монахи после их ссылки);
- какие земли обещал Лжедмитрий подарить отцу своей невесты? (Новгород Великий и Псков);
- когда и при каких обстоятельствах Лжедмитрий I вошел в Москву? Кто его поддерживал?
- какие мероприятия предпринял Лжедмитрий I, став царем? В чьих интересах?
- чем закончилось правление Лжедмитрия I?
Проведение викторины на знание текста произведения «Борис Годунов» (учитель литературы).
Материалы для викторины:
- кому посвятил свою трагедию А.С. Пушкин? (Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина);
- назовите точную дату, с которой начинается описание событий в драме. (20 февраля 1598года);
- почему Воротынский и Шуйский считали, что у них прав на русский престол больше, чем у Годунова? (Рюриковой крови);
- почему Отрепьев сбежал из монастыря? (совершить «мирской суд» над Борисом Годуновым);
- кому принадлежит фраза «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»? (приговор Бориса Годунова самому себе)
- какова последняя фраза драмы? («Народ безмолвствует).
Выполнение восстановительного диктанта по портрету главного героя Гришки Отрепьева.
Материал для диктанта:
«А лет ему от роду… (20)
А ростом он … (мал)
Грудь… (широкая)
Одна рука… (короче другой)
Глаза… (голубые)
Волосы… (рыжие)
На щеке… (бородавка)
На лбу… (другая)»
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Узнай слова эпохи. Определение значения устаревших слов, взятых из текста драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Дидактические материалы:
- доселе (до сих пор);
- лях (поляк);
- венец (корона);
- одр (постель);
- трапеза (прием пищи, застолье);
- порешить (убить);
- чертоги (царский дворец, покои);
- свейский (шведский);
- чело (лоб);
- отрок (подросток);
- сызнова (снова);
- пасул (взятка);
- инок (монах);
- блаженный (не в своем уме);
- власяница (рубаха, в которую одевались простолюдины);
- алкающий (алчущий) (непрерывно ищущий).
Расшифровать известные алгоритмы – «перевертыши» (слова наоборот).
Материалы для учителя:
- человек кричит (народ безмолвствует).
- Вот вам, дедушки, Варфоломеева ночь! (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!)
- Дурачась простодушно (не мудрствуя лукаво).
- Ах, велика ты, шляпа Боярского! (Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!);
- Песня не девочки, а жены (Речь не мальчика, а мужа).
Отгадать ребус. Расшифровать фразу из текста на карточке. Победит тот, кто быстрее выполнит задание. («Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя…»)
Подведение итогов, выявление победителей.
Рефлексия: интервью ребят: что получилось, что не получилось? Кто был более активен? Как и какой мы достигли цели? Что особенно запомнилось из урока?
Автор: Антонова Галина Ивановна
→ Жастин 15.04.2012 0 5564 628 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.