Урок истории на тему "Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века", 10 кл.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ТАРИЧАНКА
Методическое объединение учителей русского языка, истории и географии
История
Разработка урока истории на тему
«Византия, Арабский халифат и Восток в средние века»
для 10 класса
Выполнил: Савенкова Г.Р.,
учитель истории
Проверил: Устивицкая Р.Б.
Руководитель ШМО
с.Тавричанка
2013 год
Тема. Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века.
Цель: описать Византийскую империю, Арабский халифат и Восток в Средние века.
Понятия: крестовые походы, Коран, сунниты, шииты.
Оборудование: карта «Византийская империя и славяне в VI-IX в.в.», «Арабы и их завоевания в VII-IX в.в.», «Европа и Ближний Восток во время крестовых походов. Распад Византийской империи»
Ход урока.
Орг. момент
Проверка дом. задания
Работа по вариантам. Письменно ответить на вопросы.
1 вариант. Когда появился термин «Средние века»? В каком значении он употребляется в современной исторической науке?
2 вариант. Каково историческое значение деятельности Карла Великого и созданной им империи?
3 вариант. Почему средневековое общество называют аграрным? Охарактеризуйте отношения между сеньорами и крестьянами.
4 вариант. Какую роль в средневековье играли города? Что такое сословно-представительная монархия?
5 вариант. Что такое «осень Средневековья»?
Изучение нового материала.
Постановка проблемного вопроса. Каковы особенности перехода Византии от античности в Средневековью? В каких исторических условиях возник Арабский халифат? Каковы общие особенности истории стран Востока в Средние века?
Класс делится на три группы. Каждой группе даются вопросы, на которые они должны ответить и все записать в тетрадь.
Какие у вас будут версии решения проблемного вопроса?
Актуализация знаний.
Что нам нужно вспомнить, чтобы ответить на проблемный вопрос урока? Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?
Надо узнать:
В каких условиях произошел переход Византии от античности к Средневековью.
Исторические условия возникновения Арабского халифата.
Выяснить особенности стран Востока в Средние века.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Класс делится на группы.
1 группа. Почему Византийскую империю называют также Ромейской? Каковы особенности перехода Византии от античности в Средневековью? Какие особенности отличали византийское общество? С чем они были связаны? Какое влияние оказывали? Какова роль православной церкви в истории Византии? Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную?
2 группа. В каких исторических условиях возник Арабский халифат? Какую роль в истории арабов сыграл завоевания? Почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской? Какое место в развитии общества, государства, повседневной жизни занимал ислам?
3 группа. Какие точки зрения по вопросу о применимости понятия «Средние века» к истории Востока вам известны? Каковы общие особенности истории стран Востока в Средние века?
Византийская империя.
Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Константинополь, основанный императором Константином в 330 году, первоначально назывался Новым Римом; жители Византии именовали себя ромеями (римлянами), а свою империю Ромейской (Римской). Восточная Римская империя (Византия) сохранила античное, в первую очередь греческое, культурное наследие. Ее исторические судьбы отличались своеобразием и самобытностью.
Империя имела сложную территориальную и этническую структуру, ее владения находились на трех материках – в Европе, Азии и Африке. Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям империи. На Византию нападали Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки-сельджуки, затем турки-османы; в 1204 году в ходе Четвертого крестового похода был опустошен Константинополь.
Своеобразие византийское истории определялось и обстоятельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь.
Византия оставалась централизованным государством на протяжении всей своей истории. Сепаратистские тенденции жестко пресекались.
Император (наделен сакральными (священными) функциями)
Император фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов.
Бюрократический аппарат с жестким подчинением
Налоговая система, тайная полиция, финансовые службы
«Византийство» - искусство плести интриги
Под контролем правительственных служб находились ремесла и торговля, действовала разработанная система государственных монополий на производство и продажу отдельных изделий. Наличие сильной государственной власти привело, в частности, к тому что в Византии не достигли зрелости ни условная собственность, ни вассально-ленная иерархия, ни иммунитеты.
Задание на стр. 97.
Мироощущения византийцев: считалось, что наряду с единым Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Поэтому императорская власть приобретала сакральные функции.
Между восточной и Западной церквами было очень много различий, которые в итоге привели к их распаду в 1054 году. (Великая схизма: папа римский и константинопольский патриарх обменялись взаимными отлучениями от церкви)
29 мая 1453 года Константинополь пал. Вскоре в далеком Московском государстве, правитель которого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI Зое (Софье) Палеолог, возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима, «Третьим Римом».
Арабский халифат: рождение, расцвет, упадок.
К середине VIII века созданное Мухаммедом и его преемниками государство занимало территорию, которая по своим размерам превышала территорию Римской империи или державы царя Дария. В Арабский халифат в период его наивысшего могущества входили Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Египет, Северная Африка, значительная часть Испании, Армения, Грузия, Средняя Азия, Афганистан, северо-западные районы Индии. Историки считают возможным говорить о формировании арабо-мусульманской цивилизации, имевшей свою специфику и обогатившей человеческое сообщество значительными достижениями. Ее расцвет приходится на IX-X в.в.
Подлинной основой арабо-мусульманской цивилизации, бесспорно, являлся ислам.
Коран – священная книга мусульман.
Пять столпов ислама: произнесение вслух Символа веры, ежедневное пятикратное богослужение, соблюдение поста в священный месяц Рамадан, раздача милостыни, паломничество в священный город Мекку.
Задание на стр. 100.
Проповедь ислама имела колоссальный успех. С одной стороны, эта религия была достаточно проста, понятна и увлекательна. С другой – в нее вошли многие положения христианства и иудаизма, хорошо известные покоренные арабами народам. Наконец, она была прямо обращена к арабам.
Особенность раннего ислама: религиозный энтузиазм сочетался в нем с определенной терпимостью к христианам и иудеям.
Раскол исламского мира
Сунниты (признавали не только Коран, Шииты (эти дополнения отвергали)
но и дополнения к нему – сунну)
Ислам не только способствовал этнической и политической консолидации арабов, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных регионов. Активная торговля в Средиземном море и Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства, являлась характерной чертой арабо-мусульманской цивилизации. Ее также отличали высокий уровень урбанизации.
Ислам придавал своеобразное направление развитию государственности у арабов. Во главе стоял халиф, обладавший религиозной и светской власть). При этом в процессе завоеваний арабы заимствовали те формы управления, которые существовали на вновь включенной в состав халифата территории. Вся земля являлась собственностью халифа, государственное землевладение преобладало над другими формами земельной собственности, существование которых не противоречило Корану.
Культура
Необычайно своеобразная и яркая культура расцвела на арабо-мусульманском Востоке. Арабские завоевания создали цивилизацию, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и античной культурных традиций. Арабские переводы Аристотеля, Евклида, Гиппократа познакомили Западную Европу с сочинениями греческих мыслителей. Арабский «ноль», добавленный к индийской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов.
Тем не менее арабо-мусульманское влияние в основном ограничивалось заимствованием отдельных новшеств и открытий. Религиозные различия между христианской Европой и мусульманским Востоком не только затрудняли взаимодействие, но и приводили к длительным конфликтам, примером которых стали Крестовые походы XI-XIII в.в.
Восток в средние века
Точки зрения по вопросу о применимости термина «Средние века» для стран Востока:
Средние века – явление уникальное, они были только у Европы
Средние века – это прежде всего феодализм, который был и на Западе и на Востоке (здесь он имел свои особенности, связанные с существенно более значимой ролью государства)
В любом случае важно иметь в виду, что очевидной грани, отделяющей древность от Средневековья, на Востоке в отличии от Запада не было. Многое из того, что формировалось в Древности плавно перешло в Средневековье: особый тип государства, определяемый понятием «восточная деспотия», с развитым и прекрасно организованным бюрократическим аппаратом, сильная и сплоченная община как ключевой элемент социальной жизни. Преобладание государственной собственности на землю. Поэтому не ничего удивительного в том, что частное землевладение и частная власть, система вассалитета и феод на Востоке развития практически не получили (за исключением Японии).
Духовное влияние религий сохранялось (Китай – конфуцианство, Индия – индуизм и буддизм, частично в Индии распространился ислам).
Особенности средневекового Востока: приверженность традициям, готовность к воспроизводству давным-давно сложившихся и испытанных форм государственной и социальной жизни.
Перед нами традиционное общество со всеми его достоинствами и проблемами. Однако, необходимо назвать две оговорки: во-первых, европейское общество тоже было традиционным (преобладание аграрных занятий и интересов, сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде и непосредственной передаче накопленного опыта из поколения в поколение, следование обычаю, устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на христианских заповедях; стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению; корпоративная замкнутость сословий и социальных групп – таковы его основные черты.); во-вторых, по уровню развития ремесел, торговли, техники обработки земли, благосостояния общества Восток вплоть до начала XVIвека опережал Европу.
Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание.
Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Какая из версий, выдвинутых в начале урока, подтвердилась? Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.
Уровень 1. Прочитать § 11, выучить термины
Уровень 2. Прочитать § 11, выучить термины, выполнить задание на стр. 104, устно.
Уровень 3. Прочитать § 11, выучить термины, выполнить задание на стр. 104, устно; составить презентацию по данной теме.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савенкова Гузель Рамилевна
→ СГР 29.01.2014 0 14495 1987 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.