Махмутова Юлия Константиновна, учитель
истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва
Тема:
Общественный договор и естественное
право в трудах Томаса Гоббса и Джона
Локка. Сходство и различия
Цель урока
Показать
особенности и характерные черты
общественного договора и естественного
права в трудах Т.Гоббса и Д.Локка
Задачи урока
знакомство с основными деятелями эпохи
Английского Просвещения
объяснить ученикам, что такое общественный
договор и естественное право
показать общее и различие в идеях
просвещения Т.Гоббса и Д.Локка
привить ученикам уважение к европейской
культуре
заинтересовать учеников в изучении
европейской философии
Материал можно использовать как
дополнительный на уроках истории в 7
классе «Просвещение» и 10 классе «Эпоха
Просвещения и просвещенный абсолютизм»
Дополнительный
материал:
СЛАЙД 2
Виднейшим мыслителем
середины 17 века являлся Томас Гоббс
(1588—1679 гг.). Основными его трудами
являлись «Философское начало учения о
гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или
Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского» (1651 г.). Его
взгляды сформировались под влиянием
Английской революции XVII
века.
Политические и
правовые проблемы нашли теоретическое
обоснование в трудах другого видного
английского буржуазного идеолога XVII
в. Джона Локка (1632—1704 гг.). Он был
основоположником либерализма. Джон
Локк стал первым радикальным критиком
абсолютной монархии и первым теоретиком
неотчуждаемых прав человека, разделения
властей и законности. Его взгляды
сформировались в постреволюционный
период, в период реставрации монархии.
Политико-правовое учение Джона Локка
изложено в работе «Два трактата о
государственном правлении» (1690 г.)
ОБЩЕЕ:
СЛАЙД 3
1.
Возникновению
государства предшествует естественное
состояние людей, «состояние полной
свободы в отношении их действий и в
отношении распоряжения своим имуществом
и личностью»
2. Переход от
естественного состояния к гражданскому
обществу был следствием общественного
договора
СЛАЙД 4
3. Учение о
естественном состоянии не выступает в
качестве теории о появлении государства,
о том, как оно действительно возникло,
а является теорией, которая объясняет,
что такое государство,
и таким образом легитимирует государство.
4. Как все иные
политические установления, как само
государство, позитивные законы создаются
по воле и решению большинства. Всякое
такое образование должно двигаться в
одном направлении, и необходимо, чтобы
оно "двигалось туда, куда его влечет
большая сила, которую составляет согласие
большинства". Отсюда заключение:
каждый человек, согласившись вместе с
другими образовать единый политический
организм, подвластный одному правительству,
берет на себя "обязательство подчиняться
решению большинства и считать его
окончательным". (Локк)
Меньшинство
связано также крепко повиновением
государству, как и большинство, так как
договор обязывает повиноваться
правительству, избранному большинством.
(Гоббс)
РАЗЛИЧИЕ:
СЛАЙД 5
|
Томас
Гоббс
|
Джон
Локк
|
В
своих трудах Гоббс
ставит вопрос о происхождении
человеческого общества, его развитии
и возникновении различных его институтов
— таких, как государство, законы,
учреждения (полиция, армия и т.д.).
Первоначально все люди находились в
так называемом естественном состоянии,
т.е. каждый человек обладал абсолютной
свободой и, соответственно, абсолютным
правом. Гоббс
считал, что все люди равны от природы.
Природа устроена так, что каждый
индивид преследует в своей деятельности
лишь собственные эгоистические
интересы.
И в естественном состоянии, до
появления какой-либо власти, каждый
человек хочет не только сохранить
свою собственную свободу , но и
приобрести господство над другими;
оба этих желания диктуются инстинктом
самосохранения.
Абсолютное
право и абсолютная свобода сталкиваются
с заложенным в человеке природой
принципом самосохранения, вступают
с ним в противоречие. Ибо любой человек,
реализуя свое абсолютное право,
стремится к обладанию чем-то другим,
что может потребовать убийства себе
подобного, так что каждый человек
может ожидать от другого, в силу и его
абсолютной свободы и абсолютного
права, притязаний на свою жизнь. Таким
образом, в первоначальном, естественном
состоянии люди были врагами друг другу
(«Человек
человеку волк»).
Для
самосохранения они должны ограничить
свою свободу и вместо абсолютного
права ввести право относительное,
ограничив его некоторыми обязанностями.
Естественное
состояние - это война всех против всех,
которая ведет к взаимному уничтожению.
Выходом из этой ситуации является
общественный договор, предусматривающий
ограничение прав и свобод индивидов
в пользу государства.
Поэтому люди заключают договор, в
котором они отказываются от части
своих прав, ограничивая себя в свободе.
Они передают государству свои
естественные права в целях самосохранения.
Каждый человек доверял носителю общей
власти делать все, чтобы обеспечить
общий мир и безопасность, и каждый
подчинялся носителю этой власти.
|
Государство,
по Локку, создается для преодоления
недостатков естественного состояния
путем заключения общественного
договора: «Люди вступают в соглашение
с другими людьми, чтобы удобно, мирно,
совместно жить, спокойно пользуясь
своей собственностью и находясь в
большей безопасности, чем кто-либо,
не являющийся членом общества».
Чтобы нормы (законы) общения, действующие
в естественном состоянии, соблюдалась,
природа наделила каждого возможностью
судить преступивших закон и подвергать
их соответствующим наказаниям. Однако
в естественном состояний отсутствуют
органы, которые могли бы беспристрастно
решать споры
между людьми, осуществлять надлежащее
наказание виновных в нарушении
естественных законов и т. д. Все это
порождает обстановку неуверенности,
дестабилизирует обычную размеренную
жизнь. В целях надежного обеспечения
естественных прав, равенства и свободы,
защиты личности и собственности люди
соглашаются образовать политическое
сообщество, учредить государство. Дж.
Локк особенно акцентирует момент
согласия: "Всякое мирное образование
государства имело в своей основе
согласие народа".
Государство
представляет собой, по Дж. Локку,
совокупность людей, соединившихся в
одно целое под эгидой ими же установленного
общего закона и создавших судебную
инстанцию, правомочную улаживать
конфликты между ними и наказывать
преступников.
Государство
отличается тем, что лишь оно воплощает
политическую власть, т. е. право во имя
общественного блага создавать законы
(предусматривающие различные санкции)
для регулирования и сохранения
собственности, а также, право применять
силу сообщества для исполнения этих
законов и защиты государства от
нападения извне.
|
СЛАЙД
5
|
Эти
права и свободу они передают одному
человеку, избираемому всеобщим
согласием, — монарху.
Договор должен даровать власть одному
человеку или собранию лиц, так как
иначе он не сможет принуждать к
повиновению.
|
В
целях предотвращения злоупотреблений
государством своими полномочиями и
упорядочения взаимоотношений между
его различными органами Локк первым
обосновывает принципы разделения
властей.
Мыслитель выделял три
ветви власти: законодательную,
исполнительную и федеративную.
Законодательная власть действует
непродолжительное время, однако
она является верховной по отношению
ко всем другим видам власти.
Законодательная власть, по Локку,
отвечает нескольким характеристикам:
она является доверенной властью;
законодательный орган не может
передать право издавать законы в
чьи-либо другие руки, ведь это право
доверено народом; не может быть
абсолютно деспотической в отношении
жизни и достояния народа; не может
лишить человека какой-либо части его
собственности без его согласия.
Исполнительная
и федеративная власть у Локка действует
непрерывно, так как требуется
постоянное исполнение законов.
Федеративная власть — это исполнительная
власть, ведающая вопросами внешней
политики.
Суд Джон Локк не относил
к числу самостоятельной ветви власти.
Но полагал, что верховная власть должна
править с помощью справедливых
судей, опирающихся на законы и обладающих
властью разрешать все затруднения на
их основе.
|
СЛАЙД 6
|
Только
монарх обладает абсолютным правом и
абсолютной свободой: он может казнить
или привлечь к наказанию за нарушение
договора, который люди заключили в
целях самосохранения.
Впрочем, эта
свобода может быть передана не одному
человеку, а группе людей.
|
Принцип
разделения властей
|
Договор,
заключенный гражданами между собой
о том, чтобы повиноваться такой правящей
власти, которую изберет большинство
(Гоббс)
Избранием этой власти их политические
полномочия заканчиваются
|
Договор
происходит между гражданами и правящей
властью
|
СЛАЙД 7
|
Когда
правительство избрано, граждане
теряют все права, за исключением тех,
которые сочтет целесообразным
предоставить им правительство
В
учении Гоббса идет речь о полном,
тотальном отказе индивидов от всех
принадлежащих им естественных прав
и свобод в пользу государства
|
У
Дж. Локка об этом нет и речи. Право на
жизнь и владение имуществом, свободу
и равенство человек не отчуждает
никому и ни при каких обстоятельствах.
Эти неотчуждаемые ценности –
окончательные границы власти и действия
государства, преступать которые ему
заказано.
Локк:
Государство
должно было руководствоваться тем же
«законом природы», который регулировал
отношения людей в естественном
состоянии, и поэтому не могло
покушаться на неотчуждаемые права
граждан. Локк выдвинул тезис о наличии
у человека от рождения целого ряда
неотъемлемых естественных прав, таких
как право на свободу слова, совести,
мысли, право на жизнь и личную
неприкосновенность, а также на
собственность и труд. При создании
государства индивиды не жертвуют
своими естественными правами.
Руководствуясь разумом, люди передают
государству такое количество полномочий,
которое достаточно для гарантии
неотчуждаемых прав и свобод. Эти
естественные права никому и ни при
каких обстоятельствах не передаются
и никем не ограничиваются.
|
СЛАЙД 7
|
Отрицается
право восстания, потому что правитель
не связан никаким договором, тогда
как его подданные связаны им. Подданные
не имеют прав в отношении монарха, за
исключением тех, которые суверен
уступит добровольно. Подданные свободны
там, где не распространяется действие
законов
|
Свобода
личности тесно связана у Локка и со
всеми остальными правами: ее утрата
влечет потерю гражданином и всех
остальных
прав.
Поэтому обязанностью каждого народа
является борьба с тиранической властью,
которая не считается с естественными
правами граждан. Наделяя власть
значительными полномочиями, Локк не
лишал народ суверенитета, а также
права отстранять власть имущих, не
оправдавших его доверия. Если
большинство народа решает положить
предел наглости нарушивших общественный
договор правителей, то вооруженное
народное восстание с целью вернуть
государство на путь свободы, закона,
движения к общему благу будет совершенно
правомерным
|
СЛАЙД 8
|
Гоббс
являлся сторонником абсолютной
монархии
|
Джон
Локк в своих работах активно выступал
с критикой абсолютной монархии,
которая, по его мнению, была абсолютно
несовместима с гражданским обществом
и вообще не могла быть формой
гражданского правления
|
Гоббс
различал понятия «право» и «закон».
Если сущность права состоит в свободе
делать или не делать чего-либо, то
сущность закона выражается в предписании
и обязанности что-либо делать или
не делать.
Гоббс считал,
что понятие «право» шире понятия
«закон».
Право включает
в себя:
естественные
(моральные) законы, т. е. предписания
естественного разума (не есть результат
соглашения людей), обращенные к
сознанию, чувству долга индивида и
не опирающиеся на принуждение;
Разум подсказывает людям тот путь,
который может обеспечить им мирную
жизнь и процветание.
гражданские
законы, т. е. приказы суверена, которые
основаны на принуждении верховной
власти и которым необходимо
повиноваться.
Гоббс
подчеркивает, что, хотя естественные
законы касаются человека, как такового,
т. е. могут быть сформулированы и
постигнуты людьми и в естественном
состоянии, соблюдение и уважение этих
законов «может быть гарантировано
лишь государственным законом и
принудительной властью государства»
В естественном же состоянии они
остаются лишь благими пожеланиями
людей, вынужденных самими обстоятельствами
уповать на собственные силы и делать
все то, что кажется им необходимым для
сохранения своей жизни. Томас Гоббс
отстаивал идею единства государства
и права, власти и закона, которое
необходимо для достижения мира и
согласия в гражданском обществе
|
Джон
Локк разделял понятия естественного
и гражданского закона, а различия
между ними сводил к проблеме соотношения
права и закона.
Естественный закон,
по Локку, является воплощением
прирожденных и неотчуждаемых прав
и свобод человека, которые нигде
формально не закреплены и не
обеспечены принуждением со стороны
публичной власти.
Гражданский
закон — это формально закрепленный
акт законодательного органа,
выражающий волю общества, имеющий
общеобязательный характер.
Гражданский
закон не должен противоречить
естественному, а наоборот, должен
основываться на его требованиях, т.
е. гарантировать неотчуждаемые права
и свободы граждан. Титул закона имеет
лишь тот акт, который указывает
разумному существу поведение,
соответствующее его собственным
интересам и служащее общему благу.
Если такой нормы-указания предписание
в себе не содержит, оно не может
считаться законом. Кроме того, по Дж.
Локку, закону обязательно должны быть
присущи стабильность и долговременность
действия.
Ратуя
за режим законности, он настаивал на
следующем положении: кто бы конкретно
ни обладал верховной властью в
государстве, ему вменяется "управлять
согласно установленным постоянным
законом, провозглашенным народом и
известным ему, а не путем импровизированных
указов". Законы тогда способствуют
достижению "главной и великой цели"
государства, когда их все знают и все
выполняют. В государстве абсолютно
никто, никакой орган не может быть
изъят из подчинения его законам.
|
СЛАЙД 9
|
Согласно
Томасу Гоббсу, страх людей перед
другими людьми заставляет их искать
защиту у государства, чьим законам
они дают согласие подчиняться. Когда
все равны перед законом, исчезает
основа для страха перед согражданами.
|
Однако,
как указал Джон Локк, государство само
по себе тоже может вызывать страх.
Следовательно, необходимо, чтобы
государство не только обладало властью,
но держало её в определённых рамках,
с тем чтобы не допускать произвол.
Известным Локку решением этой задачи
было требование, чтобы правители
руководили с помощью выполнимых
законов и сами их соблюдали. Согласно
этому аргументу, в отсутствие
верховенства закона граждане не
защищены от насилия с применением
оружия, а соперники внутри правящего
класса не имеют рычагов взаимного
контроля. Локк также полагал, что
справедливые законы должны признавать
естественные права человека и что они
должны не ограничивать, а защищать
свободу.
|
Положения Джона
Локка о разделении властей, верховенстве
закона, суверенитете народа ныне
рассматриваются в качестве основополагающих
принципов правового государства.
Взгляды
философа в значительной мере воплотились
в политическом строе Англии первых
десятилетий после революции 1688 г.: были
закреплены основные права и свободы
граждан, представительное правление,
религиозная терпимость, неприкосновенность
собственности. Тем самым обеспечивались
правовые предпосылки благоприятных
перемен в общественном развитии,
включая рост предпринимательской
активности, повышение благосостояния,
дальнейшую демократизацию государственного
и общественного строя. Все это в полной
мере соответствовало целям просвещения.
ИСТОЧНИКИ И
ЛИТЕРАТУРА:
Лекции по истории
правовых и политических учений:
http://gendocs.ru/v22822/лекции_по_истории_правовых_и_политических_учений?page=3
Политические и
правовые учения в Англии и Италии в
Новое время:
http://bargu.by/41-politicheskie-i-pravovye-ucheniya-v-anglii-i-italii-v-novoe-vremya.html
История политических
и правовых учений:
http://bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/33.htm
Философия Нового
времени:
http://freepapers.ru/10/filosofiya-novogo-vremeni/183725.1100070.list3.html
Б.Рассел «История
Западной философии», часть 2. М.: МИФ,
1993