Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь верен ему».
Д.С.Лихачев
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Под ним понимается передача учащимся тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Для того чтобы общество смогло выжить, оно должно обязательно передавать. Если же не происходит этой передачи, то оно в конечном итоге разлагается.
Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике. В качестве ресурса при разработке программ можно использовать календарь знаменательных и памятных дат. Перспективой его использования будет повышение качества и эффективности работы школы в направлении определения содержания и форм духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Знаменательные даты – это важнейшие исторические события, помнить и рассказывать о которых должны учителя. Но на практике ситуация складывается совсем иным образом: новое поколение не подозревает о том, что стоит за теми или иными датами. А они могут стать темами конференций, конкурсов, подсказать тему проектно-исследовательской работы. Сегодняшние реалии ставят нам очень важные и значимые задачи, одной и которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, ценности культуры, веру.
Ежегодно проходит широкое празднование юбилейных дат российской истории, и школа не должна стоять в стороне от этих значимых дел. Каждое участие, каждая работа учащихся должна стать результатом погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Все это учитывалось мною при составлении программы «В жизни надо иметь служение…». Название программы не случайно: сейчас особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, сознания личной ответственности и сопричастности к судьбе своей страны, воспитывать чувство долга и чести, правдивости и честности. Данная программа является моим небольшим вкладом в процесс формирования духовно-нравственного развития подрастающего поколения и частью воспитательной работы, которую активно ведет на протяжении многих лет педагогический коллектив МОУ СШ № 10 города Волжска.
Цель программы заключается в гармоничном духовном развитии личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.
Актуальность данной программы:
- её реализация способствует реанимации национального сознания, заполнению существующего у молодёжи духовного вакуума;
- дает надёжные нравственные ориентиры, вытекающие из традиций национального сознания;
- утверждение национального образа жизни, основанных на духовных ценностях, способствует формированию принципов жизнеспособной цивилизации.
Новизна программы состоит в том, что позволяет широко использовать проектный и исследовательский методы обучения и воспитания в образовательном процессе.
Особенности программы состоят в следующем:
- виды деятельности, в соответствии с программой, играют большую роль в духовно-нравственном развитии учащихся, как одного из основных направлений в воспитании и обучении;
- программа предусматривает разработку идей, инновационных проектов, апробацию новых форм работы, активное использование новых технологий и интерактивных методов деятельности.
Используются разнообразные формы работы:
- исследовательская и проектная деятельность учащихся;
-использование мультимедийных технологий (издание буклетов и газет, создание презентаций);
-участие в конкурсах, конференциях, чтениях духовно-нравственной направленности разного уровня;
-совместная подготовка и проведение общешкольных классных часов, содействующих духовно-нравственному развитию учащихся;
- викторины, игры нравственного и духовного содержания.
Проектно - исследовательский метод, занимающий центральное место в проблемном обучении, давно зарекомендовал себя и не вызывает сомнений в его эффективности даже у скептиков. Он предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательской работы в упрощенной, доступной учащимся форме. Навыки исследовательской деятельности, безусловно, пригодятся ученикам в их студенческой и дальнейшей взрослой жизни. Но еще важнее, с каким духовно-нравственным потенциалом уйдут наши дети в эту взрослую жизнь.
Как же совместить исследовательскую деятельность, формирующую научное мышление и компетенции учащихся, с духовно-нравственным воспитанием? Как развить ум и разбудить душу?
Большую роль в этом играет выбор материала для исследования. История обладает большими воспитательными возможностями и огромной силой воздействия на душу ребенка, потому что наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов.
Поэтому одним из самых важных этапов работы над исследовательским проектом я считаю выбор темы исследования. Она должна обладать большим духовно-нравственным потенциалом. И работа над исследованием для учителя начинается задолго до его встречи с детьми. Он сам должен быть человеком компетентным, творческим, обладать высоким уровнем культуры, широким кругозором. На этапе выбора темы учитель является энтузиастом и пропагандистом, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их к достижению цели.
Духовно-нравственное воспитание - это не столько передача интеллектуальных знаний, сколько возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи. Здесь как нельзя лучше подходят слова древнегреческого писателя и историка Плутарха: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Знания нужны, но как средство возжечь в детской душе искорку желания нравственной жизни. И, конечно, особую роль здесь играет личность педагога, который должен быть не простым ретранслятором знаний, а светом, примером для детей. Он так же неустанно должен находиться в процессе профессионального и человеческого самосовершенствования. Как отметил Л.Н.Толстой «Воспитывать других мы можем только через себя». Я не только учу, но и многому учусь у своих подопечных, стараюсь не отставать от них: принимаю участие во Всероссийских Арских чтениях, республиканских Глушковских чтениях, в городском конкурсе разработок «Лучший классный час». Опыт моей работы по духовно-нравственному воспитанию был опубликован в сборнике по итогам V Всероссийской научно-практической конференции «Духовно – нравственное воспитание в учреждениях образования» и научно-методическом журнале «Туныктышо» («Учитель»).
При разработке программы «В жизни надо иметь служение…» я в первую очередь учитывала ее практическую направленность. Учащиеся школы активно участвуют в конкурсах, конференциях и чтениях духовно-нравственной направленности различного уровня и довольно успешно: Арские, Мироносицкие, Свято-Сергиевские, Филаретовские и Свято-Ксениевские чтения, конференции «Моя страна – моя Россия», «Корифеи», «Наследники Великой Победы», конкурс газет «Воскресение Христово» и «Свет Рождественской звезды» Наблюдается положительная динамика качества обучения и воспитания, появление у большинства воспитанников уважения к предкам, чувство гордости за них и желание им подражать, повышение познавательного интереса к предметам и событиям культурного наследия большой и малой Родины.
Результаты реализации программы «В жизни надо иметь служение…» за 2012-2020 годы представлены в таблице:
Уровень участия |
Победители |
Призеры |
Участники |
Российский |
2 |
1 |
5 |
Республиканский |
1 |
8 |
17 |
Городской |
12 |
14 |
11 |
Всего |
15 |
23 |
33 |
В 2015 году программа была представлена на X Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», стала победителем в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» по Приволжскому федеральному округу и прошла на финальный этап конкурса в Москве.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Поэтому одна из главных задач для меня как учителя истории – помочь подрастающему поколению пройти путь духовного становления, определения нравственных ориентиров, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства, истории и культуры.
В какой стране мы будем завтра жить, зависит от того, какими мы воспитаем сегодня наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. Мои ученики не только осознают ценность нравственности и духовности в человеческой жизни, но и стараются жить по законам Добра, Чести, Совести, Взаимоуважения, Справедливости, Сердечности, Порядочности, Милосердия, Бескорыстия, Любви.
Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они обществу, выйдя за порог школы – любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать их душу, научили ли противостоять порокам современного мира? Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что наши воспитанники приобрели за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евдокимова Ольга Арсентьевна
→ Публикатор 04.11.2021 0 1374 137 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы