КАЗАЧЕСТВО
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ:
ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Преподаватель
социально-экономических дисциплин
ГБОУ
СПО «ВПТ», г. Волжский
Мельникова
Наталья Георгиевна
На
историю незачем наводить глянец. Она
признает
только истину, которая рано или
поздно
займет свое место в ее анналах.
Д.
Волкогонов
Чем
дальше в прошлое уходят события Великой
Отечественной войны, тем более грандиозным
предстает подвиг нашего народа.
Преданность
Родине, верность долгу, самоотверженность
– эти качества составляющие основу
военной доблести, особенно ярко проявились
в менталитете казачества, внесшего
неоценимый вклад в
достижение победы. Казачество
практически всегда выступало как
носитель идей Российской государственности,
являясь своего рода державной опорой.
Но накануне второй мировой войны наша
государственность, за достаточно
короткий исторический промежуток
времени, претерпела серьезные изменения.
Это отразилось на позиции казачества,
его отношении к советскому государству;
фактически привело к расколу этого
«оплота державности» на сторонников
царской и советской России, что наглядно
проявилось в годы Великой Отечественной
войны.
Эта
трагедия большой социальной группы
вызывает сегодня и интерес исследователей,
и различного рода политические спекуляции.
Как это отражается в сознании нашего
современника? Что он знает о тех событиях?
Откуда получает информацию? Попытаемся
ответить на эти вопросы.
Изучая
роль казачества в Великой Отечественной
войне, нельзя не заметить, какая серьезная
идеологическая борьба велась за влияние
на эту социальную группу. Поэтому я хочу
рассмотреть политико-идеологический
аспект этой проблемы.
Цель
работы: рассмотреть представление
современного человека о роли казачества
в Великой Отечественной войне;
охарактеризовать факторы, определившие
это представление.
С
началом войны перед казаками возник
непростой вопрос: против кого поднять
оружие - против большевиков, планомерно
уничтожавших казачество, или против
Германии, извечной противницы России?
Несмотря
на тяготы форсированной индустриализации
и коллективизации, массовые репрессии,
казачество сохраняло веру в социалистические
идеалы и доверие к руководству страны.
Кроме коммунистической агитации и
традиционного патриотизма, на позицию
казаков повлияли и серьезные изменения
в политике советского государства,
возвращавшегося
к традиционным ценностям. У православного
казачества эти действия вызвали доверие;
отвечали
глубинным идеям этой социальной группы,
способствовали укреплению связи «партия
– народ - государство».
Казачество
с самого начала войны привлекало к себе
внимание гитлеровских чиновников из
"восточного министерства". Германским
войскам было приказано всячески
демонстрировать уважение к традициям
казаков, поддерживать их стремление к
борьбе с большевизмом и содействовать
восстановлению традиционных структур
самоуправления. В
Германии и оккупированных ею странах
развернулось Казачье национально-освободительное
движение. Организацией казачьих частей
занимался штаб Войска Донского во главе
с атаманом С. В. Павловым. В
ноябре 1942 г. немецкому полковнику Г. фон
Панвицу было поручено сформировать
кавалерийский корпус из кубанских и
терских казаков.
При
формировании частей из граждан СССР
главное внимание уделялось привлечению
добровольцев, прежде всего тех, кто
пострадал от Советской власти в период
коллективизации и сталинских чисток,
был озлоблен репрессиями. До сих пор
нет ясности относительно численности
тех граждан СССР, которые вместе с
вермахтом сражались против Красной
армии. По разным оценкам, она колеблется
от 200 - 300 тыс. до 1,5 млн. человек, из них
казаки составляли около 70 тыс.
Но
активная пропаганда ведется не только
в годы войны. Сегодня на нас постоянно
обрушивается огромный объем информации.
И государство, и идеологи возрождения
казачества, и сторонники «деградации
русского духа» предлагают (а иногда и
навязывают) свою точку зрения, пытаются
манипулировать общественным сознанием.
Так ли это просто? Доходит ли до широких
слоев населения та информация (в том
числе и о Великой Отечественной войне),
которую нам так настойчиво предлагают?
Что
бы получить ответы на эти вопросы мы
провели анкетирование среди преподавателей,
студентов нашего техникума и их родителей.
Было опрошено 150 человек: из них 100
студентов в возрасте 15 - 18 лет и 50 человек
в возрасте старше 36 лет.
Подавляющее
большинство наших респондентов проживает
на территории Волгоградской области
(«казачьей земле») в течение длительного
времени, многие родились здесь. Хотелось
бы предположить, что и сегодня, и в
советском прошлом, краеведческая и
патриотическая работа поставлена на
достаточно высоком уровне. Но выяснилось,
что и тогда, и сейчас, имена казаков –
героев Великой Отечественной войны,
более того, – наших земляков: К. И.
Недорубова и В. М. Платонова, неизвестны
подавляющему большинству опрошенных.
Участника Великой Отечественной войны
Венедикта Платонова все «вспомнившие»
перепутали с героем Отечественной войны
1812 года Матвеем Платовым. На вопрос:
«назовите имена казаков – героев Великой
Отечественной войны», студенты давали
ответы: Краснов, Махно и даже Тарас
Бульба. Респонденты старшей возрастной
группы оказались не более информированными:
на уровне узнавания («фамилия знакомая,
но кто конкретно – не помню») наиболее
часто отмечали имена Л. М. Доватора, К.
И. Недорубова (около 60% респондентов),
но самостоятельно назвать конкретные
фамилии смогли только 2 человека.
Об
участии казаков в Великой Отечественной
войне на стороне СССР информированы
77% опрошенных, на стороне Германии –
14% студентов, около 40% взрослых.
На
вопрос об источниках знаний студенты
выбрали варианты ответов: «упоминания
преподавателей, родных, знакомых» -
68%, «школьный учебник» - 50%, «СМИ, литература,
музеи» - около 30%. Ответы старших
респондентов предсказуемо отличались:
около 40% выбрали вариант ответа «упоминания
преподавателей, родных, знакомых». «СМИ,
литература» являются источником знаний
для 24%. И только 18% взрослых респондентов
смогли назвать учебники в качестве
источника знаний.
Я
предполагала, что респонденты,
ассоциирующие себя с казаками, будут
более осведомленными, но процент
правильных ответов, отражающих уровень
знания истории казачества, у этой группы
не отличался от всей массы опрошенных
(а иногда оказывался ниже среднего).
В
результате анализа анкет можно прийти
к неутешительным выводам:
к
сожалению, большинство наших земляков
не знает историю своего родного края;
люди,
ведущие свой род от казаков и считающие
себя казаками, не знают имена казаков
– участников и героев Великой
Отечественной войны;
в
сознании опрошенных нами людей (особенно
студентов), образ казака – изменника
Родины «не укладывается», большинство
даже не допускают мысли о возможности
участия казачества в войне на стороне
Германии. Возможно, сам факт формирования
положительного образа казачества в
общественном сознании, должен нас
радовать, но нельзя забывать о том, что
сознание, не отягощенное знанием,
становится легкой добычей для манипуляций;
открыто для лжи и исторических спекуляций.
Обнадеживает только то, что до глубокого
осмысления широкими слоями населения,
никакая настойчиво предлагаемая СМИ
информация не доходит. Что это:
невосприимчивость к пропаганде,
социальное безразличие, или, может
быть, деградация? Я не могу дать
окончательного ответа на этот вопрос.
Возможно, его нам подскажет дальнейшее
историческое развитие общества.
Л
И Т Е Р А Т У Р А
Учебная
литература
Алексашкина
Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия
и мир в ХХ – начале ХХI
века: 11 кл.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. - М.: Просвещение,
2007
Дмитриенко
В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История
Отечества. ХХ век. 11 кл.: Пособие для
общеобразовательных школ. - М.: Дрофа,
1998
Загладин
Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т., Петров
Ю. А. История Отечества. ХХ – начало ХХI
века: Учебник для 11 класса средних
общеобразовательных учебных заведений.
- М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2004
История
донского казачества: Учебное пособие
/под ред. А. В. Венкова - Ростов-на-Дону:
Изд-во Ростовского ун-та, 2001
Левандовский
А. А., Щетинов Ю. А. История России, ХХ –
начало ХХI
века: Учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений. - М.: Просвещение, 2005
Островский
В. П., Уткин А. И. История России. ХХ век.
11 кл.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007
Попов
В. П. Страницы истории донского казачества:
Учебное пособие. - Волгоград: Принт,
2006
Дополнительная
литература
Монографии
Воскобойников
Г. Л., Прилепский Д.К. Казачество и
социализм. Ростов-на-Дону: Ростиздат,
1986
Дробячко
С. И. Советские граждане в рядах вермахта.
К вопросу о численности // Великая
Отечественная война в оценке молодых.
М., 1997
Крикунов
П. Казаки. Между Гитлером и Сталиным.
Крестовый поход против большевизма.
М.: «ЯУЗА». «ЭКСМО», 2005
Мюллер
Н. Вермахт и оккупация. М., 1974
Народный
подвиг Сталинграда: добровольческие
формирования гражданского населения
1941- 1945 гг.: документы и материалы / НИИ
проблем экономической истории России
XX
века ВолГУ и др. / - Волгоград: Издатель,
2007 (История Волгограда в документах
и материалах / под ред. М. М. Загорулько;
т. 5)
Ортенберг
Д. И. Год 1942-й. Рассказ-хроника. М.:
Политиздат, 1988.
Материалы
периодической печати
Александров
К. М. Казачество России во Второй мировой
войне: к истории создания Казачьего
Стана (1942-1943) // Новый часовой. – 1997. №5
Гареев
М. А. О мифах старых и новых //
Военно-исторический журнал. 1991. № 4
Кирсанов
Н. А., Дробячко С. И. Великая Отечественная
война 1941-1945 гг.: национальные и
добровольческие формирования по разные
стороны фронта // Отечественная история,
2001, № 6
Козлов
А. И. Великая Отечественная война и
казаки //Официальный интернет- портал
центральное казачье войско www.ckw.ru
Лукаш
С. Н. Социально-педагогические ценности
культуры казачества Юга России
//Социально-гуманитарные знания. 2007. №
2
Решин
Л. Е. Коллаборационисты и жертвы режима
// Знамя. 1994. № 8
Чесноков
И. Казачий
крест или крест на казачестве?
//Воронежский
областной еженедельник «Берег». 2009.
№ 488