Слайд 1
Определите
понятие
ВЫБОР
Принятие человеком одного решения и
з предложенного множества вариантов
Тема урока: ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Вид урока: изучение нового материала
для 10 класса (базовый уровень)
Технология развития критического мышления
Автор: Худякова Мария Сергеевна,
учитель истории и обществознания
Цель урока: сформировать представление об избирательной системе
Задачи:
образовательные:
1. познакомить с основным содержанием избирательного права;
2. дать представление об избирательном процессе;
3. изучить различные избирательные системы;
4. выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах, понимать их особенности;
развивающие:
1. продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
2. осуществлять анализ и систематизацию социальной информации по теме из неадаптированных текстов;
3. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема);
воспитательные:
1. способствовать формированию потребности социально-активного поведения гражданина;
2. понимать, что только через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства.
Методическое оснащение:
• Учебник Боголюбова Л.Н. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М: Просвещение. 2010. С. 251-256.
• Презентация, компьютер, проектор, экран.
• Приложения.
Основные понятия: избирательные цензы, избирательная система, избирательное право, выборы, референдум, абсентеизм, мажоритарная система, пропорциональная система.
План урока:
1. Введение. Мотивация.
2. Основная часть
• Избирательное право
• Избирательный процесс
• Избирательные системы
3. Рефлексия. Составление памятки избирателю.
Урок рассчитан на два академических часа (по 45 минут)
Содержание урока
1. Введение. Мотивация.
Ребята, я предлагаю вам проанализировать картину Виктора Васнецова, известного русского художника 19 века, «Витязь на распутье», которую вы сейчас видите на экране. Скажите, сюжет картины какую тему раскрывает? (Выбор). Слайд 1 (здесь и далее см. Приложение 1).
Сформулируйте определение к данному понятию (принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов).
Действительно, каждый ежедневно в магазине выбирает товары для покупки. В жизни же часто приходится осуществлять нравственный выбор: между добром и злом, правдой и ложью, честностью и предательством.
Как вы думаете, о каком выборе мы будем сегодня вести речь? Попытайтесь самостоятельно сформулировать тему нашего урока (Ответы учащихся).
Сформулируйте задачи урока (расширить знания о том, как работает система выборов, стать вдумчивым и грамотным избирателем).
Сегодня тема урока о политическом выборе гражданина и его влиянии на избирательный процесс. Слайд 2.
Прием «Мозговой штурм».
Как вы думаете, для чего нужны выборы? Является ли голосование на выборах его участием в управлении страной? (Ответы учащихся: выбирать достойного президента, чтобы влиять на развитие страны, чтобы выбирать лучшего, это право человека, так надо).
Как вы знаете, выборы являются одним из главных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Так реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
2. Основная часть.
Как вы думаете, что в себя включает избирательная система? Их каких элементов может состоять? Представьте графически ваши варианты. Все ли сделали правильно? По ходу урока корректируйте свои записи.
Рассмотрим схему. Слайд 3. Что совпало с вашими схемами? Сделайте изменения в тетради.
Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, а также совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и избирателями.
Избирательное право и избирательный процесс являются двумя взаимосвязанными элементами избирательной системы.
Что вы о них знаете? Дополните ваши схемы.
Проверим правильность выполнения задания.
Избирательное право.
• Право выбирать в Конституции РФ
Основной закон нашей страны закрепляет за гражданами их избирательные права (обращение к ст. 32, п.1-2 Конституции РФ, работа с текстом). Слайд 4.
• Избирательные цензы
Предлагаю вам познакомиться с текстом (см. Приложение 2).
Сформулируйте определение, что такое ценз. Назовите, каким он бывает (ответы учащихся).
Работа с текстом. Слайд 5 с гиперссылками (комментарии цензов).
Сделайте вывод: для чего нужны цензы? (ответы учащихся).
• Принципы права
На слайде вы видите некоторые принципы выборов – это требования, при соблюдении которых выборы признаются законными. Слайд 6.
Найдите в избирательном законе принципы, которых нет на слайде (см. Приложение 3). Работа с текстом. Внесение дополнений вместе с детьми.
Сформулируйте вывод о роли принципов в избирательном праве (ответы учащихся). Оцените свои записи.
Избирательный процесс.
Это порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов выборов.
Избирательный процесс включает следующие стадии. Слайд 7.
1. Назначение выборов
2. Образование избирательных округов и участков
3. Создание избирательных комиссий
4. Регистрация, составление списков избирателей
5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация
6. Предвыборная агитация
7. Процесс голосования
8. Подведение итогов голосования
От избирательного процесса зависит наше участие в выборах. Превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника, в полной мере реализующего избирательные права.
Политическому участию противостоит неучастие, пренебрежение к политической жизни, игнорирование ее – абсентеизм.
Как вы думаете, по каким причинам человек не идет на выборы? (недоверие к власти, система все равно будет работать по-прежнему).
Можно ли рассматривать абсентеизм как показатель социальной стабильности?
Подводя итог, определите значение избирательного процесса.
Избирательные системы.
Без этого политического института, связанного с организацией выборов, не может существовать политическая система. Это избирательные системы. Слайд 8.
Избирательные системы – явление сложное и динамичное. Краткая характеристика особенностей систем по слайду.
В учебнике дана подробная характеристика избирательных систем, найдите в них достоинства и недостатки (см. работа с текстом учебника с.253-256).
Практическая работа завершается выступлением учеников с результатами деятельности.
Анализ показал, что не существует идеальной избирательной системы. Это сказывается на содержании избирательной кампании.
Работа в группе.
На основе изученного составьте памятку «Советы избирателю: права и порядок голосования"
Основные требования к памятке:
• Составить в стиле памятки-обращения
• Отметить конкретные права избирателей
• Объяснить условия голосования
• Модно включить призывы к гражданам.
Презентация работы в группах.
3. Рефлексия.
В течение двух уроков мы изучали избирательную систему.
Проверьте себя, поняли ли вы изученный материал. Слайд 9.
1. Какая страна может обойтись без выборов?
2. Существует ли образовательный ценз для президента РФ?
3. Какие бывают избирательные системы?
4. Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов?
5. Назовите принципы избирательного права.
Приложение 2.
На протяжении всего 19 века в разных странах велась борьба за расширение доступа к политическому участию, за снижение, а затем за отмену имущественного ценза, который был основным препятствием к получению избирательных прав большинства граждан. С имущественным цензом был тесно связан и образовательный ценз, отстранявший от голосования неграмотных граждан и предоставлявший дополнительный голос на выборах избирателям с высшим образованием как наиболее сведущим в политической жизни (Бразилия, Перу, Чили, Эквадор). Длительной была борьба за предоставление избирательного права женщинам: первой страной, установившей всеобщее избирательное право для граждан старше 21 года, стала Австралия (1902). В Европе – Финляндия (1906), затем Россия, где право голоса женщинам предоставила Февральская революция 1917 года. До сих пор женщины отстранены от участия в выборах в 10 странах мира (Белиз, Бутан, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Самый распространенный вид ограничений избирательного права – возрастной ценз и ценз оседлости для кандидатов на высшие посты в государстве.
Приложение 3.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.
Автор: Худякова Мария Сергеевна
→ Публикатор 31.10.2015 1 11104 926 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.