Разработка урока истории и литературы "Смутное время в России и драме Пушкина "Борис Годунов"; 7 класс (.docx)


Учитель: Антонова Галина Ивановна

Предмет: история и обществознание

МБОУ СОШ № 31 города Тамбова







































Интегрированный урок по истории и литературе в 7 классе.

Тема урока: «Смутное время в России и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: литературная игра.

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний об эпохе Смутного времени на основе анализа художественного произведения.

Задачи:

Общеобразовательные:

- углубление изученного материала по истории и литературе;

- изучение в полном объеме драмы А.С. Пушкина;

- сопоставление взглядов А.С. Пушкина с существующими историческими концепциями;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению родной истории и произведений на историческую тему;

- развитие чувства патриотизма, уважение к культуре и историческому прошлому своего народа.

Развивающие:

- формирование знаний, умений, навыков;

- закрепление умения работать в творческой группе;

- развитие интереса к образному слову, развитие речи, памяти, логического мышления, умения самостоятельно добывать знания.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование: проектор, презентация.

Литература: Учебник. История России: Конец XVIXVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство Просвещение. Год издания: 2007г.

Пушкин А.С. Борис Годунов. Драма.

Iэтап. Предварительная подготовка.

Действия учителя:

- составить разработку (сценарий урока);

-дать задания учащимся;

- разделить учащихся на 2-3 команды, приблизительно равные по силам;

- подготовить раздаточный материал;

- проверить готовность учащихся к уроку (наличие конспектов и записей, самостоятельной работы).

II этап. Задания для учащихся:

- подготовить монологический ответ на вопросы темы;

- выучить наизусть отрывок из текста драмы;

- составить исторический словарь эпохи. Найти в драме устаревшие слова;

- прочитать в полном объеме драму А.С. Пушкина «Борис Годунов»;

- составить вопросы по истории и по литературе соперникам;

- повторить материал по истории «Смута в России», обратить особое внимание на тему «Дмитрий – самозванец».

Алгоритм проведения урока.

План урока:

  1. «Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…»

  1. «Не много лиц мне память сохранила…»

  2. «О, боже мой, кто будет нами править?»

  3. «Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь».

  1. «Минувшее проходит предо мною…. Не много слов доходит до меня,

А прочее погибло безвозвратно…»

  1. «Душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет, и часто

Я угадать хотел, о чем он пишет?»

  1. «Но знаешь ли, чем сильны мы? Басманов?

А мнением, да, мнением народным…»



III этап. Ход урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие текста, тетрадей с записями, ручек).

  2. Объяснение целей урока, форм проведения, критерии оценки.

  3. Работа по плану урока.

Сообщения учащихся об эпохе, об убийстве царевича Дмитрия, вопросы соперникам:

- монологический ответ ученика у доски « Характеристика эпохи начала XVII века»;

- дополнение сообщения групповой поддержки и постановка вопроса по этой же проблеме команде «противника»;

- монологический ответ ученика « Версии и факты о смерти царевича Дмитрия»;

- дополнения учеников по теме и вопросы для соперников.



Материалы для викторины «Узнай литературного героя»:

о ком А.С. Пушкин сказал:

«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач»? (Борис Годунов)

«Уклончивый, но милый и лукавый»? (Василий Шуйский)

« Она красавица.

-Да, мраморная нимфа:

глаза, уста без жизни, без улыбки»? (Марина Мнишек)

«Он царские чертоги претворил

в молитвенную келью,

Там тяжкие, державные печали

Святой души его не возмущали»? ( Федор Иванович)

«Он не красив, но вид его приятен

И царская порода в нем видна»? (Григорий Отрепьев)

«Он летопись свою ведет, и часто

Я угадать хотел, о чем он пишет?» (старец Пимен)



Сообщения учащихся о Борисе Годунове, Марине Мнишек, вопросы соперникам. Викторина о Лжедмитрии. Восстановительный диктант.

- Монологический ответ ученика: сообщение о Борисе Годунове.

- Чтение наизусть отрывка из драмы А.С. Пушкина (демонстрация портрета Бориса Годунова).

- Вопрос о Борисе Годунове соперникам.

- Чтение наизусть отрывка о Марине Мнишек.

- Вопрос о Марине Мнишек соперникам.

- Викторина о Лжедмитрии (учитель истории).



Материалы для викторины:

- кто был по происхождению Григорий Отрепьев? (из галицких дворян);

- как Лжедмитрий был связан с семьей Романовых? (в прошлом Отрепьев был служилым человеком, холопом Романовых и постригся в монахи после их ссылки);

- какие земли обещал Лжедмитрий подарить отцу своей невесты? (Новгород Великий и Псков);

- когда и при каких обстоятельствах Лжедмитрий I вошел в Москву? Кто его поддерживал?

- какие мероприятия предпринял Лжедмитрий I, став царем? В чьих интересах?

- чем закончилось правление Лжедмитрия I?



Проведение викторины на знание текста произведения «Борис Годунов» (учитель литературы).



Материалы для викторины:

- кому посвятил свою трагедию А.С. Пушкин? (Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина);

- назовите точную дату, с которой начинается описание событий в драме. (20 февраля 1598года);

- почему Воротынский и Шуйский считали, что у них прав на русский престол больше, чем у Годунова? (Рюриковой крови);

- почему Отрепьев сбежал из монастыря? (совершить «мирской суд» над Борисом Годуновым);

- кому принадлежит фраза «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»? (приговор Бориса Годунова самому себе)

- какова последняя фраза драмы? («Народ безмолвствует).



Выполнение восстановительного диктанта по портрету главного героя Гришки Отрепьева.



Материал для диктанта:

«А лет ему от роду… (20)

А ростом он … (мал)

Грудь… (широкая)

Одна рука… (короче другой)

Глаза… (голубые)

Волосы… (рыжие)

На щеке… (бородавка)

На лбу… (другая)»



За каждый правильный ответ – 1 балл.



Узнай слова эпохи. Определение значения устаревших слов, взятых из текста драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Дидактические материалы:

- доселе (до сих пор);

- лях (поляк);

- венец (корона);

- одр (постель);

- трапеза (прием пищи, застолье);

- порешить (убить);

- чертоги (царский дворец, покои);

- свейский (шведский);

- чело (лоб);

- отрок (подросток);

- сызнова (снова);

- пасул (взятка);

- инок (монах);

- блаженный (не в своем уме);

- власяница (рубаха, в которую одевались простолюдины);

- алкающий (алчущий) (непрерывно ищущий).



Расшифровать известные алгоритмы – «перевертыши» (слова наоборот).



Материалы для учителя:

- человек кричит (народ безмолвствует).

- Вот вам, дедушки, Варфоломеева ночь! (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!)

- Дурачась простодушно (не мудрствуя лукаво).

- Ах, велика ты, шляпа Боярского! (Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!);

- Песня не девочки, а жены (Речь не мальчика, а мужа).

Отгадать ребус. Расшифровать фразу из текста на карточке. Победит тот, кто быстрее выполнит задание. («Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя…»)

Подведение итогов, выявление победителей.



Рефлексия: интервью ребят: что получилось, что не получилось? Кто был более активен? Как и какой мы достигли цели? Что особенно запомнилось из урока?













9


Слайд 1
Интегрированный урок в 7 классе (история и литература) «Смутное время в России и драме Пушкина «Борис Годунов» Антонова Галина Ивановна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 31 города Тамбова
Слайд 2
Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича КАРАМЗИНА сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин Н.М.Карамзин (1766-1826гг.)
Слайд 3
Драма «Борис Годунов» А.С.Пушкин « Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… Но клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших
Слайд 4
Борис Годунов (1598-1605гг.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси
Слайд 5
План урока 1. «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» 2. «Не много лиц мне память сохранила…» 3. «О, боже мой, кто будет нами править?» 4. «Описывай, не мудрствуя лукаво…» 5. «Минувшее проходит предо мною…Не много слов доходит до меня…» 6. «Душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет…» 7. «Но знаешь ли, чем сильны мы? Басманов?...»
Слайд 6
? Узнай кто это «Уклончивый, но милый и лукавый»
Слайд 7
? Узнай кто это «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач»
Слайд 8
? Узнай кто это «Он некрасив, но вид его приятен И царская порода в нем видна»
Слайд 9
? Узнай кто это «Она красавица. - Да, мраморная нимфа: глаза, уста без жизни без улыбки»
Слайд 10
? Узнай кто это «Он летопись свою ведет, и часто Я угадать хотел, о чем он пишет»
Слайд 11
? Узнай кто это «Он царские чертоги претворил в молитвенную келью Там тяжкие, державные печали Святой души его не возмущали»
Слайд 12
Викторина по истории 1. Кто был по происхождению Григорий Отрепьев? 2. Как Лжедмитрий был связан с семьей Романовых? 3. Какие земли обещал Лжедмитрий подарить отцу своей невесты? 4. Когда и при каких обстоятельствах Лжедмитрий I вошел в Москву? 5. Какие мероприятия предпринял Лжедмитрий, став царем? В чьих интересах? 6. Чем закончилось правление Лжедмитрия I?
Слайд 13
Викторина по литературе 1. Кому посвятил А.С.Пушкин свою трагедию? 2. Назовите точную дату, с которой начинается описание событий в драме. 3. Почему Воротынский и Шуйский считали, что у них прав на русский престол больше, чем у Годунова? 4. Почему Григорий Отрепьев сбежал из монастыря? 5. Кому принадлежит фраза «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» 6. Какова последняя фраза драмы?
Слайд 14
Восстановительны й диктант по портрету Лжедмитрия I Григорий Отрепьев «А лет ему от роду _______ А ростом он ______ Грудь _______ Одна рука ______ Глаза ______ Волосы ______ На щеке ______ На лбу ______»
Слайд 15
Узнай слова эпохи • • • • • • • • Доселе ________ Венец _________ Лях ___________ Одр __________ Порешить ___________ Трапеза ____________ Свейский __________ Чертоги ___________ • • • • • Чело __________ Сызнова ___________ Пасул __________ Инок __________ Власяница ___________ • Алкающий __________ • Блаженный __________ • Отрок __________
Слайд 16
Расшифруйте известные алгоритмы – «перевертыши» 1. Человек кричит _______________________ 2. Дурачась простодушно _________________ 3. Вот вам, дедушки, Варфоломеевская ночь! _____________________________________ 4. Ах, велика ты, шляпа Боярского
Слайд 17
Рефлексия - Что получилось? Что не получилось на уроке? Кто был более активен? Как и какой мы достигли цели? Что особенно запомнилось из урока?
Слайд 18
Интернет ресурсы 1.http://rusportrait.ru/gal2/photo10.htm 2.http://www.museumpushkin.ru/archive/?id=32&c=3 3.http://marina-mniszech.livejournal.com/41609.html 4.http://www.megabook.ru/DescriptionImage.asp?MID=455313 5.http://anton1996.ucoz.ru/forum/2-92-1 6.http://gorod.tomsk.ru/index-1261026697.php 7.http://olga74ru.dreamwidth.org/tag/%D0%B6%D1%83%D1%82%D1%8C 8.http://www.artlib.ru/index.php?id=16&fp=2&uid=18053&iid=227297 9.http://hguition.ucoz.ru/news/rossijskie_imperatory/2010-07-03-17 10. http://www.tv-l.ru/nep_ist/index15.shtml

Полный текст материала Разработка урока истории и литературы "Смутное время в России и драме Пушкина "Борис Годунов"; 7 класс (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Галина Ивановна  Жастин
15.04.2012 0 5564 628

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК