Статья "Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания"
Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания
Основные этапы организации проектной деятельности
Воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы, поэтому уже в начальной школе создаются условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное. Современная школа предоставляет возможности научиться вести проектную деятельность ещё в младших классах.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этапы проектирования
I этап: подготовительный
-
включает разработку учебной цели;
-
определяет проблемы,
-
обосновывает поставленные задачи.
II этап: организационный
-
Распределение по группам.
-
Выбор тем. Для каждого проекта определяется ряд тем, которые выбирают обучающиеся.
Памятка
Выбери тему проекта или придумай ее сам.
План проекта
-
Реши, будешь ли ты работать с товарищами или один.
-
Решите, кто и за что будет отвечать.
-
По возможности посетите выбранные объекты, узнайте их историю, сделайте фотографии.
-
Подберите необходимую литературу. Воспользуетесь интернетом и помощью взрослых.
-
Составьте отчёт в виде информации с иллюстрациями. Это может быть презентация, постер, макет, WORD файл, иллюстрация.
-
По составленному отчёту подготовьте сообщение.
Для организации работы над каждым проектом мною разрабатываются памятки.
III этап: самостоятельная работа учащихся
-
Учащиеся собирают материалы по теме.
-
Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.
-
Приносят в класс литературу, анализируют статьи.
-
Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам.
-
Совершают учебные экскурсии по родному краю, посещают источники, храмы.
-
Посещают музеи и другие учреждения культуры.
-
Занимаются краеведческой работой.
-
Фотографируют.
-
Рисуют.
На основе полученной информации:
Составляют списки, отчеты, презентации.
Выпускают :
-
стенные газеты;
-
книжки-раскладушки;
-
делают выставки рисунков и фотографий;
-
пишут сочинения.
Отслеживаю промежуточные результаты; оказываю консультативную помощь в отборе материала; обобщаю собранный материал в виде презентации.
IV этап: заключительный
Представление итогового проекта. Отбор лучших проектов на общешкольный конкурс проектов.
Предполагаемые результаты
-
Создаются условия для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
-
Активизируется связь с музеями города.
-
В результате работы над проектом учащиеся узнают об истории города, страны, знакомятся с архитектурными особенностями тех или иных исторических объектов.
-
Учащиеся в результате работы над проектом узнают о своих родственниках, которые жили и работали в Сергиеве Посаде.
Проект «Любовь к Родине начинается с любви к своему городу»
Проект реализуется в 3 классе при изучении окружающего мира. В ходе работы над проектом дети приобщаются к истории родного края, учатся бережно относиться к наследию прошлого. У учащихся развиваются творческие способности, формируется умение согласовывать свои действия с коллективом, создается мотивация для дальнейшей работы по данной теме.
Подготовительный этап включает экскурсии по святым местам Сергиево-Посадского района, конкурс рисунков, фотографий «Мой город Сергиев Посад».
Учащиеся определяются с темой проекта, объединяются в группы или работают самостоятельно. Групповой проект «Башни лавры» знакомит с архитектурными особенностями и названиями башен. Фотографии для презентации дети делают с помощью родителей.
С интересом узнают ребята о святых источниках Сергиево-Посадского района, народных промыслах: Посадская матрёшка, Богородская игрушка, Абрамцево-кудринская резьба по дереву.
После проекта обучающиеся могут называть достопримечательности Сергиева Посада и его окрестностей, рассказать о Сергии Радонежском, о промыслах, которые зародились в нашем районе и продолжают развиваться в настоящее время
Проект Григорьевой Алины
Проект «Золотое кольцо России»
Проект «Золотое кольцо России» рассчитан на учащихся начальной школы, реализуется в 3 классе при изучении окружающего мира. В ходе работы над проектом дети знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца, их историей, достопримечательностями, особенностями. Подготовительный этап включает знакомство с городами, которые входят в Золотое кольцо, историей и развитием каждого города. Данный проект рассчитан на групповую форму работы. По окончании работы создаются макеты. Важно и ценно, что рисунки дети стараются сделать сами.
Работа над проектом развивает умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, искать дополнительную информацию, решать проблемы и творческие задачи.
После завершения проекта учащиеся могут:
-
раскрыть понятие "Золотое Кольцо России";
-
назвать города, относящиеся к Золотому Кольцу;
-
знать основные достопримечательности городов, людей, прославивших тот или иной город;
Макет «Золотое кольцо России»
Проект «Война глазами детей»
Для расширения представлений учащихся о Великой Отечественной войне и воспитания патриотических чувств проводится проект «Война глазами детей». Он реализуется в 4 классе при изучении окружающего мира. В ходе работы над проектом учащиеся узнают о важных этапах Великой Отечественной войны, мужестве и героизме советских воинов на передовой и жизни людей в тылу.
Подготовительный этап включает изучение материалов о войне на уроках окружающего мира. Перед началом проекта дети делятся на 5 групп. Каждая группа изучает конкретный период Великой Отечественной войны. Одни участники группы ищут информацию, другие готовят материал для изготовления макета. Чтобы макеты отражали реальную картину происходящего, дети сами делают пушки, машины.
.
Подготовка проектов
Когда макеты готовы, четвероклассники защищают проекты. Они рассказывают учащимся начальной школы о защитниках Брестской крепости, о Сталинградской битве, битве за Москву, Курской битве и блокаде Ленинграда.
Макет «Сталинградская битва»
Макет «Дорога жизни»
Макет «Битва за Москву»
Макет «Брестская крепость»
С большим интересом рассматривают школьники макеты, слушают рассказы четвероклассников.
Макет «Курская битва»
В рамках защиты проектов прошло голосование, в котором приняли участие 284 ученика начальной школы. Голосование определило лучший проект. Им стал макет, посвящённый Сталинградской битве.
После завершения проекта учащиеся могут назвать дату начала и окончания Великой Отечественной войны, назвать главные битвы, которые приближали победу.
Жестокая кровопролитная война стала историей. Уходят из жизни ветераны, о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной. Знакомство с военным временем, с жизнью в те тяжёлые военные годы, способствует расширению представлений о значимости празднования Дня Победы.
Защита проектов
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михалина Светлана Александровна
→ Публикатор 19.12.2020 0 854 187 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы