Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
Автор разработки: учитель начальных классов Медведская С.Е.
МБОУ Тайтурская СОШ
Тема «Проектная деятельность в начальной школе».
Тема «Проектная деятельность в начальной школе» считается актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением.
Этапы работы над проектом
Содержание работы на этапе |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1 этап. Подготовка |
||
Проведение вводной беседы с целью: Формирование первичного представления об изучаемом объекте; Формирование интереса к данной теме; Создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности |
||
2 этап. Организация проектной деятельности. |
||
Актуализация знаний. |
||
1.Выбор темы и целей продукта(через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.) 2.Определение количества участников проекта, состава группы |
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели |
Представление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика. Помощь в постановке целей. |
Плановые работы |
||
1.Определение источника информации. 2.Планирование сбора и анализа информации. 3.Планирование итогового продукта (формы представления результата) Продукт: Отчёт Фильм, макет, сборник… Конференция, сборник…. 4.Выработка критериев оценки результатов работы. 5.Распределение обязанностей среди членов команды. |
Выработка плана действий (как можно это сделать?) Определение основных методов: Прочитать в книге Понаблюдать Посмотреть в компьютере Задать вопросы родителям, специалистам Подумать самостоятельно Посмотреть в книгах Посмотреть по телевизору и т.п. Формулировка задач. |
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно) |
Исследовательская деятельность |
||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы :интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п. |
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки. |
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. |
Результаты и выводы |
||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов. |
Анализ информации. Оформление результатов. |
Наблюдение, советы. |
3 этап. Представление готового продукта (презентация) |
||
Представление результата работы в разнообразных формах. |
Отчёт, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. |
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от участников, так и от слушателей. |
4 этап. Оценка процессов и результатов работы. |
||
|
Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. |
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению. |
Памятка
Памятка начинающему исследователю. Выбери тему исследования Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы. Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сделай выводы. Оформи результаты своей работы. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования. |
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности. В дальнейшем не исключено и то, что дети могут сами предлагать темы проектов. Порой их так захватывает творческая работа над той или иной темой, что дети начинают самостоятельно ветвить проект, таким образом, появляются минипроекты.
Классификация проектов по продолжительности:
-
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
-
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
-
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
-
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают: индивидуальные, парные и групповые проекты.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:
-
Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
-
Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
-
Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
-
Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
-
Мотивационный Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
-
Планирующий – подготовительный. Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности, сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
-
Информационно – операционный Ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
-
Рефлексивно – оценочный. Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.
Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Медведская Светлана Евгеньевна
→ Публикатор 18.02.2021 0 1441 176 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.