Сравнительные таблицы по истории России ХХ века для 9 - 11 класса.


Бикмурзина Вера Октябристовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Новотимошкинская ОО»


Индустриализация и коллективизация


Вопросы для сравнения

Индустриализация

Коллективизация

Понятие

Процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и т.д.)

Процесс создания коллективных хозяйств (колхозов) и ликвидация зажиточного крестьянства (кулачества) как класса.

Причины

Технико-экономическая отсталость СССР

Зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования, что приводило к ослаблению обороноспособности страны.

Сокращение объемов хлебозаготовок, что привело к снижению вложений в промышленность, сокращению импорта.

Насильственное изъятие хлеба у зажиточных слоев деревни, ограничение рыночной торговли зерном.


Цель

Превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую машины и оборудование (превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности).

Создание крупных аграрных объединений, находящихся под контролем государства, регулярно поставляющих хлеб в государственные закрома.

Получение хлеба от крестьянства не через продналог, а путем обязательных поставок

Этапы

18 декабря 1925 г. ХIY съезд ВКП(б) провозгласил курс на индустриализацию.

Законодательно курс на индустриализацию был закреплен в апреле 1927 г. IY съездом Советов СССР.

Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.). Задача: превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.). Задача: завершить переход от капитализма к социализму, построить материально-техническую базу социализма.


Декабрь 1927 г. ХY съезд ВКП(б) – провозглашение курса на коллективизацию сельского хозяйства.

7 ноября 1929 г. – «год великого перелома» (статья Сталина в газете «Правда»).

Законодательно курс был закреплен 27 декабря 1929 г. на конференции аграрников, где был провозглашен лозунг «Ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации) – первый этап сплошной коллективизации.

2 марта 1930 г. – статья Сталина в газете «Правда» - «Головокружение от успехов).

1932 г. – второй этап формирования всеобъемлющей колхозной системы, который завершился в конце 1930-х гг. (96,9 % крестьянских хозяйств объединились в колхозы).

Источники

Перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей (из доходов легкой промышленности и главным образом сельского хозяйства).

Получение дополнительных доходов за счет экспорта зерна, масла, леса, пушнины, золота, нефти и других товаров (доходов от монополии внешней торговли на колхозную и совхозную продукцию).

Повышение розничных цен на товары, прогрессивного налога с НЭПманов и подоходного налога с городского и сельского населения (средства, полученные за счет ограничения потребления городского и сельского населения, карточной системы распределения товаров в 1928-1934 гг.).

Проведение государственных займов у населения.

Организация соцсоревнований и ударничества.

Соблюдение режима строжайшей экономии в расходовании государственных средств.

Дешевая избыточная рабочая сила деревни (труд раскулаченных и высланных крестьян).

Раскулачивание кулацких, середняцких хозяйств и подкулачников (бедные крестьяне, выступавшие против методов коллективизации), сопровождающееся конфискацией имущества и выселением семей на «вечное жительство» в районы Севера, Востока, Средней Азии в наспех сооружаемые «спецпоселения».

Обязательная поставка колхозами сельхозпродукции по низким ценам.

Репрессивные меры, голод. В 1932 г. был принят закон – 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества или расстрел за хищение колхозной собственности (за «колоски»).

В 1932 г. ввели паспортную систему (колхозникам паспорта не выдавались без особого разрешения, что прикрепляло их к земле и своим колхозам, лишало права передвижения).


Сравнительная таблица «Военный коммунизм» и НЭП

Линии сравнения

«Военный коммунизм» (1918-1921 гг.)

НЭП (1921 – 1929 гг.)

Основная экономическая задача

- непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению (попытка немедленно реализовать коммунистические идеи на практике);

- преодоление голода и тягот военного положения

- Выход из политического и экономического кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян;

- построение социализма;

- восстановление в ограниченных рамках рыночной эконо-миики при сохранении командных высот н/х в руках партийно-государственного аппарата

Меры в области сельского хозяйства

- Введение продразверстки ( обязательная сдача крестьянами по твердым ценам всех излишков хлеба, картофеля, овощей ... Проводилась органами Наркомпрода, продотрядами, мест.ными Советами);

- централизованное распределение продовольствия (потребительские коммуны и кооперативы);

- учреждение волостных и сельских комитетов деревенской бедноты (комбеды, распределяли хлеб, с/х орудия,оказывали помощь в изъятии хлебных излишков у кулаков).

- Замена продразверстки продналогом;

- отмена централизованного распределения продовольст-вия, возвращение к свободе торговли хлебом и др. продуктами питания;

- ограничен. разрешение аренды земли и найма раб. силы;

- развитие системы контрактации и сельской кооперации (развитие простых форм кооперации: потребительской, про-мысловой, кредитной и т.д.всего около 50 разл. форм объед-ий)

Меры в области промышленного производства

- национализация всей промышленности;

- сверхцентрализация управления промышленностью (главки и центры (от 20 до 50), управляющие отдельными отраслями промышленности);



- Денационализация промышленности

- поощрение частного и смешанного капиталов;

- расширение самостоятельности госпредприятий, хозрасчет, самоокупаемость;

- привлечение иностранного капитала (концессии);

- учреждение Госплана (Гос. плановая комиссия,

Меры в области товарно-денежных отношений

- запрет (ликвидация) свободной частной торговли, сверты-вание товарно-денежных отношений;

- бесплатность коммунальных услуг, проезда на транспорте, почтово-телеграфных услуг, отмена платы за лекарства и даже предметы широкого потребления;

- введение карточек;

- Свобода частной торговли;

- введение платы за услуги;

- финансовая реформа (выпуск червонца, 1 червонец=10 золо-тых рублей, вместо совзнаков выпущены серебряные и медные монеты и казначейские билеты);

- создается банковская система

Меры в области трудовых отношений

- Всеобщая трудовая повинность (от 16 до 50 лет обязаны были заниматься общественно полезным трудом, мобилизация по трудовой повинности приравнивалась к мобилизации в армию, «Кто не работает, тот не ест»);

- натуральная оплата труда рабочих и служащих и ее уравнительность

- Свободный найм рабочей силы через биржи труда;

- образование рынка рабочей силы, отмена принудительно-го труда (разрешение частного предпринимательства с наймом рабочих).

- ликвидация уравнительной оплаты труда, замена натуральной оплаты денежной (зарплата зависела от квали-фикации рабочего и кол-ва и кач-ва произведенной продукции. Вводились поощрения за экономию раб. времени, топлива, сырья


Три кризиса правительственной власти


Линии сравнения

Апрельский

Июньский

Июльский

Причины кризиса

Правительство отклонило вопрос о введе-нии 8-часового рабочего дня, отложило ре-шение аграрного вопроса, и проблемы на-ционально-государственного устройства страны до созыва Учредительного собра-ния. Проблема отношений к войне (внеш-няя политика временного правительства – война до победного конца с приобретением территорий – Константинополь и Дарданеллы)

Ухудшение экономической ситуации

(падает производительность труда, прекращается реальный рост заработной платы рабочих, растет безработица.

В промышленности складывается тяжелое положение, деревня бурлит.

2 июля на заседании ЦК кадеты приняли решение о выходе из правительства, и ряд министров-кадетов подали в отставку с целью оказать давление на правительство для принятия жестких мер борьбы с рево-люционной стихией (разоружение рабо-чих, отправка революционных частей сто-личного гарнизона на фронт, запрещение деятельности левых организаций и т.п.)

Повод для начала массовых выступлений

18 апреля министр иностранных дел П.Н. Милюков направил союзным державам ноту, в которой говорилось, что Россия верна своим обязанностям вести войну до победного конца. 20 апреля эта информа-ция попала в печать.

Временное правительство, чтобы прибли-зить окончание войны, поднять патриоти-ческие настроения и сбить волну недоволь-ства, готовит наступление на фронте

«Украинский вопрос» (Центральная Рада требовала отделения Украины и формиро-вания отдельных воинских частей. Прави-тельство шло на компромиссное соглаше-ние, а кадеты выступали за «святость и неделимость Российского государства»)

Формы выступлений

Антивоенные демонстрации (в Петрограде, Москве и др. городах) и солдатский митинг в Петрограде у Мариинского дворца (резиденция Временного правительства).

Демонстрации в Петрограде, Риге, Иваново-Вознесенске и др. городах

3, 4 июля Петроград был охвачен демонстрациями и митингами

Лозунги

«Долой Милюкова!» (П.Н. Милюков – министр иностранных дел), «Да здравству-ет мир без аннексий и контрибуций!»

«Долой 10 министров-капиталистов!», «Долой войну!», «Вся власть Советам!»

«Вся власть Советам!». В дальнейшем по предложению Ленина большевики сняли лозунг «Вся власть Советам!» (т.к. руково-дителями Советов были меньшевики и эсеры, которые поддерживали «контрреволюцию»)

Позиция большевиков

«Апрельские тезисы» выдвинули лозунги «Никакой поддержки Временному прави-тельству!», «Вся власть Советам!», «Долой войну!». Ленин предложил начать широ-кую кампанию дискредитации Временного правительства. Настаивали на свержении правительства и передаче власти Советам


10 июня в знак протеста попытались провести демонстрацию

Ленина и др. руководителей РСДРП (б) обвинили в государственной измене и в том, что они были подкуплены немецким Генштабом для разложения России. Эти обвинения нанесли огромный урон больше-викам и отходу масс от них. Большевики ушли в подполье.

Позиция руководства Советов

14 марта опубликован Манифест «К наро-дам всего мира», в котором объявлялось об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций и признавалась лишь революционная война с Германией. ЦК кадетов призывали к выступлению в поддержку правительства. Лидеры Петро-совета смогли уговорить солдат прекратить митинги и предотвратили применение силы со стороны правительства.

I Всероссийский съезд Советов, который проходил с 3 по 24 июня запретил демонстрацию и перенес на 18 июня в надежде провести ее в поддержку правительства.

Выступали за сохранение Советов и за реформы.

Итоги кризиса

Кризис привел к формированию нового, коалиционного состава правительства (из прежнего состава вышли военный министр А.И.Гучков и министр иностранных дел П.Н. Милюков, вошли 5 социалистов (с А.Ф. Керенским их стало 6)., 10 мест оста-лось за либералами). 6 мая правительство выступило с декларацией, в которой ста-вились задачи: скорейшее достижение мира без аннексий и контрибуций; налаживание контроля государства над экономикой; подготовка аграрной реформы.

Временному правительству удалось выйти из кризиса (или приостановить его) лишь благодаря начавшемуся наступлению на фронте и поддержке I Всероссийского съезда Советов

Временное правительство перешло в нас-тупление. Началось разоружение солдат и рабочих, принимавших участие в демон-страциях, были закрыты «Правда» и др. большевистские газеты. Ленин и Зиновьев ушли в подполье. Конец двоевластия.

8 июля А.Ф Керенский возглавил Временное правительство, 18 июля пост Главнокомандующего занял Л. Корнилов. 24 июля было создано новое коалиционное правительство.



Три попытки реформировать коммунистический тоталитаризм


Параметры для сопоставления

В годы НЭПа

При Н.С. Хрущеве

В годы перестройки

1. Отношение к частной собственности и экономической свободе

Признавались с рядом существенных оговорок и ограничений

Не признавались

Частная собственность формально не признавалась, фактически допускалась в ограниченных размерах

2. Отношение к гражданским (личным) правам и свободам

Не признавались и постоянно нарушались

Признавались, но не всегда соблюдались

3. Отношение к политической оппозиции

Непримиримое

Допускались в ограниченных размерах

4.Применение репрессий к политическим противникам

Применялись очень широко

Применялись непоследовательно, как правило, в мягкой форме

5. Государственный контроль за средствами массовой информации, книгоизданием, театрами, художественными выставками

Абсолютный

Постепенно ослабевал

Жесткая политическая цензура. Непоследовательный контроль в сферах, напрямую не связанных с политикой

6. Основные преобразования в экономической сфере

Ослабление государственного регулирования экономикой, допущение частного крестьянского хозяйства. частного предпринимательства в промышленности и торговле (в ограниченных размерах)

Предоставление большой свободы колхозам при сохранении и усилении государственной экономики

Допущение частной инициативы в торговле и производстве при сохранении господствующего положения государственного сектора экономики

7. Основные политические и социальные реформы

Практически отсутствовали, продолжалось создание тоталитарных социально-политических структур

Ослабление репрессий и уменьшение роли карательных органов в жизни общества, возвращение миллионов узников лагерей

Разделение властных полномочий между партийными комитетами и советами: проведение альтернативных выборов, частичная деидеологизация власти

8.Результаты реформ

Возвращение к полному государственному контролю над экономикой, усиление тоталитарного государства

Попытка реставрации предреформенного состояния общества, не вполне удавшаяся из-за необратимых изменений в настроениях людей

Крах коммунистического тоталитаризма


Общественно политическое движение в России во второй четверти XIX века

Вопросы для сравнения

Консервативное направление

Либеральное направление

Радикальное направление



Западники

Славянофилы

Антиправитель-ственные кружки

В.Г. Белин-ский

А.И. Герцен

Петра-шевцы

1. Какое виделось будущее России?




2. Какие основы развития определялись?




3.Социальный состав участников.




4. Какие вопросы обсуждались?




Какими методами стремились переустроить Россию?




В чем главное отличие от декабристов?




С каким из направлений мог сложиться союз Николая I?








Полный текст материала Сравнительные таблицы по истории России ХХ века для 9 - 11 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бикмурзина Вера Октябристовна  БВО
14.09.2012 2 51511 4658

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК