Разработка профсоюзного урока "Достойный труд в ХХ1 веке" 11 класс


6


Воронина Елена Николаевна – учитель истории

Государственного бюджетного образовательного учреждения

центр образования № 1434 г.Москвы


Профсоюзный урок «Достойный труд в ХХI веке»

(конспект урока)


Вступительное слово учителя:

Наш сегодняшний урок не обычный.

Это и урок истории, и урок обществознания и урок права.

Урок истории, поскольку мы будем сегодня говорить об истории профсоюзного движения в России.

Урок обществознания – поскольку разговор на уроке пойдет о роли профессиональных союзов в становлении гражданского общества в нашей стране.

Урок права – поскольку мы сегодня на конкретных примерах попытаемся рассмотреть роль первичных профсоюзных организаций в защите трудовых прав граждан.


Тема нашего урока «Достойный труд в ХХI веке».

Пройдёт всего несколько месяцев и многие из вас начнут свою самостоятельную деятельность в условиях, когда формируются трудовые отношения нового качества, трудовые отношения граждан, которым жить и творить в ХХI веке.

Мы живём в постоянно обновляющемся правовом государстве, в особое время, когда невозможно существовать без знания своих прав и умелой их защиты.

Сегодня мы попытаемся, опираясь на российское законодательство, рассмотреть ситуации, когда защита прав работника требует активного участия профсоюзной организации.


Но прежде всего, давайте вспомним:

Что такое профессиональные союзы? Когда они возникли?

Ответ учащихся. Профессиональные союзы в России возникли в конце Х1Х века в период бурного развития промышленности. Тяжелые условия труда, низкая зарплата, штрафы заставили рабочих объединиться в союзы для защиты своих прав. После 1917 года профсоюзы становятся массовой организацией, которая вела борьбу с безработицей. К середине ХХ века профсоюзы постепенно меняют свою роль – они становятся органами социальной защиты трудящихся. Профсоюзы появляются во всех отраслях хозяйства. Перестройка и экономические реформы начала 1990-х годов постепенно изменили роль профсоюзов. Они становятся органами социального партнёрства, взаимодействия между государством, работодателем и работником наёмного труда.


Наш сегодняшний профсоюзный урок пройдет в форме деловой игры.

Учитель: Вы разделились на пять команд:

(назвать команды, раскладывая таблички на столы)

1.Работники предприятия по производству автомобилей.

2.Работники музея.

3.Работники медицинского центра.

4.Работники телевидения.

5.Работники транспортного предприятия.


Учитель: На столе у каждой команды лежит задание. Пожалуйста, ознакомьтесь с заданием.


Общее задание командам:

Задание №1. Представьте себе, что ваша учёба в школе завершилась, вы освоили достойную профессию и приступили к работе.

Вам предложили вступить в профсоюз работников вашей отрасли. Как вы поступите?


Ответ учащихся. Пока сложно ответить на этот вопрос, возможны разные решения. Вступление в профсоюз – дело добровольное. Но скорее всего, следует вступить в профсоюз, это позволит чувствовать себя более уверенно, делая первые шаги в трудовой карьере.


Задание №2. Бывают ли ситуации, когда защита прав работника требует вмешательства профсоюзов? Были ли у вас ситуации, когда вы, будучи подростками, имели неудачный опыт взаимодействия с работодателем? Кто помог вам в разрешении конфликтной ситуации?

Учащиеся, имеющие опыт работы, делятся своими впечатлениями. Рассказывают о ситуациях, которые стали причиной конфликта между ними и работодателями, или об известных им случаях нарушения прав граждан (подростка могут уволить без заявления и объяснения причин увольнения, не оплатить его труд, использовать его труд на производствах, которые являются вредными для здоровья и не допускают использования труда подростков).


Задание № 3. Как закон в нашей стране защищает трудовые права граждан? Какие законы, защищающие трудовые права граждан вам известны? Какие акты международного права?

Учащиеся называют известные им из курса правоведения:

Конституцию РФ и Трудовой Кодекс РФ;

Федеральный закон о профсоюзах;

Всеобщую Декларацию прав человека принятую ООН в 1948 году;

Конвенцию Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года


Игра « Книжный шкаф юриста» (пригласить по одному представителю от команды).

Разложите на книжных полках документы по степени их важности с точки зрения понятия «юридическая сила закона».

Учащиеся выполняют задание. В стопках книг Конституция РФ; Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод; Трудовой Кодекс РФ; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10 от 12.06.1996; Комментарий к ТК РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Ученики раскладывают книги на полках с точки зрения понятия «юридическая сила закона» и комментируют свои действия.

Учитель контролирует их действия, указывает на возможные ошибки.



Учитель: Знаете ли вы о той роли, которая отводится в этих законах профсоюзам?

Задание № 4. Давайте познакомимся с некоторыми статьями в этих важных документах.

Продолжаем выполнять задание.

Начнём с Конституции РФ. Ознакомьтесь с содержанием статей 2, 7, 30, 37. Какая роль в них отводится профсоюзам?

Учащиеся отвечают на вопрос после предварительного ознакомления со статьями Конституции. Профсоюзы играют большую роль в защите прав граждан, гарантированных государством. В обеспечении достойной жизни и свободного развития граждан им отводится особая роль, поскольку они являются органами самоуправления. Представители любой сферы деятельности имеют право на создание своего профессионального союза. Профсоюзы играют важную роль в бесконфликтном разрешении трудовых споров.


Задание № 5. 12 июня 1996 года был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Ознакомьтесь с первой страницей Закона. Кто является гарантом деятельности профессиональных союзов?

Учащиеся отвечают, что деятельность профессиональных союзов гарантированна государством. Предмет регулирования и цели Федерального закона - общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы. Профсоюзы – добровольные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами и создаваемые в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан.


Учитель: А теперь познакомимся со статьями Трудового Кодекса РФ, определяющими роль профессиональных союзов.

Продолжаем выполнять задание, но теперь оно будет самостоятельным для каждой группы.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с заданиями для своей группы и находят информацию в соответствующих статьях Трудового Кодекса РФ.

Задания для мини-групп:

Задание для группы №1

В администрацию предприятия по производству автомобилей обратилась гражданка Соловьёва с заявлением о переносе начала рабочего времени с 8.00 на 9.00. Директор ей отказал, несмотря на то, что она имеет малолетнего сына, которого не успевает отвести в детский сад, из-за чего регулярно опаздывает на работу. Может ли профсоюз предприятия помочь в разрешении конфликтной ситуации, если Соловьёва не является членом профсоюза.

Для ответа на вопрос познакомьтесь с содержанием ст.30 ТК РФ.

Ответ учащихся. Профсоюз может помочь Соловьёвой. Он является органом социального партнёрства, может представлять её интересы по заявлению гражданки Соловьёвой. К тому же участие первичной профсоюзной организации в судьбе работающей мамы малолетнего ребенка поднимет авторитет профсоюза и возможно она примет решение вступить в его ряды.


Задание для группы №2

В профсоюзную организацию Музея современного искусства поступило заявление от бывшей сотрудницы Музея гражданки Петровой. Согласно информации, изложенной в заявлении, у гражданки Петровой год назад родилась дочь, и она находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 1 июня она решила выйти на работу, но директор Музея заявил, что её рабочее место занято и она уволена. Законны ли действия администрации Музея? Может ли помочь профсоюз в разрешении конфликтной ситуации, чтобы не доводить дело до судебного разбирательства?

Для ответа на вопрос познакомьтесь с содержанием ст. 53, 171, 195, 352 ТК РФ.

Комментарий учителя: Задание не простое. Конечно же, действия администрации незаконны, и гражданка Петрова могла бы обратиться в суд. Но и профсоюз может призвать администрацию к ответу и инициировать административное взыскание, если нарушены права работника, особенно предусмотренные коллективным договором. Ведь коллективный договор составляется при участии профсоюзной организации и не должен содержать положений, нарушающих закон.

Ответ учащихся. Профсоюз должен в этой ситуации способствовать восстановлению работника в его должности. А также внимательно изучить коллективный договор. А администрацию следует наказать штрафом, а если не подействует – обратиться в суд.


Задание для группы №3

Работники Медицинского центра написали коллективное обращение в первичную профсоюзную организацию медицинских работников. Они просят разделись часовой обеденный перерыв на 3 временных промежутка:

15 минут на утренний чай – с 10.00 – до 10.15;

30 минут на обед с 13.00 – до 13.30

и 15 минут на вечерний чай с 17.00 – до 17.15.

В качестве аргумента они приводят следующий: значительную часть времени работники центра проводят, работая за компьютером. И, несмотря на то, что степень защиты от вредного излучающего воздействия монитора высокая, тем не менее, утомление от работы у дисплея наступает очень быстро и эффективность работы снижается. Может ли профсоюзная организация решить этот вопрос? Для ответа ознакомьтесь со ст.218 ТК РФ, а также с гл. 58 ТК РФ.

Ответ учащихся. Да, конечно же, эта проблема может быть решена, и к пожеланиям работников умственного труда, каковыми являются работники медицинского центра, стоит прислушаться. Профсоюз через комитет по охране труда должен сделать всё возможное, чтобы создать оптимальные условия труда для работников центра, но при этом не нарушать работы центра. Пожелания работников, зафиксированные первичной профсоюзной организацией, как представительным органом граждан, могут быть внесены в коллективный трудовой договор.

Задание для группы №4

Работники известного телеканала обратились в профсоюзную организацию работников своей отрасли с гневным коллективным письмом. В письме сообщалось, что их труд уже в течение 2 месяцев не оплачивается. Профсоюз направил Директору телеканала требование о выплате заработной платы работникам. Директор указал секретарше не принимать от профкома никаких заявлений. Правомерны ли его действия?

Для ответа на вопрос ознакомьтесь со ст. 400 ТК РФ, а также с гл. 58 ТК РФ.

Ответ учащихся. Конечно же, нет, действия руководителя неправомерны. Он не имел права на подобные действия. Руководители предприятий должны учиться взаимодействовать с профсоюзами. А этот директор поступил нецивилизованно. Мы живём в правовом государстве, а он поступает очень авторитарно. Это – самоуправство! Если ты руководитель – учись управлять грамотно и по закону!


Задание для группы №5

Работники транспортного предприятия не имеют профсоюзной организации. Руководитель предприятия уверен, что она не нужна. Вместе с тем на предприятии условия охраны труда оставляют желать лучшего: парк автобусов очень старый (аварийный), некоторые автобусы не отапливаются, у водителей, совершающих поездки за пределы города, нет возможности принимать горячую пищу, да и на самом автопредприятии нет столовой. Что вы посоветуете руководителю автопредприятия?

Для ответа на вопрос ознакомьтесь со ст. 210 ТК РФ

Ответ учащихся. Руководитель предприятия не прав! Государственная политика в области охраны труда предполагает контроль со стороны государства за условиями охраны труда. Руководителю следует прислушаться к пожеланиям работников, иначе отказ от создания надлежащих условий труда для работников может обернуться для него закрытием предприятия.

А создание профсоюзной организации позволит не только инициировать разрешение многих проблем, связанных с созданием достойных условия труда для водителей автобусов, но и поднимет авторитет самого руководителя, как человека заботящегося о здоровье своих подчиненных.


Подведение итогов:

Учитель: Итак, подведем итоги, что нового о деятельности профсоюзов вы узнали сегодня. Чему вы научились?

Ответы учащихся:

Мы поняли, что роль профсоюзов велика. Это очень действенный и мобильный орган самоуправления, деятельность которого гарантируется государством в соответствии с Конституцией и Федеральным законом о профсоюзах.


В становлении правового государства и гражданского общества профсоюзы играют очень солидную роль. Они являются выразителями интересов граждан по многим социальным вопросам, в частности по трудовому праву. Именно первичные профессиональные союзы смогут сделать труд в ХХ1 веке достойным.


Профсоюзные организации – органы социального партнёрства, они участвуют в составлении коллективного договора между администрацией предприятия и работниками. Деятельность первичных профсоюзных организаций должна быть открытой, и хорошо бы, чтобы в их руководстве были представлены люди, хорошо разбирающиеся в законодательстве.


Благодаря тому, что мы сегодня узнали, мы лучше научимся защищать свои трудовые права через первичные профсоюзные организации.

Список литературы

1.Конституция РФ;

2.Трудовой Кодекс РФ;

3.Комментарий к ТК РФ;

4.Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10 от 12.06.1996;

5.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

6.Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод;




Полный текст материала Разработка профсоюзного урока "Достойный труд в ХХ1 веке" 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронина Елена Николаевна  Voronina_EN
07.04.2012 0 4600 563

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК