Статья "Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся"


Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся

Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьника, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности, поэтому основной целью обучения истории является развитие личности школьника, способной к жизни в поликультурном, динамично развивающемся мире. В связи с этим актуальной стала проблема совершенствования содержания методов и организационных форм обучения.

Модернизация образования, на мой взгляд, должна начинаться с урока, на котором главные идеи созвучны основным принципам преобразования школьной жизни. Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом.

Педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их разных сочетаний. Вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую, по моему мнению, определяют следующие элементы: целеполагание и организация обучения, т.е. конструирование системы знаний. В соответствии с ФГОС, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Какие требования предъявляю к современному уроку истории:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • время сбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

С истема методических приемов, используемых мной в обучении учащихся в зависимости от возраста, направлена на формирование целостности знаний, т.е. на решение основной педагогической проблемы и реализуется через систему уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любой урок в основном зависит от того, как учитель организует деятельность учащихся, в какую работу включит школьников, чтобы пробудить интерес к знаниям и желание добиться успеха. Для эффективной работы с учащимися необходимо руководствоваться психолого-педагогическими принципами.

При проведении урока я ставлю на первое место персональные цели каждого ученика. В процессе обучения стараюсь обеспечить возникновение у школьников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, её содержанию и методам осуществления.

Обучающиеся предпочитают различные формы деятельности на уроках истории: чтение учебника, работа с картами и таблицами на уроках, слушание рассказа учителя, участие в познавательных играх и интерактивных экскурссиях, работа с научной литературой, групповая работа на уроках, участие в реализации деятельности учебного проекта и т.д.

Результаты анкетирования обучающихся показывают, что большинство из них выбирают как форму деятельности работу с учебником, приобретение знаний из различных источников. Они особенно важны для подготовки обучающихся к пополнению и обогащению своих знаний по окончании учебного заведения – непрерывному самообразованию. При проведении таких уроков я составляю карточки, на которых даю рекомендации к усвоению основных структурных элементов. Я использую карточки, включающие текстовые таблицы, отрывки из исторических документов, рисунки и схемы с определёнными текстовыми заданиями к ним, кроссворды, исторические задачи, тексты с ошибками, вопросы по домашнему заданию и т.д.

Виды карточек-заданий:

  • текстовые таблицы;

  • схемы с определёнными заданиями;

  • рисунки с конкретными вопросами к ним;

  • отрывки из текста и задания для работы над их содержанием.

Задания, предполагающие развитие умений конкретизировать, абстрагировать и устанавливать причинно-следственные связи, даются в виде схем и рисунков различной степени сложности с требованием частичной работы по их определению и завершению, а также в виде карточек, где необходима полная самостоятельность в составлении схемы или определении рисунка.

Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств. Карточки такого вида могут содержать логические задачи, которые подкрепляют изучаемый материал дополнительными сведениями.

Карточки, содержащие кроссворды, активизируют умственную деятельность учеников, заставляют вспомнить ранее изученное, вызывают интерес своей нетрадиционностью.

Также активно ребята работают по составлению кластеров и синквейнов (их можно использовать как при изучении нового материала, так и при проверке домашнего задания). Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа, что приучает учащихся вычленять главное в фактическом материале.

Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования умений обучающихся самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в тексте и предупреждает механическое заучивание текста. При этом работа с текстом приобретает творческий характер.

На первом этапе ученик должен понять смысл прочитанного, составить рассказ по плану или выделить в тексте части, которые объясняют рисунок. В 5 классе я показываю ребятам карточки с рисунками. Ученики должны сказать, в каком параграфе этот рисунок, о чем он говорит, что мы можем узнать.

Второй этап – выработка умения выделять главные мысли в прочитанном тексте. На этом этапе урока осуществляется формирование умений работать с таблицами, рисунками, схемами, а также извлекать содержащуюся в параграфе информацию для заполнения таблицы.

Третий этап – умение проводить сравнительный анализ процессов, явлений, используя содержание нескольких параграфов.

На четвертом этапе формируется умение работать со сложным текстом, включающим материал с несколькими структурными компонентами; вырабатывается умение самостоятельно выделять эти компоненты; самостоятельно изучать текст; выделять в нем главные мысли. На этом этапе я формирую у обучающихся умение самостоятельно работать с дополнительной литературой (учебной и научно- популярной).

Работу с дополнительной литературой я использую уже на первом этапе обучения при подготовке интересных сообщений.

При работе с учащимися я ставлю перед собой цель: не только заинтересовать учащихся изучением предмета, но и показать, что история тесно связана с нашей жизнью. Поэтому, при составлении учебной программы, я включаю в учебный план больше практических заданий.

Творчество ребят проявляется, когда они пишут сказки, рассказы, стихи, по темам Древнего мира или истории Средних веков.

Одним из приемов организации учебной деятельности является групповая работа на уроке. Я часто использую эту форму работы при изучении нового материала, решении задач, подготовке к самостоятельной или проектной работе.

ИКТ применяю на всех типах уроков и на разных его этапах.

На этапе изучения нового материала ИКТ помогают мне эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти. По ходу урока я вывожу на экран необходимый материал и основные вопросы данной темы. При объяснении нового материала применение слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает мне поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, позволяет быстрее и глубже воспринимать материал.

Использования слайда-задания помогает мне организовать обсуждение поставленного вопроса  и подвести его итоги.

На этапе закрепления и контроля электронные тестовые задания, дают возможность более объективно оценить знания ученика. Оценку ставит независимый эксперт-компьютер.

Компьютер предоставляет возможности для моделирования исторических процессов, для работы с базой данных. В процессе работы легко запоминаются события, а также историко-географические названия, имена, даты.

Учащиеся 5-х классов только приступают к изучению вопросов истории, поэтому важно приобщить их к культурному наследию разных народов мира, развить интерес к изучаемому предмету. В этом помогают демонстративные возможности медиасредств - просмотр иллюстраций, видеороликов и т.д.

В 5-6 классах работаю с электронными учебниками «Всеобщая история» и «История 5класс»

В 5-7- х классах уроки усвоения новых знаний проходят в форме компьютерной презентации. Уроку предшествует подготовительная работа:

  • просмотр электронного учебника;

  • анализ отобранной информации;

  • создание компьютерной презентации, которая включает разнообразные формы работы (работа с картой, просмотр сюжета из электронного учебника и выполнение заданий, составление схем, проверочные тесты и т.д.).

При проведении урока применяю готовые презентации, а также самостоятельно подготовленные учащимися, например по обществознанию: «Сетикет» (7кл), «Познавательная деятельность человека» (10 кл), «Социальная роль личности» (11кл), «Социальный статус личности» (11кл), «Духовная деятельность», «Молодежь как социальная группа», «Экологическая проблема - глобальная проблема современности» (11кл) и др. Часто, используя возможности Power Point’а, настраиваю любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Считаю, что использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения.

В 10-11 классах практикую мультимедийные лекции, которые обеспечивают “погружение” в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Комплексное воздействие видеоряда, звука, диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного позволяют облегчить усвоение обширного материала. ЭОРы: «История России: XX век», «Обществознание», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Москвы до Рейхстага», «Энциклопедия истории России», работают в интерактивном режиме, следовательно, учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций. Организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя и использовать разнообразные материалы: иллюстрации, меняющиеся диаграммы, фотодокументы, картины и схемы, озвученные кинохроники, фрагменты из художественных фильмов, звуковые документы, песни, чтение стихотворений их авторами и т.п.

Смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности. Использование ИКТ вызывает огромный интерес у учащихся, о чем свидетельствуют результаты проведенного среди учащихся 10- 11 классов социологического опроса «Обучение и информационные технологии». В 10-11 классах при проверке знаний применяю зачетную систему, которая при её умелом использовании служит действенным стимулом учебного роста каждого ученика.

Применение разнообразных форм и методов обучения обеспечивает интерес учащихся к процессу получения знаний и умений, способствует их целенаправленной деятельности, что в конечном итоге приводит к совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Целенаправленная работа на уроках побуждает обучающихся посещать дополнительные занятия. я веду элективные курсы для 10-11 классов. На курсах занимаются 25 человек.

Из результата работы видно, что интерес к истории, как науке, у ребят проявляется не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

 


Полный текст материала Статья "Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марина Викторовна Ульянова  Публикатор
13.01.2022 0 2308 156

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК