Статья "Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 им. М.К. Янгеля
ДОКЛАД
«Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС
нового поколения»
Прочитан на Педагогическом совете
от 29.12.18
учителем информатики и ИКТ
Ахмедовой Д.Б.
Байконур, 2018
Тема доклада «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения»
«Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка
были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком
с многогранными интересами, запросами, стремлениями»
Василий Александрович Сухомлинский
В современном обществе растет интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Эффективное применение научных знаний и технологий требует формирования четкого понимания в необходимости становления креативно мыслящей личности, компетентной и умеющей управлять собственной интеллектуальной деятельностью. В связи с этим активизировалось внимание к проблеме всестороннего развития человека, которое невозможно без умственного прогресса. Именно школе отводится первоочередная роль в закладывании основ самостоятельно думающего гражданина, стремящегося к открытию нового, желающего проникнуть в самые сокровенные тайны бытия.
Любой учитель стремится вырастить интересные, грамотные, любознательные личности. Поэтому старается сделать свою работу увлекательной и нестандартной, применяя много занимательных моментов, используя исторические факты, необычные приемы подхода к теме. Но встречая на уроках огромное количество информации, ученик чаще всего усваивает ее с трудом. К тому же без закрепления дома, быстро забывает. Да и получение оценки иногда делает ребенка напряженным, а отношение к предмету - обязательным. А общаясь с педагогом вне урока, ребенок раскрепощается и по-другому воспринимает сказанное. Именно использование внеурочной деятельности дает возможность обыграть любой материал, показать тему с неожиданной стороны, подробнее и не торопясь рассмотреть ее тайные моменты, дать возможность ребенку самому поучаствовать в тематическом диспуте или в исследовательской работе. Раскрепощенная внеурочная обстановка помогает ребятам лучше понять то, что точные науки необходимы в повседневной жизни и как разнообразно их влияние.
Внеурочная деятельность в современном образовании представляется как деятельность, которую организует педагог с группой школьников во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и направлена на создание условий для неформального общения детей в классе, в творческих объединениях. Такая деятельность имеет воспитательную и социально-педагогическую направленность, обеспечивает прекрасную возможность для организации межличностных взаимоотношений педагога и обучающихся.
К тому же в группе находится не один ученик, что формирует дружеские отношения между детьми, умение работать командой, в коллективе.
Информатика — это один из предметов, имеющий большое число междисциплинарных связей и обладающий большим спектром возможностей из-за особенностей своего содержания.
Внеурочное занятия по данному курсу направлены на достижение следующих целей:
-
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
-
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
-
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
-
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
-
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
-
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
-
воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Принципы внеурочной деятельности обучающихся по информатике и ИКТ
-
Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка. -
Принцип коммуникативной активности обучающихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень. -
Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.
Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
4. Принцип учета возрастных особенностей убучающихся.
Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.
6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.
В ходе реализации требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере внеурочная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется для повышения качества образования. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарования. Внеурочная работа прививает интерес к предмету, расширяет кругозор, развивает обще интеллектуальные, творческие и познавательные способности. Ребенок на таких занятиях чувствует себя более раскованно, чем на уроке; не боится рассуждать, пробовать, экспериментировать. Рассматривая ту или иную проблему, задачу можно неторопливо и вдумчиво высказать свою гипотезу, выслушать и обсудить мнения других учащихся. Именно вне урока возможно более глубокое развитие творческого мышления, создание лучших условий для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления.
Во внеурочной деятельности с помощью образовательный программ легче развивать пространственное воображение, способность угадывать заранее результат, искать правильный путь решения в сложных и запутанных ситуациях. В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок учится выделять непригодный способ решения проблемы, логически подтверждая свой выбор. Большая роль во внеурочной деятельности отводится разным видам игр. Это деловые и дидактические игры «Найди ошибку», «Собери фигуру», «Истина или ложь», «Третий лишний» и т.п. Такие мероприятия дают возможность каждому ученику проявить свои способности хоть в какой-то степени.
Решая нестандартные задачи, фантазируя, дети, которые хорошо успевают, еще в большей степени могут развивать свои умственные способности, а слабоуспевающие – учатся управлять своими действиями, учатся планировать, искать пути решения и ответы на поставленный вопрос. Здесь важно чаще хвалить и тех и других за правильный ход рассуждения, за поиск нужного пути, подбадривать и радоваться вместе с каждым ребенком их успехами.
Выполняя практические задания с использованием различных программ таких как MS Word, Paint, PowerPoint, обучающиеся развиваются, создают сами творческие проекты. В процессе создания творческих работ, учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, принтером; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их, используя видеопроектор дети освоят новейшие технологии.
Формы внеурочной деятельности должны быть разнообразны. Детей важно заинтриговывать и удивлять новыми видами постановки задачи. Важно, чтобы каждое занятие носило целенаправленный, развивающий и яркий характер. Именно продуманная система внеурочных занятий повышает интерес школьников к предмету, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Заключение
Внеурочная деятельность в современной школе актуальна, использование ее в образовательном учреждении обязательно наряду с уроками, с помощью внеурочной деятельности школа должна достичь новое качество образования. Внеурочная работа позволяет ученику развивать способности, выбрать занятие по душе.
А учителя информатики создают в своей деятельности творческое пространство для тех учащихся, кто увлечен информационными технологиями. А они в свою очередь должны оправдать наши надежды, создавая собственные проекты.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ахмедова Дилором Ботаевна
→ Публикатор 01.04.2021 0 3643 192 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.