Статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы"


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа

1065"

 

 

 

 

 

 

 

Проектно-исследовательскаядеятельностьна уроках русскогоязыка илитературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2019

Введение

Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Поэтому и учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. К таким технологиям относится проектная технология как один из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения, и информационно- коммуникационные технологии. Данные технологии активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. Проект можно рассматривать как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектно-исследовательская деятельность педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка «Проектно- исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, пособия А.Г. Нарушевич «Проекты, проекты, проекты» и авторской рабочей программы Ягавкиной Н.Н., учителя русского языка и литературы. Данная методическая разработка раскрывает эффективный прием организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. В результате реализации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся смоделируют конкретный продукт проекта.

Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования потребности и способности к саморазвитию. Актуальность данной разработки очевидна: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне-профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентноспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.

Программа предназначена для работы с обучающимися 5-9 классов по направлению «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе». Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время. ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности».

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Формирование исследовательской позиции учащихся задача нелегкая. Ребят к проектно-исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы». В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к.

«исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников». Цель разработки - создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения школьника, создание психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству, в единстве урочной

и внеурочной деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).

  2. Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).

  3. Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).

  4. Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.

  • Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения

  • Формирование умения решать творческие задачи.

  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные принципы реализации

1 интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления; 2 системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации ;

  1. непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;

  2. взаимосвязь урочной деятельности школьников с внеурочной;

Сроки реализации

Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.

Формы проведения урока - нестандартные: игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.

Методы проведения урока - интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые, деловые игры. Использование в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления. Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается

на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе проектирования и исследования. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. Чтобы учащийся был инициативен, учитель должен отказаться от роли « носителя информации» и роли арбитра.

Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формирования информационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому её усвоению.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:

  1. Выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;

  2. Консультирование учителя;

  3. Защита проектов.

 

Существуют основные типы творческих работ учащихся

Тип творческой работы

Основные характерные элементы

Реферативные

Сбор, представление и анализ информации по заданной теме

Экспериментальные

Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности

Натуралистические

Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурного материала в соответствии с

принятыми научными нормами

Проектные

Постановка цели, достижение и описание заранее

спланированного результата

Исследовательские

Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний,

экспериментов и анализа полученных данных

 

Основные различия в приобретаемых навыках как результата выполнения творческих работ разного типа

ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать

Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу

мешающие обстоятельства

и

тормозящие

 

Оценивать успешность выполнения

Оценивать успешность выполнения

проекта по максимальному

исследования по степени достоверности

соответствию реальной и

полученных результатов

планируемой деятельности

 

Умение максимально широко

Замечать, запоминать и следить за

использовать и рекламировать

«второстепенными» наблюдениями,

результат выполнения проекта.

понимая, что это материал для будущих

Осознавать ценность полностью

исследований

завершенного проекта.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. Одним из главных методов программы является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды материалов, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п\п

Содержание темы

Примерная дата

Кол-во часов

Из них

Форма проведения занятий

теори я, ч

практ

ика, ч

1.1 Что такое проект. Виды проектов.

1.

Диагностика уровня

1 неделя

1

0

1

Презентация

 

школьной мотивации.

сентября

 

 

 

учащихся

 

Знакомство с понятием

 

 

 

 

 

 

проект”

 

 

 

 

 

 

Понятие о проектах и

 

 

 

 

 

 

исследовательской

 

 

 

 

 

 

деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

Проект это пять «П» -

 

 

 

 

 

 

проблема

 

 

 

 

 

 

проектирование

 

 

 

 

 

 

(планирование) поиск

 

 

 

 

 

 

информации продукт

 

 

 

 

 

 

презентация.

 

 

 

 

 

 

Классификация учебных

 

 

 

 

 

 

проектов по виду

 

 

 

 

 

 

деятельности.

 

 

 

 

 

 

2

Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка

проекта).

2 неделя сентября

1

1

0

Подготовка исследователь ского проекта

«Книжное дерево моей семьи»

3

Знакомство с понятием “проблема”;

формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных

сторон.

3 неделя сентября

1

1

0

Подготовка исследователь ского проекта

«Книжное дерево моей семьи»

4

Знакомство с понятием

«гипотеза»;

формирование умения выдвигать гипотезу, развитие

исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.

4 неделя сентября

1

1

0

Подготовка исследователь ского проекта

«Книжное дерево моей

семьи»

5

Учимся постановке цели и задач работы

1 неделя октября

1

1

0

Подготовка исследователь ского проекта

«Книжное дерево моей

семьи».

6

Учимся составлять план работы. Проектный продукт.

2 неделя октября

1

0

1

Защита проекта . Создание макета

«Книжное дерево моей

семьи»

7

Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы,

ресурсы Интернета)

3 неделя октября

1

0

1

Виртуальная экскурсия

8

Подготовка коллективных проектов

4 неделя октября

1

0

1

Знакомство с образовательн

ыми платформами

9

Проект «Рукописные

книги Древней Руси»

1-4 неделя

ноября

4

1

3

Презентация

проекта

 

 

 

 

 

 

 

«Книжки-

раскладушки»

10

Проект "Будь другом всему живому" (на основе литературных произведений)

1-4 неделя декабря

4

1

3

Создание лонгрида, плаката, буклета, платформа 

11

Влияние произведений живописи на

произведения художественной литературы

январь

4

1

3

Совместный проект с изобразительн ым искусством, выставка картин и

работ (серия иллюстраций)

12

Пушкинские места Москвы

1-4 неделя февраля

4

1

3

Создание настольной игры

«Прогулки по литературной Москве», создание

туристическог о маршрута

13

«Фантастическая литература как средство приобщения сверстников к чтению»

1-4 неделя марта

4

1

3

Создание проекта и буклета «Топ- 10

фантастическ их

произведений для мальчиков и

девочек»

14

Электронные книги или чтение в мире цифры

1-4 неделя апреля

4

1

3

Создание электронной книги на платформе

 

https://www.st oryjumper.com

/user/ login/book/edit

/82252895/ynn 23082006

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Подготовка индивидуальных проектов «Подарок

кабинету литературы».

май

3

1

2

Выставка проектов

 

Итого

 

35

11

24

 

 

 

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  • осознавать себя ценной частью

большого разнообразного мира (природы и общества);

  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

  • формулировать самому простые правила поведения в природе;

  • осознавать себя гражданином России;

  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

  • уважать иное мнение;

  • вырабатывать в противоречивых

конфликтных ситуациях правила поведения.

  • определять цель учебной

деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему,

выбирать тему проекта;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

  • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными,

и дополнительные средства (справочная литература,

  • предполагать, какая информация нужна;

  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную

из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

  • устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;

  • выстраивать логическую цепь рассуждений;

  • представлять

информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением

средств ИКТ;

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

  • слушать других, пытаться принимать

другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

 

сложные приборы, средства ИКТ);

  • в ходе

представления проекта учиться давать оценку его результатов;

  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

 

 

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы

проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности,

ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

Учебно-методическое обеспечение

Дополнительная литература:

  1. Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.

  2. А. Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! Ростов-на-Дону, Легион, 2013 3.М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21

  1. М. П. Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. М: УЦ Перспектива,2012

  2. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.

 

  1. И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М: Арктика, 2009

  2. М. А. Ступницкая. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. Ярославль, Академия развития, 2008.

  3. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. 4.

  4. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012.


Полный текст материала Статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ягавкина Наталия Николаевна  Публикатор
17.05.2021 0 1739 142

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК