Практическая работа с историческими источниками


Сергеева Наталья Александровна

Учитель истории и обществознания

МКОУ- Кубовинская ООШ № 31























Практическая работа по истории для 10 класса

Цель практической работы: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их.

Задачи практической работы:

Образовательные: проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей.

Развивающие: развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности. 

Воспитательные: привить интерес учащихся к данному виду работы, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний. 

Предполагаемые результаты: в процессе практической работы учащиеся закрепят полученные навыки по изучению и использованию исторического источника в качестве материала для подтверждения уже имеющихся знаний по изучаемому блоку «Древняя Русь» (8часов). Выполнение заданий практической работы послужит стартом для дальнейшей работы учащихся над исследовательскими проектами в рамках научно-практических конференций по истории, участия и разработки своих социальных проектов.

Тематическое содержание практической работы:

Древняя Русь

Народы Восточной Европы

Восточные славяне в древности

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

Государство и общество.

Церковь и культура

Раздробленность Руси

Русь между Востоком и Западом

Русь между Западом и Ордой.





Задания практической работы

« Древняя Русь»

Задание № 1

Историки, выдвинувшие и поддерживавшие норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами.

Задания к документу:

Какие другие точки зрения по вопросу происхождения Русского государства вам известны? Какую точку вы считаете более убедительной?

Практическое задание: назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, утверждающими избранную вами точку зрения. Оформите в тетради в виде опорной схемы или конспекта.

Задание № 2

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая... С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на этом целовали крест».

Задания к документу:

Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор.

«Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».

Задания к документу:

Прочтите отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о чем свидетельствует этот автор.

Практическое задание : какое из описываемых в источниках событий было раньше. Приведите аргументы, не менее трех, подтверждающие вашу точку зрения. Используйте в ответе текст представленных источников.



Задание № 3

«Тохтамыш намеревался сделать такой быстрый набег, чтобы застать Москву врасплох. Он принял в соображение оплошность русских, слишком возгордившихся своими победами. Внезапность нашествия произвела такое впечатление, что князья, воеводы и бояре совсем потеряли голову»

Задания к документу:

Прочтите отрывок из сочинения историка Костомарова и укажите, какое событие предшествовало описанному в отрывке.

Практическое задание: создайте в тетради художественные ассоциации к документу или предшествующему событию в виде иллюстрации.

Задание № 4

«Поляне же жили обособленно по горам этим. Тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти войдешь в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно пройти до Рима, а от Рима можно пройти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно пройти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а идет на север и впадает в море Варяжское . Из этого же леса течет Волга на Восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так и из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю Варягов, от Варягов до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по нему учил, как сказано, апостол Андрей, брат Петра»

Задания к документу:

Прочитайте. Определите вид исторического источника и назовите его.

Практическое задание: выпишите выделенные слова и определите их современное название. Восстановите на контурной карте пропущенные участки пути « из варяг в греки», используя исторический источник.



Задание № 5

  • Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. 

  • Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

  • Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

  • Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.





  • «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю».



  • Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека вызвавшее длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

  • Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  • Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

  • Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

  • Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 



Задание к документу: Прочитайте. Разделите статьи текста по хронологическому принципу: Древняя Русь и Российская Федерация.

Практическое задание: проведите историческую параллель, соединив статьи «Русской Правды» с соответствующей ей статьей Уголовного кодекса РФ. Предположите как бы звучала в «Русской правде» статья 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет»



Задание № 6

Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу ( перевод Д.С. Лихачева)



«Лучше бы уж мне вола бурого ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не говорит, ни зла не замышляет, а злая жена, когда ее бьешь, бесится, а когда кроток с ней - заносится, в богатстве гордой становится, а в бедности других злословит. Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения. Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые и льстивые слова, а дел ее не проверяет, то дай Бог ему лихорадкою болеть, и да будет он проклят. Жены, стойте же в церкви и молитесь Богу и святой Богородице; а чему хотите учиться, то учитесь дома у своих мужей. А вы, мужья, в законе храните жен своих, ибо нелегко найти хорошую жену. Хорошая жена - венец мужу своему и беспечалие, а злая жена - горе лютое и разорение дому. Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь. У некоего человека умерла жена, он же по смерти ее начал продавать детей. И люди сказали ему: "Зачем детей продаешь?" Он же ответил: "Если родились они в мать, то, как подрастут, меня самого продадут".

Задание к документу: Прочитайте отрывок из Слова Даниила Заточника, написанного им своему князю Ярославу Владимировичу( перевод Д.С. Лихачева).

Практическое задание: разделиться на группы. Первая группа - прочитать источник в качестве жены. Вторая группа – прочитать источник в качестве мужа. Приведите примеры из художественной литературы, из ранее изученного материала по истории, из художественных и исторических фильмов хорошей и злой жены. Оцените положение женщины в Древней Руси, докажите свою точку зрения фразами из представленного исторического источника.






Полный текст материала Практическая работа с историческими источниками смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сергеева Наталья Александровна  Tygrenochek
20.12.2013 3 9101 1412

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК