Статья "Организация походов выходного дня и экскурсий в учреждениях дополнительного образования"
Сведения об авторе: Ременникова Инна Сергеевна, директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Детско-юношеский центр спорта и туризма городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Организация походов выходного дня и экскурсий в учреждениях дополнительного образования как эффективное средство воспитания, социализации и укрепления семейных ценностей
Походы выходного дня (ПВД) - одна из самых доступных форм организации активного отдыха обучающихся. Походы выходного дня – это начальная ступень туризма. Как правило, они невелики по продолжительности и протяженности. Маршруты таких походов предназначаются для отработки полезных в полевых условиях умений и навыков движения по маршруту, преодоления естественных препятствий, организации туристского лагеря-бивака, проведения наблюдений за природой и других краеведческих работ. При достаточно частом и регулярном проведении ПВД способствуют общему физическому развитию участников, их закалке, повышению самостоятельности, морально-волевой и физической выносливости и проверке групп на психологическую совместимость. Большое значение имеет неотъемлемый краеведческий элемент любого ПВД, ведь именно походы как нельзя лучше знакомят путешественников с родным краем, в первую очередь, с его характерными и живописными ландшафтами, флорой и фауной, с объектами природного и историко-культурного наследия.
Успех проведения похода во многом зависит от тщательности подготовки к нему.
Организация походов выходного дня и экскурсий пользуются успехом у обучающихся и их родителей. Данные мероприятия направлены на решение следующих социально-педагогических задач:
-
включение детей в общественную жизнь центра, получение опыта и навыков, необходимых в самостоятельной жизни;
-
укрепление здоровья детей;
-
помощь в преодолении дезадаптации;
-
расширение кругозора детей, знакомство с историей родного края, его природой, привитие интереса к географии и истории родного края;
-
формирование нравственных и волевых качеств обучающихся.
-
укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Разрабатывая маршрут похода выходного дня совместно с родителями, педагогу дополнительного образования важно помнить о следующих правилах:
-
во-первых, соответствие подготовленности родителей и детей. Если в команде присутствуют недостаточно подготовленные дети, то не нужно торопиться с включением в маршрут сложных подъемов, крутых склонов и т. д. Физические нагрузки должны увеличиваться по мере совершенствования физической подготовки детей;
-
во-вторых, маршрут должен проходить по максимально красивым местам. Это особенно важно в самом начале занятия туризмом, так как трудный маршрут по непривлекательным местам не будет способствовать развитию у детей интереса к нему. Е.Н. Вавилова, считает маршрут по красивым местам можно использовать как средство снятия утомления с детского организма [3]. Чем больше устают ребята за учебную неделю, тем интереснее красивее маршрут нужно выбрать. Эмоциональное возбуждение, которое возникает при прохождении увлекательного туристского маршрута, является естественным средством повышения работоспособности. В походе выходного дня одновременная работа разных мышечных групп сочетается с большим влиянием окружающей среды на внешние органы чувств, создает дополнительные очаги сенсорной области коры головного мозга, чем улучшает функциональное состояние двигательных центров;
-
в-третьих, маршруты походов, в том числе и выходного дня, должны учить и воспитывать. Следовательно, разрабатывая маршрут, нужно учитывать все, чтобы способствовало бы пополнению знаний обучающихся, их воспитанию, активному участию детей в бивачных работах сборе дров, работе у костра [1].
Таким образом, не смотря на относительную кратковременность похода выходного дня он требует тщательной подготовки. Поход выходного дня является эффективным средством воспитания у детей разнообразных знаний умений и навыков.
Педагогами центра спорта и туризма организовываются следующие виды походов:
-
Спортивно-туристский – предназначен для того, чтобы участвовать в соревнованиях, а также возможно присвоение разряда. Не все знаю, но спортивный туризм – это тоже официальный вид спорта, можно получить первый, второй, третий разряд, и даже мастера спорта.
-
Рекреационный – в таком походе вы можете восстановить свои физические и душевные силы.
-
Исследовательский – преследует различные научные цели. Например, сбор коллекции минералов или изучение нового маршрута.
-
Экскурсионный – позволяет посетить памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей истории и культуры. Особой популярностью пользуются эколого-краеведческие маршруты по экологическим тропам.
-
Учебно-туристский – позволяет приобрести базовые навыки в сфере туризма.
-
Краеведческий – позволяет познакомиться с новым районом, их природой, историей, памятниками культуры и т.д.
-
Общественно-полезный – очистка леса от мусора, сбор лекарственных трав. В этом учебном году было проведено много таких походов, в рамках акции «Зеленая Россия».
-
Военно-патриотический – например, посетить исторические места нашего края. Например обучающиеся центра не раз участвовали в походе по историческим местам села Николо-Березовка.
Практически все виды походов лучше организовать совместно с родителями. Таким образом, они становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Важные аспекты ПВД:
-
Активная исследовательская деятельность обучающихся: изучая новый природный район, дети в походе ведут наблюдения за погодой, описывают геологическое строение, очищают и оборудуют родники и туристские стоянки. В свою очередь, эта деятельность приводит к закреплению и упрочнению полученных знаний. Поход — это не просто отдых и развлечения, но и напряженная работа, изучение нового, еще неизвестного. Дополнительную привлекательность участию в туристском походе для ребят придают преодоление природных препятствий, работа с различными приборами и техническими механизмами.
-
Формирование воспитательного потенциала. Активные формы ПВД создают принципиально новые отношения педагога и обучающегося, в основе которых лежит принцип социального равенства, “педагогики сотрудничества”. Участвуя на равных в таком походе, экспедиции, педагоги и воспитанники преодолевают сложившиеся стереотипы отношений, тем самым создаются реальные возможности для их демократизации.
-
Физическое воспитание детей, формирование здорового образа жизни, что имеет большое социальное значение. Детско-юношеский спортивно- оздоровительный туризм, в отличие от многих видов спорта, является одним из наиболее эффективных оздоровительных видов деятельности.
-
Социализация обучающихся. Во время таких мероприятий происходит освоение индивидом социальных и культурных норм, различных социальных ролей. Осуществляется взаимодействие с другими, в этом процессе формируется его Я. Расширение и углубление социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере самосознания.
-
Реализация важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Происходит повышение уровня активности участия родителей [2].
Таким образом, туристский поход - это маленькая модель жизни. В ней нужно уметь все: быть хорошо физически подготовленным, при этом укрощать свой эгоизм ради группы своих товарищей и брать ответственность на себя; мастерить укрытие, готовить еду, рассчитывать бюджет и продовольствие, оказывать первую медпомощь, чинить снаряжение и многое другое. Это один из немногих средств воспитания, которое требует сочетание в себе самых разных умений, применения их на практике и позволяет проиграть весь набор за достаточно короткое время.
Еще одним эффективным средством воспитания и социализации обучающихся является посещение увлекательных и познавательных экскурсий по организациям города Нефтекамск
Педагогами центра спорта и туризма организуются следующие экскурсии:
Рисунок 1. Виды экскурсий.
Каждая организованная экскурсия для школьников преследует свои цели и задачи. В зависимости от направленности мероприятия и с учетом возраста участников группы цели экскурсии могут быть разными:
Получение дополнительных знаний о культуре, науке и т. д.;
Воспитание патриотизма, уважения и любви к родине;
Трудовое воспитание и демонстрация достижений города в общей экономике региона;
Экологическое воспитание и знакомство с природой родного края.
Профориентационное воспитание – оказание личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.
Чаще всего, детей больше интересуют экскурсии развлекательного характера, но в любом случае они развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире, обеспечивают уточнение и закрепление представлений, и соответственно, экскурсии способствуют социализации, развивают у детей наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.
Таким образом, в учреждениях дополнительного образования данные средства воспитания, социализации и укрепления семейных ценностей являются необходимым условием для формирования всесторонне и гармонично развитой личности
Литература:
-
Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учеб. пособие/ - Москва; Санкт - Петербург.: «Невский фонд», 2000. - 87 с.
-
Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей / Н.И. Бочарова. - Москва : АРКТИ, 2003. - 69 с.
-
Вавилова, Елена Николаевна. Укрепляйте здоровье детей. - М. : Просвещение, 2018.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ременникова Инна Сергеевна
→ Публикатор 18.11.2020 0 1420 219 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.