Статья "Типология познавательных картографических заданий"
Типология познавательных картографических заданий
История - предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени так и пространстве. В истории пространственно-временные связи “выражаются в утверждениях, что после какого-то события в таком-то месте произошло нечто, что такие-то события имели место в то же самое время в других местах или какой-то процесс продолжается в такой-то стране (месте) столько-то лет”. (4, С.104).
Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория “историческое пространство” является одной из содержательных линий школьных курсов. Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отражённых на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно произошло, называется локализацией. В отличии от других наглядных пособий карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.(4, С.104)
Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Цель данной работы – рассказать о типологии познавательных картографических заданий.
Степень конкретности пространственной локализации исторических фактов в каждой учебной ситуации определяется характером этих фактов, их значимостью в изучении прошлого, связями и отношениями с другими фактами и, в свою очередь, влияет на выбор адекватного типа исторической карты или картографического пособия.
Традиционно говорят о трёх типах исторических карт (1, С.268):
• общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. — I в. н.э.)», «Российская империя в первой четверти XVIII в.». Общая историческая карта даёт «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но её отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;
• обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определённого явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени: «Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не исчерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;
• тематические, посвящённые отдельным событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905–1907 гг.». Этот тип исторических карт освобождён от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и детализацией раскрывает изучаемое событие и отличается более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.
Для придания карте большей выразительности, лёгкости ориентировки в ней и формирования чётких картографических представлений в начальных курсах истории учителя активно используют приём «оживления карты», заключающийся в наложении на карту (обычно общую или обзорную) аппликативных материалов: характерных силуэтов воинов, кораблей, торговых повозок, военной техники, известных архитектурных сооружений, цветных стрелок и т.п.
Каждый тип исторической карты сочетается с адекватным ему приёмом изложения учебного материала: тематические — с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием; общие и обзорные — с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением. Представления школьников об историческом пространстве углубляются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также образных фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.
В любом случае при обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение.
В контексте современных методологических подходов к целям и содержанию школьного исторического образования обратим внимание не только на технологическую сторону приёмов работы с картой в основной школе, но и на ценностные установки, содержащиеся в информации, которую школьникам даёт историческая карта и комментирующий её учитель.
В основе предложенных ниже типов познавательных заданий лежит разнообразная и всё более усложняющаяся деятельность учащихся 5–9-х классов с материалом и пособиями по картографии (1, С.272). Они служат и способами:
• обучения учащихся приёмам самостоятельной работы с исторической картой как источником знаний;
• развития познавательных умений;
• диагностики и оценки качества подготовки школьников по истории.
Задания на локализацию исторических фактов:
1) покажите на карте и словами опишите местоположение ... (исторической области, государства, города, места сражения и т.п.). Историко-географические объекты в задании могут не называться прямо, а описываться иносказательным путём;
2) с помощью легенды карты выясните, где в странах Древнего Востока находились золотые рудники;
3) покажите на карте и назовите остров продолговатой формы, которого мы непременно достигнем, если из дельты Нила отправимся на северо-запад.
Творческие образные задания:
1) проложите по карте путь юного первопроходца, который на самом деле мог 15 тыс. лет назад от реки Амур через остров Сахалин добраться до Курильского архипелага и острова Хоккайдо. Расскажите, каких хищных животных и необычные природные явления увидел он на своём пути? Какие племена ему встретились? Чем они занимались? Поскольку сейчас мы пользуемся обычно искажёнными древними названиями рек, озёр, долин, гор и т.п., придумайте собственные топонимы или по-своему объясните значение сохранившихся названий;
2) по контурной карте проведите путь ахейцев к Трое из всех городов-полисов, принявших участие в Троянской войне. При выборе маршрута сверяйтесь с поэмой Гомера «Илиада»;
3) информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три самостоятельных картографических сюжета: 1. Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения — и прокомментируйте их соответствующими фрагментами «Задонщины».
Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:
1) по карте «Расселение людей в Восточном полушарии 10–4 тыс. лет назад» проследите, как изменялась площадь земледелия 10–7 тыс. лет назад, 7—5, 5—4 тыс. лет назад… С чем это было связано? Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и скотоводов? Объясните её на основании карты;
2) сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте границ суверенных государств, колоний и полуколоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте мира на протяжении Нового времени;
3) охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. по плану: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующего периода;
Проблемные задачи на картографическом материале:
1) покажите на карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему именно они стали древнейшими очагами новой культуры;
2) объясните, как человек разумный смог освоить Землю, «не замочив ног»;
3) определите, в каких районах Земли (и покажите их на карте) в качестве денег 10—4 тыс. лет назад могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа и т.п.
Следующая группа заданий не только диагностирует уровень картографических знаний и умений учащихся локализовать исторические факты на карте, но и вносит посильный вклад в развитие образной и смысловой памяти, логических способностей, невербального воображения (2, С.20):
а) по памяти опишите словами местоположение города (государства, ярмарки и т.п.);
б) по очертаниям или фрагментам государств, представленных на контурных картах, определите их названия и укажите точный «историко-географический адрес» (т.е. где и когда существовали данные государства);
в) определите, какому веку соответствует изображённая на схеме территория (...) государства и что означают её условные обозначения. Составьте легенду карты с их расшифровкой;
г) по памяти на чистом листе бумаге выполните следующие задания:
— нарисуйте контуры острова (страны, континента) и условными знаками отметьте на нём важные географические объекты, которые могут служить ориентирами для локализации исторических фактов (реки, моря, горы, города и т.п.);
— условным знаком укажите место действия главного исторического события (сражения, народного восстания и т.п.);
— условными знаками обозначьте сопутствовавшие этому событию обстоятельства (места заключения мирных договоров и их решения по территориальным вопросам, районы крестьянских волнений, оборонительные сооружения, новые поселения и торговые центры и т.д.);
— заполните легенду импровизированной картосхемы.
Большинство видов тестов подходят для диагностики, проверки и оценки картографических знаний и элементарных картографических умений школьников (1,С.273).
- Тесты с выбором ответа.
Какой город был присоединён к Москве в 1514 г.?
а) Рязань б) Смоленск в) Новгород
(как вариант задания — отметьте этот город на карте);
- Тесты на восстановление соответствия.
города |
их основатели |
годы образования |
Москва |
Ярослав Мудрый |
1147 |
Юрьев |
Юрий Долгорукий |
1030 |
Переяславль |
Владимир Мономах |
1095 |
Владимир |
Святослав |
1108 |
- Тесты на группировку картографических сведений, в том числе с выполнением заданий на контурной карте:
А. Отметьте города, которые взял Батый во время первого похода на Русь в 1237—1238 гг. и во время второго похода в 1239—1240 гг.
Б. К каким княжествам принадлежали ниже перечисленные города в середине XII в.: Теребовль, Дорогобуж, Курск, Трубчевск, Смоленск, Гродно, Овруч, Пинск, Берестье и т.д.
- Тесты «исключения лишнего» и продолжения ряда в заданной закономерности
А. Страны, входившие на рубеже XIX—XX вв. в первый эшелон развития капитализма: Россия, США, Великобритания, Франция, Германия (что лишнее?).
Б. Страны Древнего Востока, где существовала речная ирригация: Египет, Шумер.....
- Тесты на определение последовательности или ранжирование фактов.
А. Определите последовательность присоединения русских земель к Москве:
Новгородская республика, Ростовское княжество, Звенигород, Тверское княжество, Можайск, Коломна, Суздальско-Нижегородские земли и т.д.;
Б. Расставьте названия рек, озёр и морей в той последовательности, в которой они встречались путешественникам на пути «из варяг в греки»: Днепр, Волхов, Чёрное море, Ладожское озеро, Западная Двина, Балтийское море, озеро Ильмень;
- Тесты с ограничениями на ответ.
Галицкое княжество было расположено в ... углу всех тогдашних русских земель, у самых ... гор. Столицей его был город.... на реке.... Южная граница княжества доходила до... . На севере Галицкое княжество граничило с..., на востоке его соседом было....
В играх по картографии, по сути, повторяются уже знакомые нам варианты познавательных заданий, но для конкурсов, викторин, олимпиад и турниров их условия и инструкции облекаются в более занимательную и интригующую форму (1, С.274).
1. По конфигурации похода первооткрывателей (военачальников, путешественников, восставших и т.п.) определите, какой исторический факт здесь изображён. Когда и где он имел место?
2. Подумайте, египтяне или шумеры, назвали Персидский залив морем Восхода, а Средиземное море — морем Заката?
3. Определите, о каком море-озере идёт речь в этом историческом экскурсе: «На крайнем юге европейской части нашей Родины, на стыке между Европой и Азией, раскинулось огромнейшее озеро-море... Природные богатства моря и некоторых прилегающих к его берегам районов притягивали сюда многие народы… Быть может, поэтому ни одно, даже самое известное с давних пор, море или озеро не имело, пожалуй, столько имён и названий... Древние греки называли его Гирканским или Персидским морем, ассирийцы — Восточным, китайцы — Западным, у арабов оно было известно под именем Хоросанского, Хазарского и Джурдан, татары именовали его Ак-Денгиз (Белое море), а персы — Гурзем. В древних русских летописях и литературных источниках... море называется Хвалынским, Хвализским, Дербентским. И ещё можно много привести имен седого... — их насчитывается более семидесяти».
4. Выясните происхождение и объясните значение исторических топонимов: названия и самоназвания древних стран, рек, морей, городов и т.п.
5. По названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, шотландка, техасы и т.д.).
6. На карте Западной Европы XIV в. проложите для ближневосточных купцов наиболее безопасный и короткий путь из Иерусалима к крупнейшим ярмаркам и торгам Французского королевства.
Исходя из специфики исторического образования в старшей школе историческая карта из средства обучения всё больше превращается в самостоятельный источник новой учебной информации. Однако далеко не каждый старшеклассник способен прочитать карту как текст.
В связи с популярными в ЕГЭ по истории заданиями на атрибуцию документов и событий в систему картографических заданий нужно включать соответствующие упражнения. Например, «Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и укажите, об итогах битвы за какой город рассказывает маршал» (атрибуция факта-события).
Другими общими приёмами изучения картографии и хронологии в старшей школе являются переструктурирование содержания исторической карты и разработка новых тематических карт на основе данных учебника, статистических и хронологических комплексов, документальных материалов, средств массовой информации и интернет-ресурсов. Таким способом можно компенсировать недостаток в школьных учебниках и атласах тематических карт и карт культурной направленности (например, «Мировые религии», «Концентрационные лагеря в Европе в годы нацизма» и т.п.).
Создание новых проблемно-тематических карт – это только половина работы с исторической картой в старшей школе. За графическим оформлением данных следует анализ и интерпретация содержания карты. Вопросы и задания соответствующего характера могут быть предложены в карточках-инструкциях для групповой и индивидуальной работы на лабораторных и практических занятиях.
Новый этап работы с исторической картой связан с приёмом монтажа условно-графических изображений. Представьте себе две карты, расположенные рядом: «Политические режимы в Европе накануне Второй мировой войны» и «Политические режимы в Европе после Второй мировой войны». Сопоставление карт неизбежно, а его результаты красноречивы.
Оригинальные формы приобретает познавательная деятельность школьников, когда одна из предложенных им в дидактическом наборе карт окажется без названия. По легенде карты, её содержанию, а также контексту с другими картами этого набора старшеклассники должны идентифицировать страны (регионы мира) и процессы, представленные на ней. Задание можно усложнить дополнительными поручениями.
Назовём ещё несколько приёмов работы с исторической картой, соответствующих возрастным и познавательным возможностям старшеклассников и целям изучения истории на профильном уровне. Речь, в первую очередь, идёт об аутентичных картах, т.е. созданных в иное историческое время и несущих характерные для него представления наших предков о мире и своём месте в нём. Аутентичные карты выступают не только самодостаточным источником новых знаний и представлений учащихся, они ещё способствуют организации многоуровневой работы с картой как документом и несут определённые ценностные установки.
Другим типом карты, способствующим разноплановой и многоуровневой работе старшеклассников с ней как историческим источником, выступают карты других стран. Эти изображения с помощью Интернета и других ресурсов их можно найти и использовать в старшей школе. «Чужие карты» акцентируют иной взгляд на мир, на «свою страну», на проблемы, с ней связанные. Этот тип карт, возможно, как никакой другой открыт приёмам критического мышления (3,С.51).
С помощью Интернета и информационно-компьютерных технологий максимально реализуется одна из задач современного исторического образования: формирование умения учащихся проводить поиск, обработку и представление информации в разных формах. В частности:
— посредством гиперссылок школьники могут связать содержание любой исторической карты с хронологическими и понятийными справками, биографическими и историографическими комментариями;
— анимационные эффекты позволяют «оживить» изображение карты, разложить представленный на ней процесс или явление поэтапно и т.п.
— компьютерные технологии позволяют пространственно локализовать один и тот же исторический факт в местном, региональном, общенациональном, европейском и мировом измерении и в связи с ними сопоставить его значение;
— на основе определённой базы данных школьники могут сами задавать компьютеру параметры составления исторической карты.
Таким образом, картографические знания являются неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Они подразумевают знание действительности в определенный хронологический период; умение узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большое пространство; выделять изменения в территории; применять карту при анализе причин и следствий событий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира и другое.
Работа с историческими картами должна быть системной и последовательной, только в этом случае возможна подготовка учащихся.
Каждый учитель-практик имеет свою копилку учебных заданий для работы с исторической картой на уроках. Часть заданий можно использовать из учебника, но чаще всего это простые задания (покажите..., найдите… и т.д.) Кроме этих заданий можно использовать и другие виды, где преимущество за аналитической и преобразующей деятельностью. Работу с исторической картой следует сочетать с регулярным выполнением заданий по контурной карте, т.к. это одно из средств практического обучения истории.
Рассмотренные выше виды работ можно использовать в уроках любого вида и на любых этапах урока, организуя как индивидуальную так и групповую работу учащихся. Разнообразие заданий предложенных учителем для работы по исторической карте, позволяет сохранить интерес учащихся к работе с картографическим материалом, формирует картографические знания и умения учащихся, а сочетание с другими видами информации развивает познавательный интерес к изучению предмета.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гапеева Светлана Алексеевна
→ catty0674 04.11.2018 0 9487 515 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы