Анализ внутришкольного психолого-педагогического исследования «Познавательная мотивация учащихся»; 10 - 11 классы
«Познавательная мотивация учащихся».
Внутришкольное психолого-педагогическое исследование.
Исследование проводилось на основе 3-х классов старшей школы. Были взяты классы
гуманитарного и физико-математического направлений. Такой выбор объясняется теми задачами, которые определены настоящим исследованием:
- определить мотивацию учащихся к обучению в гимназии;
- определить мотивацию учащихся к преподаваемым учебным предметам;
- определить мотивацию школьников к предметам гуманитарного цикла, независимо от того какая программа изучения применяется в этих классах (базовая или углубленная);
- определить насколько оптимально является учебная программа классах различного направления:
- определить степень значимости гуманитарных предметов в отдельно взятых классах гуманитарного направления;
- определить основные трудности учащихся, возникающие в ходе учебного процесса в школе и подготовки их дома.
Исследование проводилось в отношении учащихся:
10А класса (гуманитарное направление) – 20 человек;
10В класс (физико-математическое направление) –22 человека;
11А класс (гуманитарное направление) – 22 человека.
Анкета «Познавательная мотивация учащихся в учебной деятельности».
« Что вам интересно?»
1. Что Вас больше всего привлекает в нашем учебном заведении?
(может быть несколько вариантов)
А) общение с друзьями;
Б) общественная работа;
В) получение оценок;
Г) сам процесс учения;
Д) самостоятельная работа;
Е) другое _____________
2. Какой предмет вам кажется наиболее трудным и почему?
3. Какой учебный предмет Вам наиболее интересен и почему?
4. Какой из учебных предметов вам кажется наиболее полезным для будущей
жизни после окончания школы? Укажите, в чем именно его польза.
5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было не изучать и
почему?
6. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в
учебную программу и почему?
7. Кто Вам помогает готовиться к урокам?
8. Трудны ли для Вас гуманитарные предметы?
9. В чем выражается эта трудность для Вас?
10. По какому предмету Вы тратите время больше на подготовку и почему?
Втулкин Николай Васильевич
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Орска
Исследуемые вопросы |
10а(20) количество |
10в(20) ответивших |
11а(22) утвердительно |
1.Что Вас больше всего привлекает в нашем учебном заведении? А. Общение с друзьями. |
75% |
90% |
100% |
Б. Общественная работа. |
25% |
40% |
22,7% |
В. Получение оценок. |
20% |
25% |
27,3% |
Г. Сам процесс учения. |
50% |
65% |
68,2% |
Д. Самостоятельная работа. |
10% |
0 |
9% |
Е. Другое. |
20% |
5% |
18,2% |
2. Какой предмет вам кажется наиболее трудным и почему? |
физика-55%, геометрия-30%, алгебра-35%, ин.яз.-10% химия-10%, литерат.-5%
|
физика-40%, алгебра-15% химия-60%, рус.яз.-5%, биология-5% |
физика-45,4%, геом.-22,7%, алгебра-31,8%, химия-13,6%
|
3. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересен и почему? |
история-35%, ин.яз. -35% информ.-25%, рус.яз.-20% литерат.-15%, общество-10% георафия-10% |
информатика-50%, алгебра-35%, физика-35%, история-15% геометрия-15% |
история-27,3%, рус.яз-27,3% ин.яз.-27,3%, алгебра-18,2% литер.-18,2%, биолог.- 9% химия-9%, общество.-9% |
4. Какой из учебных предметов вам кажется наиболее полезным для будущей жизни после окончания школы? В чем именно его польза? |
ин.яз.-30%, общество-20% рус.яз-20%, история-10%,
|
алгебра-45%,физи- ка-35%,общес. 20%, истор.-15%, эконом -20%, ин.яз.-15%, ОБЖ-15% |
ин.яз.-50%, рус.яз.-41% история-38%, общес.-22,7% физика-22,7%, химия-18,2% алгебра-18,2%, литер.-13,6% биол.-9%, информ.-9% |
5. Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было не изучать и почему? |
________________
|
биология-40%, химия-15%,ОБЖ-15%, общество-15% |
химия-13,6% физика-13,6% черчение-9% |
6. Какие учебные предметы можно было бы включить в учебную программу и почему? |
психологию – 10% экономику – 10% 3 ин.яз.- 10% |
психологию-15%, философию10%, высш.матем.-10%, 3ин.яз.-25% |
психология-22,7% экономика-9% культурологию-31,8% 3 ин.язык – 13,6% |
7. Трудны ли для вас гуманитарные предметы? |
нет – 55% иногда вызывают трудность – 40%, да – 5% |
нет-35% иногда вызывают трудность-45% да-20% |
нет – 59% иногда вызывают трудность – 22,9% да – 18,1% |
8. По какому предмету вы тратите время больше на подготовку и почему? |
физика-35%, алгебра-20% геометрия-30%, литер.-30% история-10%, географ.-10% |
физика-65% алгебра-20% химия-15% |
физика – 41% алгебра – 22,7% химия – 22,7% литература – 18,2% рус.яз. – 9% |
Втулкин Николай Васильевич
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Орска»
Основные выводы по психолого-педагогическому
исследованию «Познавательная мотивация учащихся»
В ходе психолого-педагогического исследования были определены следующие особенности познавательной деятельности учащихся гимназии №1 г. Орска.
Среди факторов, определяющих обучение ребят в гимназии №1 г. Орска преобладают коммуникативные интересы – 88,3% учащихся ( среднее по 3 кл.).
Вторым по значимости фактором, к нашему удовлетворению является сам процесс обучения в гимназии. Он по всему достаточно благоприятен для детей. Утвердительно ответили - 61% учащихся (среднее по трем кл.)
Среди учебных предметов, которые представляют наибольшую сложность в процессе обучения, ребята выделили алгебру, геометрию и физику (отметили более половины в каждом классе) Главной причиной такой «нелюбви» является, по мнению ребят, сложность программы.
Среди предметов, которые вызывают у учащихся наибольший интерес, ребята назвали русский и иностранные языки, историю и информатику (более половины всех опрошенных).
Среди причин, которые в основном определили данный предмет, как самый интересный можно отметить следующие:
- интересно происходит преподавание предмета;
- связанность его с будущей профессией;
- его полезность в повседневной жизни.
6. Среди предметов имеющих несомненную пользу при выборе будущей профессии учащиеся назвали: русский и иностранные языки, историю и обществоведение( более половины всех учащихся в каждом классе).
7. При определении степени сложности усвоения гуманитарных предметов половина учащихся (49,6%) ответила, что не испытывают сложности при изучении гуманитарных предметов, 36% учащихся призналась, что испытывают иногда сложности и это объясняют большими объемами изучаемого материала. И только 14,4% учащихся отметили, что им сложно изучать гуманитарные предметы.
8. Более половины учащихся отметили, что учебная программа гимназии их в целом удовлетворяет, но хотели бы изучать еще ряд предметов как экономику, психологию, 3 язык и культурологию.
9. Значительная часть ребят отметили, что более всего они тратят времени на подготовку предметов физико-математического и естественного циклов.
Исследование проводилось по методике Казанцевой Г.Н.
«Диагностика мотивационно-волевой сферы школьника. Изучение отношения к учебным предметам».
Втулкин Николай Васильевич
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Орска»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Втулкин Николай Васильевич
→ vtulckinnikolai 15.03.2018 0 1970 50 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы