Статья "Значение исторических источников в воспитании патриотизма и гражданского сознания учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО"
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя истории и обществознания
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»,
Московская область, Ленинский г. о., р. п. Измайлово,
Батковой Анастасии Александровны.
Проблема, над которой я работаю последние годы называется:
«Значение исторических источников в воспитании патриотизма и гражданского сознания учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО».
История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины.
М.Т. Цицерон
Исторические источники играют важную роль в формировании исторических знаний, являясь основным средством в процессе обучения истории в школе. Однако их значение в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы стоит наиболее остро.
Характеризуя создавшееся в стране положение, президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Возрождение России, воспитание активной, творческой, самостоятельно мыслящей личности невозможно без воспитания гражданственности, стержнем которой является патриотизм.
Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках, во внеурочной деятельности сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Поток «мусорной» информации льётся на незащищенного молодого гражданина из источников СМИ, Интернет, рекламных витрин. Очень сложно найти истинные знания в нашем цифровом веке. Лучшим фильтром для правильного восприятия исторических событий остаются источники. Сегодня остро встаёт необходимость формирования умений и навыков в самостоятельном поиске источников обучающимися, развития способностей самостоятельно систематизировать и анализировать информацию.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю истории и обществознания. Как учитель, считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, несу ответственность не только за усвоение материала обучающимися, но и за воспитание будущего поколения.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:
1. Требования ФГОС ОО;
2. Изучение методической литературы;
3. Курсы повышения квалификации;
4. Изучение опыта коллег;
5. Участие в городских и областных семинарах и конкурсах.
Особенность гуманитарных наук заключается в том, что они опираются не на эксперимент или на умозрительные понятия, выведенные логическим путем, а на анализ и обобщение фактов действительности в ее развитии на основании данных различных источников.
Присутствие исторического источника на уроке позволяет наиболее эффективно преодолевать ряд проблем, возникающих в преподавании истории и обществознания. А именно:
Наличие у обучающегося разнообразных, но часто некачественных источников информации о событиях прошлого. Неподкрепленное чем-либо кроме учебника слово учителя зачастую бессильно перед детским: «А по телевизору показывали...». Но эту проблему можно превратить в ситуацию стимулирования познавательной активности, стоит предложить изучить источники того времени, разобраться в позициях современников.
Наличие в общеобразовательном классе ребят с разным уровнем мотивации, подготовки, социального заказа. Вместе с тем, проблема обучения в одном классе ребят с разнонаправленными интересами не является непреодолимой, так как в моем распоряжении, как руководителя музея, находится достаточное количество археологических, письменных и вещественных источников, позволяющих превратить подобные недостатки в способ решения проблем.
Документ не всегда может указать на проявление сочувствия, которое необходимо в личностном восприятии исторического события. Для решения этой проблемы активно использованию фото и видеоматериалы. Новейшая история и обществознание широко представлены в теледокументалистике и видеохронике. Обучающиеся с удовольствием перенимают способ работы с данными видами источников и создают их сами.
В результате обеспечивается:
-
актуализация проблемного изучения;
-
доступность информации для поколения «экранной культуры»;
-
яркость и эмоциональную окрашенность предлагаемого материала как способ повышения воспитательного эффекта.
Наличие теоретической базы опыта.
Планируя образовательную деятельность на уроках истории, обществознания, во внеурочной работе, я руководствуюсь следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон "Об образовании в РФ".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его и называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.
Выстраивая инновационную работу в школе, я опираюсь на идеи следующих учёных- исследователей:
Для успешной работы с историческими источниками от историка глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести С. М. Соловьева, О.В. Ключевского, Н.М.Карамзина.
Конечно, нельзя представить процесс воспитания без мастера педагогических идей А. С. Макаренко. Большая его заслуга заключается в том, что он указал ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание патриотизма в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.
Монография историка Л. Н. Пушкарева разрабатывает сложные и недостаточно изученные проблемы теоретического источниковедения, связанные с определением и классификацией исторических источников. Автор привлек значительную научную литературу, подробно рассмотрел историографию вопроса и обосновал типологическую классификацию русских письменных источников.
Советский и российский историк С.О. Шмид внес огромный вклад в современную историографию. Именно при его содействии были определены основные принципы и методы архивного дела, документоведения, археографии и архивоведения.
Региональный компонент – часть школьного образования, обладает самоценностью и самозначимостью, своими корнями уходит в прошлое педагогической науки. Краеведение или родиноведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. Важнейшую роль в России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский.
Воспитание патриотизма так же проходит через осмысление значимости собственного народа. Таким исследователем мордовской культуры в конце XIX-начале XX веков стал М.Е.Евсевьев. Так же использую труды современных ученых, этнографов, педагогов Н.Ф.Мокшина, В.К.Абрамова, В.А.Юрченкова.
Большое значение для развития теории и практики патриотического воспитания, обоснования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки региональных программ по патриотическому воспитанию обучающихся имеют научные статьи и учебно-методические пособия А. Г. Агаева, М.Б. Акаева, С. А. Алиева, А.А. Аронова, Г.И. Батуриной, М.И. Богомоловой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова, З.Т. Гасанова, с которыми я познакомилась.
Изучив труды таких известных педагогов, психологов, методистов как Л. С. Рубинштейн, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев (деятельный подход в обучении), Медушевская О.М., Никулин П.Ф. (источниковедческий подход в обучении), М.М.Поташник, М.В.Левит (методические требования к уроку в условиях развивающейся школы), я стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе и использую имеющийся личный опыт для формирования ключевых компетенций у учащихся.
Ведущая педагогическая идея.
Моей ведущей идеей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенции подрастающего поколения, приобщение его к нравственным традициям своего народа, воспитание гражданственности, уважение к собственной истории. Чтобы школа, как социальный организм, могла стать для ученика не только источником специальных знаний по предмету, но и воспитательной средой, в процесс обучения должен быть заложен региональный компонент, который обеспечит усвоение детьми нравственных и патриотических ценностей.
На мой взгляд, важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Отсюда вытекают и важные задачи: обеспечить учащихся историческими знаниями об опыте человечества через исторические источники; создать условия для овладения учащимися определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимать и давать объективную оценку историческим событиям в их взаимосвязи; на основе развития эмоциональной сферы личности средствами воздействия на нее исторических образов воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего и других народов, сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей; развить личность учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.
Оптимальность и эффективность средств.
Таким образом, даже учебники нового поколения будут требовать от учителя творческого подхода к работе с источником, без которого невозможно его адекватное использование на уроке. Последнее же необходимо, так как позволяет наиболее эффективно добиваться высокого качества знаний через активизацию познавательной деятельности за счет:
-
дифференцированности текстов и заданий к ним,
-
предоставления права выбора задания,
-
словарной работе на основе текста (например, «Сравните определения данные в тексте и в учебнике», «выпишите из текста обществоведческие термины и дайте их определения»),
-
составления разного вида планов текста,
-
выделения главной мысли текста.
К тому же источник позволяет проникнуть вглубь исторических событий и обосновать учащимся собственные позиции, что благотворно влияет на развитие личности, чувств любви к Родине, проявлению гражданственности. Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют разные виды деятельности с источником на уроках и внеурочной работе, где становление гражданственности проходит через:
-
развитие демократических гражданских качеств;
-
выработку осознанности гражданской позиции;
-
сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;
-
стремление к активным действиям для решения существующих проблем.
Для достижения наибольшей эффективности на подготовительном этапе работы с источником необходимо уделять внимание его предварительному отбору для определения его места и наиболее эффективной формы использования на уроке. При этом мною учитываются:
– Документы более эффективны в пакете из нескольких отрывков, которые могут, как дополнять друг друга, так и представлять различные точки зрения. Например, сравнение текстов отдельный статей Конституций СССР и РФ.
– Для работы на уроке эффективны небольшие по объему документы за исключением индивидуальных домашних заданий для отдельных учащихся, либо работ в группе.
– При отборе документов следует соотносить форму предполагаемой работы и особенности текста: информационность, эмоциональность и т.д. Многие исторические источники обладают большой силой эмоционального воздействия, что необходимо использовать в воспитательных целях урока. Дисциплины социально-общественного цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в прошлом, формирование у них важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Очевидно, что этот эффект во многом создается «живым голосом» исторического источника.
Художественные произведения и предметы материальной культуры главным образом играют эмоционально-иллюстративную роль, а при их отборе следует учитывать не только художественную ценность, но и выразительную ёмкость и точность в передаче сути и духа эпохи. Ярким примером не столько художественной, сколько исторической яркости может служить стихотворение К.Симонова «Если дорог тебе твой дом» при изучении Великой Отечественной войны или роли личности в истории в произведении А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Следующий этап работы — это подготовка источника к его восприятию школьниками: он должен сопровождаться краткими вводными примечаниями и комментариями, поясняющими значение слов и понятий, а также вопросами для размышления и заданиями, которые должны быть выполнены в ходе работы с источником.
Естественно, что для успеха работы необходимо научить обучающихся основам работы с источниками, прежде всего, умение оценить степень объективности информации с учетом позиции автора документа, времени его создания, представление об особенностях разных видов источников, их характерных особенностях. Этим вопросам не обязательно посвящать отдельные занятия. Достаточно систематически обращать внимание обучающихся на эти моменты при анализе. Целесообразно также вставлять время от времени в канву урока документы, способствующие не просто пониманию темы, но и характеризующие какой-либо тип источника. Так, при изучении февральской революции учащимся предлагается отрывок из дневника Николая II от 23.02.1917 г., в котором говорится об удачной стрельбе по воронам, но ни слова о беспорядках в столице. Помимо вывода о том, что опасность революции не была оценена своевременно, учащимся предлагается подумать, что бы вспомнил император об этом дне, поведись ему писать мемуары через 10-15 лет после событий?
Организуя самостоятельную работу обучающихся с таким письменным источником как документ, следует представлять уровень их подготовленности. Тексты документов, органически связанные с содержанием соответствующих разделов учебника, доступны учащимся и могут быть даны для самостоятельного изучения с предварительной постановкой задания.
Методики работы с историческими источниками очень разнообразны и важны не только тем, что повышает эффективность уроков истории и обществознания, но и тем, что включает в себя элементы воспитания на уроке, способствует формированию воспитывающих ситуаций, приводит к подъему чувств патриотизма и ответственности, развивает гражданственность.
Анализ результативности опыта.
Использование различных видов исторических источников на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.
Ежегодно мои ученики принимают участие в олимпиадах по истории, обществознанию, праву различного уровня.
В 2021-2022 учебном году призерами муниципального тура Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию, истории и праву.
Ребята активно участвуют также в различных очных и заочных конкурсах и олимпиадах. Становятся победителями и призёрами научно-практических конференций разного уровня.
Учащиеся школы – активные участники всероссийских и международных акций, среди них «Большой этнографический диктант», «Тест по истории Великой Отечественной войны», «Тест на знание Конституции РФ», «Правовой(юридический) диктант».
В 2021 учебном году мой ученик принял участие в очном этапе Всероссийского конкурса молодежных проектов «Если бы я был Президентом», который проходил в городе Санкт-Петербурге. Команда учащихся «Золотая середина» под моим руководством приняли участие в онлайн-квизе посвященному «80 лет Битвы под Москвой» и вошла в топ-10 среди образовательных организаций по Московской области.
Массово учащееся школы принимают активное участие в школьных мероприятиях, посвященных событиям Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Использование исторического источника на занятиях дает возможность значительно расширить привычный взгляд на исторические события, активизировать учебную деятельность школьников, сделать знания более доступными, а интерес к предмету – устойчивым. Через источники учащиеся могут становиться активными участниками истории, а возможность самим создавать источники развивает больший интерес к изучаемому предмету. Исторический источник дает возможность ученику представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом огромной и сильной страны.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт может быть востребован учителями истории и обществознания. Он будет интересен как начинающим педагогам, так и педагогам с высоким уровнем мастерства, так как имеет некоторые инновационные методы. Использовать данный опыт можно на всех этапах обучения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баткова Анастасия Александровна
→ Публикатор 05.03.2023 0 1212 26 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы