Статья "Использование методов смешанного обучения при изучении темы "Мир накануне Первой мировой войны"


Использование методов смешанного обучения при изучении темы: "Мир накануне Первой мировой войны»

Ложкин Д.В., учитель истории и обществознания МАОУ «СШ «Перспектива», г. Новый Уренгой

В рамках ФГОС реализуется переход к новым формам организации учебного процесса, которые базируются на использовании информационных технологий. Смешанное обучение является одним из таких подходов, который позволяет комбинировать традиционные методы обучения и технологии электронного обучения, такие как онлайн-курсы, электронные учебники, вебинары и другие. Использование моделей смешанного обучения может стать эффективным инструментом для реализации ФГОС и помочь в достижении его целей.

Существует несколько подходов к определению понятия «смешанное обучение», большинство из которых носят описательный характер. Пурнима Валиатан использует термин «смешанное обучение», подразумевая под этим комбинацию различных способов доставки образовательного контента [4]. Смешанное обучение представляет собой комбинацию очного обучения и дистанционного, притом, что одно из них является базовым в зависимости от выбранной модели.

Смешанное обучение в России стало популярным очень быстро, реализация такой модели стартовала в крупных университетах с внедрения ИКТ в образовании. Сейчас смешанное обучение успешно внедряется в некоторых российских школах Москвы и Ростова-на-Дону.

В большинстве случаев смешанное обучение рассматривается как комплексное применение дистанционной и очной форм обучения. В качестве его основных моделей педагоги как правило называют:

  1. модель «Перевернутый класс»

  2. модель «Смена классов»

  3. модель «Гибкий план»

  4. модель «Индивидуальный план»

  5. модель «Межшкольная группа»

  6. модель «Ротация станций».

«Перевернутый класс» - самая простая модель для практической реализации в школах, поэтому наиболее встречающаяся в России. Хотя далеко не все учителя готовы работать в этой модели, в ней всегда приходится работать в интерактивном формате.

Такая модель отличается от традиционной формы работы тем, что новый материал изучается дома самостоятельно. В связи с этим на уроке не затрачивается время на объяснения «простых истин» и «зубрежку» - эта часть переводится на дом.

Модель «смена классов». основывается на работе в классе и работе в онлайн – режиме в компьютерном классе. В один из уроков ученики работают в компьютерном классе под присмотром учителя, где они либо повышают свои навыки, устраняя пробелы в своих знаниях по темам, либо отвечают на вопросы по пройденным темам, смотрят видео, решают задачи. «Смена классов» подразумевает под собой объединение учителей разных предметов [1]. Такая модель дает учителю возможность отследить динамику роста знаний в онлайн - платформе.

Минус такой работы заключается в отсутствии коммуникации между одноклассниками, групповой работы и проектной деятельности, поэтому эти виды деятельности придется компенсировать через другие модели обучения.

«Гибкий план» - самая сложная, но наиболее эффективная модель. Она требует от учеников определенной подготовки, в первую очередь -самоорганизации. Такая модель подходит для старших классов, которые уже готовы к самостоятельной работе, могут себя организовывать. «Гибкий план» состоит из онлайн - пространства, в котором ученики самостоятельно занимаются. Особенностью данной модели является наличие зоны социализации, место, оборудованное диванами, креслами или пуфиками, где дети могут общаться, учиться, поскольку группы детей могут формироваться из разных классов. «Гибкий план» отличается от других тем, что время работы детей на станциях неограниченно, каждый может работать в удобном для него режиме. Ученики обладают гибким графиком, могут менять его по желанию, группы формируются по желанию и симпатии самих учеников [1]. Роль учителя в такой модели – это тьютор, который лишь сопровождает их деятельность, при необходимости консультирует и помогает.

«Индивидуальный план» составляется с учетом образовательных потребностей учеников, прорабатывается индивидуально для каждого. «Индивидуальный план» реализуется малыми группами учеников со сменным составом учащихся. Такая модель эффективно работает с одаренными детьми, которые требуют большего количества качественного материала и другого уровня сложности.

«Межшкольная группа» состоит из учащихся разных школ, которые в силу своих возможностей готовы и способны освоить сверх нормы учебной программы. Здесь могут изучаться дополнительные предметы, которых нет в учебной программе, но имеется большой личный интерес учащихся к выбранной дисциплине. Обучение в такой модели осуществляется дистанционно с координацией педагога и личными консультациями. Обратная связь поддерживается по электронной почте, скайпу или видео блогу. Осуществление такой модели не требует особых затрат.

Одной из самых эффективных и адекватных российским условиям моделей смешанного обучения, является модель «ротация станций». Она не требует больших помещений, привлечения дополнительных учителей для реализации, позволяет обойтись одним классом, в котором есть доступ к сети Интернет.

В рамках этой модели ученики занимаются на нескольких "станциях" – рабочих зонах, где им предоставляются различные виды заданий и обучающих материалов. Обычно, в каждом классе создается несколько таких станций, в зависимости от тематики урока и требований учебной программы.

Каждая станция содержит некоторое задание, которое ученик должен выполнить в течение определенного времени, например, 15-20 минут, после чего он переходит на следующую станцию. Работая на каждой станции, ученики могут выполнять задания самостоятельно, в паре или в небольших группах.

Однако, использование модели смешанного обучения с ротацией станций также имеет свои ограничения. В первую очередь, такая модель требует от учителя дополнительной подготовки, чтобы организовать задания и материалы для каждой станции. Также, необходимо обеспечить наличие необходимого оборудования и программного обеспечения.

Анализ перечисленных моделей смешанного обучения позволяет сделать вывод о том, что для условий массовой отечественной школы оптимальным вариантом является модель «Ротации станций». Она сочетает достоинства смешанного обучения в целом, при этом не требует от учителя значительных организационных усилий, что позволяет реализовать ее в рамках классно-урочной системы.

Было принято решение использовать модель «Ротация станций» на уроке истории по теме «Мир накануне Первой мировой войны». В соответствии с технологией смешанного обучения освоение учебного материала организуется учителем в двух форматах: дистанционном и очном [1].

В дистанционном формате учащиеся выполняют комплекс заданий направленных на первичное и самостоятельное освоение нового материала по изучаемой теме. Обязательным видом деятельности при самостоятельном изучении материала является выполнение тестовых заданий всеми учащимися. Результаты тестирования позволяют учителю ранжировать обучающихся по уровню освоения учебного материала, разделить их на группы и продумать особые формы работы для каждой из них:

  1. группа «частично успевающих» (группа А) – учащиеся, частично справившиеся с домашним заданием;

  2. группа «неуспевающих» (группа Б) – учащиеся, не выполнившие домашнее задание или выполнившие его неправильно;

  3. группа «успевающих» (группа В) – учащиеся, выполнившие все задания полностью и правильно.

В аудиторном формате работа обучающихся организована по станциям в целях коррекции результатов самостоятельного этапа изучения темы. Учебный класс делится на три части, каждая из которых представляет собой отдельную станцию. На начальном этапе их задачи распределяются следующим образом.

  1. Станция работы с учителем предназначена для обучающихся, получивших средние результаты, например, для тех, кто справился с формулировкой понятий и характеристикой категорий, но не сумел разобраться с выявлением причинно-следственных связей.

  2. Станция работы с персональным компьютером, здесь организуется работа с заданиями для тех, кто вообще не справился с домашним заданием.

  3. Станция мини-проектов для тех, кто полностью и правильно выполнил все задания в дистанционном формате.

В ходе урока происходит смена станций:

  • частично успевающие после работы с учителем переходят к работе на станцию мини-проектов;

  • неуспевающие переходят от работы с компьютерами к выполнению мини-проектов;

  • успевающие после выполнения мини-проектов переходят на станцию работы с компьютерами.

На завершающем этапе учитель подводит итоги, акцентирует внимание учащихся на фокусных знаниях и умениях, которые учащиеся должны были получить на уроке.

Таким образом, в рамках модели смешанного обучения «Ротация станций» изучение темы «Мир накануне Первой мировой войны» происходит в три этапа.

  1. В конце урока по предшествующей теме учитель объявляет тему следующего занятия, знакомит обучающихся с порядком его проведения и выдает домашнее задание. К этому моменту у учеников должен быть доступ к платформе, где размещены задания для дистанционного этапа работы.

  2. Второй этап проходит в дистанционном формате, дома. Обучающиеся выполняют подготовленные учителем задания и завершают свою работу тестом на закрепление. Каждое задание должно сопровождаться подробной и понятной для учащихся инструкцией в виде алгоритмизированной памятки. Для выполнения каждого задания устанавливается дедлайн не более 10 – 15 минут. В целом на изучение темы в дистанционном формате выделяется не более 45 минут. Планирование домашнего задания должно выполняться с учётом наличия заданий по другим предметам и учитывать требования СанПин (не более 3,5 часов для 9 – 11 классов) [5].

  3. Третий этап реализуется в учебном кабинете. Его структура представляет собой вариант урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков, с учетом особенностей модели «Ротация станций».

Вариантом организации урока контроля и коррекции знаний в рамках модели «Ротация станций» может быть следующая структура.

  1. Постановка темы, цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  2. Следующие этапы урока организованны по группам и представлены в таблице ниже.

Группа

Станция

Виды деятельности

Время

«А»

Работа с учителем

Проверка знаний фактического материала и основных понятий, умение раскрывать причинно-следственные связи и сущность основных категорий

15 мин.

Работа с проектами

Применение знаний на практике через взаимопроверку (лист оценки) мини-проектов выполненных группой «В»

15 мин.

«Б»

Работа с ПК

Восприятие (повторное восприятие) и первичное (повторное) осознание нового материала, осознание причинно-следственных связей и сущности основных понятий

15 мин.

Работа с учителем

Проверка знаний фактического материала и основных понятий, умение раскрывать причинно-следственные связи и сущность основных категорий

15 мин.

«В»

Работа с проектами

Применение знаний на практике путем выполнения мини-проектов

15 мин.

Работа с ПК

Закрепление полученных знаний, контроль и самоконтроль через выполнение тестовых заданий

15 мин.


3.На последнем этапе аудиторного занятия подводятся итоги урока, рефлексия, выдаётся задание на следующий урок. Результаты работы обучающихся на уроке оцениваются по совокупности выполненных заданий с использованием пятибалльной шкалы, с учетом результатов выполнения домашнего задания. Обучающиеся в группах «А» и «В» могут получить до 5 баллов включительно. Обучающиеся в группе «Б» не более 4 баллов.

Для освоения учебного материала в дистанционном формате нами были разработаны четыре фронтальных задания, предполагающих работу с учебником и сетевыми ресурсами.

Несмотря на относительно короткий период, прошедший с момента возникновения технологии смешанного обучения, результатом ее применения в школьном образовании стал богатый и позитивный опыт. По мнению большинства педагогов технология показала себя как эффективный инструмент решения образовательных задач. Ее использование позволяет активизировать деятельность учащихся, добиваться лучших образовательных результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреева, Н. В., Рождественская, Л. В., Ярмахов, Б. Б. Шаг школы к смешенному обучению [Текст] / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов —. Москва: Открытая школа, 2016 — 282 c.

  2. Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования.: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: Автореферат на соискание доктора педагогических наук / Капустин, Ю. И.; Институт содержания и методов обучения РАО. — Москва, 2007. — 419 c.

  3. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Москва, 2005. - 155 с.: ил.

  4. Пурнима В. Смешанное обучение. Модели //ASTD. 2012.–213 С.

  5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. Постановление от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». URL: https://fsvps.gov.ru/sites/default/files/npa-files/2021/01/28/sanpin1.2.3685-21.pdf (Дата обращения 28.05.2024)


Полный текст материала Статья "Использование методов смешанного обучения при изучении темы "Мир накануне Первой мировой войны" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ложкин Денис Васильевич  Публикатор
30.06.2024 0 174 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК