Статья "Путь к успеху. Подготовка к конкурсу чтецов детей младшего школьного возраста"


Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Копейского городского округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая рекомендация

 

Тема: «Путь к успеху. Подготовка к конкурсу чтецов

детей младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

педагог дополнительного образования

Есина Татьяна Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

Методические рекомендации

«Подготовка к конкурсу чтецов детей младшего школьного возраста»

(из опыта работы)

Методические рекомендации могут быть полезны для педагогов, родителей и руководителей творческих коллективов.

 

Детская театральная студия – это совершенно удивительный и особый мир. Это место, где ребята не просто участвуют в различного рода постановках, но еще и обучаются основам актеркой профессии. В основном такие занятия включают в себя актерское мастерство, сценическую речь, основы движения. Для многих детей — это единственный способ реализации своей личности. Задача педагога — поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение) и создать для него «ситуацию успеха».

Одним из основных результатов учебных занятий в студии является выступление ребенка на конкурсе художественного чтения.

Работая в многочисленном творческом коллективе, не всегда есть возможность вывести на конкурсы чтецов всех желающих ребят, поэтому возникает потребность проводить «свой» конкурс чтецов, где обучающиеся, в обязательном порядке принимают участие.

Озадачив этим событием родителей (в нашем случае), сразу же возникает вопрос. Какой репертуар выбрать для детей младшего школьного возраста?

  • Выбор репертуара.

Можно брать прозу, (если это прозаический отрывок, то он должен быть логически завершенным), басни и стихи. Из этого списка стихи - самый оптимальный вариант, т.к. этот жанр более знаком детям, да и в стихах есть рифма, которая дает возможность быстро их запоминать. Стихи должны быть «сочными», с интересными персонажами и диалогами, ведь именно через яркие образы ребенок может раскрыть все свои чтецкие и актерские способности. Старайтесь не брать для детей младшего школьного возраста серьезные произведения (такие тексты они еще успеют почитать в старшей школе), а вот перейдя в среднее звено, детские стихи читать будет уже поздно, и ребенок с таким произведением будет нелепо выглядеть. В общем, всему свое время!

Выбирайте сюжетное произведение, наполненное диалогами, риторическими обращениями, восклицаниями. Это позволит продемонстрировать элементы актерской игры (мимику, жесты, эмоциональную выразительность речи) и эмоционально украсит выступление.

  • Какие ошибки не стоит допускать при выборе репертуара.

Хочется сказать, что не все ребята любят читать стихи, а уж на публике тем более. Как же заинтересовать ребенка? Что сделать, чтобы ребенок полюбил публичное чтение, да и вообще, просто чтение наизусть?

Во-первых, чтобы определиться с репертуаром, необходимо иметь в запасе несколько произведений разных авторов (если речь идет о подборе произведения для одного ребенка). Если же у Вас идет групповая работа, то конечно репертуарный список должен быть обширен. В этом списке должны быть варианты стихов как от мужского лица, так и от женского. Некоторые преподаватели и родители совершают грубейшую ошибку, давая девочке произведение от мужского лица и наоборот. Этого делать категорически не стоит, т.к. со стороны, это выглядит всегда смешно и компетентные члены жюри за это всегда снижают баллы.

Также часто возникает вопрос: выбрать длинное или короткое произведение? Некоторые думают, чем длиннее оно будет, тем лучше. Это не так!!! Выступая с длинным текстом, да еще не эмоционально, есть вероятность наскучить и зрителю, и членам жюри, а выбрав маленький текст, невозможно будет раскрыть способности ребенка. Поэтому ищите всегда «золотую середину» - это чтение произведения от одной до двух минут. Поверьте, этого будет достаточно и для ребенка, который только начинает свой творческий путь, и для зрителя, который увидит яркое выступление, и для членов жюри, которые оценят чтеца достойно.

  • Работа над текстом.

Итак, вы вооружились интересными текстами (пусть их будет три), что же делать дальше? Прочитайте ребенку все произведения ярко, эмоционально, выразительно и дайте ему право выбора, он обязательно выберет наиболее понравившейся и близкое ему по духу. Далее, вместе с ребенком ответьте на вопросы: О чем это произведение? Что хотел донести до читающих автор? Как относится к событиям в этом произведении сам ребенок? Очень важно ответить на эти вопросы и разобрать весь текст по «полочкам». Необходимо, чтобы читающий ощутил чувства, эмоции героев.  Если в тексте есть незнакомые слова, обязательно разберите их. Ребенок ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, О ЧЕМ ОН ЧИТАЕТ!!!

Старайтесь подбирать репертуар, подходящий к темпераменту ребенка. Если вы все сделаете верно, то и ему, и Вам будет интересно работать.

Какое же чтение мы называем выразительным? Прежде всего, чтец должен соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора, а также соблюдать интонацию вопроса, утверждения и придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

Ваши дальнейшие действия. Вы вместе начинаете разукрашивать текст разными красками, так сказать, оживлять его. Да-да, как художник рисует картины подбирая краски для своего шедевра, так и чтец, ищет подходящие краски для яркого прочтения. Спросите ребенка, в каком цвете он видит это произведение? Может быть на каждое событие у него будет своя цветовая палитра. В театральной педагогике существует такое понятие КИНОЛЕНТА ВИДЕНИЙ (К.С. Станиславский «Работа актера над собой). Так вот, попросите ребенка подробно описать, что он видит, когда читает текст. Причем в этом случае, подключать можно все органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Это поможет ребенку, во-первых, быстрее запомнить текст, а во-вторых, он лучше присвоит его себе. А с присвоенным текстом он будет чувствовать себя как рыба в воде.

Выразительное чтение невозможно без хорошей дикции, ясного, четкого произношения звуков. Для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходима достаточная громкость, темп речи. Если вы даете задание самостоятельно дома выучить текст, то попросите, чтобы ребенок учил его про себя, иначе заучивая вслух, он может выбрать не правильную интонацию и переучивать потом такой вариант крайне сложно. Кроме этого, после кропотливой работы с текстом, отработки выразительности читающий часто осознает, что он уже почти выучил текст. Полное запоминание произойдет во время репетиций.

  • Общение со зрителем.

Очень важно, читая свое произведение, научить ребенка общаться со зрителем. Зачастую я сталкиваюсь с такой проблемой, что дети, рассказывают стихи чему угодно (полу, дверям, стенам, и даже потолку), но не слушателю. Такое чтение становится слепым, смешным, и конечно же, не выигрышным. Если вы работаете «тет-а-тет», то пригласите 2-3 человека зрителей и пусть чтец рассказывает им. И Вы увидите, что все заиграет другими красками.

  • Жестикуляция.

Жестикуляции во время чтения тоже нужно уделять внимание. Не стоит на каждое слово махать руками. Не нужно заниматься демонстрацией действий. Не навязывайте ребенку свою жестикуляцию, это очень видно при чтении. Чтец должен выглядеть органично, то есть, голос, движения и жесты должны быть едиными и увязанными между собой.

  • Внешний вид чтеца.

И вот, когда вроде бы произведение готово, возникает следующий вопрос: как должен выглядеть чтец? Образ должен соответствовать содержанию произведения, однако не стоит перегибать палку. Иногда более выигрышно смотрится классический "белый верх - черный низ", чем профессиональный актерский костюм. Первый вариант, как минимум, позволит сосредоточиться на самом чтеце, а второй вариант рискует перетянуть на себя внимание.

  • Нужны ли чтецу вспомогательные средства?

Не стоит тащить на сцену множество реквизита, декораций, это мешает и зрителю, и уж тем более самому чтецу. Чтецкий номер превращается в театральную постановку. Честно, это тоже всегда смотрится анекдотично и всегда возникает вопрос ЗАЧЕМ? Запомните, «Выразительное чтение – умение действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий (К.С. Станиславский, «Работа актера над собой»).

  • Заключение.

После каждой репетиции анализируйте вместе с юным артистом, что удалось сделать, а над чем еще необходимо поработать. Хвалите! Поддерживайте! Создавайте ситуацию успеха и результат не заставит себя ждать!!!!

Надеюсь, что эта статья будет Вам полезна. Желаю творческих успехов Вам и вашим юным чтецам! Дерзайте, вы талантливы!

 

 

 

 

4

 


Полный текст материала Статья "Путь к успеху. Подготовка к конкурсу чтецов детей младшего школьного возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Есина Татьяна Олеговна  Публикатор
20.01.2021 0 3147 189

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК