Проект урока истории по теме «Развал СССР - случайность или закономерность» для 11 класса
Проект урока истории
по теме «Развал СССР-случайность или закономерность»
Корнышова Ирина Викторовна учитель истории ГБОУ сош №381
Левин Григорий Иосифович учитель истории ГБОУ сош №381
Методический паспорт проекта
Статус проекта
Название проекта: «Развал СССР-случайность или закономерность».
Автор-разработчик: Корнышова Ирина Викторовна, Левин Григорий Иосифович.
Название образовательного учреждения: ГБОУ сош№381.
Год разработки учебного проекта: 2013.
Опыт использования: может проводиться в 11 классах по курсу «Россия и Мир».
Проблемная ситуация: Распад СССР.
Проблема проекта: Изучение исторических фактов, приведших к распаду СССР.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Адресация
Тема средне-методического плана по предмету истории 11 класса «Россия и Мир»: Россия в конце 20-начала 21 века.
Цель: исследовать, какие причины привели к распаду СССР.
Задачи:
Формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Развивать креативное мышление.
Умение работать с историческими источниками и литературой.
Учить поиску информации в различных источниках, включая Интернет.
Воспитывать коммуникативные качества
Воспитывать патриотические настроение граждан
Вызывать интерес к истории Отечества
Возраст учащихся: 16-17 лет(11 класс)
Время работы над проектом: урок-45 минут
Ведущая деятельность: исследовательская
Режим работы: урочная деятельность
Обеспечение
Материально-техническое обеспечение (мультипроектор, экран, компьютер)
Карточки: красного, синего, желтого цвета
Учебно-методическое обеспечение:
Данилова А.А. Уткина А.И. История России 1945-2008г 11 класс Москва Просвещение 2008г
Жирохов М.А. Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР, СПб «БКВ – Петербург» 2012г
Мединский В.Р. О России – «Тюрьма народов» Москва ОЛМА 2011г
Лисичкин В.А. Антироссия «Крупнейшие операции Запада 20-го века» Москва «Алгоритм» 2011г
Фортунатов В.В. Отечественная история СПб «Питер» 2010г
Предполагаемые приращения
Новое содержание по теме
«Развал СССР –случайность или историческая закономерность!?»
Развитие навыков самостоятельной работы
Формирование коммуникативности в информационном объеме
Описание проекта
Этапы |
Стимулирующие вопросы и задания |
Деятельность и предполагаемые ответы учащихся |
||
Постановочный |
-Объясните, как вы понимайте название темы урока Нам предстоит ознакомится со сложным и значительным явлением конца 20 века. Мы попытаемся определить причины, которые привели к этому событию. Ознакомится с малоизвестными фактами и определить результаты действий различных политических сил. Выяснить почему это историческое событие конца 20 века имеет острое политическое значение и для развития современной России и ее геополитических союзников, мы покажем усилия нынешней резко возникшей России, пытающейся предотвратить дальнейшие влияние разрушительных сил, пытающихся продолжить «реструктуризировать» Россию. |
Формулировка ответа: [Обсуждение вопроса о причинах распада СССР 1991 году истинных и мнимых] Учащиеся показывают умения творчески мыслить. Обсуждение задания в парах приводит к следующему результату
(основное
неразрешимое противоречие того
периода)
|
||
Самоопределение |
Чтобы вам хотелось узнать о подоплеке исторических событий конца 20 века, приведших к распаду СССР? Во-первых, сможем говорить о совместных интересах как внешних противников СССР и внутренних сторонников, демократизации и либерализации Советского режима, в частности деятельности дисседенствующих групп, ориентирующихся на лидера – академика А. Д. Сахарова. . Истинным рупором разрушения СССР стал даже русский гениальный физик но совсем недальновидный политик А.Д. Сахаров. Предложенная им «Конституция союза советских республик Европы и Азии» 1989 года означала расчленение СССР на полторы сотни независимых государств. Например о нынешней РФ сказано на странице 25ой: «бывшая РСФСР образует республику Россия и ряд других республик. Россия разделена н 4 экономически района – европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную экономическую состоятельность, а также, самостоятельность в ряде других функций». Следует особо отметить что северный Кавказ вообще не в Россию – о входит в ряд других республик. А в программной «предвыборной платформе 5 февраля 1989 года» было высказано: «компактные национальные области должны иметь права союзных республик». Упоминалось что помимо полной экономической самостоятельности эти области и часть республики Россия должны были получить свои силовые структуры – предполагалась не только политизация этничность, но и ее вооружение. |
Учащиеся приходят к выводу, что к соперничеству великих держав добавляется работа внутренних и «деструктивных » сил своеобразной «пятой» колонны (либеральной оппозиции), сливающейся с хорошо организованной внутрипартийной борьбой «прорабов перестройки», выходящей за рамки запрограммированной М.С Горбачевым партийного реформирования в КПСС. Причины «распада СССР» можно считать следующими: Активизация работы спецслужб Запада Активизация диссидентского движения во главе с А.Д. Сахаровым Внутрипартийная борьба между «прорабами перестройки» и нарождающимся движением во главе с Б.Н. Ельциным Активизация национальных элит во всех советских республиках |
||
Анализ |
Что известно о содержащихся в международном праве положениях о моноэтнических и о полиэтнических государствах, можно ли считать полиэтнические государства неоколонеальными империями. Что означают термин «распад СССР»? Сегодня ясно, что это последовательная политика стран Запада и внутриполитические диструктуризирующие факторы, оказавшие влияние на произошедший распад «империи». Что получилось в результате этого важного события конца 20 века. |
Самостоятельные выводы учащихся: «Полиэтнические государства – государства, образованные несколькими нациями. Имеют право на существование не меньше, чем моноэтнические. При демократических основах, содержащихся в конституции полиэтнических государств, исключено возобновление колониальной зависимости». Учащиеся записывают данные определения в тетрадь. Учащиеся показывают умение делать выводы. Победа в холодной войне, приписанная Западу – не завершила противостояние двух противоположных социально-экономических систем. Борьба систем- неизбежный путь к новым региональным конфликтам и разжигание неохолодной войны. |
||
Реализация |
Где найти ответы на вопросы, возникшие в результате изучения темы. |
В учебнике, справочнике, интернете. Учащиеся распределяются между собой, кто в каких источниках будет искать ответы на вопросы, чтобы затем поделится полученной информацией. |
||
Презентации |
|
Учащиеся озвучивают свои варианты найденные в указанных выше источниках. |
||
Рефлексия |
Что вы узнали? Что хотелось бы узнать дополнительно? Наш урок подходит к концу, мне интересно ваше мнение о уроке. Перед вами карточки разного цвета. Каждый цвет определяет вопрос: Что вас заинтересовало? – карточки красного цвета Что удивило? – карточки синего цвета Какую проблему вы хотите обсудить, связанную с изученным материалом в дальнейшем? – карточки желтого цвета. |
Учащиеся участвуют в беседе, поднимают соответствующие карточки, анализируют свою деятельность. Такая форма проведения занятия им особенно нравится, создает неформальную обстановку для откровенной дискуссии. |
||
Домашнее задание |
Предлагаем Вам разделиться на группы и провести работу по написания рефератов «Локальные конфликты на территории бывшего СССР» подготовить презентации по теме «Жизнь постсоветских республик». Материалы представить к итоговому уроку по теме «Россия в конце 20-го – в начале 21-го века» |
Запись задания |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левин Григорий Иосифович Корнышова
→ история3495 27.02.2013 0 4975 881 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.