Статья "Работа с текстом на уроках обществознания"
Работа с текстовой информацией на уроках обществознания.
Для современных учеников поиск необходимой информации не является проблемой, на мой взгляд, проблема в неумении наших учеников работать с информацией.
При работе с текстами не все обучающиеся умеют составлять развернутый ответ, план; сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину; формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ; уточнять и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию; привлекать информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях; анализировать информацию, и, наконец, иллюстрировать теоретические знания примерами.
На своих уроках я вижу, что не все обучающиеся способны понять смысл неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных), ответить на поставленные вопросы; не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма) и т.д.
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное, некоторые из них считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка читать и размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц.
Отвечая на вопрос, для чего нужна работа с текстом, можно отметить, что она создаёт условия для самостоятельного освоения обучающимися предметных знаний и общеучебных навыков, обеспечивает «прохождение» всех уровней понимания текста, позволяет выполнять задания в формате ЕГЭ, а в дальнейшей жизни может пригодиться при оформлении различных документов, умении вести беседу, дискуссию и т.д. Следует отметить, что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у обучающихся общеучебных универсальных действий, необходимых, прежде всего, для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении.
Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с начальной школы. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретённые умения и навыки.
Решению данной задачи могут способствовать следующие формы и методы работы с текстовой информацией, которые я применяю чаще всего на своих уроках в разных классах.
1.Составление вопросов к тексту и ответы на них;
2.Комментированное, прерывистое чтение текста (применяется на уроках в среднем звене, используются различные виды деятельности:
-
предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце;
-
сформулировать вопрос к следующему абзацу; предположить, на какой вопрос можно будет найти ответ в конце параграфа;
-
схематически изобразить текстовую информацию, и т.п.;
3.Аналитическое чтение текста (при помощи метода «Пометки на полях» проанализировать текст учебника с помощью специальных условных обозначений;
«v» - я так и думал,
«+» - новая информация,
«+!» - очень ценная информация,
«-» - у меня по- другому,
«?» - не очень понятно, я удивлён.
Например, тема вызывает интерес у учеников, располагает к общению и анализу. После прочтения идет проверка понимания текста: Каким значком вы пометили этот абзац? Почему именно этим значком? Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? и т.д.
Старшеклассникам советую стремиться к лаконизму в изложении и к использованию всякого рода сокращений, применению условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т. д.), можно вводить и любые свои знаки);
4.Деление текста на смысловые части, выделение ключевого слова; 5.Составление тезисного плана;
6.Составление сравнительных таблиц (например, найдите сходства и отличия поведения животных и деятельности человека, линии сравнения выработать самостоятельно);
7.Подбор примеров из СМИ, различных источников, личного опыта, раскрывающих основные идеи текста;
8.Составление логической схемы;
9.Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст (сходно с заданиями ЕГЭ, где нужно анализируя данные графика, диаграммы, выбрать правильный ответ или составить вопросы к данным таблицы, диаграммы);
10.Восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок);
11.Написание синквейна (синквейн – японское пятистрочие, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Это задание всегда заставляет задумываться, учит выделять главное. Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
12.Создание презентации (презентация по тексту параграфа, оценивается умение включить максимум информации при минимальном тексте слайда). 13.Составление памяток по работе с текстом.
Памятка. Как работать с текстом на ЕГЭ.
1. С чего начинать работу с текстом? Внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку, выполнение заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
2. Нужно ли определять главную идею текста? Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».
3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос. Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Внимательно прочитать задание. В нем даны соответствующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собственный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.
5. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно:
внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание; на сколько вопросов необходимо дать ответ;
если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
Постепенная, систематическая и целенаправленная работа с текстовой информацией, использование различных форм работы, помогает развивать у обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с информацией в разных знаковых системах, развивает устную и письменную речь, способствует формированию информационных и коммуникативных компетенций обучающихся. Каждый учитель, знающий свою профессию, любящий и понимающий детей, обязательно найдет именно те методы и те формы, которые в наибольшей степени помогут его ученикам.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Серпенёва Светлана Ивановна
→ Публикатор 01.10.2018 0 11346 745 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.