Конспект урока истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" для 6 класса.


Павлова Евгения Викторовна  

учитель истории
МБОЙ "СЭЛ №21" г. Пскова



Тема: Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Цели:

Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.

Основные понятия: государство, усобица, политика, посадник, династический брак; холоп, рядович, смерд, закуп.

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX–XI вв.», раздаточный материал (отрывки из «Русской Правды»)

Форма урока: личностно-ориентированный проблемный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнёмся.

Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине 11 века при Ярославе Мудром.

Учитель: “У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.

Почему Ярослав – Мудрый; чему мы должны учиться у него?”

2. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.



Учитель обращает внимание детей на раздаточный материал и знакомит с отрывком из “Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярогслава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.

Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства)

В тексте выделено слово “посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник. Понятие записывается в тетрадь.

Обратите внимание на карту.

Поработаем у доски, от каждой группы один человек. Обратимся к отрывку из «Повести временных лет» и отметим места правления сыновей Владимира на землях Древней Руси (по ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки). Зачитаем отрывок внятно и чётко.

«Было у него (Владимира) 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава – в Тмутаракани».

– Молодцы, вы справились с заданиями.

Микроитог: Т.о., при Владимире Древняя Русь усилилась, была сформирована основная территория Киевской Руси. Посмотрите на реку времени, но расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, сына Владимира, получившего прозвище «Мудрый».

2. Объяснение нового материала

– Внимание на доску.

– Что означает слово «мудрый»? Обсуждение.

– Прочитай (ученик зачитывает) определение из толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля.

Ответы:

2. Логичный, с холодным рассудком.

3.Справедливый, умный, дальновидный.

4. Добрый, простодушный, открытый.



Выберите правильный ответ



Учитель: Ярослав в начале своего правления в 1016 году, ввёл в действие писаный свод законов – Русскую Правду.

У вас на столах есть справочный материал, найдите определение термину «Русская Правда» (прочитай).

А теперь поместите словарное слово с термином в проект. Прочитай отрывок (ученик зачитывает) из «Русской Правды». Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников? (убийца расплачивался деньгами). Выберите правильный ответ.

Теперь сравните толкование слова «мудрый» и закон, который издал Ярослав Мудрый.

Какое наблюдается противоречие? Можешь ли ты – человек 21 века -признать такое решение мудрым? Какой возникает вопрос? (Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)

Отвечают дети и приходят к выводу: Почему Ярослава назвали Мудрым.

Слово учителя.

С помощью текста из детской энциклопедии, давайте выясним обстоятельства, при которых Ярослав стал великим киевским князем? (Дать время – 3 мин.)

Борьба за власть сыновей Владимира.

Владимир умер в 1015 году. Между его 12 наследниками началась упорная борьба за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в Новгороде.

Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отказавшись посылать дань в Киев. И только смерть Владимира помешала столкновению отца с сыном.

Когда умирал Владимир, сына Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка, старшего сына Владимира, рыло немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от Глеба, подослав к ним тайных убийц. Позже Святополк, прозванный в народе Окаянным, организовал убийство еще одного брата – Святослава. (Борис и Глеб в дальнейшем были причислены церковью к лику святых.)

Получив известие о смерти отца и убийстве братьев, Ярослав во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 года у городка Любеч. Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом. Решающее столкновение произошло в 1019 году на реке Альте. Святополк был разбит и бежал. Ярослав утвердился на киевском престоле.

Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани. В 1024 году Мстислав разбил войска Ярослава. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

1. Почему в борьбе со Святополком победил Ярослав?

2. Почему Ярослав не стал единоличным правителем?

Микроитог: Ярослав получил власть, в сущности, незаконным путём и только к 1019 году захватил власть, а к 1036 году стал единоличным правителем. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Важным условием прочности государства становилась личность князя, его умение побеждать. Именно таким государственным деятелем был Ярослав.

Обратимся к справочному материалу. Назовите дату правления князя

Ярослава.

Запомним и укрепим в своих проектах.

Годы правления Ярослава Мудрого – 1019–1054 гг.

А теперь ознакомимся с текстом №6 учебника и выполним задания по группам.

1 группа: Выберите из текста, страницы45-46 предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

2 группа: Выберите из текста, страницы47-48 предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

3 группа: На основе текста сравним правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке. Заполнить таблицу.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?

1-я, 2-я группы поработаем вместе. Перед вами карта. Я прошу озвучить те действия, за которые князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»:

– Борьба с печенегами

Разгромив печенегов, князь обеспечил мирное развитие государства.

– Строительство городов Юрьев и Ярославль

– Династические браки

Династические браки свидетельствуют о признании Руси средневековым миром. Ярослав породнился со Швецией, Венгрией, Византией, королевой Франции стала его дочь Анна.

– Строительство Киевской и Новгородской соборов святой Софии. При Софийских соборах стали собирать летописные своды. Распространение христианства способствовало развитию образования. При Ярославе началось каменное строительство на Руси.

– строительство Киево-Печерского монастыря. Избирается первый митрополит из русских Илларион.

– Реконструкция города Киева.

Европейский летописец Адам Бременский называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя, а его главные ворота как и в Константинополе названы золотыми. Страной городов «Гардарикой» называли соседи государство Ярослава.

– Создание Русской Правды.

Полны ли ваши ответы или требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу все.

Теперь укрепим справочный материал в проект.

Что напоминает наш кластер?

Микроитог:Т.о., с именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нём оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке.

Богатела страна, изменялись отношения.

А теперь ознакомимся с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определим свою позицию: можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком.

Переход к «Русской Правде».

Что изменил закон Ярослава, от чего он избавил жителей Руси?

На твой взгляд, для того времени закон Ярослава можно считатьмудрым?

Почему в современном мире мы не используем такой закон?

Микроитог:

Стремясь установить порядок в стране, Ярослав ввёл в действие первый письменный свод законов – Русскую Правду. Согласно новому закону была отменена кровная месть и введена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства.

3 группа: На основе текста сравним правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке.

Заполнить таблицу.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?

Оба организовали строительство церквей, переписывание книг, создание школ.

Оба издавали законы.

Оба избавили своих подданных от войн.

Обоих именовали высшим титулом средневекового европейского правителя – «император» или, по-другому, «цезарь, царь».

Требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу. Теперь укрепим справочный материал в проект.



Текст.

В 1016 году в ходе междоусобной борьбы с братьями, Ярослав издал для всей Руси первые записанные законы – «Русскую Правду Ярослава». В 1036 году разгромил кочевников – печенегов под стенами Киева и избавил Русь от их постоянных набегов. После 1036 года начал украшать свою столицу Киев, который стали называть вторым Константинополем, а самого Ярослава самовластцем земли Русской и нашим царём. В Киеве и Новгороде были построены храмы Святой Софии, при которых собирались библиотеки, переписывались книги, составлялись летописи, открывались школы.

Карл Великий правил Франкским королевством с 768–814 года. В многочисленных военных походах присоединил к Франкскому королевству большинство земель бывшей Западной Римской Империи, прекратив тем самым войны, которые вели на этой территории разные племена и варварские государства. В 800 году короновался в Риме императорской короной. Чтобы обеспечить христианский мир в дополнение к «Салической Правде» франков рассылал по всем землям новые императорские законы и указы. По его приказу строились церкви, собирались и переписывались книги, открывались школы.

Полны ли ваши ответы или требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу все. Теперь укрепим справочный материал в проект.

Микроитог:

Закрепление материала

В течение урока каждый из вас выполнил исследовательскую работу, а вместе мы создали кластер. А цель у нас одна. Какая? Объяснить эпиграф урока.

Вернёмся к учебной задаче

Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суяедения?

Итог урока: выводы.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!

Оценки за урок.

Домашнее задание

Параграф 6 прочитать и выполнить тестовые задания в формате ЕГЭ.

На этом урок окончен. Спасибо за внимание.

Использованы материалы:

http://festival.1september.ru/articles/619426/

http://festival.1september.ru/articles/533369/






Полный текст материала Конспект урока истории "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" для 6 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Евгения Викторовна  ЕвгенияAS2001
28.01.2013 0 9350 1603

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК