Статья "Краеведческое образование как средство воспитания патриота России"
Статья на тему «Краеведческое образование как средство воспитания патриота России»
Учитель истории высшей категории Голубева Лидия Ивановна.
Люди как растения, которые не растут удачно,
если за ними нет хорошего ухода.
Шарль Луи Монтескье
Решение задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания требует обращения к изучению краеведения в школе. Каждому человеку надо осознавать себя и своё место в мире. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины. На нас, педагогов, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
И тогда развитие познавательного интереса, активности и самостоятельности средствами краеведения воспитывает думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе.
Актуальность же проблемы заключается не только в воспитании гражданина и патриота своей страны, но и в настоятельной потребности модификации краеведческой деятельности школы. Слабая учебная краеведческая информационная база не позволяет в полной мере качественно осуществлять запросы учителей и учащихся. Таким образом, появилась настоятельная потребность ввести инновационные методы в развитие краеведения. Для этого были разработаны модели проектной деятельности учащихся по созданию историко-краеведческого журнала «Хабар», рабочие тетради по краеведению, творческое историческое кафе, летняя историческая школа и многое другое
Была поставлена цель: формирование гражданской позиции и развитие творческого потенциала лицеистов как важнейших факторов их успешной социализации.
Краеведческая работа издавна являлась составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Краеведение и сегодня стало необходимым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края. Если через журнал «Хабар» учащиеся создают свой информационный продукт, то через работу с рабочими тетрадями ученики добывают информацию разными средствами. Эти два проекта хороши тем, что они друг друга дополняют в урочной и внеурочной деятельности. Единственное различие состоит в том, что работа над тетрадями подразумевает широкий охват учащихся (7-9кл.), а в создании журнала «Хабар» задействованы от 20 до 25 ребят (5-11 классов). Периодичность издания: 2 раза в год.
Вообще исследовательский метод, применяемый и в создании журнала «Хабар» и в работе с тетрадями по краеведению вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу.
Особенность этой работы состоит в том, что они повышают интерес к истории развития своего края и города и способствуют обучению учащихся самостоятельно добывать информацию, осуществлять выбор и нести за нее ответственность; использованию элементов научно-исследовательского метода в краеведении, с помощью которого лицеисты сами учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.
История родного края, как и вся история в целом, имеет много увлекательных страниц, но не все они могут быть с достаточной полнотой раскрыты как на уроках, так и во внеклассной работе. Учитывая это, мы стараемся предлагать такие темы, которые расскажут о неизвестных фактах, событиях по истории края. В журнале освещаются исторические события на ДВ, показывается связь прошлого, настоящего и будущего в рамках выбранной темы, проводятся исследования о жизнедеятельности людей, которые внесли вклад в развитие нашего города и ДВ.
Особенность журнала состоит не только в том, что ребята создают конкретный продукт своей деятельности, но и в том, что раскрывается более-менее полно какая-то страница истории края. Например, мы берем тему «Гражданская война в Хабаровском крае». Материала в учебнике очень мало, в несколько строк. Журналисты собирают материал разнообразный. Конечно, это и история гражданской войны, ее основные битвы, это герои и антигерои. Например, деятельность Якова Тряпицына до сих пор не определена по нравственному критерию: кто же он герой или предатель? Но еще связываются те давние события с последующим временем: как гражданская война повлияла на развитие края, какой след оставила в современной жизни. Конечно, мы вплотную работали с нашим краеведческим музеем. В нем мы проводили и представление-презентацию журнала. Где выступали музейные работники, научные сотрудники.
Каждый номер журнала сопровождается экскурсией по теме и почетным гостем. Допустим, мы пишем о Российско-японских отношениях, все журналисты с большим интересом побывали в японском посольстве, был приглашен Консул Японии. Или мы писали о театрах края. Конечно, все вместе сходили на экскурсию «Закулисье» в краевой музыкальный театр. Ребята были в восторге. А приходил в гости ведущий актер театра Денис Желтоухов. Журналисты берут интервью. Например, брали интервью у художника Сергея Логинова, Всеволода Сысоева, Дениса Желтоухова, которые нашли время прийти на нашу презентацию. Впечатлений всегда много: от тем и статей, от людей, с кем встречаемся, от экскурсий. Например, когда писали про экологию, то ходили на экскурсию в Горводоканал. Ребят удивила система водоочистки. Или институт гидрометеослужбы. И дети видят везде людей, верных своему делу, увлеченно об этом рассказывающих, кропотливо делая свою работу, порой сложную и монотонную. Мы многому научились и до сих пор учимся. Прогресс не стоит на месте. Наши журналы очень сильно отличаются от прошлых лет. Сейчас наши верстальщики создают журнал красочный, интересный, с разными элементами, вставками.
Кстати, еще один проект родился достаточно давно. Незнание своей малой Родины породило желание поездить по нашим дальневосточным местам. И было принято решение по мере возможности посещать места Дальнего Востока. Например, уже посетили селение Сикачи Алян, Биробиджан, с его самобытной историей, были в городе юности, во Владивостоке, в плане Камчатка и Байкал. В сентябре планируется выезд на Волочаевскую сопку, чтобы ребята увидели, где шли бои, с чего началось освобождение нашего города.
С рабочими тетрадями все сложнее. Есть задания, надо найти ответ. Где? Знакомых информационных источников в виде Интернета нет или крайне мало. Эта работа только ведется нашими библиотеками - цифрование материала. Книги, библиотеки…. Время сегодня большой дефицит для наших учеников. Это проблема, с которой я и столкнулась. Создавая тетради, я опиралась на материал нашего единственного учебника по истории Дальнего Востока в новое и новейшее время А.Ю. Завалишина. Этих учебников практически нет. Остались единицы. Ведь уроков краеведения тоже нет, все на усмотрение учителя. Заинтересован - будет включать темы, говорить, привлекать. Не заинтересован - и для детей белый пласт в знаниях истории края. В 2013 году я была на III Всероссийской научно-практической конференции в Челябинске. Она была посвящена проблемам культурного образования, в том числе и проблемам изучения краеведения в школах. Очень много интересного я узнала. Ну, первое, что я была единственным представителем от Дальнего Востока. А были и от Томска, Кольского района Мурманской области, Ленинградской обл, Екатеринбурга, конечно Челябинской области и других регионов. Второе, многие представляли продукт своей деятельности – учебники по краеведению. Красочные, интересные. У нас его нет. А учебник нужен. И уже несколько лет витают мысли о его создании. Ну, хотя бы тетради… Конечно, времени изучать полностью курс краеведения в рамках уроков невозможно, слишком большой материал охвачен. Поэтому приходится изучать фрагментами. Особенностью своих тетрадей я считаю, включение духовно-религиозного компонента. Нет, он не навязчивый. Но наши ученики должны знать, чем отличаются Иннокентий Иркутский от Иннокентия Московского, где находится храм Спассо-Преображенский, а где Христорождественский. Какой храм первый, а какой был единственный действующий в советское время. Потому что это наша история. Она и великая, она и трагичная. И о ней надо знать.
Как учитель я была заинтересована в навыках и умениях своих учеников, которым надо сдавать ЕГЭ. Поэтому, несмотря на то, что с рабочими тетрадями ученики начинают работать с 7 класса, задания были разработаны так, чтобы подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Рабочие тетради разноуровневые по сложности выполнения: есть задания простые, где требуются односложные ответы, есть задания, где нужны рассуждения, а это требует дополнительных знаний. И тоже подразумевают некую исследовательскую деятельность отдельных заданий.
Много лет назад я создала первую летнюю историческую школу. Прошло их уже несколько. Темы исследований разные: Памятники, посвященные войне, репрессии на Дальнем Востоке, храмы Хабаровска, судьбы зданий, улицы города Хабаровска и т.д. Хорошее время – лето. Дети свободны, разрабатываем план, ездим по всему Хабаровску, в поисках информации, ходим по библиотекам, встречаемся с интересными людьми, создаем проект, который потом представляем лицеистам на классных часах.
Следующий проект, которым я тоже болела несколько лет, и все же он появился – это историческое творческое кафе.
Эта форма работы с детьми очень разнообразная. Началось все с темы «Роль жен декабристов в истории России». Где хотелось показать всю мощь и особенность этого движения. Ребята рассказывали о декабристах, пели романсы, танцевали бальные танцы. Девочки пытались приблизиться к той эпохе через прически, одежду. Особенность такого кафе – связь возрастов. Желающие приглашаются ученики с 5 по 11 класс. Некоторые увлеклись настолько, что когда сказала тему следующего кафе, а это был Афганистан, старшеклассники написали сценарий и сами поставили театрализованное представление. Были приглашены ветераны Афганской войны, ветераны Дамасского конфликта, ветераны Чеченской войны, родители, погибшего Сергея Попова, с которыми мы поддерживаем связь. Получилось очень душевное и очень нужное для самих ребят мероприятие. После таких мероприятий появлялись желающие ученики написать исследовательские работы о героях тех войн. Конечно, было кафе, посвященное Победе в Великой Отечественной войне.
Еще одна тема, которой хотелось уделить больше времени, это Серебряный век. Это уже целая традиция Серебряного века. Кафе, оно и должно быть кафе, красивые чашечки, испеченные своими руками сладости, душистый чай и стихи Ахматовой, Есенина, полотна Малевича, Врубеля, Кандинского, архитектура Шехтеля, Мамешина… Донести красоту, величие и противоречивость этого периода русской культуры. При чем тут краеведение, скажете вы? А по этому принципу, т.е. принципу кафе, мы с ребятами проводим встречи и на другие темы. Например, культура Хабаровска в разные периоды, вечер поэзии хабаровских поэтов. Ребятам запоминаются такие вещи, пронесенные через себя, свое отношение. Конечно, есть казусы: пьем чай, едим, а тут высокий слог.. Дети сами пришли к пониманию, что есть тогда, когда читают стихи Цветаевой, Комарова или Царева нельзя!!! Привитие к прекрасному очень сложное дело. Вплоть до мелочей - чашки какие? Я поставила условие - только красивые кружечки. Никакой пластиковой посуды, к чему, к сожалению, привыкли дети. Проводим такие вечера именно вечером. При свечах, под красивую музыку. Стали проситься родители. Для детей это небольшое напряжение. Но потрясающее вливание родителей в этот процесс. Они стали читать стихи. И для детей это было откровение! Темы абсолютно разные, разный творческий подход. Для некоторых это создание презентации и интересный рассказ, например архитектуры Шехтеля, для других это необычное прочтение стихотворения Саши Черного, для третьих представить Маяковского в образе и поразить зрителей театральным представлением…
Еще один опыт творческого кафе, это мои любимые «Рождественские встречи». Почему такое название? Проводим 25 декабря. Рождество Христово католическое. Когда православное, все на каникулах. Какую цель ставила? Была поражена, когда готовились к первой встрече, что дети много знают о католическом через мультфильмы, песни, художественные фильмы. А про православное - ничего сказать и не могли. Искали материал, обращались за помощью в отдел культуры Духовной семинарии, ходили в Спассо-Преображенский храм накануне Рождества. И ребята были удивленны общей историей праздника. Но самое главное это атмосфера этих встреч. Сами ребята готовили пригласительные билеты. Распространяли, Инициативная группа готовила сценарий. Главное условие - приготовить сюрприз. Или это номер смешной, лиричный или это вкусные изделия с пожеланиями, загадками. Пекли даже мальчики, играли на саксофоне, рок на гитарах, были нежные танцевальные дуэты, пели песни, шутки и смех. И это накануне самого главного праздника Нового года.
Педагогика – это процесс не одного дня, не одного человека. Это деятельность целого коллектива, такого триумвирата: педагогов, родителей и самих учеников. Это здорово когда есть единомышленники!
Этим летом перечитала свои любимые книги. А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» и Е.А. Ямбург «Школа и ее окрестности». Разное время, разные люди, разные жизненные требования. Одно общее – это любовь и уважение к ребенку. И я согласна с Евгением Александровичем, что совершенно очевидна важность технологического прогресса, но не менее важно отношение и общение, разговоры по душам и театрализованные постановки, творческие вечера и нравственные установки, где перемежаются духовная и бытовая культура.
В начале было Слово… И именно мы, педагоги, сопровождающие по жизни этих маленьких граждан, должны донести значение Слова!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голубева Лидия Ивановна
→ Публикатор 15.02.2022 0 575 119 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы