Статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго-Западный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа
№ 1065"
Проектно-исследовательскаядеятельностьна уроках русскогоязыка илитературы
Москва, 2019
Введение
Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому и учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям относится проектная технология как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения, и информационно- коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Проект можно рассматривать как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка «Проектно- исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, пособия А.Г. Нарушевич «Проекты, проекты, проекты» и авторской рабочей программы Ягавкиной Н.Н., учителя русского языка и литературы. Данная методическая разработка раскрывает эффективный прием организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. В результате реализации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся смоделируют конкретный продукт проекта.
Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования потребности и способности к саморазвитию. Актуальность данной разработки очевидна: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне-профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Программа предназначена для работы с обучающимися 5-9 классов по направлению «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе». Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время. ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности».
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к проектно-исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы». В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к.
«исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников». Цель разработки - создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения школьника, создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству, в единстве урочной
и внеурочной деятельности обучающихся.
Задачи:
-
Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
-
Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
-
Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
-
Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
-
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
-
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
-
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
-
способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
-
формирование социально адекватных способов поведения.
-
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
-
воспитание целеустремленности и настойчивости;
-
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
-
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения
-
Формирование умения решать творческие задачи.
-
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-
системность организации учебно-воспитательного процесса;
-
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации
1 интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления; 2 системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации ;
-
непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;
-
взаимосвязь урочной деятельности школьников с внеурочной;
Сроки реализации
Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения урока - нестандартные: игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.
Методы проведения урока - интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые, деловые игры. Использование в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления. Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается
на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе проектирования и исследования. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. Чтобы учащийся был инициативен, учитель должен отказаться от роли « носителя информации» и роли арбитра.
Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому её усвоению.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:
-
Выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;
-
Консультирование учителя;
-
Защита проектов.
Существуют основные типы творческих работ учащихся
-
Тип творческой работы
Основные характерные элементы
Реферативные
Сбор, представление и анализ информации по заданной теме
Экспериментальные
Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности
Натуралистические
Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурного материала в соответствии с
принятыми научными нормами
Проектные
Постановка цели, достижение и описание заранее
спланированного результата
Исследовательские
Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний,
экспериментов и анализа полученных данных
Основные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разного типа
-
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать
Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу
-
мешающие обстоятельства
и
тормозящие
Оценивать успешность выполнения
Оценивать успешность выполнения
проекта по максимальному
исследования по степени достоверности
соответствию реальной и
полученных результатов
планируемой деятельности
Умение максимально широко
Замечать, запоминать и следить за
использовать и рекламировать
«второстепенными» наблюдениями,
результат выполнения проекта.
понимая, что это материал для будущих
Осознавать ценность полностью
исследований
завершенного проекта.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. Одним из главных методов программы является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды материалов, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
№ п\п
Содержание темы
Примерная дата
Кол-во часов
Из них
Форма проведения занятий
теори я, ч
практ
ика, ч
1.1 Что такое проект. Виды проектов.
1.
Диагностика уровня
1 неделя
1
0
1
Презентация
школьной мотивации.
сентября
учащихся
Знакомство с понятием
“проект”
Понятие о проектах и
исследовательской
деятельности учащихся.
Проект – это пять «П» -
проблема –
проектирование
(планирование) – поиск
информации – продукт –
презентация.
Классификация учебных
проектов по виду
деятельности.
-
2
Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка
проекта).
2 неделя сентября
1
1
0
Подготовка исследователь ского проекта
«Книжное дерево моей семьи»
3
Знакомство с понятием “проблема”;
формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных
сторон.
3 неделя сентября
1
1
0
Подготовка исследователь ского проекта
«Книжное дерево моей семьи»
4
Знакомство с понятием
«гипотеза»;
формирование умения выдвигать гипотезу, развитие
исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.
4 неделя сентября
1
1
0
Подготовка исследователь ского проекта
«Книжное дерево моей
семьи»
5
Учимся постановке цели и задач работы
1 неделя октября
1
1
0
Подготовка исследователь ского проекта
«Книжное дерево моей
семьи».
6
Учимся составлять план работы. Проектный продукт.
2 неделя октября
1
0
1
Защита проекта . Создание макета
«Книжное дерево моей
семьи»
7
Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы,
ресурсы Интернета)
3 неделя октября
1
0
1
Виртуальная экскурсия
8
Подготовка коллективных проектов
4 неделя октября
1
0
1
Знакомство с образовательн
ыми платформами
9
Проект «Рукописные
книги Древней Руси»
1-4 неделя
ноября
4
1
3
Презентация
проекта
-
«Книжки-
раскладушки»
10
Проект "Будь другом всему живому" (на основе литературных произведений)
1-4 неделя декабря
4
1
3
Создание лонгрида, плаката, буклета, платформа
11
Влияние произведений живописи на
произведения художественной литературы
январь
4
1
3
Совместный проект с изобразительн ым искусством, выставка картин и
работ (серия иллюстраций)
12
Пушкинские места Москвы
1-4 неделя февраля
4
1
3
Создание настольной игры
«Прогулки по литературной Москве», создание
туристическог о маршрута
13
«Фантастическая литература как средство приобщения сверстников к чтению»
1-4 неделя марта
4
1
3
Создание проекта и буклета «Топ- 10
фантастическ их
произведений для мальчиков и
девочек»
14
Электронные книги или чтение в мире цифры
1-4 неделя апреля
4
1
3
Создание электронной книги на платформе
https://www.st oryjumper.com
/user/ login/book/edit
/82252895/ynn 23082006
-
15
Подготовка индивидуальных проектов «Подарок
кабинету литературы».
май
3
1
2
Выставка проектов
Итого
35
11
24
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
большого разнообразного мира (природы и общества);
конфликтных ситуациях правила поведения. |
деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
выбирать тему проекта;
и дополнительные средства (справочная литература, |
из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. |
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
|
сложные приборы, средства ИКТ);
представления проекта учиться давать оценку его результатов;
|
|
|
Планируемые результаты.
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться
|
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
ошибки);
|
Учебно-методическое обеспечение
Дополнительная литература:
-
Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.
-
А. Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! Ростов-на-Дону, Легион, 2013 3.М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21
-
М. П. Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. М: УЦ Перспектива,2012
-
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.
-
И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М: Арктика, 2009
-
М. А. Ступницкая. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. Ярославль, Академия развития, 2008.
-
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
-
Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ягавкина Наталия Николаевна
→ Публикатор 17.05.2021 0 2016 151 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы