Слайд 1
Урок истории в 7 классе по теме:
Культура Московского царства
(XVII век)
Учитель истории: Матюхина Анастасия Игоревна
Школа: ГОУ гимназия № 1569 «Созвездие»
Москва, 2013
Дополнительные материалы к рабочему листу № 5.
Влияние западной культуры в Московском государстве в середине XVII в.
В модах, одежде и украшениях польское влияние быстро проникает и растет с каждым годом, Царь и побывавшие с ним на западе придворные и дворяне сами делаются покровителями этих новых западных замашек, оценить изящество и удобство которых они уже успели во время польского похода. Целый ряд западнорусских и польских художников и декораторов с конца 1650-х годов работает на царский дворец в Москве. У многих бояр появляются западные картины, польские и немецкие слуги. В 1654-1657 годах дворец царя украшается мебелью западного стиля, а на троне Алексея Михайловича делается не славянская или греческая, а латинская надпись.
Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995. С. 254
Нравы москвитян XVII в.
Как нет народа более жестокого, нежели Москвитяне, так нет страны, где бы суд не был строже. Наказания, как и в других государствах, пропорциональны преступлениям; но самые даже незначительные проступки наказываются очень строго. Это наказание начинают с того, что преступника раздевают, затем голого растягивают на земле, двое садятся на него, один на шею, другой на ноги и палкой бьют его по спине и лядвеям до того, что он не в силах встать. Как это наказание ни жестоко, оно не может сравниться с тем, которому подвергают за неуплату акциза на табак и водку. Наказание это называют бить кнутом... Потом его бьют кнутом, состоящим из множества маленьких полос из невыделанной лосиной кожи. Эти полоски так жестки и палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости... Мне кажется, что голландец не вынес бы подобного наказания и испустил бы дух под рукой палача. Эти наказания, как ни жестоки, не слывут бесчеловечными; даже находят, что дешево отделались, если не отсекли ноги, руки или головы, что случается почти ежедневно.
Стрюйс Я. Путешествие по России голландца Стрюйса //Русский архив, 1880
Отношения к иностранцам
Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить людей раскрыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь. У писателей того времени ярко просвечивает то, что можно назвать исторической мыслью... Очевидно, мысль тронулась и пыталась повлечь за собой застоявшуюся жизнь, не видя в ней более свыше установленного неприкосновенного порядка. С другой стороны, западное влияние приносило к нам понятия, направлявшие мысль на условия и удобства именно земного общежития и ставившие его усовершенствование самостоятельной и важной задачей государства и общества. Но для этого нужны были знания, каких не имела и которыми пренебрегала древняя Русь, особенно изучение природы и того, как она может служить потребностям человека.
Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 8-ми т. М., 1957. Т. 3
Дополнительные материалы к рабочему листу № 1.
Мнение иностранца об образовании в Московском государстве.
Москвитяне без всякой науки и образования, все однолетки в этом отношении, все одинаково вовсе не знают прошедшего, кроме только случаев, бывших на их веку, да и то еще в пределах Московского царства, так как до равнодушия не любопытны относительно иноземных. А что Москвитяне изгоняют все знания в такую продолжительную и безвозвратную ссылку, это надобно приписать, во-первых, самим государям, которые ненавидят их, ... и, во-вторых, духовенству: зная, что науки будут преподаваться по-латыни и могут быть допущены не иначе, как вместе с латинскими учителями, оно боится, чтобы этими воротами не вошел Латинский обряд...
Мейерберг А. Путешествие е Московию. М., 1874
Карамзин о западном влиянии
Вообще царствование Романовых, Михаила, Алексея, Феодора способствовало сближению Россиян с Европою как в гражданских учреждениях, так и в нравах от частых государственных сношений с ее дворами, от принятия на нашу службу многих иноземцев и поселения других в Москве. Еще предки наши усердно следовали своим обычаям, но пример начинал действовать, и явная польза и явное превосходство одерживали верх над старым навыком в воинских уставах, в системе дипломатической, в образе воспитания или учения, в самом светском обхождении... Сие изменение делалось постепенно, тихо едва заметно, как естественно возрастание, без порывов и насилия. Мы заимствовали как бы нехотя, применяя все к нашему и новое соединяя с старым.
Карамзин Н. Записка о древней и новой России. СПб., 1914. С. 22
Дополнительный материал к рабочему листу № 2.
Симон Ушаков.
Симон Фёдорович Ушаков происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.
С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почёте.
Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествие Св. Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение.
(по Грабарь И. Э. История русского искусства в 5-ти томах)
Парсуна.
Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания.
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1660-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.
Дополнительный материал к рабочему листу № 3.
О русском барокко
В Московскую Русь этот стиль пришел, как и все новинки, с Запада, именно из Польши через Украину. Барокко имело здесь свой период развития и оставило ряд замечательных памятников, свидетельствующих о влиянии местной деревянной архитектуры, которая сама заимствовала предварительно черты этого стиля. Наибольший расцвет украинского периода барокко связан с именами Петра Могилы в середине и гетмана Мазепы в конце столетия.
… В Москве польско-украинское барокко вызывает в конце века создание особой разновидности этого стиля. Церковная традиция удерживает форму пятиглавого храма на крестовом плане, и строители воздерживаются некоторое время от формы базилики. Но луковичная форма главы уступает место фигурной западной, с перехватами. Шатер перестал употребляться для колокольни, заменяясь многоярусной башней, вытягивающейся кверху. Наиболее известными образцами этого типа московского барокко являются московские церкви Нового девичьего монастыря, узорная церковь Николы большого Креста и церковь Владимирской Божьей матери в Китай-городе и церковь Богородицы в Филях. Руководящая роль при введении этого стиля принадлежит московским боярам, приближенными царей (Нарышкиными)... В.В.Голицын одновременно вводит тот же стиль в гражданскую архитектуру и появляется особый тип «вотчинных» церквей в боярских усадьбах.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В З-х т. М.,1994.Т.2
Дополнительный материал к рабочему листу № 4.
Русский театр при Алексее Михайловиче.
Рождение русского театра исследователи относят к 1672 году.
Царь Алексей Михайлович под влиянием своей второй жены - Натальи Нарышкиной - и боярина Н. С. Матвеева разрешил завести при царском дворе «комедийную хоромину».
Подготовка первого спектакля была поручена жившему в Немецкой слободе лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори.
Любопытно, что самая первая пьеса «Артаксерксово действо» для русского театра была написана Грегори по личному приказанию царя. Сюжет пьесы - библейская история любви персидского царя Артаксеркса.
Театральная сцена представляла собой полукружие с декорациями, занавесом и оркестром (орган, трубы, барабан, флейта, скрипка, литавры).
Царь Алексей Михайлович сидел на возвышении. Представление шло несколько часов. А молодая царица, Наталья Кирилловна, смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи. Царица с волнением следила за судьбой героини, так похожей на ее собственную.
На сцене разыгрывалась история любви. Царь Артаксеркс женился вторым браком на юной красавице Зефири, воспитаннице незнатного Марходия, ставшего после этого первым вельможей. Восточный деспот под влиянием сердечного чувства становится земным человеком. Повелитель всех, смиряясь перед юной красавицей, испытывал огромное счастье.
Учитель уточняет, что все пьесы были основаны на библейских сюжетах: «О блудном сыне», «Грехопадение Адама», «Давид и Соломон». Постепенно появлялись пьесы, посвященные недавним событиям русской истории. Например, в 1675 г. «Малая комедия о Баязете и Тамерлане». В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, где главным действующим лицом стал мифологический Орфей.
Сюжет «Повести о Шемякином суде»
В «некоих местах» жили два брата — богатый и бедный. Богатый постоянно ссужал бедняка, но тот по-прежнему жил скудно. Как-то бедняк попросил лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута, попрекнув брата: «И того у тебя нет, что своего хомута». Бедный привязал дровни к хвосту лошади. Въезжая во двор, он не открыл подворотню, лошадь зацепилась дровнями и оторвала себе хвост. Богатый, увидев искалеченную лошадь, отправился в город жаловаться на брата судье Шемяке.
«Убогий» отправился вместе с братом. По дороге они заночевали в доме попа. Бедный с завистью смотрел с полатей, как брат его ужинает с попом, загляделся и упал с полатей на зыбку (колыбель), в которой спал поповский сын, и задавил ребенка насмерть. Теперь к судье отправились уже двое истцов — богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но опять же случайно упал на старика, которого некий горожанин вез мыть в баню, и «удави» его. К судье явились теперь уже три истца. Бедняк, не ведая, «как ему напастей избыта и судии чтоб дата», взял камень и, завернув его в «плат», положил в шапку. При разборе каждого из дел он исподтишка показывал судье «узелок» с камнем.
Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему «узел злата», во всех трех случаях решил дело в его пользу. Но когда его посыльный спросил у бедняка: «Дай-де то, что ты из шапки судне казал в узлах», тот отвечает, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел судью «ушибити». Узнав об этом, судья, однако, не серчает, а радуется: «ак бы я не по нем судил, и он бы меня ушиб».
Бедняк из рассмотренной повести — своеобразный тип героя плутовской новеллы. Строго говоря, он вовсе не плут, а типичный неудачник: бедняк едва не покончил с собой накануне суда и камень-то показывал судье, вовсе не желая его обмануть и перехитрить, а лишь рассчитывая напугать. Неверно рассматривать «Повесть о Шемякином суде» как сатиру на судопроизводство: хотя мотив насмешки над судьей, оправдывающим виновного в расчете на взятку, в повести присутствует, в основе сюжета — забавный рассказ о злоключениях героя, и именно неправедность суда приводит конфликт к благополучному разрешению.
(Творогов О.В. Литература Древней Руси)
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 1.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В МОСКОВСКОМ ЦАРСТВЕ XVII ВЕКА.
ЗАДАНИЕ. 1. Вспомните, какое образование существовало на Руси в средние века.
2. Изучите материалы: учебник § 10, с.75-78, тексты «Мнение иностранца об образовании в Московском государстве» и «Карамзин о западном влиянии», таблицу «Школы и образование в России XVII века».
3. Отметьте факты, свидетельствующие о наличие старых и новых черт в данной сфере культуры. Проиллюстрируйте их яркими примерами. С чем был связан рост потребности в образованных людях?
4. Сделайте заключение о том, какая же характерная черта была присуща русской науке и образованию в XVII веке.
Старые черты |
Новые черты |
|
|
Заключение:
Состав группы:
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА.
ЗАДАНИЕ. 1. Изучите материалы: учебник § 10, с.82-84, тексты «Симон Ушаков» и «Парсуна», иллюстрации.
2. Отметьте факты, свидетельствующие о наличие старых и новых черт в русской живописи XVII века. Проиллюстрируйте их яркими примерами.
3. Сделайте заключение о том, какие отличительные черты были присущи русской живописи XVII века.
Старые черты |
Новые черты |
|
|
Заключение:
Состав группы:
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 3. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVII ВЕКА.
ЗАДАНИЕ. 1. Изучите материалы: учебник § 10, с.80-82, текст «О русском барокко», иллюстрации в учебнике и энциклопедиях.
2. Отметьте факты, свидетельствующие о наличие старых и новых черт в русской архитектуре XVII века. Проиллюстрируйте их яркими примерами.
3. Сделайте заключение о том, какие отличительные черты были присущи русской архитектуре XVII века.
Старые черты |
Новые черты |
|
|
Заключение:
Состав группы:
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР В XVII ВЕКЕ.
ЗАДАНИЕ. 1. Изучите материалы: учебник § 10, с.79-80, 84; текст «Русский театр при Алексее Михайловиче» и сюжет «Повести о Шемякином суде»
2. Отметьте факты, свидетельствующие о наличие старых и новых черт в архитектуре XVII века. Проиллюстрируйте их яркими примерами.
3. Сделайте заключение о том, какие отличительные черты были присущи русской архитектуре XVII века.
Старые черты |
Новые черты |
|
|
Заключение:
Состав группы:
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 5. БЫТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СОСЛОВИЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVII В.
ЗАДАНИЕ. 1. Изучите материалы: учебник § 11, с.85-90, документы с.90-92, тексты «Влияние западной культуры в Московском государстве в середине XVII в.», «Нравы москвитян XVII в.», «Отношения к иностранцам».
2. Отметьте факты, свидетельствующие о наличие старых и новых черт в быте, традициях и обрядах русского населения в XVII веке. Проиллюстрируйте их яркими примерами.
3. Сделайте заключение о том, какие отличительные черты были присущи русской архитектуре XVII века.
Старые черты |
Новые черты |
|
|
Заключение:
Состав группы:
Симон Ушаков. Князь Скопин-Шуйский. Парсуна. XVII век.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1569 «Созвездие»
Учитель: Матюхина Анастасия Игоревна
Предмет: История
Класс: 7
Тема: «Культура Московского царства в XVII веке».
Москва, 2011.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русской культуры XVII века.
Задачи урока:
- развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;
- выявить характерные черты русской культуры XVII века;
- сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы;
- продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, документами, иллюстрациями, схемами, таблицами;
- воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность.
Вывод, к которому должны прийти учащиеся в конце урока: Русская культура XVII века характеризуется появлением светских элементов.
Методы и форма: проблемно-исследовательский метод с применением групповой формы работы.
Оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII вв. Учебник для 7 класса; дополнительные тексты из сочинений В.О.Ключевского («Курс русской истории»), Н. Карамзина («Записка о древней и новой России»), П.Н.Милюкова («Очерки по истории русской культуры»); репродукции и фотографии памятников архитектуры и произведений живописи XIV - XVII вв., доска, компьютер.
Пояснительная записка.
Урок-исследование по теме «Культура Московского царства в XVII веке» проводится в 7 классе. Выбор проблемно-исследовательского метода с применением групповой работы обусловлен возможностью учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и разделять их по способностям, возможностям и интересам. При формировании групп используется гетерогенный подход и присутствует ролевое распределение. Данная форма работы подходит для 7 класса, так как учитывает специфику поставленных задач и особенности класса: наличие учащихся, интересующихся предметом и выходящих за рамки учебника при подготовке к урокам.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация.
Ребята! Мы с вами заканчиваем изучение такого периода в истории нашей страны, как XVII век. Мы узнали с вами многое, но еще не говорили о культуре Московского царства. Что включает в себя понятие культура?
Ответы детей.
На доске – репродукции парсуны Симона Ушакова, иконы XIV века, изображения Успенского собора, церкви Покрова в Филях
Посмотрите, пожалуйста, на доску! Что вы видите? Правильно, это изображения различных исторических памятников. А видите ли вы какую-то закономерность или общую черту? Или можете провести какую-то классификацию?
Предложения детей.
Итак, мы можем классифицировать все эти исторические памятники по двум периодам: XIV – XVI века и XVII век. Давайте попробуем это сделать, аргументируя свой выбор.
Но для того, чтобы узнать правильно ли мы классифицировали эти иллюстрации, мы должны выбрать критерий, по которому будем эту классификацию проводить. Временной критерий. XIV-XVI вв. и XVI в.
О культуре XIV-XVI вв. мы что-нибудь знаем?
Ответы детей.
А о культуре «бунташного» века? Что бы вы хотели узнать?
Дети записывают свои вопросы на бумажных знаках вопроса и вывешивают их на доску.
Сегодня нам предстоит узнать, чем же характеризовалась культура этого периода в истории нашей страны?
И главный вопрос нашего урока:
Что являлось отличительной чертой культуры XVII века?
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам провести исследование в малых группах.
Работа в малых группах. Исследование.
Каждая группа получает рабочий лист с заданием. В течение 30 минут учащиеся работают с материалом: текстом учебника, дополнительными текстами, таблицами, схемами, обсуждают задания и оформляют рабочий лист.
Группа № 1. Развитие образования и науки в Московском царстве XVII века. Материалы: учебник § 10, с.75-78, тексты «Мнение иностранца об образовании в Московском государстве» и «Карамзин о западном влиянии», таблица «Школы и образование в России XVII века».
Группа № 2. Русская живопись XVII века. Материалы: учебник § 10, с.82-84, тексты «Симон Ушаков» и «Парсуна», иллюстрации.
Группа № 3. Русская архитектура XVII века. Материалы: учебник § 10, с.80-82, текст «О русском барокко», иллюстрации в учебнике и энциклопедиях.
Группа № 4. Русская литература и театр в XVII веке. Материалы: учебник § 10, с.79-80, 84; текст «Русский театр при Алексее Михайловиче» и сюжет «Повести о Шемякином суде».
Группа № 5. Быт представителей разных сословий Московского государства в XVII в. Материалы: учебник § 11, с.85-90, документы с.90-92, тексты «Влияние западной культуры в Московском государстве в середине XVII в.», «Нравы москвитян XVII в.», «Отношения к иностранцам».
Обмен информацией.
Группы знакомят друг друга со своими находками, размещают свои рабочие листы на доске. По ходу выступления учащиеся заполняют таблицу на доске, выделяя свою область изучения и те отличительные черты, которые ей присущи.
Обобщение. Подведение итогов.
Мы познакомились с различными сферами культурной жизни и бытом жителей Московского царства XVII века. Что объединяет все эти сферы? Какая характерная черта русской культуры данного периода?
После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил:
-творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты;
-в XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости культуры от церкви;
-в XVII веке в русской культуре активно развивались светские элементы.
Давайте попробуем обобщить все эти характерные черты в одну.
Вывод: Русская культура XVII века характеризуется появлением светских мотивов.
А теперь мы вернемся к историческим памятникам, изображенным на иллюстрациях и проверим, правильно ли мы классифицировали их? Только теперь мы будем строить нашу аргументацию, основываясь на изученном материале. Ответы детей.
Домашнее задание.
Внимательно изучить § 10-11, выписать в тетрадь примеры памятников архитектуры, живописи, литературы XVII века.
Автор: Матюхина Анастасия Игоревна
→ nastyrcia89 22.08.2013 0 7162 1212 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.