Статья "Изучение региональной истории в условиях реализации Концепции исторического образования"
Изучение региональной истории в условиях реализации Концепции исторического образования.
В условиях модернизации отечественного образования осуществляется поиск возможностей повышения качества содержания его регионального компонента. В реализации данной задачи значительную роль играет изучение истории в школе. Необходимость реализация исторического образования в школьной практике на основе регионального компонента обусловливает необходимость включение в содержании школьного курса истории материалов, так или иначе связанных с регионом, в котором находимся мы.
Важность использования регионального компонента обусловлена также тем, что он является фактором поликультурного образования учащихся, который необходим для формирования у учащихся как общего познавательного интереса, так и интереса к изучению региональной истории. К сожалению, в настоящее время можно констатировать недостаточное количество научных и методических разработок, направленных на формирование и развитие целостного исторического мировоззрения личности, в котором одно из важнейших мест занимали бы сведения по истории малой родины учащегося.
При этом во ФГОС ООО подчеркивается, что он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, в связи с чем региональный компонент в изучении истории в школе приобретает особое значение
Историко-культурный стандарт как концептуальный документ для разработчиков Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории рекомендует изучение истории России (курса отечественной истории) через историю регионов РФ. Однако в условиях отсутствия четкой нормативной основы регионализация исторического образования осуществляется не системно. В настоящее время разработана инновационная модель преподавания региональной истории:
Интегрировано в Истории России
Факультативный курс
В соответствии с ИКС, преподавание истории в школе должно строиться с учетом следующих концептуальных основ
3. Региональный компонент: история страны через историю регионов: необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории.
Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории. Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
В ФГОС ООО отсутствуют четкие положения, направленные на регулирование преподавания региональной истории. Восполнить пробел ФГОС относительно изучения региональной истории, призвана Концепция нового УМК по отечественной истории и в ее составе Историко-культурный стандарт. Именно в Историко-культурном стандарте выделен этнокультурный компонент содержания отечественной истории. Ключевая мысль, содержащаяся в нем: история страны должна изучаться через историю регионов. «В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной»
При изучении региональной истории используется учебное пособие История Новосибирской области ( История России через историю регионов) под редакцией В.И. Молодина, М., ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017.
ИСТОРИЯ СИБИРИ: ИСТОРИЯ РОССИИ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ РЕГИОНА
Методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и Историко-культурного стандарта Ф. С. Кузнецова, О. М. Хлытина, К. Е. Зверева Утверждено Учебнометодическим советом ФГБОУ ВО «НГПУ» в качестве методического пособия Под редакцией доктора исторических наук, профессора
В. А. Зверева Новосибирск 2016
Цель изучения региональной и локальной истории совпадает с целью преподавания предмета истории – формирование целостной картины российской и мировой истории; осмысление истории региона как неотъемлемой составной части истории страны и мира, важности вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю; формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Достижение этой цели повышает интерес школьников-сибиряков к истории, способствует приобщению учащихся к прошлому через историю родного края, семьи, созданию условий для осознания школьниками своей идентичности как гражданина страны, члена этнической и, возможно, религиозной группы, локальной и региональной общности.
Требования к уровню подготовки
Предметные результаты изучения истории Сибири в основной школе согласуются с результатами базовых курсов российской и всеобщей истории, отражая специфику содержания региональной истории. В результате изучения сюжетов истории Новосибирской области в основной школе ученики научатся:
– определять место событий истории НСО во времени; синхронизировать события истории НСО, истории России и всеобщей истории; соотносить события истории НСО с основными этапами отечественной и всеобщей истории;
– описывать основные занятия, образ жизни людей, памятники
культуры НСО; рассказывать о событиях региональной истории и их участниках;
– объяснять причины и последствия ключевых событий истории Сибири;
– сравнивать развитие НСО и России в разные периоды истории, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
– раскрывать характерные, существенные черты политического,экономического и социального развития НСО в разные периоды истории;
– применять знания по истории НСО при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.;
– использовать историческую карту как источник информации о расселении человека на территории Сибири,
– систематизировать исторический материал, содержащийся в различных источниках информации (в учебной, справочной, энциклопедической литературе по истории Сибири, исторических источниках, работах историков и др.);
– сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; использовать элементы источниковедческого анализа при работе с различными типами исторических источников (письменных, вещественных, визуальных, устных);
– давать оценку наиболее значительным событиям и личностям
истории НСО.
Изучение истории НСО в тесной связи с базовыми курсами российской и всеобщей истории позволяет достигать ключевых личностных результатов общего образования, сформулированных в ФГОС ООО (разд. II, пункт 9) и ФГОС СОО (разд. II, пункт 7). Прежде всего, позволяет решать задачи воспитания российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; воспитания чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину.
Занятия по региональной истории создают дополнительные возможности для достижения метапредметных результатов, заявленных ФГОС ООО (разд. II, пункт 10) и ФГОС СОО (разд. II, пункт 8).
Целенаправленное использование групповых форм работы (с распределением поручений и ответственности между участниками группы) будет способствовать развитию комплекса коммуникативных умений.
Включение школьников в проектную деятель позволит развивать организационные умения, поскольку такая деятельность предполагает самостоятельную постановку школьниками задач, выработку плана деятельности, презентацию и анализ результатов. Использование на занятиях разнообразных исторических источников развивает познавательные универсальные учебные действия, в частности, умение смыслового чтения.
Предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Древняя и средневековая история Новосибирской области
Географическая характеристика Новосибирской области. Находки эпохи палеолита. Основные занятия людей в эпоху палеолита. Находки эпохи неолита. Основные занятия людей нового каменного века. Жилища и поселения. Представления людей о мире. Неолитическое искусство. Бронзовый век. Усть-татарская культура. Памятники Барабы. Одиновская культура. Самусьская культура. Кротовская культура. Андроновская культура. Ирменская культура. Становление скифского мира. Саргатская культура. Кулайская культура. Новочёкинская культура. Болыпереченская культура. Потчевашская культура. Венгеровская культура. Басандайская культура. Кыштовская культура. Тюркоязычное население.
Раздел 2. История Новосибирской области конца XVII - начала XX вв.
Новосибирская область после падения Сибирского ханства. Земледельческое освоение Новосибирского Приобья. Устройство тракта через Барабинскую степь и ее заселение. Колывано-Воскресенский (Алтайский) горный округ. Миграция крестьян в юго-западные районы нашего края. Традиции и традиционная культура. Народная агрономия и экология. Административные преобразования в XIX в. Развитие сельскохозяйственного производства. Жизнь на Московско-Сибирском тракте. Социальный и этнический состав населения. Строительство Великого Сибирского пути. Основание Новониколаевска (Новосибирска), его развитие. Новосибирская область в Первой мировой войне.
Раздел 3. Новосибирская область в XX - начале XXI вв.
Начало революции 1917 г. От февраля к октябрю. Установление советской власти в нашем крае. Первые мероприятия советской власти, отношение к ним населения. Гражданская война на территории Новосибирской области. НЭП в нашем крае. Новосибирская область в условиях индустриализации. Социокультурное развитие края. Административная реформа 1937 г. Массовые репрессии. Коллективизация. Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг крестьянства. Развитие края после победы: новые задачи промышленности, послевоенная деревня. Новая социально-экономическая стратегия. Освоение целинных и залежных земель. Строительство гидроэлектростанции. Развитие науки. Социально--экономическое развитие в сер. 1960 - 1970-х гг. Новосибирская область в период «перестройки». Рыночные реформы и их экономические результаты. Социальные последствия реформ и общественный протест. Новые политические реалии. Развитие социальной сферы. Культура, наука, образование.
Тематическое планирование 17 часов
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация.
Интеграция регионального и федерального компонентов создает благоприятные условия для повышения общего уровня гуманитарного образования. Изучение общих проблем истории Сибири, в совокупности с изучением локальной истории создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают влияние на представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства многонационального государства РФ. Региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальный для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делает обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления. Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т. п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно-исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.
Цели и задачи регионального компонента
Главная цель регионального компонента «История Новосибирской области» — социализация личности по месту проживания. Именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».
Задачами
обучения региональной истории
являются:
развитие интереса к
истории не только как школьному предмету,
но как явлению, охватывающему все
стороны человеческой деятельности в
прошлом;
воспитание гражданственности,
национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся
на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных,
этно-национальных традиций, нравственных
и социальных установок, идеологических
доктрин;
развитие
способности понимать историческую
обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную
позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и
принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
освоение
систематизированных знаний об истории
человечества, формирование целостного
представления о месте и роли края ,
России во всемирно-историческом
процессе;
овладение
умениями и навыками поиска, систематизации
и комплексного анализа исторической
информации;
формирование
исторического мышления – способности
рассматривать события и явления с точки
зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей
развитие критического и творческого мышления;
формирование собственной исторической позиции и умения аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнения с другими данными;
обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).
Место регионального компонента в системе исторического образования.
Изучение истории Новосибирской области реализуется через организацию самостоятельного образовательного модуля, хронологически соответствующего темам федеральной программы по истории России, раскрывающего региональные особенности социально-экономической и культурной жизни Сибири и родного края.
Тематическое планирование курса «История Новосибирской области» в 9 классе предусматривает на изучение 17 часа, во втором полугодии 2018\19гг.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ Новосибирской
области как части Сибири, России в XX
веке.
Требования
направлены на реализацию деятельностного
и личностно ориентированного подходов;
овладение учащимися знаниями и умениями,
значимыми для их социализации,
мировоззренческого и духовного развития,
позволяющими ориентироваться в окружающем
мире, востребованными в повседневной
жизни.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности:
Учащиеся
должны «Уметь»
- самостоятельно и
мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки
результата),
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
-
самостоятельно выбирать критерии для
сравнения, сопоставления, оценки и
классификации объектов.
-информационно-коммуникативная
деятельность учащихся, в рамках которой
развиваются умения и навыки поиска
нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа, извлечения
необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.),
- критическое оценивания достоверности полученной информации,
-передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
- выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика),
следовать
этическим нормам и правилам ведения
диалога (диспута).
умение оценивания
результата деятельности , (рефлексивной
деятельности учащихся, в том числе к
объективному оцениванию своих учебных
достижений, поведения, черт своей
личности, способности и готовности
учитывать мнения других людей при
определении собственной позиции и
самооценке, понимать ценность образования
как средства развития культуры личности),
умения
формулировать свои мировоззренческие
взгляды, осознанно определять свою
национальную, социальную, конфессиональную
принадлежность, собственное отношение
к явлениям современной жизни, свою
гражданскую позицию.
Учащиеся
должны
«Знать»:
характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX в. и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;
знать о значении Столыпинской аграрной реформы для развития НСО;
знать о развитии крестьянской кооперации в начале XX в., об успехах сельского хозяйства после постройки Транссибирской железной дороги, ее влиянии на развития нашей области;
знать, какой отклик в НСО получили события революций 1905—1907 гг. и Февральской;
знать о социальной базе, на которую опирались большевики при захвате власти в НСО, об основных этапах Гражданской войны на ее территории, о событиях тех лет в родном крае;
сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в НСО, Сибири и европейской части России;
знать, какая роль в планах индустриализации СССР отводилось краю, показывать по карте и называть стройки первых пятилеток;
знать факты из истории коллективизации в регионе;
уметь собирать, систематизировать и объяснять факты из истории родного края, в которых нашли отражение события индустриализации, коллективизации и «большого террора»;
знать о вкладе экономики области в дело победы в Великой Отечественной войне, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;
знать о кардинальных изменениях области в 1950—1980-е гг., показывать по карте местонахождение основных разработок природных месторождения, крупнейших промышленных предприятий;
уметь оценивать экономическое и социальное значение великих строек коммунизма в родном крае в единстве их положительных и отрицательных сторон;
характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950—1980-е гг.;
уметь собирать, систематизировать, описывать и объяснять факты из истории своего края, района, села, в которых отражена история его развития в 1950—1980-е гг.;
видеть зависимость современной жизни в крае от прошлого и понимать значение настоящей деятельности людей как непременного условия достижений будущего;
уметь выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории,
исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей и наличия источников
На странице приведен фрагмент.
Автор: Редькина Анна Валерьевна
→ Публикатор 06.05.2023 0 1331 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.