Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игры народов мира"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»

 

 

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

МАУДО г.Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»

Протокол от ________ №______

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДО г.Нижневартовска

«ЦДиЮТТ «Патриот»

_________________ Ф.М. Кадров

Приказ от №____

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ИГРЫ НАРОДОВ МИРА»

 

 

 

 

 

Возраст обучающихся: от 7 до 10 лет

Срок реализации: 4 месяца

Автор-составитель: Арсланова Г.Н., тренер-преподаватель

Методическое сопровождение: Райбер Т.А., методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2021 год

 

  1. Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игры Народов Мира» (далее – программа) разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 08.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень освоения: стартовый

Форма получения образования: в организации, осуществляющей образовательную деятельность (МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»)

Актуальность

По последним данным здоровье подрастающего поколения ухудшается год от года. Дети все меньше проводят время на свежем воздухе, ведут малоподвижный образ жизни. Основными причинами низкой двигательной активности является перегруженность учебных программ, ограничение времени игр и физических упражнений на свежем воздухе, чрезмерное увлечение детьми компьютером, телевизором. Одним из выходов из сложившейся ситуации нам видится в реализации краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Игры народов мира».

Развитие толерантности в настоящее время является объективной потребностью современного общества. Ребенок, жизнедеятельность которого протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения.

Игра помогает сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье школьников, в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей.

Обучение детей основам мировой культуры на примере национальных игр дает возможность ребенку приобщиться к культуре различных народов и истории разных стран. Игровые формы обучения позволяют сделать это легко и интересно для ребенка.

Отличительной особенностью данной программы является изучение культуры разных стран через их национальные игры.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе, так как игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостный эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Адресат программы:

Возраст детей: 7-10 лет. Наполняемость групп от 17 до 20 человек (мальчики и девочки).

В возрасте 7-10 лет ребенку, прежде всего, необходимо следить и развивать свою физическую форму. Говорить о наращивании силы в этом периоде можно лишь условно, ведь на фоне роста организма происходит постоянное колебание в соотношении нагрузки и мышечной силы. Из-за колебания физической нагрузки может отмечаться неустойчивое и неравномерное физическое развитие организма. Потому многие специалисты в этом возрастном промежутке советуют увлечь ребенка игровыми видами спорта, где развивается выносливость.

Объем и срок реализации программы

Программа рассчитана на 4 месяца (18 недель). Общее количество учебных часов на весь период обучения – 36 часов.

Цель и задачи программы

Цель: формирование культуры здоровья и физической культуры младших школьников через развитие интереса к подвижным играм народов России и мира.

Задачи программы:

  • Сформировать начальную систему знаний о культуре разных стран;

  • Сформировать начальную систему знаний, умений и навыков по подвижным играм;

  • Развить интерес к дальнейшему изучению мировой истории и культуры;

  • Формировать ключевые компетенции, актуальные личностные качества (коммуникация, самоопределение, принятие решений, решение проблемных ситуаций, доброжелательность, личная ответственность, осознанность, саморегуляция, лидерство)

Планируемые результаты:

- у обучающихся сформирована начальная система знаний о культуре разных стран.

- у обучающихся сформирована начальную систему знаний, умений и навыков по подвижным играм;

- развит интерес к дальнейшему изучению мировой истории и культуры;

- сформированы ключевые компетенции, актуальные личностные качества (коммуникация, самоопределение, принятие решений, решение проблемных ситуаций, доброжелательность, личная ответственность, осознанность, саморегуляция, лидерство)

Условия реализации

- количество детей в группе – от 17, но не более 20 человек (в соответствии с локальным нормативным актом учреждения);

- групповые занятия проводятся при очной форме обучения: в учебном кабинете, в спортивном зале, на местности (школьный стадион, пришкольная территория).

при заочной форме обучения: с применением дистанционных технологий (используемые электронные цифровые платформы: Skype, Zoom, мессенджеры «Viber», «WhatsApp»)

Организация образовательного процесса рассчитана с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14. Продолжительность учебного занятия составляет 2 часа 1 раз в неделю.

Форма обучения: очная, заочная.

Допускается сочетание очной и заочной форм обучения. Заочная форма обучения допускается в период возникающих ситуаций (неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и т.п.), связанных с необходимостью проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.

- формы проведения занятий

при очной форме обучения: практическое занятие, игра, соревнование, праздник.

при заочной форме обучения: онлайн-занятие. Помимо онлайн-занятий активно используются другие формы дистанционной работы и чередуются разные виды деятельности.

Количество аудиторных занятий составляет 36 часов, внеаудиторных занятий нет.

- используемые педагогические технологии

- здоровьесберегающие - соблюдение санитарно-гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности, рациональная плотность занятия, четкая организация учебного труда; строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности; обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.) и др.;

- технология группового и коллективного взаимодействия – позволяют отрабатывать технику и тактику в группах от двух и более человек; способствует формированию у детей способности работать и решать учебные задачи сообща;

- игровые технологии – позволяют детям легче осваивать учебный материал; занятия с использованием игр содействуют развитию у обучающихся внимания и наблюдательности, пространственного воображения, творческого мышления, фантазии; в процессе игровой деятельности обучающиеся прочнее усваивают многие сложные приемы, активно развиваются физические качества, проявляются творческие способности;

- дистанционные образовательные технологии – с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагога при реализации программы в заочной форме. Занятия организуются в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Skype, в форме конференции и чата на платформе Zoom, а также в форме переписок в мессенджерах «Viber», «WhatsApp».

- материально-техническое оснащение программы:

1.

2.

3.

Спортивный зал

Мячи

Скакалки

1

20

20

 

- кадровое обеспечение: программу реализует тренер-преподаватель высшей квалификационной категории с актуальной курсовой подготовкой по теме «Охрана здоровья школьников и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся»;

- формы работы с родителями

индивидуальная работа: индивидуальные беседы (консультации), взаимодействие с помощью групп в мессенджере. При реализации программы возможны массовые мероприятия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей): КТД, праздник.

 

  1. Учебный план.

 

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие. Техника безопасности во время игры. Виды игр, их разнообразие. Правила игры. Интернациональная игра «Приветствие!»

2

1

1

Беседа,

опрос,

игра.

2.

Народные игры России.

12

-

12

3.

Народные игры Украины и Белоруссии

4

-

4

4.

Игры народов Европы.

4

-

4

5.

Игры народов Кавказа и Закавказья.

10

-

10

6.

Итоговое занятие. Праздник «Мы за мир и дружбу»

2

-

2

 

Промежуточная (годовая) аттестация

2

 

2

 

Итого

36

1

35

 

  1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Игры Народов Мира»

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

 

 

 

 

18

18

36

1 раз в неделю по 2 часа

МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализует в течение всего периода обучения, включая каникулярное время.

 

4.Рабочая программа

 

Календарно-тематический план

 

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Дата проведения

  1.  

Виды игр. Их разнообразие. Правила игры. Техника безопасности во время игры.

1

занятие-беседа

 

  1.  

Интернациональная игра «Приветствие!»

1

игра

 

  1.  

«Салки» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Жмурки» (Россия)

 

1

 

 

  1.  

«Гуси-лебеди» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Гуси-лебеди» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Горелки» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Горелки» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Краски» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Хромая уточка» (Украина)

1

игра

 

  1.  

«Хромая уточка» (Украина)

1

игра

 

  1.  

«Коты» (Украина)

1

игра

 

  1.  

«Автогонки»

 (Германия)

1

игра

 

  1.  

«Автогонки»

 (Германия)

1

игра

 

  1.  

«Один в круге» (Венгрия

1

игра

 

  1.  

«Один в круге» (Венгрия

1

игра

 

  1.  

«Хлоп, хлоп убегай» (Белоруссия)

1

игра

 

  1.  

«Хлоп, хлоп убегай» (Белоруссия)

1

игра

 

  1.  

«Цветы и ветерки» (Армения)

1

игра

 

  1.  

«Цветы и ветерки» (Армения)

1

игра

 

  1.  

«Статуя» (Армения)

1

игра

 

  1.  

«Статуя» (Армения)

1

игра

 

  1.  

«День Ночь» (Азербайджан)

1

игра

 

  1.  

«День Ночь» (Азербайджан)

1

игра

 

  1.  

«Чья шеренга победит» (Азербайджан)

1

игра

 

  1.  

«Чья шеренга победит» (Азербайджан)

1

игра

 

  1.  

«Снятие шапки» (Грузия)

1

игра

 

  1.  

«Снятие шапки» (Грузия)

1

игра

 

  1.  

«Достань шапку» (Дагестан)

1

игра

 

  1.  

«Достань шапку» (Дагестан)

1

игра

 

  1.  

Прыжок лягушки» (Адыгея)

1

игра

 

 

  1.  

Прыжок лягушки» (Адыгея)

1

игра

 

  1.  

«Всадник» (Адыгея)

1

игра

 

  1.  

«Всадник» (Адыгея)

1

игра

 

  1.  

«Игра в шапку» (Казачья игра)

1

игра

 

  1.  

«Игра в шапку» (Казачья игра)

1

игра

 

  1.  

«Хромая лиса» (Татарстан)

1

игра

 

  1.  

«Хромая лиса» (Татарстан)

1

игра

 

  1.  

«Гуси-лебеди» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Жмурки» (Россия)

 

1

игра

 

  1.  

«Салки» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Жмурки» (Россия)

 

1

игра

 

  1.  

«Краски» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Гуси-лебеди» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Салки» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Краски» (Россия)

1

игра

 

  1.  

«Краски» (Россия)

1

игра

 

  1.  

Итоговое занятие. Праздник «Мы за мир и дружбу»

2

игра

 

 

ИТОГО

48

 

 

 

5. Содержание программы (Приложение №1).

 

1. Игра «Приветствие!»

3. Игра «Салки» 

4. Игра «Жмурки»

5.6. Игра «Гуси-лебеди» 

7.8. Игра «Горелки»

9. Игра «Краски» 

10.11.Игра «Хромая уточка»

12. Игра «Коты» 

13.14. Игра «Автогонки» 

15.16.Игра «Один в круге» 

17.18. Игра « Хлоп, хлоп убегай» 

19.20.Игра «Цветы и ветерки» 

21.22. Игра «Статуя» 

23.24. Игра День Ночь» 

25.26. Игра «Чья шеренга победит» 

27.28. Игра «Снятие шапки» 

29.30. Игра «Достань шапку» 

31.32.Игра «Прыжок лягушки»

33.34.Игра «Всадник» 

35.36. Игра «Игра в шапку» 

37.38.Игра «Хромая лиса»

39.44 Игра «Гуси-лебеди» 

40.42 Игра «Жмурки»

43.46.47 Игра «Жмурки»

48. Итоговое занятие. Праздник «Мы за мир и дружбу»

 

6. Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Текущий контроль осуществляется: по окончании изучения раздела программы. Тренер-преподаватель осуществляет качественную оценку результатов обучения по 4-х бальной системе.

Форма текущего контроля: ?????????????? (после каждого раздела)

Промежуточная (годовая) аттестация проводится один раз в конце периода реализации программы, осуществляется в форме конкурсных мероприятий в рамках Праздника.

Формы фиксации результатов

- журнал посещаемости;

- протоколы праздника;

Методические материалы

  1. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие / В.Е. Гришина. – М.: Советский спорт, 2005.

  2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. / Г.Н.Гришина. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 1999.

  3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира. / А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1989.

  4. Кенеман А.В Детские подвижные игры народов СССР / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Гришина Г.Н. Любимые детские игры / Г.Н. Гришина. – М.: Вместе с детьми, 2000.

  6. Ковалёва Е.А. Игры на свежем воздухе для детей и взрослых /Е.А. Ковалева - М.: Азбука развития, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Критерии оценки качества освоения программы

 


 


 

Содержание

Уровень

Оптимальный

«4»

Достаточный

«3»

Критический

«2»

 

Недопустимый

«1»

1.

Протокол конкурсных мероприятий Праздника.

16 и более

15-9

8-5

4 и менее

* знание детей игр, правил и содержание. Один правильный ответ засчитывается как один балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Игры народов мира

 

1.Интернациональная игра «Приветствие!»

Известно, что в разных странах принято по-разному приветствовать друг друга. Перед началом игры ведущий  проводит инструктаж. Он рассказывает, в каких странах и как люди здороваются друг с другом. Дети должны запомнить это. Конечно, это очень упрощенные версии приветствий - но у нас ведь игра, да? 

Америка: похлопывание друг друга по плечу 

Китай: легкий поклон со скрещенными  на груди руками 

Кения: плевок (чисто символический) в сторону того, кого приветствуешь 

Замбия: хлопок в ладоши и реверанс 

Европа: протянутая рука и  легкое пожатие 

Франция: рукопожатие и  поцелуй в щеку 

Индия: легкий поклон, руки сложены перед лицом, ладони вместе 

Россия: объятие и троекратный поцелуй в щеки 

Все игроки ходят по площадке, а ведущий произносит названия стран. Дети должны подойти друг к другу  и поприветствовать так, как положено в этой стране. Игра ускоряется, ведущий начинает быстрее произносить страны. Тот игрок, который перепутает приветствия, выбывает из игры

 

2. Игра «Салки» (Россия)

По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Виды «салок»:

  • Круговые салочки. На земле чертится большой круг. Играющие становятся по кругу. По сигналу все бегут по кругу друг за другом. Если кто-то кого-то догонит и осалит, тот выходит из игры. Неожиданно дается громкий сигнал. При этом все должны повернуться и бежать в противоположную сторону, стараясь осалить бегущего впереди. Выигрывают те, кого не смогли осалить.

  • «Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права. 

  • Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

  • Цепные салочки. Игрок, которого осалили, берет за руку водящего и так бегает за другими игроками. Следующий осаленный берет за руку кого-то из этой пары и так далее. Составляется длинная цепь водящих, которая может окружать убегающих. Если на бегу цепь разрывается, то водит кто-то из тех игроков, которые расцепили руки. Кто из двух - решают по жребию.

  • Салки с приседанием. Салки, напоминают салки ножки на весу, но являются их упрощенной версией. В этих салках нельзя салить игрока, который успел сесть на корточки.

  • Салки - стойка на одной ноге. Водящий не может салить игрока, который успел занять позу, стоя на одной ноге и держащих другую, отведенную назад ногу двумя руками.

  • Колдунчики или салки «Чай-чай-выручай». Выбирается воду, игроки разбегаются, в случае, если вода осалит кого-то, игрок замирает, расставив руки в стороны и кричит «Чай-чай-выручай». Другой игрок может подбежать к «заколдованному» и дотронувшись «освободить» его. «Расколдованный» игрок вновь в игре.
    Правила игры:
    1. "Салить" играющих - значит прикоснуться к кому-либо рукой или предметом, но не хвататься за игрока и не тащить его. 
    2. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу считается пойманным и меняется ролью с «салкой»-водящим. 
    3. Каждый новый «салка»-водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться.

 

3. Игра «Жмурки» (Россия)

Жмурки - детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.
Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурке), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве.
Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.
Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами.
Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока. Ещё как вариант жмурок можно играть в пятнажки, только без платка.
Правила игры:

  • Жмурке завязывают глаза платком (шарфом и тп).

  • Отводят на середину площадки.

  • Жмурку крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он(а) немного потерял ориентация в пространстве.

  • Жмурка должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.

  • Если жмурка правильно опознал игрока, то игроку завязывают глаза и он становится жмуркой, а жмурка становится обычным игроком (меняются местами).

  • Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы.

  • Игрокам нельзя ставить подножки или как-то толкать жмурку - это может привести к травмам.

  • Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать, чтобы отвлечь жмурку от игрока.

 

4.Игра «Гуси-лебеди» (Россия)

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле. Между ними находится логово «волка». Все гуси летят на поле травку щипать. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Гуси-лебеди! Домой!
- Волк за дальней горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
По сигналу "гуси - лебеди домой, волк за дальней горой", "гуси" бегут к скамейкам в "гусятник". Из-за "горы" выбегают "волки" и догоняют "гусей". Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Правила игры:

  • «Гуси» должны летать по всей площадке, им разрешается возвращаться домой только после слов, сказанных хозяином.

  • В конце игры можно отметить самых ловких «гусей» (ни разу не попавших к «волку») и лучшего «волка» (поймавшего больше «гусей»).

 

5. Игра «Горелки» (Россия)

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Гори, гори ясно
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи,
Да едят калачи.
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:

Огарушек, огарушек*,
Плохо стоишь —
Стань на черный камушек! 
Совсем сгоришь!

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Правила:

  • Водящий не должен поворачиваться назад.

  • Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»

  • Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»

  •  

6.Игра «Краски» (Россия)

По правилам игры выбирается продавец и покупатель. Все остальные краски. Каждая краска загадывает свой цвет и тихонько сообщает его продавцу.

Итак, краски и продавец садятся на скамеечку. Покупатель подходит к игрокам и говорит:
"Тук-тук".

Продавец: 
"Кто там?"

Покупатель: 
"Я монах в синих штанах"

Продавец: 
"Зачем пришел?"

Покупатель: 
"За краской!"

Продавец: 
"За какой?"

Покупатель: 
называет краску.

Если такой краски нет, продавец отвечает:

"Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!"

Тогда покупатель прыгает кружок на одной ножке вокруг скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской.

Если же такая краска есть, то продавец говорит:"

Есть такая. Платите столько-то"

(называет число, как правило, возраст игрока), но не показывает, кто это. Покупатель должен быстро расплатиться (похлопать по ладошке продавца столько раз, сколько нужно заплатить).

Краска в это время вскакивала со скамейки и убегала так далеко, как могла. После этого покупатель должен был поймать краску. Если получалось, то пойманный игрок становился покупателем. Если краске удавалось вернуться на скамейку непойманной, игра начиналась сначала с прежним покупателем.

 

7. «Хромая уточка» (Украина)

Для игры выбирается площадка и устанавливаются границы, за которые нельзя будет выходить. Также выбирается игрок, который будет "хромой уточкой".

Другие игроки расходятся по площадке и становятся на одну ногу, а другую согнутую в колене придерживают рукой.

В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.

По команде "хромая уточка" начинает прыгать на одной ноге и пытаться поймать других игроков, которые также прыгая на одной ноге, стараются убежать от "уточки". Те, кого поймали, помогают ловить непойманных игроков.

Игрок, который остался последним непойманным выигрывает и становится "хромой уточкой". Если в процессе игры игрок не удерживается и встаёт на обе ноги или выпрыгивает за пределы поля, считается пойманным.

 

8. «Коты» (Украина)

Для игры понадобятся: игроки от трёх до десяти человек, платочек завязать глаза, ограниченная игровая площадка и 6 – 10 палочек, которые и будут котами.

В начале игры выбирают водящего и завязывают ему глаза. Дают ему в руки котов-палочки и двое игроков начинают его крутить и водить в разные стороны, стараясь запутать, сбить ориентир. Далее один из сопровождающих  говорит: «клади двух котов» и водящий должен положить 2 палочки на землю. И так его водят, пока он не разложит все палочки. 

Потом его возвращают на исходную точку, развязывают глаза и он без подсказок должен найти и собрать всех котов. Самым лучшим игроком будет, тот,  кто без подсказок быстрее всех найдёт все палочки.

Потом выбирают следующего водящего,  и начинается игра заново.

По правилам водящего нельзя уводить за пределы игровой площадки. Ему можно подсказывать словами: тепло, жарко, холодно, прохладно. Если игрок не может долго найти последнего кота, то ему показывают его, и он проигрывает.

 

9.«Автогонки» (Германия)

Игра для двух и более человек. Для игры надо взять две игрушки-автомобиля, две деревянных палочки и два длинных шнура (примерно 6-9 м). Игрушечные автомобили следует привязать к шнурам, которые, в свою очередь, привязать к палкам.

Деревянные палочки должны держать в руках двое детей. Суть игры в том, чтобы по команде как можно быстрее намотать шнур на палку, притянув, таким образом, машину к себе.

 

10. «Один в круге» (Венгрия)

Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» - перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.

Вредные привычки (алкогализм, табакокурение и наркомания)

 

11. «Хлоп, хлоп убегай» (Белоруссия)

Играющие ходят по площадке – собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т.д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:

  • Хлоп, хлоп, убегай!

  • Тебя кони стопчут.

  • А я коней не боюсь,

  • По дороге прокачусь –

несколько игроков начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры.

Убегать можно лишь после слова прокачусь. Тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

 

12.«Цветы и ветерки» (Армения)

В середине игровой площадки на расстоянии 2 м про­водятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м про­водятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.

Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ве­терки, угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы».

«Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.

Правила игры:

  • очки определяются по числу пойманных цветов;

  • победителя определяют по условленной сумме очков;

  • после одной игры команды меняются ролями.

 

12. «Статуя» (Армения)

Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек — четверых ловцов. По назначению ведущего ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них поймать.

Пойманный должен тут же остановиться замереть на месте в том положении, в котором его поймали. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут пойманы все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.

Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

 

13. «День Ночь» (Азербайджан)

На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраи­ваются мальчики, у другой — девочки. Между ними на­ходится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», коман­да девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ло­вят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчи­ков.

Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.

 

 

14. «Чья шеренга победит» (Азербайджан)

Играющие делятся на две равные команды. Два иг­рока, по одному из каждой команды, становятся лицом друг к другу перед начерченной на игровой площадке линией. Взяв друг друга за пояс, игроки по сигналу стре­мятся перетянуть на свою сторону противника.

Правила игры:

  • побеждает тот, кто перетянул соперника на свою сторону;

  • проигравший переходит в команду выигравшего.

 

 

 

15. «Снятие шапки» (Грузия)

На одном конце игровой площадки у стартовой ли­нии на расстоянии 3—4 м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в зем­лю втыкаются по две палки (или ставятся стойки высо­той 1 м): ближние на расстоянии 2—3 м, а дальние — 7— 8 м от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке.

 

Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в даль­ний конец площадки, снимают шапки с падок, возвра­щаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и стано­вятся в конец колонны. Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают шапки на них. После этого они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети не примут участия в игре.

Правила игры:

  • последующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий;

  • если игрок уронит шапку, он обязан подобрать её и повесить на палку.

 

16. «Достань шапку» (Дагестан)

Игроки делятся на две команды (до десяти человек в каждой). На игровой площадке чертится линия на рас­стоянии 10—15 м от игроков, на которой находятся шап­ки. Играющие становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д.

Первые пары, например, продвигаются вперед, пры­гая на одной ноге, вторые пары двигаются на четверень­ках, третьи пары идут

 

на пятках, четвертые — в полуприседе, пятые в глубоком приседе.

Правила игры:

  • взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой;

  • побеждает та команда, которая наберет больше шапок;

  • при повторении игры лучше поменять виды дви­жений между парами;

можно выбрать и другие движения.

 

17. «Прыжок лягушки» (Адыгея)

На игровой площадке отмечается линия старта. Пра­во первым начать игру определяется жребием. Игрок, по­лучивший право на выполнение задания, выходит на ли­нию старта и принимает позу лягушки (становится на чет­вереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыга­ет вперед три раза. Последнее место приземления отмеча­ется. Затем то же самое выполняют следующие игроки.

Правила игры:

  • нельзя переступать через линию старта и отры­вать ладошки от земли до начала прыжка. Нару­шивший правило проигрывает;

  • выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.

Вариант игры: прыжки выполняются спиной вперед.

 

19. «Всадник» (Адыгея)

Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки на­зад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По коман­де в таком положении пары должны добежать до фини­ша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.

 

20. «Игра в шапку» (Казачья игра)

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она переле­тает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

  • шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;

  • если, стоящему в кругу, удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не пой­мал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана»

 

21. «Хромая лиса» (Татарстан)

Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.
На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т.е. прикоснуться к нему рукой.
Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.
Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки. Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют


Полный текст материала Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игры народов мира" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Арсланова Гузель Нурфаизовна  Публикатор
24.05.2021 0 1133 160

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК