Статья "Развитие детской одаренности и успешности - как способа повышения качества школьного образования через проектную деятельность"
Развитие детской одаренности и успешности - как способа повышения качества школьного образования через проектную деятельность.
Лукьянова О.В.
МБОУ СОШ№6 им.Ц.Л.Куникова
Г.Туапсе
Интерес к детской одаренности высок в общеобразовательных организациях. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой вклад в развитие общества. Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Сегодня значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Перед педагогом стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов.
Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Основной вывод — нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.
Работа с одаренными детьми в МБОУ СОШ№6 им.Ц.Л.Куникова г.Туапсе. Выявление одаренности (диагностика) интеллектуальная, социальная, творческая, психомоторная. Через урочную деятельность (проблематизация, углубление, ускорение, обогащение) и внеурочную деятельность:
- Кружки, лектории, ВОШ, интернет-олимпиады, турниры, конкурсы, исследовательская деятельность и участие в НПК, выставки;
- Формирование банка одаренных детей;
- Секции, соревнования, спартакиады, эстафеты, олимпиады.
В своей работе с одаренными детьми наша школа выбрала современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. У таких детей проявляется интерес и потребность в исследовательской и поисковой активности. Все это позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения, учащиеся стремятся к открытиям, активному умственному труду и самопознанию. Но в своей работе с одаренными детьми приоритетным является метод проектов. Как мы его применяем?
Учителя, работающие с одаренными детьми, разрабатывают различные виды проектов (творческие, информационные, практико-ориентированные, исследовательские). Темы проектов близки интересам школьников, актуальны и связаны с их жизненным опытом. При этом обязательно учитываются психологические и возрастные особенности учащихся. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные, моно- и межпредметные проекты. Последние годы активно участвуем и с учащимися начальной школы, и со старшеклассниками в межрегиональных и международных сетевых проектах (ЮНЕСКО НПК «Мир вокруг нас», Малая сельскохозяйственная академия и т.д.)
Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству в школе ежегодно проводятся научно-практические конференции учебно-исследовательских работ обучающихся.
Эта конференция вызывают большой интерес у всех учеников школы. На конференцию представляются исследовательские работы учащихся как среднего и старшего звена, так и учащихся начальной школы. Тематика выступлений различна: деление идет на секции: филология. Математика и информатика, общественно научные предметы (история, обществознание, география), естественнонаучные предметы (физика, химия, биология), искусство. технология, физическая культура. Исследовательская работа помогает раскрыть потенциал ребенка, повышает мотивацию учебной деятельности, ее результативность. Дети начинают более объективно относиться к своим успехам и неудачам. Учителя – научные руководители – помогают в адекватном выборе темы, целей и задач научно-исследовательских работ, в дифференцированном подходе к оценке своих результатов.
Многолетняя работа в рамках школьного научного общества «Куниковец» позволяет формировать мотивацию учения, формирует высокую речевую культуру, воспитывает чувство ответственности.
Следовательно, функционирование научного общества обучающихся в школе в рамках программы «Одаренные дети», представляет собой эффективную систему выявления и развития интеллектуально одарённых детей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости, а также активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), раскрывает у учащихся творческие способности, развивает стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитию навыков проектно – исследовательской деятельности.
И как подведение итогов награждение обучающихся и им родителей (законных представителей) ежегодно на церемонии «Аплодисменты»
Проект Аплодисменты мы ожидаем получить следующие результат
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
-увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Литература:
1. Бине А. Измерение умственных способностей. – СПб., 1998.
Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Н. В. Иванова //Начальная школа.-2004.-№2.-С. 96-101
2.Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда/ Н. М. Конышева //Начальная школа. - 2002. -№12. -С. 35-39.
3.Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности: Концепция и опыт реализации / Под ред. О.В.Доможаковой и др. Абакан: Издательство ХГУ, 2002.
Ветров Юрий Павлович
4.Ветров Юрий Павлович доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
Турсунбаев Салахидин Умарович
директор МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» (г. Сочи)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Армавир 2001г
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукьянова Оксана Викторовна
→ Публикатор 22.12.2020 0 951 178 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.