Статья "Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания"


Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания

Основные этапы организации проектной деятельности

 Воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы, поэтому уже в начальной школе создаются условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное. Современная школа предоставляет возможности научиться вести проектную деятельность ещё в младших классах.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этапы проектирования

I этап: подготовительный

 

  • включает разработку учебной цели;

  • определяет проблемы,

  • обосновывает поставленные задачи.

II этап: организационный

  • Распределение по группам.

  • Выбор тем. Для каждого проекта определяется ряд тем, которые выбирают обучающиеся.

Памятка

Выбери тему проекта или придумай ее сам.

План проекта

  1. Реши, будешь ли ты работать с товарищами или один.

  2. Решите, кто и за что будет отвечать.

  3. По возможности посетите выбранные объекты, узнайте их историю, сделайте фотографии.

  4. Подберите необходимую литературу. Воспользуетесь интернетом и помощью взрослых.

  5. Составьте отчёт в виде информации с иллюстрациями. Это может быть презентация, постер, макет, WORD файл, иллюстрация.

  6. По составленному отчёту подготовьте сообщение.

Для организации работы над каждым проектом мною разрабатываются памятки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап: самостоятельная работа учащихся

  • Учащиеся собирают материалы по теме.

  • Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.

  • Приносят в класс литературу, анализируют статьи.

  • Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам.

  • Совершают учебные экскурсии по родному краю, посещают источники, храмы.

  • Посещают музеи и другие учреждения культуры.

  • Занимаются краеведческой работой.

  • Фотографируют.

  • Рисуют.

На основе полученной информации:

Составляют списки, отчеты, презентации.

Выпускают :

  • стенные газеты;

  • книжки-раскладушки;

  • делают выставки рисунков и фотографий;

  • пишут сочинения.

Отслеживаю промежуточные результаты; оказываю консультативную помощь в отборе материала; обобщаю собранный материал в виде презентации.

IV этап: заключительный

Представление итогового проекта. Отбор лучших проектов на общешкольный конкурс проектов.

Предполагаемые результаты

  1. Создаются условия для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.

  2. Активизируется связь с музеями города.

  3. В результате работы над проектом учащиеся узнают об истории города, страны, знакомятся с архитектурными особенностями тех или иных исторических объектов.

  4. Учащиеся в результате работы над проектом узнают о своих родственниках, которые жили и работали в Сергиеве Посаде.


 


 


 


 


 


 


 


 

Проект «Любовь к Родине начинается с любви к своему городу»

 

Проект реализуется в 3 классе при изучении окружающего мира. В ходе работы над проектом дети приобщаются к истории родного края, учатся бережно относиться к наследию прошлого. У учащихся развиваются творческие способности, формируется умение согласовывать свои действия с коллективом, создается мотивация для дальнейшей работы по данной теме.

Подготовительный этап включает экскурсии по святым местам Сергиево-Посадского района, конкурс рисунков, фотографий «Мой город Сергиев Посад».

Учащиеся определяются с темой проекта, объединяются в группы или работают самостоятельно. Групповой проект «Башни лавры» знакомит с архитектурными особенностями и названиями башен. Фотографии для презентации дети делают с помощью родителей.

С интересом узнают ребята о святых источниках Сергиево-Посадского района, народных промыслах: Посадская матрёшка, Богородская игрушка, Абрамцево-кудринская резьба по дереву.

После проекта обучающиеся могут называть достопримечательности Сергиева Посада и его окрестностей, рассказать о Сергии Радонежском, о промыслах, которые зародились в нашем районе и продолжают развиваться в настоящее время

 

 

 


 


 


 


 


 

 

Проект Григорьевой Алины

 

 

 

Проект «Золотое кольцо России»

Проект «Золотое кольцо России» рассчитан на учащихся начальной школы, реализуется в 3 классе при изучении окружающего мира. В ходе работы над проектом дети знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца, их историей, достопримечательностями, особенностями. Подготовительный этап включает знакомство с городами, которые входят в Золотое кольцо, историей и развитием каждого города. Данный проект рассчитан на групповую форму работы. По окончании работы создаются макеты. Важно и ценно, что рисунки дети стараются сделать сами.

Работа над проектом развивает умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, искать дополнительную информацию, решать проблемы и творческие задачи.

После завершения проекта учащиеся могут:

  • раскрыть понятие "Золотое Кольцо России";

  • назвать города, относящиеся к Золотому Кольцу;

  • знать основные достопримечательности городов, людей, прославивших тот или иной город;

 

 

 

 

Макет «Золотое кольцо России»

 

 

Проект «Война глазами детей»

Для расширения представлений учащихся о Великой Отечественной войне и воспитания патриотических чувств проводится проект «Война глазами детей». Он реализуется в 4 классе при изучении окружающего мира. В ходе работы над проектом учащиеся узнают о важных этапах Великой Отечественной войны, мужестве и героизме советских воинов на передовой и жизни людей в тылу.

Подготовительный этап включает изучение материалов о войне на уроках окружающего мира. Перед началом проекта дети делятся на 5 групп. Каждая группа изучает конкретный период Великой Отечественной войны. Одни участники группы ищут информацию, другие готовят материал для изготовления макета. Чтобы макеты отражали реальную картину происходящего, дети сами делают пушки, машины.

.

 

Подготовка проектов

 

 

Когда макеты готовы, четвероклассники защищают проекты. Они рассказывают учащимся начальной школы о защитниках Брестской крепости, о Сталинградской битве, битве за Москву, Курской битве и блокаде Ленинграда.

 

Макет «Сталинградская битва»

Макет «Дорога жизни»

Макет «Битва за Москву»

Макет «Брестская крепость»

 

С большим интересом рассматривают школьники макеты, слушают рассказы четвероклассников.

 

 

Макет «Курская битва»

В рамках защиты проектов прошло голосование, в котором приняли участие 284 ученика начальной школы. Голосование определило лучший проект. Им стал макет, посвящённый Сталинградской битве.

 

После завершения проекта учащиеся могут назвать дату начала и окончания Великой Отечественной войны, назвать главные битвы, которые приближали победу.

Жестокая кровопролитная война стала историей. Уходят из жизни ветераны, о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной. Знакомство с военным временем, с жизнью в те тяжёлые военные годы, способствует расширению представлений о значимости празднования Дня Победы.

 

Защита проектов

 

 


 


 


Полный текст материала Статья "Проектная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михалина Светлана Александровна  Публикатор
19.12.2020 0 88 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0