Научно-исследовательский проект "Своя история"


Методическая разработка: Научно-исследовательский проект
«Своя история»

 

 

В рамках ФГОС высшего образования необходимо выделить основные методические линии, которые помогут в реализации данного проекта. Значимость данной работы заключается в том, что осуществляться она будет в рамках деятельностного подхода обучения, тем самым формирование исторической памяти будет успешно реализовано в рамках региональной истории. Этому будет способствовать и внедрение в процесс инновационных технологий в образовании. Практическая значимость проекта заключается во введении в педагогический процесс обучения методической разработки, которая направлена на творческую работу студентов и формирование метапредметных навыков обучения.

Необходимо заявить цель университетского проекта. ФГОС ВО 3++ выделяет среди требований к усвоению программы бакалавриатом «освоение ориентированной на научно-исследовательскую и (или) профессиональной деятельности как основной»1. Так же, стандарт заявляет проектный вид деятельности, как один из центральнейших, при получении высшего образования (ПК-8, ПК-9, ПК-10)2. Данная работа рассчитана на освоение студентами основополагающих компетенций в ходе научно-исследовательской и проектной работы, что в большей степени решает проблему по освоению краеведческого модуля в рамках непрофильного курса «История». Исходя из этого, можно вывести основополагающую цель проекта:

  1. Получение готового проектного продукта, в соответствии с требованиями ФГОС ВО по достижению результатов обучения – сайт.

  2. Формирование у учащихся общекультурных компетенций, в том числе – региональной идентичности.

Основополагающими задачами к осуществлению проекта будут являться:

  • когнитивные (формирование исторической памяти у студентов);

  • развивающие (сформировать такие умения, как: анализ исторических источников, использование на практике методов интервью и опроса, работа с мультимедийной презентацией и сайтом);

  • воспитывающие (формирование: гражданско-патриотического воспитания, уважения к национальным традициям и культуре страны, региональной идентичности студентов).

После того, как были выделены основные цели и задачи по осуществлению проекта, необходимо дать описание методики исследования. В качестве научных методов исследования будут применяться общенаучные методы исследования, в частности, стоит говорить о методе наблюдения. Наше исследование можно идентифицировать как научно-педагогическое, само по себе оно носит ряд особенностей. Как отмечают некоторые авторы, такое исследование должно основываться на закономерностях: 1) оно должно соответствовать определённой степени новаторства; 2) поставленные цели и задачи должны соответствовать выводам; 3) необходим фиксируемый учет второстепенных результатов 4) соответствие достоверности выводов3.

Помимо методов наблюдения, будут использоваться методы интервью – студенты будут беседовать с преподавателями Университета, а также обращаться к учителям истории (в частности, краеведения) Мурманска и области. Преимуществом такого метода является скорость получения информации, заинтересованность учащихся в данной деятельности. Работа с документами архивов также входит в определенный комплекс методических приемов – качественный отбор документов с помощью анализа, выделения сути содержания. Среди других методов – работа с инновационными методами представления информации – создание мультимедийной презентации и сайта, на котором будет представлена вся информации об исследовании.

В основе исследования будут лежать следующие принципы: системный подход – он будет рассматривать объект как целостную систему – четкое планирование проекта:

  1. Формулирование проблемы, темы и гипотезы работы.

  2. Постановка цели и задачи проекта.

  3. Организационно-подготовительный этап (Распределение задач среди студентов, постановка целей).

  4. Практический этап (Проведение эмпирического исследования, контроль преподавателя, выявление четких линий работы).

  5. Обобщающий этап.

  6. Внедренческий этап (Представление итогов работы – проектного продукта).

Технологическая карта предполагает наличие целей, задач, а также планируемых результатов.

Таблица 1

Технологическая карта по реализации научно-исследовательского проекта «Своя история» (Часть 1)

Цель:

1) Получение готового проектного продукта, в соответствии с требованиями ФГОС ВО по достижению результатов обучения – сайт.

2) Формирование у учащихся личностных результатов, в том числе – региональной идентичности.

Задачи:

  1. когнитивные (формирование исторической памяти у студентов);

  2. развивающие (сформировать такие умения, как: анализ исторических источников, использование на практике методов интервью и опроса, работа с мультимедийной презентацией и сайтом);

  3. воспитывающие (формирование: гражданско-патриотического воспитания, уважения к национальным традициям и культуре страны, региональной идентичности студентов).

 

В основе проекта также лежит деятельностный подход – преподаватель должен представлять, что для студентов такая работа, как научно–исследовательский проект, будет эффективна в рамках достижения заявленных задач по результатам обучения. Так как основой проекта является деятельностный подход, не стоит забывать о формируемых компетенциях в рамках высшего образования, в основе которых – самоорганизация обучающихся, самостоятельное выполнение работы, самоконтроль.

Таблица 2

Технологическая карта по реализации научно-исследовательского проекта «Своя история» (Часть 2)

Планируемые результаты:

Общекультурные

Общепрофессиональные

Профессиональные

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Готовность сознавать социальную значимость будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

Владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

 

Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2).

 

Межпредметные связи:

Информатика, обществознание

Ресурсы:

Документация университетского и областного архива, Компьютер, доступ в сеть Интернет.

План проекта:

 

1. Формулирование проблемы, темы и гипотезы работы.

2. Постановка цели и задачи проекта;

3. Организационно-подготовительный этап (Распределение задач среди студентов, постановка целей)

4. Практический этап (Проведение эмпирического исследования, контроль преподавателя, выявление четких линий работы)

5. Обобщающий этап.

6. Внедренческий этап (Представление итогов работы – проектного продукта).

 

После постановки целей, задач и заявки использования методических приемов, необходимо перейти к планированию проекта. В рамках приложения к работе будет заявлен «лист планирования», учитываются основные моменты, связанные с календарным планированием работы. Сам проект рассчитан на четыре недели. Растягивать проект не имеет смысла: представленную работу в рамках заявленной темы, при правильной организации времени, реально выполнить в поставленные сроки.

Лист планирования представляет собой дорожную карту, благодаря которой преподаватель может распределить работу среди студентов, полномочия и сроки выполнения. Он должен находиться всегда под рукой, чтобы педагог смог сверять поставленные задачи со сроками выполнения. С таким планом можно ознакомить и молодых людей, непосредственных руководителей рабочих групп. Все должны быть в курсе действий преподавателя, методов его работы со студентами.

Таблица 3

Лист планирования учебного проекта «Своя история»

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

1) Авторы проекта

Преподаватель N

2) Тема проекта

«Своя история» – история о Кольском крае

3) Возрастная категория учащихся: студенты I курса непрофильных направлений подготовки (17-20 лет)

4) Основополагающая цель проекта:

Создание проектного продукта

6) Цели и задачи групп

Разработка материала по архивным данным, публикациям, данным периодической печати.

Цель I группы:

Работа с архивным данным, публикациям, данным периодической печати (Помощь преподавателя).

Задачи I группы:

Разработка материала по полученным данным интервью и опроса.

Цель II группы:

Интервьюирование.

Задачи II группы:

Создание готового проектного продукта по найденным материалам первой и второй групп.

Цель III группы:

Создание сайта.

Задачи III группы:

7) Обсуждение плана работы учащихся в группах

I группа

II группа

III группа

1 неделя – общее собрание и распределение обязанностей.

2 неделя – поиск источников, связанных с историей Мурманской области.

3 неделя – отбор необходимой информации.

4 неделя – итоговое собрание групп и подведение итогов работы.

1 неделя – общее собрание и распределение обязанностей.

2 неделя – проведение интервью с работниками Университета.

3 неделя – проведения опроса обучающимися ведущих краеведов.

4 неделя – итоговое собрание групп и подведение итогов работы.

1 неделя – общее собрание и распределение обязанностей.

2 неделя – необходимая помощь студентам первой и второй групп.

3 неделя – получение информации и создание презентации и сайта.

4 неделя – итоговое собрание групп и подведение итогов работы.

8) Формы представления результатов исследований в группах

I группа

Подготовка отобранной документальной информации. Предварительный продукт: «Частные истории».

Создание мультимедийной презентации по итогам работы.

II группа

Подготовка информации с использованием интервью и опросов. Предварительный продукт: «Живая память Края».

Создание мультимедийной презентации по итогам работы.

III группа

Получение обработанного материала I и II групп; создание сайта.

9) Длительность проекта и общий план его проведения

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Собрание групп.

Распределение обязанностей.
Выделение первоочередных задач.

Проведение экскурсии в районном музее.

Помощь студентам первой группы по доступу к необходимой информации.

Встреча и консультация с журналистами местной газеты.

Контроль за проведением интервью студентов второй группы.

Помощь в проведенииопроса.

Контроль за передачей информации третьей группе.
Контроль за созданием презентаций и сайта.

Общая встреча, представление готового проектного продукта.

Подведение итогов работы, выставление оценок.

 

О цели проекта было заявлено – это создание готового проектного продукта, в нашем случае – создание ресурса с материалом по истории Кольского Севера. Для достижения поставленных задач необходимо четкая систематизация работы. Этому способствует разделение работы по группам. Данная форма работы предполагает соблюдение условий работы, а также распределения задач внутри групп. Учащимися сами распределяют работу внутри группы, предоставляя педагогу план работы в рамках консультации. В нашем случае для удобства было предложено разделить класс на три группы. Переда каждой группой стоят свои задачи, с отдельными методами работы. Эта работа будет удобна в рамках преподавания «потоком» групп. Каждая группа студентов, объединенная по принципам профессиональной подготовки, представит свой проект и затруднений в распределении студентов у преподавателя возникнуть не должно. Такая работа будет способствовать быстрой социализации вновь поступивших студентов.

Первая неделя работы – сбор участников проекта и постановка задачи перед учащимися. Необходимо ознакомить студентов с поставленной задачей. Для четкого разделения задач необходимо разделиться внутри каждой из групп: достаточно будет выбрать одного капитана (старосту группы), который при случае, может получать дополнительные установки от педагога, а также взаимодействовать с капитанами из других групп. После деления на группы и выбора лидера группы, преподаватель раздает листы планирования, а также дает первые вводные.

Задача первой группы – работа с документальными источниками. Здесь необходимо грамотно сосредоточиться на задачах, которые стоят перед учащимися: необходимо не просто собрать нужную информацию, но и выделить необходимую для включения ее в продукт. После получения инструктажа на общем собрании первой неделе, студенты первой рабочей группы должны вместе с преподавателем получить доступ к документам Университета, периодической печати, если потребуется – к Государственному архиву Мурманской области. Скорее всего, документы, представляющие историческую значимость или долгосрочный срок хранения, в самом образовательном учреждении будут отсутствовать. Обязателен постоянный контроль педагога за ходом проекта и внедрение принципов отбора материала. Они таковы: 1) Сбор данных, которые помогут дать представление об истории Мурманской области – другими словами, в документе должны присутствовать основополагающие факты, которые понадобятся в восстановлении хронологии событий жизни региона; 2) Необходимо разделить источники на первостепенные и второстепенные с целью оптимизации полученной информации. После документального материал, он проходит процедуру критики: 1) Определение подлинности документа. 2) Установление фактов места, время написания, а также авторства, обстоятельств и целей написания. 3) Определение значимости материала для данного исследования. Только после критики источника, отобранная информация может войти в состав исследования. В качестве учебного материала, студенты должны обращаться к различным учебным материалам, предложенные преподавателем.

Следующим этапом исследования должен стать поиск информации в архивных учреждениях. Тут возможны несколько вариантов работы: выезд педагога со студентами в районный архив с целью получения допуска информации и заказа фондов. Проблема может заключаться в том, что сами обучающиеся просто не смогут получить доступ к архивной информации без педагога, не разобраться, какого рода информация им необходима. Руководителю работы на этом этапе работы необходимо вмешаться в процесс. Любая информация, полученная в ходе исследования архивных материалов, будет оцениваться выше, чем любая другая – на таких документах будет базироваться работа по созданию проекта. Так же, необходимо провести работу и с печатными публикациями: газеты, журналы и т.д. В них будут отражены основные события организации, которые освещались в рамках периодической печати. Итог работы можно подвести предоставлением мультимедийной презентации: «Частные истории». Это могут быть истории, связанные с освоением Кольского полуострова, строительства города Мурманск и других областных поселений, ввод в эксплуатацию значимых для региона объектов. Электронный вариант должен быть представлен в качестве части информационного продукта, который появится в одном из разделов сайта. Мультимедийная презентация создается в сервисе Microsoft PowerPoint: необходимо найти в Проводнике папку с продукцией Microsoft Office. Находим продукт Microsoft PowerPoint. Далее – приступаем к работе. В презентации должны отображаться: 1) Преамбула, цели и задачи исследования группы. 2) Ход проектной деятельности. 3) Итоги работы. Презентация должна насчитывать 10–15 слайдов.

В качестве дополнительных мероприятий для обучающихся университета первой недели заявлена экскурсия в районный или областной музеи. Помимо исследования экспонатов во время экскурсии, студенты могли бы получить дополнительную информацию по подборке информации по составлению материала по истории Кольского Севера у экскурсоводов и архивных работников.

Перейдем к работе второй группы. В рамках заявленной работы – составление интервью и опрос преподавателей-краеведов учебного заведения. После получения основной информации на общем собрании, студенты берутся за составление вопросов для интервью. Основная задача группы – собрать информацию по истории Мурманской области у преподавателей узкого профессионального профиля. Особенно, студентов будут интересовать настоящие «старожилы-краеведы», которые могли бы рассказать если не про основание заведения, то про его прошлое: как менялась его роль в жизни региона, в каких источниках были отражены данные изменения.

В листе планирования заявлена «Помощь первой группе по доступу и сбору архивной информации». Действительно, работа групп не должна пересекаться, однако, работа первой группы требует внедрения большего количества привлеченных студентов, чем при составлении интервью. Не стоит предполагать, что во второй группе будут заняты всего несколько обучающихся из общего числа: составление текста интервью, его подбор, редактирование и опрос требует включения всех учащихся.

Необходимо учитывать, что опыта интервьюирования нет ни у студентов, ни у преподавателя. Возможно, здесь роль сыграли бы работники кафедры русского языка, однако, для полного погружения в проектную деятельность, необходима консультация людей, которые достигли в этом ремесле определенных высот. При содействии администрации Университета, была бы возможна консультация работающих журналистов, а также сотрудников кафедры журналистики. Предположим, что на помощь приходят специалисты местной газеты, которые знакомы со спецификой района, города. В рамках такого мероприятия заявлена встреча ребят с журналистами. Для начала работники печати расскажут про свою профессию, чем она отличается от других, специфику работы. Затем студенты смогут задать свои вопросы по теме проекта и составлению опросника и интервью. После получения информации, студенты могут начать подготовку к интервью. Рекомендаций журналистов может оказаться недостаточной, поэтому будет необходимостью обратиться к литературе. Так как ребята больше работают в рамках исторического интервью, основным помощником в этой связи будет практикум4, где подробно прописываются все стадии работы. Студенты самостоятельно составляют вопросы. Преподаватель может скорректировать направление работы, добавить или убрать некоторые вопросы:

  1. Характеристика личности объекта.

  2. Самоопределение объекта.

  3. Воспоминания и комментарии о событиях из прошлого края (здесь необходим подобранный материал первой группы).

  4. Интересные и знаменательные события, произошедшие лично с объектом в период его жизни в регионе, связанные с его историей.

  5. Личные пожелания объекта студентам и университету.

Такой опрос проходит на анонимной основе, методы опроса могут совпадать с методами взятия интервью. Самые интересные комментарии попадут в итоговую статью. Итоговым промежуточным результатом может стать презентация: «Живая история Края», куда будут включены интервью преподавателей, а также краеведов и ветеранов труда и Великой Отечественной войны.

Работа третьей группы будет заключаться составление итоговой презентации по основным этапам проекта. После общего собрания, студенты из третьей группы обязаны, по возможности, помогать студентам первой и второй. Третья группа помогает в поисках и обработке документальной информации, а также в проведении опроса второй группы. После завершения работы первой и второй групп и завершения работы над промежуточными продуктами, задача третьей группы – правильно оформить материал, представить его в наиболее удобной подаче. На итоговом собрании, помимо презентаций, представляется интернет – ресурс, сделанный студентами третьей группы. Методические рекомендации к созданию сайта включается в проект: 1) В первую очередь необходимо войти в личный аккаунт на сайте www.google.ru. Если аккаунта нет, то необходима регистрация: https://accounts.google.com/signup. Далее нажмите на кнопку «Создать аккаунт». 2) После входа/регистрации необходимо нажать «Создать» в верхнем левом углу страницы Гугл-Диска. В открывшемся окошке выбрать «Еще», а затем «Google сайты». 3) Выбираем шаблон сайта. Шаблон – это оригинальное готовое дизайнерское решение сайта. Выбираем на свой вкус, потом этой возможности не будет – она появляется только в момент создания сайта.
4) Дайте название своему сайту. Введите имя, выбранное вами для сайта. Обратите внимание, в нижнем окне автоматически формируется адрес вашего сайта в соответствии с выбранным именем. Именно рядом с этим окном смотрим сообщение о том, свободно ли выбранное нами имя и адрес или нет.
5) Выберите тему (в дальнейшем ее можно будет изменить).
6) Дополнительные параметры: сайт может быть открыт для всех или для группы лиц, приглашенных вами. 7) Добавление текста, фото- и видеоматериалов: перейдите на страницу сайта, которую нужно изменить.

Основные требования к созданию сайта: 1) Качественное оформление Интернет-ресурса. 2) Систематизация материала с помощью деления на разделы. 3) Включение иллюстративного материала (видеоматериал, если таковой имеется). 4) Доступ к сайту преподавателя: отдельная «Страница преподавателя», где педагог выставит оценки за работу, напишет отзыв о готовом информационным продукте. 5) Страница для Интернет-пользователей – «Гости», где каждый сможет оставить свой отзыв.

Старосты должны отчитаться за деятельность каждого из участников команды. Возможны и другие виды поощрения: грамоты, дипломы, вещественные призы и т.д. Одной из сложнейшей работы для педагога является оценивание деятельности обучающихся. К каждой из работ были заявлены основные требования к ее выполнению. Можно было бы исходить как из пятибалльной шкалы, так и из процентного соотношения выполненной работы (к примеру, работа выполнена на 80 процентов из 100 возможных).

Для помощи педагогу был разработан лист оценивания работы студентов, который включает в себя критерии оценивания промежуточных и основных результатов проектной деятельности. В данной разработке оценивается итоговый вариант мультимедийных презентаций и сайта. Отметим, что подача собранного материала, его содержание тоже имеет определённое влияние на итоговую оценку.

 

 

Таблица 4

Таблица по критериям оценивания проекта «Своя история»

Критерии оценивания

Мультимедийная презентация

Оценка «5» (От 91 % выполненной работы)

Оценка «4»

(От 78 % выполненной работы)

Оценка «3»

(От 65 % выполненной работы)

Полученный опыт

1. До 15 слайдов.

2. Оформление, согласно установленным требованиям.

3. Список используемых ресурсов от 5 пунктов.

5. Материал выстроен логично, проработан, без грамматических ошибок.

6. Точность формулировки цели, задач, гипотезы и вывода.

1. До 10 слайдов.

2. Оформление, согласно установленным требованиям (с небольшими недочетами).

3. Список используемых ресурсов от 3 пунктов.

5. Материал недостаточно проработанный, наличие грамматических ошибок.

6. Присутствуют все компоненты, связанные с темой: цель, задачи, гипотеза, вывод

1. До 5 слайдов.

2. Оформление не соответствует установленным требованиям.

3. Список используемых ресурсов – менее 3 пунктов.

5. Материал не проработан, грамматические ошибки.

6. Отсутствует какой-либо компонент работы, совсем не соответствуют теме исследования.

Критерии для оценки ниже критериев для оценки «3» или работа не закончена вовремя.

Интернет-ресурс

1. Отсутствие грамматических и синтаксических ошибок.

2. Оформление, согласно установленным требованиям.

3. Полное, точное описание проекта.

4. Не менее 7 разделов.

1. Грамматические и синтаксические ошибки.

2. Оформление, согласно установленным требованиям.

3. Незаконченное описание проекта.

4. Не менее 5 разделов.

1. Грамматические и синтаксические ошибки.

2. Ошибки в оформлении – плохое сочетание шрифта и фона и т.д.

3. Неполное описание проекта.

4. Не менее 3 разделов.

Критерии для оценки ниже критериев для оценки «3» или работа не закончена вовремя.

 

Хочется отметить, что такая работа будет отвечать всем требованиям по достижению целей. В конечном итоге мы не только получим готовый проектный продукт, но и результат командной работы. Когнитивные, развивающие, воспитательные задачи были также реализованы в ходе проекта. Тенденция к развитию социальной памяти через деятельностный подход полностью реализует себя в рамках данной работы. Такая методическая разработка может не просто использоваться педагогом в исходном варианте, но и всячески модернизироваться. Не стоит забывать, что такой проект является теоретической разработкой, то есть реального внедрения на практике не проводилось.

1 ФГОС ВО 3++ // URL : https://fgos.ru/ (дата обращения : 01.02.2020).

2 Там же.

3 Ерофеева М. А. Общие основы педагогики. М., 2006. С. 67.

4 Федоров П. В. Историческое интервью (методика проведения и оформление результатов): практикум по устной истории. Мурманск, 2012. С. 5.


Полный текст материала Научно-исследовательский проект "Своя история" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Занделов Владислав Владимирович  Публикатор
06.12.2020 0 1004 243

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК