Презентация к уроку истории "Гражданская война: побежденные и победители"; 11 класс


Слайд 1
Мастер- класс Урок-дискуссия Гражданская война: побежденные и победители. Применение проблемного обучения в старших классах /нестандартный урок/ 11 класс. История Отечества. 20 век. Учитель МКОУ АСОШ№1 Шерифалиева М.П.
Слайд 2
Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся через нестандартный урок,показать трагедию народов,втянутых в братоубийственную войну,выяснить причины победы и поражения сторон. Задачи : образовательные: формирование знаний учащихся о гражданской войне 1918 – 1922 гг.; формирование умении анализировать и обобщать материал на основе знании об истории гражданской войны; формирование умений применять исторические знания Формирование навыков самостоятельной работы, умения развивающие: способствование развитию умений работать с учебной литературой, документами как источниками знаний; развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения периода гражданской войны; развитие коммуникативных навыков, умения вести дискуссию, соблюдая все правила; развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс; воспитательные: воспитание чувства гордости за свою страну, чувства уважения к ее историческому прошлому; способствование проявлению у детей чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
Слайд 3
План урока 1. организационный 2.вступительное слово учителя 3.усвоение новых знаний, дискуссия между группами 4. особенности гражданской войны 5.взглды на начало, причины и ход гражданской войны 6.обобщение 7.закрепление 8.домашнее задание
Слайд 4
Главный вопрос: это героическая страница в истории нашей страны или величайшая трагедия? Что такое Гражданская война для нашего поколения. - Можно ли гражданскую войну назвать войной - справедливой? - Какие причины вызвали гражданскую войну? - Можно ли было ее избежать? - Почему белое движение потерпело поражение? - Почему победу одержали большевики? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке
Слайд 5
Вступительное слово учителя. (Актуализация познавательной деятельности учащихся) Февраль – мужской, солдатский месяц 2 февраля - завершение Сталинградской битвы, коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; 8 февраля - день героя- антифашиста; 15 февраля - день вывода Советских войск из Афганистана; 23 февраля - день Защитника Отечества; 27 февраля - начало Февральской революции 1917года (по мнению некоторых историковначало Гражданской войны) «Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, нами». Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: « Кто не за нас – тот против нас. Нет безразличных: правда с (Максимилиан Волошин)
Слайд 6
Усвоение новых знаний – дискуссия между группами Проблема - «Гражданская война: побежденные и победители». Вопросы: Кто же победил в этой войне? Есть ли побежденные? Была ли победа большевиков по – настоящему победой? Побежденные: «За единую и неделимую Россию!» Победители: «За социалистическое
Слайд 7
СПОР О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ – СПОР О СУДЬБЕ РОССИЙСКОГО НАРОДА. Красные: Гражданская война – это война эксплуатируемых классов (рабочих и крестьян) против своих эксплуататоров (помещиков и буржуазии), поэтому единственно возможная форма войны. Это война против «классового врага». Белые: Гражданская война - это братоубийственная война. Бывший депутат 4 Государственной Думы В.В.Шульгин, пройдя сложный путь эмиграции, лишений и тюрем, писал: «Бог избрал для опыта Россию. Почему? Не знаю. Но для того, чтобы человечество могло жить, опыт должен был быть сделан. Мы, Белые, этого не поняли. Если бы поняли, то не противились бы ему, т.е. опыту Ленина… Оказавшись христианами « только по паспорту» и забыв слова Христа «взявший меч от меча и погибнет», мы обнажили оружие. Так возгорелась Гражданская война в России…»
Слайд 8
Причины и начало войны (эскалация жестокости): Февральская революция и безвластие 1917 года, Октябрьский переворот; Январь 1918 года – разгон Учредительного собрания; Март 1918 года - Брестский мир; Апрель-май 1918 года – экономическая политика большевиков по созданию продотрядов и насильственному изъятию хлеба у крестьян- создание «комбедов»; (военный коммунизм) Июль 1918 – мятеж левых эсеров и установление единоличной большевистской диктатуры; Ночь на 17 июля 1918 – убийство царской семьи; Сентябрь 1918 года – начало широкомасштабного «Красного» и «белого» террора;
Слайд 9
Периодизация Гражданской войны I этап октябрь 1917 - ноябрь 1918 Формирование и становление вооружённых сил противоборствующих сторон, образование основных фронтов борьбы между ними. Гражданская война разворачивалась одновременно с продолжающейся 1-й мировой войной, что влекло за собой активное участие войск Четверного союза и Антанты. Боевые действия характеризовались постепенным переходом от локальных стычек к широкомасштабным действиям II этап ноябрь 1918-март 1920 Главные сражения между РККА и Белыми армиями, коренной перелом в Гражданской войне. Резкое сокращение боевых действий со стороны интервентов. Широкомасштабные боевые действия развернулись по всей территории России, принеся вначале успех «белым», а затем «красным», разбившим войска противника и взявшим под свой контроль основную территорию страны III этап март 1920 -октябрь 1922 Основная борьба происходила на окраинах страны и уже не представляла непосредственной угрозы власти большевиков
Слайд 10
____ Задание для 1-й группы Какие . факты, приведенные у вас в документах, могут служить причинами поражения белых в гражданской войне? Ответ 1-й группы Многие генералы не скрывали своих монархических убеждений. - Белые не выдвинули единой политической программы, отсутствие идеологии и моральное разложение армии __ ___ Задание для 2-й группы Попробуйте определить в чем были причины успеха красных? Ответ 2-й группы 1.Большевики смогли создать дисциплинированную армию. 2. Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами. 3. Крестьяне - самая массовая социальная категория населения страны - после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в большинстве своем поддержали Красную Армию. 4. Программа большевиков оказалась более понятной и привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть - их власть
Слайд 11
Обобщение. « Веllum omnia contra omnes» («Война всех против всех») » («Война всех против всех») «… Гражданская война есть ни с чем несравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…» (Борис Васильев) Итоги Гражданской войны: т.о. Причины поражения белых: В белом движении многим не нравилась национальная идея – «единой и неделимой» России, а также то, что население считало их приверженцами старых порядков, монархии, и помещичьего землевладения. Белое движение было разобщено, у него не было единого авторитетного лидера. Причины победы красных: Большевики смогли простыми и понятными лозунгами увлечь массы людей идеей новой жизни, отказом от старого мира. Наличие жесткой дисциплины и централизованного государственного руководства экономикой, помноженной на классовый террор по отношению к несогласным Последовательная и осмысленная экономическая и социальная политика большевиков
Слайд 12
Закрепление. Была ли победа большевиков по – настоящему победой? Победа большевиков, могла стать окончательной в двух случаях: Если бы враждующие стороны подписали между собой мир (ведь разгром армии противника – еще не победа) уч-ся высказывают свое мнение ,подводят итоги Вывод: Независимо от того, кто победил, главной жертвой войны стал человек. Для России гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией.
Слайд 13
Цена Гражданской войны: Общие людские потери – от 10 до 20млн.человек, из них в боевых действиях погибло с обеих сторон свыше 1 млн. человек; Жертвами красного и белого террора, а также бандитизма стали около 2 млн. человек; Умерло от ран, холода, голода и болезней до 5-7 млн. чел; Эмигрировало - до 2 млн. чел. Падение промышленного производства до 20%, а сельскохозяйственного до 50% от уровня 1913 года. Цена, заплаченная населением России за«победоносную Гражданскую войну»- до сегодняшнего дня стала беспрецедентной. Население России сократилось почти на 15 млн.человек. Ты знаешь какова цена победы?! А сколько жизней унесла война?! За нас сражались прадеды и деды. А что в награду? Боль и ордена... Цена победы - души на распятьях, И лица жен, умытые в слезах. Ушедшие навек отцы и братья. Лишь имена остались на крестах.
Слайд 14
Документы: Из статьи П.Милюкова. «Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа» Из речи Л.Д.Троцкого. «Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых». Из мемуаров П.Н.Врангеля. «Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи Белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая “концентрация власти”». Главный урок гражданской войны состоит в том, что она не решает проблемы. А порождает насилие и произвол, приводит к массовой гибели соотечественников: «… гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…
Слайд 15
Домашнее задание. «братья столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За ее завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала посвоему… Пусть над красным и белым обелисками вознесет мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придет покаяние. И только тогда закончится гражданская война» (Борис Васильев) Написать эссе по проблеме Гражданской войны, продолжив мнение. 1.Трагедия гражданской войны учит нас… 2. эссе на тему «Уроки Гражданской войны»

Полный текст материала Презентация к уроку истории "Гражданская война: побежденные и победители"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шерифалиева Маина Пирмагомедовна  Публикатор
11.06.2020 0 7232 317

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК