Конспект урока истории и презентация "Расцвет Древнерусского государства" для 6 класса
Учитель истории
ГБОУ ЦО №1434
Дунаевская Наталия Ивановна
План-конспект урока истории в 6 классе.
Тема: «Расцвет Древнерусского государства».
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Приёмы: работа с учебником, письменно-графический (составление схемы).
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цель: сформировать представление об эпохе правления Ярослава Мудрого как о периоде расцвета Древнерусского государства.
1) Образовательные задачи:
Всесторонне изучить время правление Ярослава Мудрого
Определить основные направления его деятельности;
Сформировать доказательную базу, свидетельствующую о расцвете Древнерусского государства
2) Развивающие задачи:
привлекать учащихся к самостоятельному целеполаганию
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
развивать умение работать в парах.
формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношения к предмету
3) Воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коммуникативных качеств у учащихся, культуры живого
межиндивидуального общения.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
|
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи.
|
Создание мотивационной ситуации. Использование приема «ЗХУ»: Знаю; Хочу узнать; Узнал. Слайды 2,3,4,5,6 |
Учащиеся формулируют цель урока. Основным результатом этой стадии является убежденность учеников в том, что они крайне мало знают о деятельности Ярослава Мудрого. |
2. Изучение нового материала. |
Организовать работу по индивидуальному изучению нового материала. Дать конкретные представления об изучаемых фактах и событиях.
Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему, кластер или план.
|
Постановка задачи, инструктаж по использованию символов. Слайд 7,8 Вопросы на синтез и на оценку качества предложенной информации, ее значения.
Разноуровневые задания, расширяющие и углубляющие знание и понимание учащихся нового материала. |
Решают познавательные задачи. Знакомятся с текстом.
Озвучивают полученную информацию, синтезируя ее. Слайд 9,10,11,12
Работают в парах над составлением плана, схемы или кластера. (2 пары у доски)
|
3. Первичное закрепление изученного. |
Проверить сформированность доказательной базы цели урока |
Тест Слайд 13 |
Презентация проделанной работы. Отвечают на экспресс-вопросы. |
4. Постановка заданий на дом. |
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения. |
Учебник: §6, отв. На вопросы устно. |
Записывают в дневники |
5.Подведение итогов урока. |
Выставить отметки. Прокомментировать ответы. |
|
Комментируют свои ответы и ответы одноклассников. |
Ход урока
Учитель: Ребята, обратите внимание на первое и последнее слово в данной теме. Как вы считаете, они дополняют друг друга или противоречат друг другу?
Учащиеся: дополняют
Учитель: но нам только предстоит в этом убедиться
Давайте попробуем определить наши цели и задачи на сегодняшний урок. Для этого прошу подумать и ответить на следующие вопросы:
Что я знаю о Ярославе Мудром?
Что я хочу узнать о Ярославе Мудром?
Обобщим и сформулируем одним предложением ответ на 2-ой вопрос:,,,,,,
А теперь посмотрите на слайд, как я сформулировала цель урока, мне кажется они очень совпадают, что дает мне надежду на конструктивную работу на уроке.
Учитель: Чем же Ярослав Мудрый заслужил такое уважение у современников и потомков, что его стали называть Мудрым, ему поставлены памятники в разных городах, его портрет изображен на денежных купюрах.
Учитель: Вы уже поняли, что Ярослав Мудрый внес вклад в различные сферы деятельности государства. Изучая предыдущие темы, мы с вами имеем опыт, что в деятельности каждого древнерусского князя можно выделить внутреннюю и внешнюю политику. Одни из них больше внимания уделяли вопросам внутренней политики, как например князь Владимир Святославович, другие вопросам внешней политики, как например князь Святослав. Сейчас я предложу вам работу по вариантам.
1 вариант - стр. 45-47 – внутренняя политика Я.М.
2 вариант – стр.47-48 – внешняя политика Я.М.
На слайде – условные обозначения:
V – это мне знакомо, об этом я слышал или читал
+ - это новая информация
? – первоначально я думал иначе
! – это меня заинтересовало, надо об этом узнать больше
Учитель: Что же вы узнали о деятельности Я.М. в области внутренней политики? Из внешней политики?
Хорошо, вы представили целый перечень мероприятий, характеризующих деятельность Я.М.
А теперь давайте постараемся систематизировать их.
Для этого я предложу вам разноуровневые задания:
1. Представьте деятельность Я.М. в виде плана (индивидуально или в паре)
2. в виде схемы (работа в паре)
3. в виде кластера (у доски).
Учитель: Вернемся к цели нашего урока. Кто озвучит? Убедились ли вы, что время правления Я.М. является периодом расцвета Древнерусского государства?
Отлично, значит, цель достигнута.
Учитель: А теперь о значках, которыми вы отметили то, о чем вы хотели бы узнать больше.
Учащиеся перечисляют вопросы.
Учитель предлагает подготовить сообщения.
Выставление оценок.
Д/з пар.6.
Информация для повышения мотивации.
Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды.
В первые годы XI века княжил в Ростове. Сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер.С этим временем нередко связывают основание города Ярославля, названного в честь князя, который по легенде секирой убил священную медведицу и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города.
После смерти старшего брата Вышеслава (по некоторым данным — в 1011 году) был посажен отцом на княжение в Новгород.
Ярослав Мудрый дважды сражался со своим братом Святополком Окаянным (прозванным так за убийство своих родных братьев Бориса и Глеба) за киевский престол: первый раз в 1016 году, когда Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев, но тогда Святополку помог отвоевать город польский король, второй раз в 1019 году на реке Альте Святополк разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал.
Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года. Похоронен в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии.
Благоверный князь Ярослав Мудрый, почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви, но 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов, в честь дня поминовения благоверного князя Ярослава Мудрого.
Ярослав Мудрый основал следующие города: Ярославль на Волге и Ярославль в современной Польше[62] (названы его именем), Юрьев (Гюргев, назван по имени его св. покровителя Георгия Победоносца), Юрьев Русский.
При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права.
Демонстрация презентации – слайды – 5,6
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дунаевская Наталия Ивановна
→ dnind7 04.05.2012 0 10188 1867 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.