Урок по истории России "Хозяйство Руси в 14-15 вв."; 10 класс


Структура и ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Учитель (окая по старославянски): Здравствуйте, отроки мои дорогие. Есть ль среди вас князья и княгини, бояре и боярыни, суконники и кустари? Аль среди вас есть христиане-захребетники с холопами-дворовыми и страдниками? Иль к нам пожаловали тиуны с рядовичами и люди посадские? Здравия я вам всем желаю и прошу садиться.
Слайд №2
Учитель: Из данной речи какие слова вам неизвестны? (ответы учащихся)
Учитель: Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем решать на уроке? (примерный ответ: Мы на уроке должны узнать – кто же такие данные люди и чем они занимались)

2. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Но прежде мы повторим ранее изученный нами материал, ведь повторенье – мать ученья.
Слайд №3
Учитель: Сопоставьте, пожалуйста, участников военных походов с датами.
(ответы учащихся учитель проверяет по щелчку мыши). А теперь скажите пожалуйста, в чем вы видите причины успеха Александра Невского в его победах? (примерные ответы учащихся:
Слайд №4
Невская битва: узнав о появлении шведов Александр с дружиной и ополчением стремительно подошел к Неве. Несмотря на малочисленность своих войск Александр неожиданно атаковал противника, стремясь отрезать его от кораблей. Среди шведов началась паника и вскоре они были разбиты.
Слайды №5,6,7,8,9
Ледовое побоище: В 1242г. на русские земли обрушился новый противник- рыцари Тевтонского ордена. Они овладели Псковом из-за предательства местного посадника и стали готовить вторжение на земли принадлежавшие Новгороду. Рыцари особым образом строили свое войско- их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади- легкая конница и в центре- тяжеловооруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.
Решающая битва с Орденом состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Зная тактику рыцарей Александр вывел дружину на лед. Прямо у крутого берега он поставил свой обоз. Перед ним выстроились основные силы- княжеская дружина. На флангах расположились полки правой и левой руки. И на правом фланге Александр спрятал засадный полк. Перед дружиной расположились лучники. Битва началась с атаки рыцарей в центр новгородского войска. «Свинья» прорвала новгородский строй, казалось победа близка, но тут рыцари уперлись в крутой берег, а развернуться им мешали телеги из обоза. Воспользовавшись остановкой противника Александр отдал приказ перейти в наступление полкам правой и левой руки, а вскоре удар нанес и засадный полк. Крестоносцы не ожидавшие такого поворота событий дрогнули. Вскоре их отступление превратилось в паническое бегство. В добавок ко всему лед не выдержал их тяжести и стал трескаться.)
Учитель: Правильно. Другими словами А.Невский сильные стороны противника превратил в слабые, или же вовсе против них же самих.
Это всем нам хороший пример, который пригодиться в жизни - умение находить выход из трудных положений.

3. Изучение нового материала.
Учитель: А теперь давайте перейдем к нашей теме.
Слайд №10
Учитель: В качестве эпитета я хочу вам в пример эпитет Марка Туллия Цицерона древнеримского государственного деятеля: «О tempora! О mores!» (О, времена! О, нравы). Какие же были времена в хозяйственной жизни нашей страны и нравы, положение различных социальных групп в 14-15 веках?
Как вы знаете – Русь в 14-15вв. находилась в зависимости от монголо-татар. А все началось с Батыева нашествия. Найдите, пожалуйста в учебнике где говориться об итогах Батыева нашествия? (Плано Карпини-папский посол в Монголию: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей... Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле».
Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве» Слайд №11).
Учитель: Какие же нравы были у монголо-татар? Перед вами свидетельство Плано Карпини о нравах татар. Прочитайте и распределите их в 2 столбца. Слайд №12
 Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран, человекоубийства между ними не бывает никогда...
 вначале, правда, они льстивы, а под конец жалят, как скорпион. Одни достаточно чтут другого, и все они достаточно дружны между собою.
 Взаимной зависти у них, кажется, нет.
 Они коварны и обманщики и, если могут, обходят всех хитростью.
 Женщины их целомудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них не слышно...
 Раздоры между ними возникают или редко, или никогда.
 По сравнению с другими людьми они очень вспыльчивы и раздражительного нрава, и также они гораздо более лживы, чем другие люди.
Учитель: По каким признакам вы распределили данные высказывания? (примерный ответ: Положительные и отрицательные нравы) Слайды №13-14
Более двух веков наша страна была в зависимом положении от монголо-татар. Вот как описывает выдающийся русский поэт А.С.Пушкин уб участи России: (Слайд №15) «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов… и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...»
Если в то время в Западной Европе возводились готические здания, переписывались рукописи и сочинения, то на Руси до конца 13в. прекратилось каменное строительство, заглохли некоторые ремесла, составление летописей, переписка рукописей. Но, несмотря на это, жители Руси брались за дела – отстраивали избы, распахивали заброшенную пашню, налаживали промыслы…
(перед началом групповой работы возможно проведение физкультминутки)
Ребята, давайте мы с вами дальнейшее занятие построим следующим образом: разделимся на группы и каждая группа будет выполнять задания. Используя учебник ответьте на вопросы и совместно составьте маленький доклад для выступления. Слайд №16
 1 группа: Как шло восстановление сельского хозяйства и городов Руси?
 2 группа: Опишите положение крестьян и холопов?
 3 группа: Опишите положение ремесленников и купцов?

4. Закрепление.
(Выступления и дополнения учащихся по заданным вопросам)
Примерные ответы:
Слайд №17
Восстановление крестьянских хозяйств:
 Стали обрабатывать заброшенные в годы нашествия поля
 Появлялись новые участки («чисти», «сечи»)
 Наряду с подсекой и перелогом шире применяли трехпольный севооборот
 Рост урожайности
 Охота, рыбная ловля, бортничество и др.
Слайд №18
Восстановление городов:
 Возрождают свое мастерство: кузнецы, оружейники, литейщики, кожевники, сапожники, гончары, плотники, каменщики, иконники.
 Новшество: литье пушек, чеканка серебряных монет.
 Города – центры торговли
 Развитие экономических связей между княжествами
Слайд №19
Крестьяне и холопы:
Крестьян называли «люди», «сироты», «изорники», «смерды», «христиане». В 15в. стали называть «крестьяне».
Крестьян, которые не имели ни земли, ни двора называли подворниками и захребетниками.
Крестьяне платили налоги (оброк) и несли повинности (барщина)
Холопов звали «полными людьми». Они составляли собственность своих господ.
Холопы делились на:
1. Дворовых, исполняющих обязанности прислуги
2. Страдников, работавших на барской пашне
3. Приказных людей (тиуны, ключники, посельские), управляющих отдельными отраслями хозяйства
4. Военных, ходивших с барином в походы
Причины частых погромов сел бояр крестьянами и холопами:
1. Захват земель и передача их боярам, монастырям, дворянам
2. Увеличение налогов и повинностей

Ремесленники и купцы:
Торговцев и ремесленников называли «посадские люди», из-за того, что они жили на посаде, близ крепости, где их «сажали» князья и бояре. Они играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни: давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы властей, нередко ссужали деньгами правителей.
Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов в городах, поскольку те захватывали в них земли, дворовые места, слободы, кабалили городских жителей.
Нужно отметить неодинаковое положение ремесленников в городах - среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских, были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы.
Среди купцов наиболее богатыми являлись «гости-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами). Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви. Основную массу купцов составляли мелкие торговцы.

5.Рефлексия. Слайд №20
Учитель: Спасибо всем за работу и ваши выступления. А сейчас я попрошу высказаться что у вас получилось на данном уроке и что не получалось.

6.Домашнее задание: Слайд №21
Учитель: Задание на дом. Используя матералы учебника ответить на вопрос: какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении?

Полный текст материала Урок по истории России "Хозяйство Руси в 14-15 вв."; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гордеев Василий Михайлович  ГорВасМих
20.02.2014 0 13736 1263

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК