Турнир знатоков истории «Россия первой половины XIX века» , 8 класс


Самофалова Светлана Ивановна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» города Курска.

Учитель истории и обществознания


























ТЕМА: «Турнир знатоков истории.

Россия первой половины XIX века.»


Цель мероприятия:

  1. Продолжить формирование интереса школьников к истории;

  2. Систематизировать, повторить, обобщить знания учащихся по истории России XIXв.;

  3. Продолжить формирование навыков общения у учащихся.

Задачи мероприятия:

  1. Создать атмосферу праздника;

  2. Сплотить детей в совместной деятельности;

  3. Раскрыть таланты учащихся, их умения и творческие способности;

  4. Привлечь к творческой работе всех детей.

Оформление: портреты Александра I, Виктора Кочубея, Павла Строгонова, Николая Новосельцева, Николая I, Михаила Кутузова, Пестеля, Муравьева

Форма- колективно-творческое дело




План мероприятия.

Подготовительный этап

  1. Формируются 2 команды в каждой по 5 человек. Учитель объявляет исторический период для самостоятельной подготовки учащихся. Также они придумывают названия своим командам и эмблемы.

  2. Среди других учащихся распределяются сценические роли, обговариваются костюмы. Назначаются ответственные за изготовление плакатов.

  3. В программе турнира предусмотрен конкурс творческого характера, которых предлагается участникам команд в качестве домашнего задания: «Реклама-двигатель истории».Условия конкурса: участникам необходимо придумать рекламу любого предмета , пользовавшегося популярностью в XIX в.

  4. Поиск членов жюри











Викторина. «Турнир знатоков истории 19 века.»


I тур. Всякая всячина.(блиц-опрос)

ПЕРВАЯ КОМАНДА

  1. Воспитатель Александра1 (Лагарп)

  2. Кому принадлежат слова: «Дней Александровых прекрасное начало?» (Пушкин)

  3. Кружок единомышленников Александра 1 в начальный период его царствования (Негласный комитет)

  4. Год открытия лицея в Царском селе (1811)

  5. Место проведения торговли (ярмарки)

  6. Организатор военных поселений, доверенное лицо Александра 1 (Аракчеев)

  7. Самое многочисленное сословие в России (крестьянство)

  8. Лидер Северного общества (Муравьев)

  9. Основатель школы русских химиков (Зинин)

  10. Какие станции связывала первая ж\д (Петербург-Царкое село)


ВТОРАЯ КОМАНДА

  1. Бабушка Николая 1 (Екатерина 2)

  2. Первое тайное общество декабристов («Союз спасения»)

  3. Сколько отделений было учреждено в результате реформ Александра 1 (8)

  4. Самая ювелирная фирма в России (Фаберже)

  5. Автор теории общинного социализма (Герцен)

  6. Высший орган страны (Сенат)

  7. Лидер Южного общества (Пестель)

  8. Создатель «неевклидовой геометрии» (Лобачевский)

  9. Автор «Философских писем» (Чаадаев)

  10. Адмирал, возглавивший оборону Севастополя (Корнилов)


II тур. Кому принадлежат слова.

Предлагается определить авторство приводимых высказываний.

  1. «…Когда же придет мой черед, тогда может будет трудится над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я …удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего Отечества, и наслаждался бы им.»

(из письма Александра I 1797г)«Если неприятель займет Москву, то расплывется в ней, как губка в воде, а я буду свободен, действовать, как захочу.»

(из заявления Кутузова М.И.)


  1. «1) Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою;

2) В случае неисполнения крестьянами проблемных ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.»

(из указа Николая I об «обязанных» крестьянах)

  1. «Ничто так не разожгло алчность грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища…До 14 тысяч домов были обращены в пепел, а их числе множество настоящих дворцов. Сгорело 6 тысяч лавок малых и больших. Так как никто не ожидал, что город будет передан пламени, то можно только представить себе, сколько богатства погибло.»

(из воспоминания современников о бесчинствах французов в Москве)


  1. «Насильственная мера водворения поселений принята была с изумлением и ропотом. Потом объявлена их цель-освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Но уменьшение срока службы до 8 или 12 лет удовлетворили бы сей цели справедливее, прочнее и безопасней, ибо тогда во всей России разлился бы дух военный, а крестьяне столь же легко могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, а сами были бы запасными войсками.»

(современники о военных поселениях)

  1. «Какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю ( человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться-и давать ход интриге…

(Жуковский о действиях цензуры при Николае I)

  1. «Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону.»

(из приказа Нахимова о затоплении кораблей 1854г.)

  1. «Упорная кровопролитная борьба, возмущавшая Европу в течении трех лет, прекращается. Она была возбуждена не Россиею, и пред самым началом ее почитавшийся ныне в бозе незабвенный родитель наш объявил торжественно всем, единственною целию его домогательства и желаний были охранение прав, устранение притеснения единоверцев наших на Востоке.»

(из Манифеста об окончании войны.19 марта 1856г)




Конкурс для зрителей. Мини-сценки.

Сюжет 1

Вступительное слово учителя: Итак, мы с вами отправляемся в XIX век и первыми, кого мы вспомним, будет так называемый Негласный комитет, куда входили молодые друзья императора: Виктор Кочубей, Павел Строгонов, Николой Новосельцев, Адам Чарторыйский. И ,конечно же, сам император, Александр I.

Сценка

Реквизиты: парадный костюм с аксельбантами, с орденами, лентами, костюмы для дворян, лист с текстом «указа».

На сцене двое дворян держал лист бумаги и что-то обсуждают. Входит лакей.

Лакей: Его величество-Александр Павлович.

Входит Александр и ему все кланяются.

Александр I: Ну что вы, что вы! (Похлопывает по плечу одного из них). Виктор, Николай, не стоит церемоний! Мы же друзья! Что обсуждаем?

Виктор Кочубей: Да как же! Самый назревший вопрос: о крестьянах.

Александр I: Да-да, вопрос действительно назрел. Что же вы там решили? (Читает)

Николой Новосельцев: Этот закон принят во избежании неудовольствия дворянства и возбуждения слишком больших надежд в крестьянах.

Александр I: (задумчиво) Да, вы правы, дальше этого мы шагнуть не можем.

Вопрос: о каком указе идет речь? В чем его главный смысл?

Варианты ответов:

  1. « Закон о вольных хлебопашцах»-разрешал крестьянам уходить от помещика в Юрьев день.

  2. « Закон о вольных хлебопашцах»-разрешал помещикам по их желанию освобождать крестьян с землей за выкуп.

  3. «Манифест об освобождении крестьян»-давал личную свободу крестьянам.

  4. «Манифест об освобождении крестьян»-позволял крестьянам за определенную плату уходить от помещика.

Правильный ответ: 20 февраля 1803 года вышел указ о «вольных хлебопашцах»,который разрешал помещикам по их желанию освобождать крестьян с землей за выкуп. Юридически этот указ смягчал крепостное право. Фактически он сводился к нулю, так как вопрос об освобождении был отдан на усмотрение самих же крепостников.

Сюжет 2

Вступительное слово учителя: Начало XIX века тесным образом связано с историей Франции. И все-таки, оказавшись за пределами нашего государства, мы вспоминаем известные имена в российской истории. А попадаем мы в следующем сюжете в ставку




Наполеона Бонапарта. Давайте посмотрим, что он мог обсуждать со своими офицерами Даву и Мюратом.

Сценка.

Реквизиты: стол, карта, гусиное перо, костюмы с погонами, треуголки.

Наполеон: Наша задача заключалась в том, чтобы помешать соедениться русской армии Кутузова и австрийской армии фельдмаршала Мака, а затем разбить их поодиночке.

Мюрат: Для достижения этой цели мы предприняли поход на Дунай, и сделали это в кратчайший срок.

Наполеон: На это ушло ровно 35 дней.

Даву: А на Дунае мы быстро окружили армию Мака и заперли её в крепости Ульм. Наполеон: ( водит по карте пером):А затем надо было окружить армию Кутузова, которая в два раза меньше нашей и разбить ее.

Даву: Однако каким-то образом Кутузову удалось прорваться через несомкнувшееся кольцо и соединиться со своим резервом.

Наполеон: В таком случае мы меняем стратегию и (указывает на карте) даем генеральное сражение у деревни…

Вопрос: о каком сражении идет речь? Чем оно завершилось для русской армии?

Варианты ответов:

  1. Битва под Иеной. Победа русской армии.

  2. Битва под Смоленском. Поражение русской армии.

  3. Битва под Аустерлицем. Поражение русской армии.

  4. Битва под Бородино. Победа русской армии.

  5. Битва у Шевардино. Поражение русской армии.

Правильный ответ: разбив австрийскую армию, Наполеон дал генеральное сражение под Аустерлицем, названное «Битвой народов», которая произошла 2 декабря 1805 г.

Наполеон одержал в нем блестящую победу, Россия в этом сражении проиграла.


Сюжет 3

Вступительное слово учителя: Итак, мы побывали в ставке французского командования, а теперь прошло время посетить командный пункт русской армии. Посмотрим вместе с вами, какие страсти разгорались на русской земле.

Сценка.

Реквизиты: костюмы для офицеров с погонами, эполеты.

Перед сценой стоит охранник. Подходит офицер.

Офицер: Я могу попасть к командующим?



Охранник: Командующие очень заняты. Совещаются между собой.


Уходят.

1-й командующий: И я должен ему подчинятся?! Он, видите ли, военный министр! Должен же царь меня назначить главнокомандующим!

2-й командующий: ( подходит к карте) Я думаю мы должны отступить.

1-й командующий: Но как можно! Сударь! Вы сдали уже пол России и кому? Французам!

2-й командующий: Мы не можем пока тягаться с Великой армией.

1-й командующий: Да что такое « Великая армия»? Это дрянь, которую русская армия готова закидать шапками.

2-й командующий: Наша главная задача--сохранить армию.

1-й командующий: Да Вы мерзавец! Под Смоленском ты отдал преславную позицию!

2-й командующий: Пока враг имеет численный перевес, я не вижу тактики иной.

1-й командующий: Ты немец! Тебе все русское нипочем!

2-й командующий: А ты дурак! Хоть и считаешь себя русским!

Уходят. Входит охранник.

Охранник: Да-а, один плохой главнокомандующий лучше, чем два хороших.

Вопрос: назовите имена этих командующих. Какой шаг в этой противоречивой ситуации предпринял Александр I?

Варианты ответов:

  1. Тормасов и Багратион. Александр I назначил Багратиона главнокомандующим русской армией.

  2. Тормасов и Барклай де Толли. Александр I назначил Барклай де Толли главнокомандующим русской армией.

  3. Багратион и Барклай де Толли. Александр I назначил Багратиона главнокомандующим русской армией.

  4. Багратион и Барклай де Толли. Александр I назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.

  5. Барклай де Толли и Кутузов. Александр I назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.

Правильный ответ: после Смоленского сражения становилось нетерпимым отсутствие главнокомандующего, тем более 1и 2-ая армии объединились в одну, а командующих оставалось двое: Багратион и Барклай де Толли. Александр был растерян и озадачен, он доверил выбор Чрезвычайному комитету. Комитет высказался за Кутузова, и Александр 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.




Сюжет 4

Вступительное слово учителя: Одной из самых ярких и героических страниц середины XIX века является Крымская война. Полководческое искусство, массовый героизм, стремление к победе--все это красной линией проходит через всю войну и особенно ярко проявляется в ходе самого знаменитого события--обороны Севастополя. Давайте посмотрим, что происходило в 50-е годы XIXв.

Сценка.

Реквизиты: стулья, бинты для раненых, два белых халата, сумка и косынка с красным крестом.

На сцене госпиталь, кровати(несколько стульев стоят рядом).На кроватях стонут раненые. Вокруг ходит врач. Сестра милосердия вводит раненого.

Сестра: Надо определить еще одного раненого.

Доктор: Вот сюда, пожалуйста. (Указывает на свободную кровать).

Раненые(стонут): Пить, воды.

Сестра оказывает всем помощь.

Сестра: Доктор, мне пора на передовую. Там ещё много раненых, которые нуждаются в моей помощи. Уходит.

Доктор( тихо, в зал):Бог знает, когда все это кончится. Здесь, на перевязочном пункте, пол покрыт коркой засохшей крови. В танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно, день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. А вместо танцевальной музыки --кругом стоны раненых.

Вопрос: назовите имена главных героев этого сюжета. Начало какого движения положил один из участников мини-сценки?

Варианты ответов:

  1. Тотлебен и Дарья Севастопольская. Движение врачей Красного Креста.

  2. Пирогов и Дарья Севастопольская. Движение сестер милосердия.

  3. Пирогов и Василиса Кожина. Партизанское движение.

  4. Тотлебен и Василиса Кожина. Движение сестер милосердия.

Правильный ответ: стойкость и героизм при обороне Севастополя проявила девушка по имени Дарья Севастопольская, получившая прозвище «Севастопольская» и основавшая движение сестер милосердия.


III тур. О ком идет речь?

    1. Он ученик Суворова, великий полководец и выдающийся дипломат. С отличием в 1759г. Окончил дворянскую школу. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774гг. отличился в битвах при Рябой Могиле. В бою под Алуштой был тяжело ранен в висок и правых глаз. В 1805г. Был назначен главнокомандующим русской армией в войне третьей коалиции против Наполеона. ( Кутузов)

    2. Происходил из семьи сельского священника. Окончил духовную академию и некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя Куракина. В короткий срок зарекомендовал себя незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства. В 1803-1807гг. имел пост директора одного из департаментов Министерства внутренних дел. Выслан в отставку в марте 1812г. в Нижний Новгород. ( Сперанский)

    3. Родился в семье небогатого помещика. Служил при дворе Павла в Гатчине. В 1808-1810гг. занимал пост военного министра и много делал для укрепления русской армии, особенно артиллерии. С 1815г. фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью, исполнительностью. Его преданность Александру I со всеми внешними проявлениями переходила всякие границы. На своем гербе он написал «без лести предан». ( Аракчеев)

    4. Родился в семье петербургского директора почт. С 18 лет проходил службу в лейб-гвардии Литовского полка. Участник Бородинской битвы, за проявленное мужество был награжден золотой шпагой. В 1821г. он получил звание полковника и был назначен командиром Вятского полка. Современники и друзья считали его одним из образованных людей своего времени. Был руководителем Южного общества декабристов. (Пестель)

    5. Родился в просвещенной дворянской семье. В первые дни Отечественной войны ушел добровольцем в армию. Отличился в заграничном походе 1813-1814гг.,оказавшем на него большое влияние. Он был одним из организаторов и руководителем «Союза спасения». С 1822г.стал членом Верховной думы и «правителем» Северного общества декабристов.(Муравьев)

    6. Внес огромный вклад в развитие экономики России. Участвовал в разработке таможенного устава 1822г., а в 1823г. был назначен Министром финансов и оставался на этом посту почти до самой смерти. Он отличался решительностью в вопросах экономии государственных средств, проводил политику покровительства развития отечественной промышленности и торговли, был честным и неподкупным человеком. В 1839-1843гг. провел денежную реформу, сделав главным платежным средством серебряный рубль. ( Канкрин)


Подведение итогов. По результатам игры участники получают грамоты















Список литературы


  1. Преподавание истории и обществознания в школе \\ Потапова Н.Б. Турнир знатоков истории, 2003 №3

  2. Короткова Н.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории..

  3. Кулагина Г.А. 100 игр по истории

  4. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад по истории в 6-9 классах

  5. http://ispu.ru/files/u2/book2/history/index.html

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki

  7. http://dic.academic.ru/pictures/enc_biography/m_26258.jpg

  8. http://www.admoblkaluga.ru/upload/_main/russia/history/images/6_25.jpg



Полный текст материала Турнир знатоков истории «Россия первой половины XIX века» , 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самофалова Светлана Ивановна  Самофалова
29.08.2012 1 8336 1256

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК