Урок истории (с презентацией) "Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия"


Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва

Тема: Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия


Цель урока

Показать особенности и характерные черты общественного договора и естественного права в трудах Т.Гоббса и Д.Локка

Задачи урока

  • знакомство с основными деятелями эпохи Английского Просвещения

  • объяснить ученикам, что такое общественный договор и естественное право

  • показать общее и различие в идеях просвещения Т.Гоббса и Д.Локка

  • привить ученикам уважение к европейской культуре

  • заинтересовать учеников в изучении европейской философии


Материал можно использовать как дополнительный на уроках истории в 7 классе «Просвещение» и 10 классе «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм»


Дополнительный материал:

СЛАЙД 2

Виднейшим мыслителем середины 17 века являлся Томас Гоббс (1588—1679 гг.). Основными его трудами являлись «Философское начало учения о гражданине» (1642 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть го­сударства церковного и гражданского» (1651 г.). Его взгляды сформировались под влиянием Английской революции XVII века.


Политические и правовые проблемы нашли теоретическое обоснова­ние в трудах другого видного английского буржуазного идеолога XVII в. Джона Локка (1632—1704 гг.). Он был основоположником либерализма. Джон Локк стал первым радикальным критиком абсолютной монар­хии и первым теоретиком неотчуждаемых прав человека, разделения властей и законности. Его взгляды сформировались в постреволюционный период, в период реставрации монархии. Политико-правовое учение Джона Локка изложено в работе «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.)

ОБЩЕЕ:

СЛАЙД 3
1.
Возникнове­нию государства предшествует естественное состояние людей, «состоя­ние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью»

2. Пере­ход от естественного состояния к гражданскому обществу был следстви­ем общественного договора

СЛАЙД 4

3. Учение о естественном состоянии не выступает в качестве теории о появлении государства, о том, как оно действительно возникло, а является теорией, которая объясняет, что такое государство, и таким образом легитимирует государство.

4. Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно "двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства". Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя "обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным". (Локк)

Меньшинство связано также крепко повиновением государству, как и большинство, так как договор обязывает повиноваться правительству, избранному большинством. (Гоббс)



РАЗЛИЧИЕ:


СЛАЙД 5

Томас Гоббс

Джон Локк

В своих трудах Гоббс ставит вопрос о происхождении человеческого общества, его развитии и возникновении различных его институтов — таких, как государство, законы, учреждения (полиция, армия и т.д.). Первоначально все люди находились в так называемом естественном состоянии, т.е. каждый человек обладал абсолютной свободой и, соответственно, абсолютным правом. Гоббс считал, что все люди равны от природы. Природа устроена так, что каждый индивид преследует в своей деятельности лишь собственные эгоистические интересы.
И в естественном состоянии, до появления какой-либо власти, каждый человек хочет не только сохранить свою собственную свободу , но и приобрести господство над другими; оба этих желания диктуются инстинктом самосохранения. Абсолютное право и абсолютная свобода сталкиваются с заложенным в человеке природой принципом самосохранения, вступают с ним в противоречие. Ибо любой человек, реализуя свое абсолютное право, стремится к обладанию чем-то другим, что может потребовать убийства себе подобного, так что каждый человек может ожидать от другого, в силу и его абсолютной свободы и абсолютного права, притязаний на свою жизнь. Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами друг другу («Человек человеку волк»). Для самосохранения они должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями. Естественное состояние - это война всех против всех, которая ведет к взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу государства. Поэтому люди заключают договор, в котором они отказываются от части своих прав, ограничивая себя в свободе. Они передают государ­ству свои естественные права в целях самосохранения. Каждый человек доверял носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчинялся носителю этой власти.

Государство, по Локку, создается для преодоления недостатков естественного состояния путем заключения общественного договора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми, чтобы удобно, мир­но, совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и нахо­дясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом об­щества». Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: "Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа".

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

Государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.


СЛАЙД 5

Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, — монарху. Договор должен даровать власть одному человеку или собранию лиц, так как иначе он не сможет принуждать к повиновению.


В целях предотвращения злоупотреблений государством своими полномочиями и упорядочения взаимоотношений между его различ­ными органами Локк первым обосновывает принципы разделения властей.
Мыслитель выделял три ветви власти: законодательную, исполни­тельную и федеративную. Законодательная власть действует непро­должительное время, однако она является верховной по отношению ко всем другим видам власти. Законодательная власть, по Локку, отвеча­ет нескольким характеристикам: она является доверенной властью; за­конодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки, ведь это право доверено народом; не может быть абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа; не может лишить человека какой-либо части его собственности без его согласия.
Исполнительная и федеративная власть у Локка действует непрерыв­но, так как требуется постоянное исполнение законов. Федеративная власть — это исполнительная власть, ведающая вопросами внешней по­литики.
Суд Джон Локк не относил к числу самостоятельной ветви власти. Но полагал, что верховная власть должна править с помощью справед­ливых судей, опирающихся на законы и обладающих властью разрешать все затруднения на их основе.

СЛАЙД 6

Только монарх обладает абсолютным правом и абсолютной свободой: он может казнить или привлечь к наказанию за нарушение договора, который люди заключили в целях самосохранения.
Впрочем, эта свобода может быть передана не одному человеку, а группе людей.

Принцип разделения властей

Договор, заключенный гражданами между собой о том, чтобы повиноваться такой правящей власти, которую изберет большинство (Гоббс) Избранием этой власти их политические полномочия заканчиваются

Договор происходит между гражданами и правящей властью

СЛАЙД 7

Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство

В учении Гоббса идет речь о полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства


У Дж. Локка об этом нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Локк: Государство должно было руководствоваться тем же «законом природы», который регулировал отношения людей в естественном со­стоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк выдвинул тезис о наличии у человека от рождения целого ряда неотъемлемых естественных прав, таких как право на свободу слова, со­вести, мысли, право на жизнь и личную неприкосновенность, а также на собственность и труд. При создании государства индивиды не жертвуют своими естествен­ными правами. Руководствуясь разумом, люди передают государству такое количество полномочий, которое достаточно для гарантии неот­чуждаемых прав и свобод. Эти естественные права никому и ни при ка­ких обстоятельствах не передаются и никем не ограничиваются.

СЛАЙД 7

Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные связаны им. Подданные не имеют прав в отношении монарха, за исключением тех, которые суверен уступит добровольно. Подданные свободны там, где не распространяется действие законов


Свобода личности тесно связана у Локка и со всеми остальными правами: ее утрата влечет потерю гражданином и всех остальных прав. Поэтому обязанностью каждого народа является борьба с тиранической властью, которая не считается с естественными правами граждан. Наделяя власть значительными полномочиями, Локк не лишал народ суверенитета, а также права отстранять власть имущих, не оправдавших его доверия. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным

СЛАЙД 8

Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии

Джон Локк в своих работах активно выступал с критикой абсолют­ной монархии, которая, по его мнению, была абсолютно несовместима с гражданским обществом и вообще не могла быть формой гражданско­го правления

Гоббс различал понятия «право» и «закон». Если сущность права состоит в свободе делать или не делать чего-либо, то сущность закона выражается в предписании и обязанности что-либо де­лать или не делать.

Гоббс считал, что понятие «право» шире понятия «закон».

Право включа­ет в себя:

  1. естественные (моральные) законы, т. е. предписания естественного разума (не есть результат соглашения людей), обращенные к сознанию, чувству долга индивида и не опи­рающиеся на принуждение; Разум подсказывает людям тот путь, который может обеспечить им мирную жизнь и процветание.

  2. гражданские законы, т. е. приказы суверена, которые основаны на принуждении верховной власти и которым необходимо повиновать­ся.

Гоббс подчеркивает, что, хотя естественные законы касаются человека, как такового, т. е. могут быть сформулированы и постигнуты людьми и в естественном состоянии, соблюдение и уважение этих законов «может быть гарантировано лишь государственным законом и принудительной властью государства» В естественном же состоянии они остаются лишь благими пожеланиями людей, вынужденных самими обстоятельствами уповать на собственные силы и делать все то, что кажется им необходимым для сохранения своей жизни. Томас Гоббс отстаивал идею единства государства и права, власти и закона, которое необходимо для достижения мира и согласия в граж­данском обществе

Джон Локк разделял понятия естественного и гражданского закона, а различия между ними сводил к проблеме соотношения права и закона.
Естественный закон, по Локку, является воплощением прирожден­ных и неотчуждаемых прав и свобод человека, которые нигде формаль­но не закреплены и не обеспечены принуждением со стороны публич­ной власти.
Гражданский закон — это формально закрепленный акт законода­тельного органа, выражающий волю общества, имеющий общеобяза­тельный характер.
Гражданский закон не должен противоречить естественному, а на­оборот, должен основываться на его требованиях, т. е. гарантировать неотчуждаемые права и свободы граждан. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется "управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов". Законы тогда способствуют достижению "главной и великой цели" государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам.


СЛАЙД 9

Согласно Томасу Гоббсу, страх людей перед другими людьми заставляет их искать защиту у государства, чьим законам они дают согласие подчиняться. Когда все равны перед законом, исчезает основа для страха перед согражданами.

Однако, как указал Джон Локк, государство само по себе тоже может вызывать страх. Следовательно, необходимо, чтобы государство не только обладало властью, но держало её в определённых рамках, с тем чтобы не допускать произвол. Известным Локку решением этой задачи было требование, чтобы правители руководили с помощью выполнимых законов и сами их соблюдали. Согласно этому аргументу, в отсутствие верховенства закона граждане не защищены от насилия с применением оружия, а соперники внутри правящего класса не имеют рычагов взаимного контроля. Локк также полагал, что справедливые законы должны признавать естественные права человека и что они должны не ограничивать, а защищать свободу.

Положения Джона Локка о разделении властей, верховенстве закона, суверенитете народа ныне рассматриваются в качестве основополагаю­щих принципов правового государства.

Взгляды философа в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп­лены основные права и свободы граждан, представительное правление, ре­лигиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест­венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повы­шение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям про­свещения.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лекции по истории правовых и политических учений: http://gendocs.ru/v22822/лекции_по_истории_правовых_и_политических_учений?page=3

  2. Политические и правовые учения в Англии и Италии в Новое время: http://bargu.by/41-politicheskie-i-pravovye-ucheniya-v-anglii-i-italii-v-novoe-vremya.html

  3. История политических и правовых учений: http://bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/33.htm

  4. Философия Нового времени: http://freepapers.ru/10/filosofiya-novogo-vremeni/183725.1100070.list3.html

  5. Б.Рассел «История Западной философии», часть 2. М.: МИФ, 1993

Слайд 1
Махмутова Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 871, ЮАО, г. Москва Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия Томас Гоббс (1588-1679) Джон Локк (1632-1704)
Слайд 2
Т.ГОББС    «Философское начало  учения о гражданине» (1642 г.) «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.)  Взгляды сформировались под влиянием Английской революции XVII века ДЖ. ЛОКК «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) Взгляды сформировались в постреволюционный период
Слайд 3
ОБЩЕЕ В УЧЕНИИ Т. ГОББСА И ДЖ.ЛОККА    самые известные философы теории общественного договора до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии рассматривали индивида как основной элемент и трактовали государство как результат общественного договора между индивидами, заключенного с целью прекращения естественного (природного) состояния
Слайд 4
ОБЩЕЕ В УЧЕНИИ Т. ГОББСА И ДЖ.ЛОККА    Теория общественного договора есть теория сущности государства, а не теория возникновения государства Законы создаются по воле большинства, подчинение меньшинства решению большинства Разделяли естественный и гражданский закон
Слайд 5
РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК   естественное состояние - это война всех против всех, так как каждый преследует свои личные интересы и это ведет к взаимному уничтожению права и свободу люди передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, — монарху   Люди договариваются не из-за того, что нуждаются в защите друг от друга, а в силу необходимости вместе жить Они передают не всю власть монарху, а лишь часть ее – исполнение законов. Другая часть власти – законодательная, а третья - правосудие
Слайд 6
РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК   монарх обладает абсолютным правом и абсолютной свободой (абсолютная власть) Договор граждан между собой  принцип разделения властей  Договор между гражданами и правящей властью
Слайд 7
РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК   Полной отказ индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства Отрицается право восстания  индивиды не жертвуют своими естественными правами. Естественные права никому и ни при каких обстоятельствах не передаются и никем не ограничиваются.  народ сохраняет суверенитет, а также право отстранять власть имущих, не оправдавших доверия народа
Слайд 8
РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК   Сторонник абсолютной монархии Естественный закон есть предписание естественного разума, а гражданский закон есть принуждение верховной власти  Критиковал абсолютную монархию  Естественный закон есть прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека , а гражданский закон есть общеобязательный акт законодательного органа, выражающий волю общества
Слайд 9
РАЗЛИЧИЯ Т.ГОББС ДЖ.ЛОКК  страх людей перед другими людьми заставляет их искать защиту у государства, чьим законам они дают согласие подчиняться. Когда все равны перед законом, исчезает основа для страха перед согражданами  государство само может вызывать страх. Необходимо держать государство в рамках закона, заставив руководителей государства их соблюдать
Слайд 10
 http://www.biography.com/people/th omas-hobbes-9340461  http://blogmami.ru/pedagogicheskie_i dei_d_lokk.html

Полный текст материала Урок истории (с презентацией) "Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Махмутова Юлия Константиновна  файзик
09.12.2013 0 8599 573

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК