Слайд 1
Урок по истории России
для 9 класса
АГРАРНАЯ РЕФОРМА
ПЕТРА АРКАДЬЕВИЧА СТОЛЫПИНА
Учитель истории МБОУ «Кокоревская СОШ»
Максименко Оксана Яковлевна
Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) провел детство и молодость в Литве, Западной Белоруссии, где были поместья Столыпиных, в Швейцарии, где он учился и где он мог наблюдать жизнь крестьян-фермеров, собственников земли. Когда же он попал в свое поместье под Саратовом, он увидел других крестьян — общинников, и сделал вывод: «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, всегда будет представлять собой горючий материал». Позже он заметил: «Совместная жизнь крестьян в деревнях облегчала работу революционерам».
Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) был сыном севастопольского героя генерал-адъютанта А. Д. Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета он начал свою служебную карьеру в Министерстве внутренних дел, был губернским предводителем дворянства, губернатором. В 1903 г. Столыпин был переведен на должность губернатора Саратовской губернии, едва ли не самой революционной в России. С началом революции он занял решительную и бескомпромиссную позицию по отношению к зачинщикам беспорядков, к какому бы лагерю они ни принадлежали. В апреле 1906 г. саратовский губернатор был назначен министром внутренних дел. В отличие от многих членов правительства, он часто посещал заседания I Государственной думы, выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: «успокоение и реформы». В июле 1906 г. Столыпин стал Председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.
1. Первая Государственная Дума начала свою работу:
а) 9 января 1905г;
б) 17 октября 1905г;
в) 27 апреля 1906г.
2. В России избирательных прав были лишены:
а) женщины;
б) молодежь до 25лет;
в) рабочие крупных промышленных предприятий;
г) военнослужащие;
д) чиновники.
3. В первой Государственной Думе самой многочисленной была фракция:
а) трудовиков;
б) монархистов;
в) кадетов.
4. Вторая Государственная Дума работала с :
а) 20 февраля по 2 июня 1907г.;
б) 9 ноября 1906г. по 1 сентября 1911г.;
в) 3 июня 1907г. по 9 июня 1912г.
5. Вторая Государственная Дума была названа «красной», потому, что:
а) в её работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;
б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;
в) она заседала в Красном зале Таврического дворца.
6. Назовите лидеров партии:
а) эсеры;
б) Союз 17 октября;
1. В.Ленин;
2. В.Чернов;
3. А.Дубровин;
4.П.Милюков;
5.А.Гучков.
1. Закон о выборах в первую Государственную Думу был принят:
а) 17 октября 1905г.;
б) 11 декабря 1905г.;
в) 20 февраля 1906г.
2. 20 февраля 1906г. был опубликован указ Николая второго о преобразовании Государственного Совета. Отныне этот орган:
а) являлся верхней законодательной палатой;
б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной Думы;
в) контролировал исполнение решений Государственной Думы.
3. Первая Государственная Дума работала с :
а) 17 октября по 11 декабря 1905г.;
б) 27 апреля по 8 июня 1906г.;
в) 20 февраля 1906г. по 3 июня 1907г.
4. Выборы в первую Государственную Думу бойкотировали :
а) социал-демократы;
б) эсеры;
в) монархисты .
5. События, связанные с роспуском второй Государственной Думы и публикацией нового избирательного закона 3 июня 1907г., явились государственным переворотом, потому что :
а) Дума была разогнана при помощи армии;
б) император не имел права распускать Думу;
в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.
6. Назовите лидеров партии:
а) РСДРП;
б) кадеты;
1. В.Ленин;
2. В.Чернов;
3. А.Дубровин;
4.П.Милюков;
5.А.Гучков.
Разработка урока
«РЕФОРМЫ
П. А. СТОЛЫПИНА»
8 класс
Урок: «РЕФОРМЫ П. А. СТОЛЫПИНА». 8 класс.
Учитель истории, Максименко О.Я.
Эпиграф урока:
Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.
П. А. Столыпин
Цели:
1. Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значение реформ Столыпина.
2. Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина П.А. не нашли широкой социальной поддержки в стране.
3. Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Первая российская революция. Изменения в политической системе Российской империи».
Беседа с классом по вопросам:
- Назовите главные причины первой российской революции.
В конце XIX в. средний крестьянский надел составлял до 2,6 десятины (в то время как, по подсчетам экономистов, для рентабельного ведения хозяйства было необходимо иметь минимум 10,5 десятины). Поэтому главным требованием крестьян в начале ХХ в. был раздел между ними помещичьей земли. Отказ правительства удовлетворить это требование стал главной причиной участия крестьян в революции 1905–1907 гг., выразившегося в массовых крестьянских волнениях. Неспособность крестьянских хозяйств исправно платить налоги и массовые беспорядки сделали необходимым проведение аграрной реформы.
- Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
- Назовите основные положения Манифеста 17 октября 1905 года.
Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г. заключались в следующем:
1) даровать населению незыблемые основы гражданское свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов;
2) создание Государственной Думы;
3) образование буржуазных партий.
- Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?
- Какой представительный орган появился в России в ходе первой революции?
- Какие гражданские права получило население России?
- Как вы понимаете слова Ленина о первой Государственной Думе: «Самый революционный и самый бессильный в мире парламент»?
- Можно ли считать Манифест 17 октября 1905 года Конституцией? Гарантировал ли он права, которые провозглашал?
III. Изучение новой темы
План:
1. Третьеиюньская монархия 1907 г.
2. Аграрная реформа: ее цели, суть, направления.
3. Методы проведения реформы.
4. Сопротивление реформе.
5. Результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
1. Сущность "третьеиюньской политической системы": лавирование царизма между правыми и либералами. Попытки сохранить существующий режим посредством реформ.
Основа "третьеиюньской системы" – более послушная Дума. Новый избирательный закон: в 2 раза уменьшено представительство крестьян, рабочих, националов; увеличено количество помещиков, самая крупная фракция в III Думе – октябристы.
Ключевая фигура системы – Петр Столыпин: председатель Совета Министров и министр внутренних дел в 1906–1911 гг. Сочетание репрессий и серьезных реформ.
2. Цели:
Главной целью реформы было разрушение общинного землевладения для ускорения развития капитализма и достижения экономического подъема в сельском хозяйстве.
• Снятие социальной напряженности на селе. Отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.
• Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян - широкого слоя мелких собственников.
• Продолжение модернизации России.
• Сохранение всех форм частной собственности (включая помещичью).
Направления:
• Разрушение крестьянской общины.
• Создание хуторов и отрубов.
• Переселенческая политика. • Развитие крестьянской производственной кооперации.
• Оказание государственной помощи крестьянским хозяйствам (создание Крестьянского банка).
• Обеспечение юридического равноправия крестьянства.
3. Реформы Cтолыпина. Основное – в аграрном вопросе. Главное – создать слой крепких хозяев как опору режима и главный фактор подъема сельского хозяйства.
Основное содержание реформы состояло в следующем. Крестьянам разрешался свободный выход из общины с закреплением причитавшейся им доли надельной земли в частную собственность. Государство оказывало помощь крестьянам, желавшим переселиться на пустующие земли в Сибири. Активизировалась деятельность Крестьянского банка по кредитованию вышедших из общин крестьянских хозяйств и по содействию им в приобретении земель. Повышался уровень агрономической образованности крестьян путем организации образцовых хозяйств, лекций, а также проводилось содействие мелиорации на крестьянских землях.
Вначале реформа шла довольно активно. Из общины выходили самые зажиточные крестьяне, имевшие возможности для создания крепких хозяйств, а также самые бедные, рассчитывавшие продать землю, так как они все равно не могли вести хозяйство самостоятельно. Обе эти группы составляли лишь небольшую часть крестьянства.
Основные меры:
• Указ о разрешении выхода крестьян из общины и закреплении их наделов в частную собственность (9 ноября 1906 г.). Проект П. А. Столыпина предусматривал выход крестьянина из общины и получение земли в собственность, создание фонда из части казенных и императорских земель, для покупки которых, а также для возможности покупки земель у помещиков Крестьянский банк давал денежную ссуду.
Отруб — объединение всех наделов в один равноценный им участок. Перенесение на этот участок двора с жилыми и хозяйственными постройками превращало его в хутор.
• Активизировалась деятельность Крестьянского банка, который стал скупать казенные и помещичьи земли, дробить их на мелкие участки, а потом перепродавать отрубникам и хуторянам на льготных условиях. Крестьяне также могли получить ссуду в банке с рассрочкой на 55 лет.
• Большое внимание власти стали уделять аграрному просвещению. Крестьян из центральных районов даже возили на экскурсии в те районы империи, где существовало высокоразвитое хуторское хозяйство (Прибалтика, немецкие поселения в Поволжье), были поездки и за границу.
• Поощрялась кооперация, по размаху которой Россия занимала тогда одно из первых мест в мире (к началу 1917 г. в стране насчитывалось около 55 тыс. разного рода кооперативов). Например, крестьяне из пригородных деревень, создавая кооперативы по продаже в городе молока, мяса ит. п., могли рассчитывать на финансовую, юридическую и техническую помощь государства.
Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество), первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, осуществляющее посреднические функции (сбыт продукции, ее транспортировка и т. д.).
• Наконец, важнейшей составной частью аграрной реформы стало переселение крестьян из густо населенных центральных губерний на свободные земли Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. Для этого давались ссуды, создавались казенные склады сельскохо-зяйственных машин, агрономические консультации, оказывалась медицинская и ветеринарная помощь. Переселением крестьян занималось специально созданное Переселенческое управление. Оно подыскивало земли, пригодные для земледелия, оплачивало проезд, выдавало крестьянам ссуды на обзаведение хозяйства (переезд осуществлялся в специальных вагонах из расчета «40 человек = 8 лошадей», получивших наименование «столыпинских»).
4. В проведении реформы Столыпин столкнулся с мощным сопротивлением почти всех общественных сил.
• Левые партии увидели в его действиях опасную для них попытку утвердить в русской деревне частнособственнические отношения и тем самым предотвратить новую революцию (В. И. Ленин назвал реформу «последним клапаном»).
• Многим кадетам были чужды идеи Столыпина о крепком государстве, опирающемся на богатых крестьян.
• Крайне правые обрушились на премьера за попытку вырастить в деревне «чумазое дворянство» — в нем они углядели конкурента настоящему дворянству.
• Царь тоже стал тяготиться деятельным премьером. Способность Столыпина находить общий язык с III Думой вызывала политическую ревность царской четы, что стало одной из причин быстрого их охлаждения к Столыпину.
• Но, самое главное, реформа встретила сопротивление значительной части крестьян.
Выход из общины означал разрыв привычных, давно сложившихся связей. Крестьяне боялись остаться без помощи в случае неурожая или другого несчастья. Нередко выход сопровождался опасением мести общинников. И страх этот был оправдан: так, только в 1909—1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. случаев поджога хуторов. В некоторых местностях мешали создавать отруба вполне практические соображения: получишь единый участок на возвышенности — жди неурожай в засушливое лето, в низине — в дождливое.
• Власти нередко проводили реформу формально, как очередную кампанию. Многие чиновники насильно насаждали хутора, думая лишь о том, как отчитаться перед начальством. Переселения сопровождались неразберихой.
5. Результаты: вышло из общины 26 % хозяйств, переселилось 3,1 млн. Создано 1,6 хуторов и отрубов, их владельцы составили 10 % крестьянских семей.
Сложная оценка реформ и фигуры Столыпина. Сейчас нередко – прославление: идеальный реформатор, твердый и гибкий. Реформы общины проводилось путем бюрократического нажима. Выход из общины и переселения уменьшались, 450 тыс. переселенцев вернулись назад.
Снижению активности проведения реформы способствовало и то, что в 1911 г. террористом был убит П.А. Столыпин. Формально основные законоположения, касающиеся реформы, оставались в силе до 1917 г., но желающих воспользоваться ими находилось все меньше и меньше.
Убийство Столыпина – (сентябрь 1911г.) рассматривается, как потеря еще одного существенного шанса для эволюционного преодоления трудностей, модернизации.
Экономические показатели развития сельского хозяйства улучшились: к 1913 г. средняя урожайность зерновых увеличилась в полтора раза, их валовой сбор – в два раза (за счет увеличения пахотных площадей). Но весь этот прирост был получен в основном за счет кулацких хозяйств.
Была достигнута и еще одна из целей реформы – создан значительный капиталистический сектор в сельском хозяйстве: к 1913 г. кулацкие хозяйства давали 30–40% валового сбора зерна и 50% – товарного зерна. Это позволило не только обеспечить хлебом городское население и армию, но и расширить экспорт зерна.
Капиталистическая модернизация аграрного сектора повлекла за собой ускорение экономического расслоения крестьянства. К 1916 г. из общин выделилось 26% крестьянских хозяйств, 10,3% превратились в хозяйства кулаков (сельской буржуазии). Остальные выделившиеся из общин крестьяне разорились, продали землю и превратились в пролетариев (промышленных рабочих или сельских батраков). Поскольку государство не обеспечивало социальную защиту малоимущих слоев, то почти две трети крестьян не рискнули покинуть общину, которая давала такую защиту, хоть и минимальную. Положение этой части крестьянства вследствие нерешенности проблемы малоземелья продолжало ухудшаться. В 1911 г. малоимущие слои деревни вновь поразил голод.
П.А. Столыпин надеялся, что кулаки создадут для правительства широкую социальную опору и это приведет к укреплению политической стабильности в государстве. Но возникновение кулачества вызвало усиление социального конфликта в деревне. К борьбе всего крестьянства против помещиков добавилась борьба бедняцких и середняцких слоев против кулачества, которое стремилось использовать экономические трудности этих слоев для их закабаления и эксплуатации.
В результате продолжавшихся ухудшений условий жизни произошел рост антиправительственных настроений большей части крестьян, считавших реформу несправедливой, так как не было удовлетворено крестьянское требование о разделе помещичьей земли.
IV. Закрепление изученного на уроке.
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Прочитать § 34 учебника. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
- Каковы цели, содержание и значение аграрной реформы П.А. Столыпина?
Автор: Максименко Оксана Яковлевна
→ Даркнес 10.10.2012 2 6107 1696 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.