Сценарий внеклассного мероприятия по истории "Минское гетто: история и память"; 11 класс
Соболевская Зоя Константиновна, учитель истории,
классный руководитель 11 «А» класса
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 99 г. Минска»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Минское гетто: история и память»
Эпиграф
«Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными
наблюдателями»
И. Бауэр
Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Задачи:
• формирование у учащихся опыта жизни в многонациональном обществе, умения искать и находить приемлемые с точки зрения права и морали компромиссы и способы коммуникации;
• формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
• формирование информационной культуры и содействие развитию интереса к изучению «мест памяти» в г. Минске и истории их создания;
-
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
• воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а так же стремления противостоять им в наше время;
Целевая аудитория: учащиеся 10 -1 1 класса.
Форма проведение внеклассного мероприятия: устный журнал.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- записи аудио материалов по теме;
- презентация по теме мероприятия.
Ход внеклассного мероприятия
1 ведущий читает стихотворение Анатолия Зусмана «Души Холокоста»
Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.
Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...
Звучит песня «Мой Бог» (Х. Сенеш, Д. Зехави) в исполнении Я. Голубевой.
Вступительное слово учителя:
1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН установила Международный день памяти жертв Холокоста – 27 января. В резолюции «Память о Холокосте» указывается, что дата 27 января выбрана не случайно, именно в этот день советские войска освободили самый большой нацистский концлагерь смерти - Освенцим. Только здесь во время войны было уничтожено более миллиона человек. Всего же жертвами Холокоста стали свыше 6 миллионов евреев. Ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Генеральная Ассамблея ООН еще раз подтвердила, что «Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и огромного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки».
Человека можно сравнить с птицей, одно крыло у которой – прошлое, а другое – будущее. Если у птицы ранено одно крыло, она не может летать, падает в пропасть. То же самое можно сказать и о человеке, который не знает истории своего народа, истории своей страны, он падает вниз – в бездуховность.
В истории нашей страны много интересного, важного и незабываемого. Но есть события, вспоминая о которых мы скорбим. Это память о жертвах Холокоста. Ведь на территории нашего города было второе по величине на территории СССР в годы Великой Отечественной войны гетто – Минское.
1 учащийся:
Минск был захвачен немцами 28 июня 1941 года. А 20 июля 1941 года, в городе было вывешено распоряжение полевой комендатуры № 812 о создании района для евреев с особым режимом проживания.
Минское гетто имело сложную структуру.
Большое гетто - 39 улиц и переулков в районе Юбилейной площади, просуществовало с августа 1941 года 21-23 октября 1943 года. Здесь содержалась основная масса узников.
Малое гетто - находилось в районе завода им. Молотова (теперь завода им. Ленина), существовало с 1941 до конца июня 1944 года.
Зондергетто (внутреннее гетто). На его территории было создано Зондергетто 1 и Зондергетто 2.
2 учащийся:
Всех евреев из Западной Европы селили только в эти два места. Первыми из них в Минское гетто привезли немецких евреи из Гамбурга, и поэтому всех иностранных евреев стали называть «гамбургскими».
С 1941 по 1942 годы из Гамбурга, Бремена, Дюссельдорфа, Кельна и Бонна, Франкфурта, Вены и Праги в Минск было депортировано около 26 тысяч 500 евреев. Об этом напоминают 3 мемориальных камня в память о погибших в Минском гетто евреях из Бремена, Гамбурга и Дюссельдорфа.
С самого начала войны Минское гетто создавалось немецко-фашистскими оккупантами для удобства ликвидации еврейского населения. Изоляция была необходима для того, чтобы скрыть от жителей Минска массовое уничтожение евреев. Исчезали тысячи людей, а о масштабах трагедии жители города даже не подозревали.
2 ведущий:
Без боли вспоминать непросто
О днях ужасных Холокоста,
И здесь не может быть сомненья —
Нет оправданья преступленьям.
Злодейства зверского деянья
Весь мир не в силах позабыть;
И эхо страшного страданья
Тысячелетья будет жить.
3 учащийся:
Еврейские кварталы превратились в зону повышенной эпидемиологической опасности. Условия проживания узников в гетто были ужасными: скученность (на одного жителя приходилось по 1,2-1,5 кв. метра, не считая детей). Зимой комнаты промерзали изнутри. Единственным источником воды был один общественный кран, расположенный на территории гетто. В зимнее время он не работал, и тогда для еды и питья использовали снег, что вело к увеличению инфекционных заболеваний среди узников. Чтобы не допустить распространения эпидемии летом 1941 г. немцы разрешили открыть в гетто 2 больницы.
1 учащийся:
Выходить из гетто могли только включенные в состав трудовых колонн. Обитатели гетто трудились на тяжелых работах: разбирали разрушенные здания, занимались уборкой города, мытьем туалетов и т.п. За это им ежедневно выдавали «сухой паек» - это 150 г хлеба, 30 г крупы и 3 г соли. Люди питались отбросами из немецких кухонь. Распространенным блюдом зимой 1942 года стала картофельная шелуха, из которой хозяйки умудрялись печь оладьи и запеканки. «Кроме голода и холода, были всевозможные издевательства, избиения, унижения. Например, евреи не имели право ходить по тротуару, при встрече немецкого солдата нужно было обязательно снимать шапку. Это было очень унизительно, так как до войны у нас не было разделения людей по национальному признаку»,- вспоминал бывший узник Минского гетто Иосиф Грайфер.
Привыкшие к западным условиям жизни немецкие евреи умирали быстрее, чем местные. Вот что рассказывает очевидец Давид Таубкин, бывший малолетним узником гетто: «Питались мы значительно скуднее: затирка – суп, в котором было несколько галушек из ржаной муки, и кусок хлеба, вот и весь обед и ужин, на завтрак пили чай, заваренный травой, и съедали по куску хлеба».
1 ведущий:
Узником Минского гетто был заслуженный деятель науки БССР Лазарь Яковлевич Ситерман, автор известных монографий и многих статей лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Лазарь Яковлевич до войны лечил многих государственных и общественных деятелей Белоруссии, известных писателей, актеров, художников. Немцы несколько раз врывались в дом к профессору Ситерману, забирали все что хотели, избивали. Один раз заставили руками чистить выгребные ямы в уборных. Профессора Ситермана поставили возле уборной с лопатой в руках и так сфотографировали.
2 учащийся:
В первые месяцы существования Минского гетто нацисты практиковали облавы, отдельные расстрелы, ночные бандитские налеты на отдельные дома. Уже с ноября 1941 г. фашисты перешли к массовым погромам, которые сопровождались чудовищными зверствами.
2 ведущий:
Убивали всех, детей и взрослых,
Будто ад восстал в лице людей,
Превративши их в зверей, в животных,
Для которых целью был еврей.
3 учащийся:
Немцы «любили и старались» организовывать большие погромы к советским или еврейским праздникам.
Например, 7 ноября 1941 г. нацисты согнали узников на Юбилейную площадь, приказали построиться в шеренги, раздали красные флаги с советской символикой. Мужчинам в первой шеренге дали в руки огромный плакат с лозунгом: «Пускай живет 24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!». Евреям было приказано улыбаться, взять детей и двигаться к улице Опанского, там стояли большие машины. Через некоторое время они, груженные евреями, уже двигались на Тучинку. Нацисты выгрузили людей и согнали всех в бывшие складские помещения. От тесноты люди млели, но не падали - так и продолжали стоять, стиснутые со всех сторон телами. Дети задыхались на руках у матерей. Все страдали от невыносимой жажды. Так их там продержали два или три дня. Затем склады были открыты и, выпустив живых, нацисты отвезли их к свежевырытым рвам, где приказали раздеться и затем расстреляли. Из ближайших сел согнали крестьян, которые засыпали эти рвы - могилы. Даже после того, как рвы были засыпаны, земля в них все еще шевелилась. 7 ноября было уничтожено 12000 евреев.
1 ведущий:
Дождь стучит за окном,
Дождь не дает мне покоя.
Я забыть не могу …
Да разве забудешь такое?
В 2007 г на месте первого массового расстрела узников Минского гетто в Тучинке - сегодня это микрорайон улиц Притыцкого – Берута (недалеко от нашей школы) - был установлен памятник жертвам Холокоста, автор Леонид Левин.
1 учащийся:
До войны на этом месте была яма (карьер), здесь жители нашего города брали песок для строительных работ. В годы оккупации Минска фашисты использовали яму для захоронения многочисленных жертв Минского гетто. Осенью 1947 г. почти в самом центре Минска появился мраморный обелиск. Текст надписи на нем был создан на идише поэтом Хаимом Мальтинским: «Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибших от рук лютых врагов человечества — фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года». Это был первый памятник жертвам Холокоста в СССР, на котором было разрешено сделать надпись на идиш.
В июле 2000 г. мраморный обелиск был отреставрирован. Авторский коллектив: автор идеи Леонид Левин, архитектор Дятлов И., Копылев А., скульпторы Полак Э., Финский А., инженер Суслов В. почти 8 лет работали над созданием памятника. Во время реконструкции мемориала все работы выполнялись вручную, не применялись машины и механизмы, а также не проводились раскопки.
По концепции мемориала бронзовая скульптурная группа узников Минского гетто направляется в «Последний путь»: вдоль спуска идут в яму 27 переплетенных между собой фигур-теней, они идут на расстрел. В композиции отсутствуют скульптурные портреты, видны только обобщенные лица, что не только воссоздает еврейские традиции, но и передает настроение отчаяния и страха жертв трагедии.
2 ведущий:
Трагедий много знало человечество,
но никогда не ощущали мы подобной,
чем геноцид огромного народа,
забыть такое мы наверно не способны!
2 учащийся:
Недалеко от мемориала «Яма» на улице Сухая расположен еще один памятник Холокоста - «Разбитый очаг». Памятник установлен в октябре 2008 года на территории бывшего еврейского кладбища. Его авторы - скульптор Максим Петруль и архитектор Леонид Левин. Концепция памятника «Разбитый очаг» – это олицетворение образа разрушенного дома. На символическом фундаменте дома – постаменте из красного гранита – установлен изломанный круглый стол и венское кресло. Когда-то за этим столом собиралась вся еврейская семья, но после нацистского погрома дома нет, а семья убита. Памятник «Разбитый очаг» в Минске расположен у старого дерева, которое помнит страшные события, происходившие в Минске в годы немецко-фашистской оккупации. Поэтому символичным является тот факт, что часть дерева, обращенная к памятнику, лишена листьев. Как символ и напоминание об ужасе и смерти.
3 учащийся:
21 октября — последний день великой трагедии. Не стало Минского гетто. Одни лишь развалины напоминали о страданиях и страшных муках, выпавших на протяжении двух с половиной лет на долю многих десятков тысяч минских евреев. В Минском гетто погибло более 100 тысяч человек. Среди них: Заслуженный артист БССР, композитор Михаил Ефимович Крошнер, автор первого белорусского балета «Соловей».
Погибли 48 врачей, лучших специалистов БССР, профессор Дворжец, доцент Майзель, погибли старейшие и опытнейшие врачи — Турвель, Кантарович, Гурвич, Сироткина и другие.
Уцелело лишь несколько человек, которые спрятались в подземелье гетто.
1 ведущий:
Я от души желаю всем, от сердца,
Чтоб доброты у вас была открыта дверца.
Ведь главное не кто ты, а какой —
Нам Богом передан завет такой.
Холокост… Событий нет ужасней.
Просто вспомним. Просто помолчим.
Пусть хранит нас Бог от злой напасти
И пошлет с небес на землю мир.
(Минута молчания)
2 ведущий:
Все мы – дети планеты Земля.
Все равны, хоть порой не похожи.
Жить нам в ссоре на свете нельзя,
Ничего нету жизни дороже.
Источники
1. Гісторыя Мінска /Маст.У.М.Жук, Г.Г.Паплаускі. –Мн.,: БелЭН, 2006. – 696с
2. Грайфер, Иосиф. Короткий рассказ о длинной жизни: свидетельства трагедии и борьбы в Минском гетто в 1941-1944 гг. /под ред. Кузьмы Козака. – Минск: ИП Логвинов И.П., 2012 – 108 с.
3. Мінскае гета 1941−1943 гг.: Трагедыя. Гераізм. Памяць. Мінск. Адк. рэд. В. Ф. Балакіраў, К. І. Козак. Мінск: Гістарычная майстэрня, 2004.
4. Холокост. Убийство евреев в 1933-1945 гг. Антология. /Сост. А.Кардаш. – М.: ДААТ/Знание, 2003. – 410 с.
5. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://minsk-old-new.com/minsk-2949-ru.htm.
6. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL https://www.youtube.com/watch?v=f9lOm-XtD84
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболевская Зоя Константиновна
→ szk5626 16.11.2019 0 3389 405 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы