Историческая игра «Оживи картину» на примере картин В. И. Сурикова «Меншиков в Березове» и А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях»






Сергеева Наталья Александровна

Учитель истории и обществознания

МКОУ- Кубовинская ООШ № 31

НСО, Новосибирский район, с. Кубовая



































Историческая игра « Оживи картину» на примере картин Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Березове»( 1) и Кившенко Алексея Даниловича « Военный Совет в Филях»(2)

Цель игры: оживить историческое событие, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции.

Задачи:

- обобщить и закрепить знания по теме « Россия после Петра I. А.Д. Меньшиков», расширять интеллектуальный кругозор, обогащать лексический словарный запас.

- развивать умение работать в группе, самостоятельно находить информацию из дополнительной литературы, ресурсов Интернет, анализировать и систематизировать найденную информацию.

- развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся, создание условий для творческой самореализации учащихся.

Оборудование: Интерактивная доска(или экран), компьютер( или ноутбук), мультимедийный проектор.

1.Ход игры на примере картин Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Березове»

1.Вступительное слово учителя.

( На экране – картина В.И. Сурикова « Меньшиков в Березове. Обстановка в классе максимально приближена к написанной на картине - стол, свеча, раскрытая книга, иконы, полумрак….)

Сейчас, наверное, практически невозможно представить себе цельного восприятия образа Александра Меншикова без знаменитой картины Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Березове».

Выставленная 2 марта 1883 года в Петербурге на XI выставке картин Товарищества Передвижных Художественных Выставок картина «Меншиков в Березове» сразу привлекла к себе внимание. Вокруг нее сразу же закипели горячие споры, а Крамской сказал, что если Меншиков встанет, то пробьет головой потолок. 
А в 1920 году Михаил Кузмин написал такое стихотворение-ассоциацию:

Декабрь морозит в небе розовом,

нетопленный чернеет дом,

и мы, как Меншиков в Берёзове,

читаем Библию и ждем.


И ждем чего? Самим известно ли?

Какой спасительной руки?

Уж вспухнувшие пальцы треснули

и развалились башмаки.


Уже не говорят о Врангеле,

тупые протекают дни.

На златокованном архангеле

лишь млеют сладостно огни.


Пошли нам долгое терпение,

и легкий дух, и крепкий сон,

и милых книг святое чтение,

и неизменный небосклон.


Но если ангел скорбно склонится,

заплакав: "Это навсегда",

пусть упадет, как беззаконница,

меня водившая звезда.


Нет, только в ссылке, только в ссылке мы,

о, бедная моя любовь.

Лучами нежными, не пылкими,

родная согревает кровь,


окрашивает губы розовым,

не холоден минутный дом.

И мы, как Меншиков в Берёзове,

читаем Библию и ждем.

( На уроке читаю обычно отрывок- первые два столбика)

2. Ребята, давайте перенесемся в этот дом, в Березове. И постараемся вместе с героями этой картины пережить все то, что довелось пережить А.Д. Меньшикову и его семье.

А теперь представьте себе: Полутемная бревенчатая изба, за небольшим столом сидит ссыльный светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, около него трое детей.

Взгляд зрителя приковывает образ Меньшикова. Его могучая фигура в грубом тёмно-сером тулупе, большая голова с резко очерченным профилем четко выделяются на фоне тёмной бревенчатой стены. Он сидит неподвижно, весь во власти дум и чувств. Сосредоточенное лицо с крупным орлиным носом, резко выступающим тяжелым подбородком, крепко сжатыми губами говорит об огромной воле, о неукротимой силе этого человека. Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрек его на жалкое и постыдное существование. Меньшиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе1.

3.Из темноты выходит девушка в образе Александры Александровны в длинной цветной юбке и телогрейке. ( одна из учениц 7 класса)

Я Александра Александровна Бирон ( урожденная княжна Меньшикова) родилась 17 декабря 1712 года в семье светлейшего князя (с 1706 года) и герцога Ижорского (с 1707 года)Александра Меншикова и Дарьи Михайловны, урождённой Арсеньевой, Я, как и мои брат и сестра получила надлежащее образование. С детства я дружила с великой княжной Натальей Алексеевной, которая в письмах своих называла меня «вселюбезнейшей дорогою сестрицей».

31 марта 1727 года Нам с сестрой Марией были пожалованы портреты Екатерины I, усыпанные бриллиантами для ношения на андреевской ленте.

29 июня 1727 года после помолвки Марии с императорм Петром II я была пожалована Орденом Святой Екатерины. В женихи отец прочил мне наследного принца Ангальт-Дессауского. По распоряжению светлейшего князя в издававшийся придворный календарь на 1728 год в числе императорской фамилии были внесены имена всех его родственников «с обозначением лет, чисел и месяцев рождения и тезоименинства каждой особы[»

Однако 6 сентября 1727 года мы были отправлены с семейством в ссылку в Березов. 14 октября 1727 года по указу императора у всех членов нашей семьи был изъяты русские ордена. А 5 января 1728 года действительный статский советник Иван Никифорович Плещеев произвёл опись и изъятие имущества . Из одежды на мне оставили: зелёную тафтяную юбку, белый штофный подшлафрок и зелёную же тафтяную шубку, на голове — белый атласный чепчик..

10 мая 1728 года по дороге в Березов «не доезжая до Казани за 7 верст» скончалась наша мама - Дарья Михайловна. В ссылке мы были вынуждены самостоятельно заниматься хозяйством: Мария — стряпнёй на кухне, я— стиркой белья. Спустя 6 месяцев ссылки в Берёзове мы заболели. Мария умерла от оспы, но нас с братом отцу удалось выходить. 12 (23) ноября 1729 года умер и отец, а мы остались сиротами2. В 1731 году императрица Анна Иоанновна возвратила нас из Сибири. Я была пожалована в фрейлины..

4 мая 1732 года состоялась наша свадьба с генерал-аншефом и гвардии майором Густавом Бироном, младшим братом фаворита Эрнста Иоганна Бирона..

(садится на место А.А. Меньшиковой к раскрытой книге)

4. Выходит Александр Александрович Меньшиков

Я Меншиков Александр Александрович, родился 1 марта 1714 года.

Третий сын в семье Александра Даниловича Меншикова , продолжатель рода Меншиковых.

Получил прекрасное образование, изучал русский, латинский, французский и немецкий языки; Закон Божий, историю, географию, арифметику и фортификацию.

В 1726 году определён поручиком в Преображенский лейб-гвардии полк и назначен камергером к императрице Екатерине

С приходом к власти императора Петра II  в четырнадцать лет был возведён в достоинство Обер-камергера и пожалован кавалером ордена Святого Андрея Первозванного. Однако моя служба при дворе была трудной.

Заключив помолвку Марии  с императором Петром, Меншиков прочил женитьменя на великой княжне Наталье. Однако вследствие закулисных интриг высших государственных чиновников и придворных 8 сентября 1727 года мой отец - Александр Данилович Меншиков был лишен всех занимаемых должностей, имущества, титулов по обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве и сослан со в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии. 14 октября у нас и были изъяты драгоценности и ордена. Орден святой Екатерины, изъятый у меня, царь отдал своей сестре Наталье, а орден Александра Невского — Ивану Долгорукову

Через полгода жизни в Берёзове мы заболели оспой. От неё скончались отец и старшая сестра Мария. Я и моя сестра Александра поправились, благодаря усилиям отца. Оставшиеся сиротами (мать скончалась ещё в 1728 году), мы были возвращены из ссылки в 1731 году в царствование императрицы Анны Иоанновны. Нам была возвращена часть имущества отца: мужская и женская одежда, постельное бельё и столовая посуда медная и оловянная. Однако драгоценности были оставлены в императорском доме. Наиболее ценные предметы Пётр II подарил Наталье Алексеевне. Серебряная посуда весом около центнера по приказу графа Остермана позднее была передана для «убора гробу царевны». На изготовление короны для коронации императора использовали бриллианты, алмазы, жемчуг и изумруды, извлечённые из пуговиц, портретов, запонок, петлиц.

В 1731 году я вступил прапорщиком гвардии в Преображенский полк. Участвовал во взятии Очакова (1737) и Хотина (1739) под руководством графа Б. К. Миниха; в 1738 году произведен за отличную храбрость из поручиков в капитан-поручики. В 1748 году получил чин секунд-майора; участвовал в Прусской войне. В 1757 году пожалован кавалером ордена Святого Александра Невского и званием генерал-поручика. В 1762 году первый известил жителей Москвы о восшествии на престол императрицы Екатерины II и привел их к присяге, после чего возведён был в генерал-аншефы.

Я был женат на княжне Елизавете Петровне (1721—1764), дочери князя Петра Алексеевича Голицына. У нас в браке родились:

  • Пётр (1743)  Сергей (1746—) ,Дарья (1747)  Екатерина (1748) 

( становится на место А.А. Меньшикова, позади отца)

5. Далее- Мария Александровна в шубе.

Я, Меншикова Мария Александровна родилась 26 декабря 1711в Петербурге.

Я выросла в роскоши самого лучшего петербургского дворца, получив по тем временам более чем прекрасное образование: знала языки, умела танцевать, поддержать светский разговор.

Мой отец - Александр Данилович Меншиков присмотрел мне жениха: это был красавец, польский граф Петр Сапега, единственный сын богатого воеводы. Старый Ян Сапега надеялся с помощью России получить польскую корону, а отец рассчитывал на герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши. И , когда мне исполнилось пятнадцать, архиепископ Феофан Прокопович в присутствии Екатерины I и двора обручил нас. Императрица пожаловала нам сто тысяч рублей и несколько деревень с угодьями и крестьянами.

Казалось, все складывалось хорошо. Но счастье было недолгим. Екатерина решила женить его на своей племяннице Софье Скавронской. Возмущенный отец потребовал «сатисфакции». Тогда-то под нажимом «светлейшего» Екатерина и подписала завещание, в котором говорилось:

«Цесаревнам и администрации вменяется в обязанность стараться о сочетании браком великого князя с княжною Меншиковою».

«Какая же печаль, какое отчаяние овладело моим сердцем, еще недавно бившемся от радости, когда отец объявил мне решительную, непременную волю, чтобы я забыла своего Сапегу и готовилась быть императрицею! Через неделю после смерти Екатерины состоялось обручение меня и  Петра II, которому в ту пору исполнилось двенадцать лет. Я стала титуловаться императорским высочеством. У меня теперь был свой двор, на содержание которого отпускалось тридцать четыре тысячи рублей – сумма колоссальная для России того времени, но... смехотворная для моего отца, владевшего миллионами. Я не могла этого терпеть, я не любила этого несносного мальчишку. Вскоре отец попал в опалу к императору и нас всех Меншиковых отправили в ссылку. Поселились мы в собственном доме в маленьком городке Рязанской губернии Раниенбурге. Но пробыли там недолго. Не заставил себя ждать высочайший указ, по которому были сосланы в далекий городок Березов Тобольской губернии. Все имущество отобрали, оставить прислуги десять человек. Мне оставили тафтяную юбку, штофный черный кафтан, белый корсет и на голове белый атласный чепчик. Посомневавшись, на случай холодов – тафтяную шубу. Из посуды – медный котел, три кастрюли, несколько оловянных плошек и тарелок и ни одного ножа, ни одной вилки.

( садится у ног отца)

6. Заключительное слово учителя

В ноябре 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков скончался от апоплексического удара (по другим сведениям, умер от лихорадки). Похоронили его в церкви, им же построенной. Через месяц умерла княжна Мария – как раз в день своего рождения. Ей исполнялось восемнадцать лет. Умерла «не столько от оспы, сколько от печали». За десять дней до ее смерти Петр II распорядился освободить из ссылки Меншиковых-детей. Сына предполагалось записать в полк, а дочерей поселить в деревне, дав им «на кормленье» сто крестьянских дворов. Но милость императора опоздала: Марию похоронили возле отца.

7. Итог

Обсуждение показанной сцены. На экране коллаж из картин В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», « Утро стрелецкой казни» , «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».





2.Ход игры на примере картины Кившенко Алексея Даниловича « Военный Совет в Филях»

1. Вступительное слово

( На экране картина « Военный Совет в Филях», полумрак, стол, свеча, лавка… За столом участники Военного Совета, на отдельном стуле Кутузов)

Военный совет в Филях – совещание русских военачальников, созванное М.И.Кутузовым 13 (1) сентября 1812 в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина Андрея Савостьянова ( по Л. Толстому) у Михаила Фролова для решения участи Москвы. После Бородинского сражения русская армия из-за больших потерь отошла к Москве и на Воробьевых горах была избрана оборонительная позиция для новой генеральной битвы с войсками Наполеона. 1 сентября русские войска стали занимать позиции, но ряд генералов (М.Б.Барклай де Толли, А.П.Ермолов) и штабных офицеров (полковники К.Ф.Толь, И.Кросар) доложили главнокомандующему М.И.Кутузову свое мнение о непригодности выбранной генералом Л.Л.Беннигсеном позиции. Кутузов вынес этот вопрос на обсуждение военного совета, созванного вечером того же числа. Совет проходил в обстановке секретности и не велся протокол, поэтому неизвестно количество участников (от 10 до 15 человек).Точно установлено по воспоминаниям и письмам современников, что присутствовали: М.И.Кутузов, М.Б.Барклай де Толли, Л.Л.Беннигсен, Д.С.Дохтуров, А.П.Ермолов, Н.Н.Раевский, П.П.Коновницын, А.И.Остерман-Толстой, К.Ф.Толь. На основании некоторых свидетельств современников можно лишь предполагать, что среди участников были М.И.Платов, К.Ф.Багговут, Ф.П.Уваров, П.C.Кайсаров и В.C.Ланской.

2. Беннигсен открывает совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?»

Кутузов : Священную древнюю столицу России!Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, этот вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла)».

Генерал Барклай-де-Толли - в позиции, в которой армия расположена, сражения принять невозможно и лучше отступить с армиею чрез Москву по дороге к Нижнему Новгороду, как к пункту главных наших сообщений между северными и южными губерниями.

Бенигсен: Я не могу согласиться с военным министром. Ваша светлость, оставить Москву – значит ослабить и без того невысокий боевой дух солдат. Предлагаю ночью перевести войска с правого фланга на левый, и ударить утром на правое крыло французов. Таким образом, мы разобьём французскую армию и не пустим Бонапарта в Москву.

Реплики генералов: «Да, это выход!», «Нет, нельзя этого делать. Француз услышит, что тогда?», «Но ведь позор – оставить Москву!», «Слишком опасно!»

Генерал Коновницын : нахожу позицию пред Москвою невыгодною, предлагаю идти на неприятеля и атаковать его там, где встретят.

Генерал Ермолов: Я согласен с Петром Петровичем. Но известны ли нам дороги, по которым колонны должны двинуться на неприятеля?

Бенигсен: Я, ваша светлость, настаиваю на своём плане…



Полковник Толь : Я абсолютно не понимаю и не поддерживаю Вашей позиции Леонтий Леонтьевич (примечание: в России получил такое имя Левин-Август-Теофил Беннигсен ), ибо с неминуемою потерею сражения, а вместе с сим и Москвы, армия подвергнется совершенному истреблению и потерянию всей артиллерии, и потому предлагаю немедленно оставить позицию при Филях, сделать фланговый марш линиями влево и расположить армию правым флангом к деревне Воробьевой, а левым между Новой и Старой Калужскими дорогами в направление между деревень Шатилово и Воронкова; из сей же позиции, если обстоятельства потребуют, отступить по Старой Калужской дороге, поелику главные запасы съестные и военные ожидаются по сему направлению.

Кутузов: (тподнимает руку, требуя тишины, встает) С потерянием Москвы не потеряна еще Россия . Первою обязанностию поставляю сберечь армию, сблизиться к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю и потому намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге.

( Наступает тишина, картина замирает)

3. Слово учителя.

И хотя решение это было принято прежде всего благодаря Кутузову, самому ему было тяжелее всех. «Старый фельдмаршал ( пишет историк Н. А. Троицкий) не хуже любого из своих генералов понимал, что значит Москва для России. Давно ли он прямо говорил и писал Ростопчину и самому царю, что считает своим долгом „спасение Москвы“, что „с потерею Москвы соединена потеря России“! Теперь же, оставленный без подкреплений, он лучше чем кто-либо видел, что спасти Россию можно, только пожертвовав Москвой, и глубоко переживал тяжесть такой жертвы: несколько раз за эту ночь слышали, что он плачет. Для русского народа в то время подлинной столицей была Москва. Поэтому русская армия восприняла решение оставить Москву болезненно. „Какой ужас, какой позор, какой стыд для русских!“ – писал в те дни своей супруге генерал Д. С. Дохтуров… Солдаты плакали, ворчали: „Лучше уж бы всем лечь мертвыми, чем отдавать Москву!“ – и досадовали на Кутузова: „Куда он нас завел?“

В заключение

Ученица поет «Героям войны – Генералам двенадцатого года – посвящается!»
(Романс на слова М. Цветаевой 1913год). (Можно просто включить запись и потанцевать)

Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели и голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след,-
Очаровательные франты минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу,-
Цари на каждом бранном поле и на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, – вчера
Малютки-мальчики, сегодня – офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу крупную фигуру,
И золотые ордена…..
И я, поцеловав гравюру, не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег.
Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои, вы все могли!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили в небытие.
















1 Н.И. Павленко Крушение. Ссылка // Александр Данилович Меншиков. — М: «Наука», 1981. — С. 153. — 140 000 экз.


2 Есипов, "Ссылка М. в Березов" ("Отечеств. Записки", 1860, № 8 и 1861, № 1 и 3)


Полный текст материала Историческая игра «Оживи картину» на примере картин В. И. Сурикова «Меншиков в Березове» и А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сергеева Наталья Александровна  Tygrenochek
24.09.2013 0 9763 910

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК