Статья "Изучение региональной истории в условиях реализации Концепции исторического образования"
В условиях модернизации отечественного образования осуществляется поиск возможностей повышения качества содержания его регионального компонента. В реализации данной задачи значительную роль играет изучение истории в школе. Необходимость реализация исторического образования в школьной практике на основе регионального компонента обусловливает необходимость включение в содержании школьного курса истории материалов, так или иначе связанных с регионом, в котором находимся мы.
Важность использования регионального компонента обусловлена также тем, что он является фактором поликультурного образования учащихся, который необходим для формирования у учащихся как общего познавательного интереса, так и интереса к изучению региональной истории. К сожалению, в настоящее время можно констатировать недостаточное количество научных и методических разработок, направленных на формирование и развитие целостного исторического мировоззрения личности, в котором одно из важнейших мест занимали бы сведения по истории малой родины учащегося.
При этом во ФГОС ООО подчеркивается, что он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, в связи с чем региональный компонент в изучении истории в школе приобретает особое значение
Историко-культурный стандарт как концептуальный документ для разработчиков Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории рекомендует изучение истории России (курса отечественной истории) через историю регионов РФ. Однако в условиях отсутствия четкой нормативной основы регионализация исторического образования осуществляется не системно. В настоящее время разработана инновационная модель преподавания региональной истории:
- Интегрировано в Истории России
- Факультативный курс
Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории.
Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
В ФГОС ООО отсутствуют четкие положения, направленные на регулирование преподавания региональной истории. Восполнить пробел ФГОС относительно изучения региональной истории, призвана Концепция нового УМК по отечественной истории и в ее составе Историко-культурный стандарт. Именно в Историко-культурном стандарте выделен этнокультурный компонент содержания отечественной истории. Ключевая мысль, содержащаяся в нем: история страны должна изучаться через историю регионов. «В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной»
Цель изучения региональной и локальной истории совпадает с целью преподавания предмета истории – формирование целостной картины российской и мировой истории; осмысление истории региона как неотъемлемой составной части истории страны и мира, важности вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю; формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Достижение этой цели повышает интерес школьников-сибиряков к истории, способствует приобщению учащихся к прошлому через историю родного края, семьи, созданию условий для осознания школьниками своей идентичности как гражданина страны, члена этнической и, возможно, религиозной группы, локальной и региональной общности.
Изучение истории НСО в тесной связи с базовыми курсами российской и всеобщей истории позволяет достигать ключевых личностных результатов общего образования, сформулированных в ФГОС ООО (разд. II, пункт 9) и ФГОС СОО (разд. II, пункт 7). Прежде всего, позволяет решать задачи воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; воспитания чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину.
Занятия по региональной истории создают дополнительные возможности для достижения метапредметных результатов, заявленных ФГОС ООО (разд. II, пункт 10) и ФГОС СОО (разд. II, пункт 8).
Целенаправленное использование групповых форм работы (с распределением поручений и ответственности между участниками группы) будет способствовать развитию комплекса коммуникативных умений.
Включение школьников в проектную деятель позволит развивать организационные умения, поскольку такая деятельность предполагает самостоятельную постановку школьниками задач, выработку плана деятельности, презентацию и анализ результатов. Использование на занятиях разнообразных исторических источников развивает познавательные универсальные учебные действия, в частности, умение смыслового чтения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Редькина Анна Валерьевна
→ Публикатор![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.